Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Определение синдрома раннего детского аутизма (РДА), характерные признаки его проявления.






Синдром раннего детского аутизма, синдром РДА, синдром Лео Каннера — нарушение в развитии эмоционально-личностной сферы детей и подростков.

Основными признаками РДА при всех его клинических вари антах являются:

— Недостаточное или полное отсутствие потребности в кон­тактах с окружающими.

— Отгороженность от внешнего мира.

— Слабость эмоционального реагирования по отношению к близким, даже к матери, вплоть до полного безразличия к ним (аффективная блокада).

— Неспособность дифференцировать людей и неодушевлен­ные предметы. Нередко таких детей считают агрессивны­ми: когда они хватают другого ребенка за волосы или тол­кают его как куклу. Такие действия указывают на то, что ребенок плохо различает живой и неживой объекты.

— Недостаточная реакция на зрительные и слуховые раздра­жители заставляет многих родителей обращаться к офталь­мологу или сурдологу. Однако на первый взгляд кажущаяся нам слабой реакция ребенка на зрительные или слуховые сиг­налы является ошибкой. Дети с аутизмом, наоборот, очень чувствительны к слабым раздражителям. Например, дети ча­сто не переносят тиканье часов, шум бытовых приборов, ка­панье воды из водопроводного крана.

— Приверженность к сохранению неизменности окружающего (феномен тождества по L. Kanner). Этот феномен проявля­ется у детей с аутизмом очень рано, даже на первом году жиз­ни. Родители ребенка с аутизмом рассказывали, что малень­кий Митя сосал импортную соску «беби-микс». Когда соска стала непригодна, отец вытащил ее изо рта спящего ребенка, выкинул в форточку и заменил обычной отечественной со­ской. Ребенок проснулся ночью, кричал, выплевывал новую соску. Родителям пришлось выйти на улицу и ночью искать старую соску под окнами.

— Неофобии (боязнь всего нового) проявляются у детей-аути-стов очень рано. Дети не переносят перемены места житель­ства, перестановки кровати, не любят новую одежду и обувь.

— Однообразное поведение со склонностью к стереотипным, примитивным движениям (вращение кистей рук перед гла­зами, перебирание пальцев, сгибание и разгибание плечей и предплечий, раскачивание туловищем или головой, под­прыгивание на носках и пр.).

— Речевые нарушения при РДА разнообразны. В более тяже­лых формах РДА наблюдается мутизм (полная утрата речи),

у некоторых больных отмечается повышенный вербализм, I проявляющийся в избирательном отношении к определен-] ным словам и выражениям. Ребенок постоянно произносит понравившиеся ему слова или слоги.

Весьма характерным при РДА является зрительное поведение, ] что проявляется в непереносимости взгляда в глаза, «бегающий взгляд» или взгляд мимо. Для них характерно преобладание зри-тельного восприятия на периферии поля зрения. Например, от ре- ) бенка-аутиста очень трудно спрятать необходимый ему предмет, и поэтому многие родители и педагоги отмечают, что «ребенок ви-. дит предметы затылком», или «сквозь стенку».

Однообразные игры у детей с РДА представляют собой стерео­типные манипуляции с неигровым материалом (веревки, гайки, ■ ключи, бутылки и пр.). В некоторых случаях используются игруш* j ки, но не по назначению, а как символы тех или иных объектов. Де< -ти с РДА могут часами однообразно вертеть предметы, переклады* j вать их с места на место, переливать жидкость из одной посуды в другую. Например, любимое занятие четырехлетней девочки с синдромом раннего детского аутизма было переливание воды на даче из одной бочки в другую, и попытки бабушки отвлечь девоч- j ку от таких занятий вызывали у нее бурный протест в виде плача, крика, падения на землю с битьем головой и ногами.

Дети с РДА активно стремятся к одиночеству, чувствуют себя заметно лучше, когда их оставляют одних. Контакт с матерью у них может быть различным. Наряду с безразличием, отсутствие ем реакции на присутствие или отсутствие матери, возможна так-1 же симбиотическая форма контакта, когда ребенок отказывается оставаться без матери, выражает тревогу при ее отсутствии, хотя никогда не бывает ласков с ней. i

Аффективные проявления у детей с РДА бедны и однообразны.] Аффект удовольствия возникает у ребенка чаще всего, когда он ос- тается один и занят описанными выше стереотипными играми. ! ■ |

У детей с РДА наблюдаются различные интеллектуальные на-j рушения. По данным психометрических исследований у детей с синдромом РДА в 55-60% случаев наблюдается умственная от-1 сталость, у 15-20% наблюдается легкая интеллектуальная недоста­точность и только 15-20% имеют нормальный интеллект. В иссле-1

дованиях В. Е. Кагана (1981) подчеркивается, что интеллектуаль­ная деятельность при РДА неравномерна, отмечаются низкие пока­затели при выполнении невербальных заданий. Интеллектуальные способности в значительной степени определяются клинической формой РДА, его этиологией и патогенезом.

Психологические исследования раннего детского аутизма ве­дутся с использованием разных подходов: психоаналитического, поведенческого, когнитивного и пр. Заслуживают особого внима­ния работы отечественных психологов: Лебединского В. В., Ни­кольской О. Е. и др.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.