Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Механизмы общения






 

Каждый из разнообразных аспектов процесса общения предполагает определенные спосо­бы воздействия индивидов друг на друга (так называемые механизмы общения) результатом чего является изменение поведения и деятельности собеседника в соот­ветствии с целями совместной деятельности.

К основным механизмам общения (психологическим способам воздействия в процессе общения) относят убеждение, внушение, психическое заражение, под­ражание.

Убеждение – это способ сознательного и организованного психического воздействия на психику индивида. Основан этот способ на аргументации. Убеждающее воздействие произойдет тем успешнее, чем в большей степени вы­сказанное мнение отвечает потребностям и мотивам данного челове­ка, и будет стойким, если окружающая действительность подтверж­дает содержание воспринятой информации. При этом если высказы­ваемая мысль расходится с уже сформировавшимися установками убеждаемого человека, желательно, чтобы он убедился в негативности последних.

 

Противоположным убеждению по своему механизму является внушение - процесс психического влияния на человека при ослабленном контроле его сознания и некритической оценке содержания воспри­нимаемых сообщений. Эффективность внушения определяется: свойствами внушающего (социальным статусом, обаянием, воле­вым, интеллектуальным и характерологическим превосходством); особенностями человека, подвергающегося внушению (степенью внушаемости, неуверенностью в себе, низкой самооценкой, чув­ством собственной неполноценности); взаимоотношениями партнеров по общению (доверием, зависи­мостью и т. п.). Степень внушения повышается с увеличением количества людей в группе (образовании толпы), а также с уменьшением их возраста.

Заражение – использует бессознательную, непроизволь­ную подверженность человека определённым психическим состояниям. В результате наблюдается эффект многоразового взаимного усиления эмоционального влияния партнеров друг на друга по модели обычной цепной реакции (это явление сопровождает массовые акции, публичное восприятие ораторских выступлений, и т.д.). При этом его эффект будет тем больше, чем больше величина аудитории и степень эмоционального напряжения человека, влияющего на аудиторию. Важ­ную роль в процессе заражения играет также общность оценок и уста­новок людей (например, настрой людей, пришедших на стадион поддержать свою любимую футбольную команду). Подверженность психическому заражению зависит и от общего уровня развития личности, и прежде всего самосознания людей, со­ставляющих аудиторию. Особой ситуацией, усиливающей влияние через заражение, является паника, возникающая вследствие потрясения и восприятия ситуации как кризисной. Причинами возникновения паники могут быть явле­ния, ведущие к физическому ослаблению людей (утомление, депрес­сия, голод, опьянение и т. п.), а также сильное удивление, осознание бессилия перед опасностью, дефицит или избыток информации.

Внушение тесно переплетается с заражением, эти механизмы усиливают друг друга. В определённой степени формой внушения, сопровождаемого явлением психического заражения, являются слухи - ничем не подтверждённые сообщения о якобы происшедших событиях. Возника­ют они, обычно, в условиях дефицита важной информации. Не зная источника слухов, многие люди часто склонны верить тому, что со­общение идёт из надёжного источника.

 

Подражание – воспроизведение индивидом определённых внешних черт и образцов поведения, действий, поступков. Под его влиянием формируются не только простейшие привычки деятельности, но и духовные ценности, идеи, вкусы, манеры поведения. Особенно большое значение подражание имеет на ранних этапах ста­новления и развития человека, а также в подростковом возрасте.

Примером проявления подражания может являться мода (от лат. modus-норма, правило, мера) - форма стандартизированного мас­сового поведения людей, которое возникает стихийно, под влиянием настроения, вкусов, увлечений, преобладающих в обществе.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.