Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы психологии






Метод в науке - способ, средство достижения цели, совокупность операций практического и теоретического познания действительности, признающаяся за норму. Метод - это путь исследования, методика – конкретная процедура по сбору, обработке или анализу данных. Если тема исследования – это что исследуется, то метод – как исследуется.

Сила науки во многом зависит от совершенства методов исследования, от того, насколько они валидны (валидность - мера соответствия того, насколько методика и результаты исследования соответствуют поставленным задачам) и надёжны.

Исследование – форма научного познания, заключающаяся в добывании научных знаний (фактов) и их осмыслении. Знания и факты признаются наукой, если их получение соответствует принятым стандартам науки.

В науке приняты следующие этапы исследовательского процесса:

1. Определение проблемы исследования, обзор литературы по проблеме, выдвижение гипотезы;

2. Разработка плана исследования;

3. Сбор данных;

4. Обработка и интерпретация данных;

5. Подтверждение или опровержение гипотезы, в случае опровержения старой гипотезы – выдвижение новой гипотезы и её проверка;

6. Подготовка отчёта об исследовании.

Методы организации исследования делятся на метод срезов, лонгитюдный метод и их комбинацию. Метод срезов – одномоментный замер изучаемых параметров. Лонгитюдный метод – изучение развития параметров, характеристик в течение определенного времени у одних и тех же людей. Его применяют для изучения развития, динамики изменения каких-либо характеристик. Комбинированный метод предполагает одномоментное изучение людей разного возраста.

Методы сбора данных – эмпирические методы по получению фактического материала; каждый конкретный метод обычно называют методикой. В психологии применяется много различных методов, составляющих относительно самостоятельные группы.

Обсервационные методынаблюдение – прямое (непосредственное), опосредованное техническими средствами и включенное (наблюдатель является участником изучаемой деятельности) и самонаблюдение – получение данных путем непосредственного или опосредованного техническими средствами восприятия. Обычно применяются на начальных этапах исследовательского процесса или дополняют другие методы, требуют очень серьёзной подготовки исследователя. Наблюдение позволяет получить самую надёжную информацию, так как чаще всего проходит в естественных условиях, наблюдаемый о нем даже не догадывается, а значит, не включает защитные механизмы. Также оно проходит с определённым количеством повторений, поэтому наблюдатель имеет возможность фиксировать повторяющиеся формы поведения, а это позволяет делать вывод о том, что они являются характерными, присущими для наблюдаемого. Эффективность наблюдения зависит от профессиональной подготовки наблюдателя, его опыта, состояния, способности воспринимать «без помех», т.е. максимально объективно.

Опросные методыбеседа, интервью и анкетирование – получение данных с помощью устного или письменного диалога. Позволяют регулировать степень свободы исследования, хорошо поддаются математической обработке и могут значительно экономить время при групповом анкетировании. Широко используются в различных исследованиях. Беседа применяется чаще с разведывательными целями, так как позволяет уточнять зону поиска, наиболее подходящие вопросы и темы, однако ее результаты трудно формализовать и, следовательно, математически обрабатывать. Анкета же очень легко обрабатывается и стандартизируется, позволяет быстро получать большой массив данных, но не позволяет изменить что-либо по ходу исследования.

Экспериментлабораторный, естественный и психолого-педагогический - изучение явлений в специально созданных или контролируемых условиях. Основной метод классической науки. Дает возможность максимального контроля, повторяемости, но в основном является изучением не самой реальности, а лишь её модели. К тому же испытуемые знают о своём участии.

Тесты – вербальные (словесные) и невербальные – психометрические методики оценки, проверки, определения уровня параметров и характеристик, основа психодиагностики. Обладают значительными диагностическими возможностями, но требуют очень тщательной разработки и подготовки исследователя. Вербальные тесты удобны в применении и обработке, но являются самооценочными и поэтому включают защитные механизмы человека, в той или иной степени получают результат искажённый, желаемый. Невербальные же тесты лишены этих недостатков, но требуют очень кропотливой и профессиональной подготовки.

Контент-анализ – анализ содержания текста через выделение отдельных смысловых лексических единиц и количественную обработку их распределения. Позволяет выявить тематическую, стилистическую и методологическую направленность текста.

Биографический метод – изучение жизненного пути человека. Служит хорошим дополнением к другим методам, предоставляя добавочный материал.

Праксиметрия – изучение продуктов деятельности человека – литературных и музыкальных сочинений, произведений изобразительного искусства и т.д. Добавляет данные об индивидуальности человека и высветляет его творческую сторону.

Методы обработки и интерпретации данных – в той или иной степени сочетание качественного (группировка, сортировка, классификация и т.д.) и количественного (математико-статистического) анализа полученных данных.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.