Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психология как наука






 

Слово «психология» в переводе с греческого означает «наука о душе» (psyche–«душа», logos–«учение»). Наука психология изучает мир субъективных (душевных) явлений, процессов и состояний, как осознаваемых, так и неосознаваемых самим человеком.

Душа - понятие, которое употребляется для обозначения внутреннего мира человека, его сознания и самосознания.

Предметом изучения психологии выступает психика. Как наука психология изучает отдельные факты психической жизни человека, выявляет закономерности их развития, раскрывает механизмы, лежащие в их основе.

Основной задачей психологии является изучение законов психической деятельности в ее развитии.

Этапы развития психологии:

На І этапе психология развивалась в рамках философии и медицины. Большой вклад сделали такие мыслители, как Пифагор, Эпикур, Демокрит, Платон, Аристотель, а также врачи - Гиппократ и Гален. На тот момент ещё не существовало как самого понятия «психология», так и, естественно, психологических методов.

На ІІ этапе, приблизительно с середины XVII столетия, с активным развитием естественных наук во времена первой научно-технической революции и развития атеистического материализма понятие «душа» стало считаться религиозным, т.е. не относящемся к науке. Появилось понятие «психология», которая рассматривалась исключительно как наука о сознании. Основным методом в то время было самонаблюдение.

На III этапе, с конца XIX века, психология начала развиваться как экспериментальная наука о поведении человека. Основными методами были психофизиологические, наблюдение и эксперимент. В дальнейшем, в основном благодаря психоанализу, в психологии появились разнообразные направления (и продолжают появляться и сейчас) и психология превратилась в систему наук.

В началеXX в. впсихологии возникает кризисная ситуация: не дал заметных результатов метод интроспекции; не удалось уточнить специфику психической реальности, решить проблему связи психических явлений с физиологическими, обнаружился разрыв между психологической теорией и данными экспериментальной работы. Попытки преодоления этого кризиса привели к формированию нескольких влиятельных школ (направлений) в психологической науке.

Сейчас, с конца XX века, психология вступает в IV этап своего развития, связанный с проникновением в духовный мир человека. Происходит интеграция психологии со всеми областями человекознания, понятие «душа» вновь становится объектом психологического анализа.

Мы живем в реальном мире. Каждый человек является частью этого мира, но в то же время и субъектом, а его психика – это его субъективный мир. Более того, реально существуя, внешний для человека мир дан ему лишь в различного вида отражениях. Кроме того, что внешняя реальность всегда объективно существует, у каждого из нас она своя и представлена в субъективной модели этой реальности. Т.е. реальность для каждого конкретного человека - это психический образ, формирующийся на основе деятельности органов чувств и интуиции. Человек не только отражает реальность, но и создает, творит ее - сначала в виде модели, а затем превращая модель в саму реальность. Поэтому можно утверждать, что реальность существует в двух формах – объективной (плотной) и субъективной (психической).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.