Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Страниц






https://www.knigafund.ru/books/149276/read#page12

Вообще, понятий конкуренции в научной литературе дается много. Рассмотрим еще несколько распространенных толкований.

Конкуренция (с лат. Concurentia- «столкновение, состязание») рассматривается как ситуация, когда любой человек, желающий что- либо приобрести или продать, имеет возможность выбирать между разными поставщиками или покупателями.

Следующая трактовка «конкуренции» предлагает понимать под ней «процесс, в ходе которого фирмы борются друг с другом за потребителей своей продукции».

6Ая страница Для прнимания экономического содержания «конкуренции», не редко выделяют 3 основных подхода к его рассмотрению:

1. Поведенческий;

2. Структурный;

3. Функциональный.

Разберем эти термины более конкретно.

7ая страница Если говорить по порядку поведенческий подход стал самым первым методом к определению понятия конкуренции. Отметим, что экономист Адам Смит приравнивал конкуренцию к «честному соперничеству между продавцами за более выгодные условия продажи своих товаров». Известная неоклассическая теория, придерживаясь этого же подхода, рассматривает понятие конкуренции «как борьбу за редкие экономические блага». То есть американский экономист П.Хайне, в свою очередь, определяет, что «конкуренция есть стремление как можно лучше удовлетворить критериям доступа к редким благам».

Если говорить про второй подход, структурный, то «конкуренция» состоит из рынка и господствующих на нем условий. То есть «Конкуренция- это наличие на рынке большого числа независимых покупателей и продавцов, возможность для покупателей и продавцов свободно выходить на рынок и покидать его»

Функциональный подход же направляет изучение экономической сущности понятия конкуренции в сторону рассмотрения ее роли в развитии экономики.

В последнее десятилетие особенно заметно показали главную роль «конкуренции» в работе производственных сил, воздействие её на мирохозяйственные процессы и национальную экономику.

На сегодняшний момент важным понятием является конкурентоспособность. Но всё же современная наука экономики не дает как общей единой трактовки сути категории «конкурентоспособность», но и общепринятого единственного подхода к способам ее оценки, анализа и формирования.

В общем смысле «конкурентоспособность» принято трактовать как способность быть конкурентным на рынке товаров и услуг. ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития) понятие конкурентоспособности определеляет как возможность и способность организаций, отраслей, регионов и государств достичь относительно высокий уровень дохода и заработной платы, оставаясь при этом открытыми для конкуренции в международном масштабе.

Многие авторы, объясняя понятие «конкурентоспособность», ссылаются на термин «конкуренция», понимая его как «экономическое соревнование». (табл.!!!)

Таблица!!!

Ф.И.О. автора Расшифровка термина
М.Гельвановский «В самом общем смысле- обладание свойствами, создающими преимущества для субъекта экономичсекого соревнования»
М.Портер «Конкурентоспособность- свойство товара, услуги, субъекта рыночных отношений выступать на рынке наравне с присутствующими там аналогичными товарами, услугами или конкурирующими субъектами рыночных отношений»
Р.Завьялов «Концентрированное выражение экономичсеких, научно- технических, производственных организационно- управленческих, маркетинговых и иных возможностей страныь(ровно как и любого конкретного товаропроизводителя), которые реализуютсяв товарах и услугах успешно (или безуспешно) противостоящим конкурирующим аналогам как на внутреннем, так и на внешнем рынке»
Р.Ф.Фатхутдинов «Свойства объекта, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке»
П.У.Зулькарпаев «Интегральная конкурентоспособность предприятия- это его способность занимать опредленную долю рынка продукции и способность увеличивать или уменьшать данную долю»
Е.Дж.Визер «Способность фирмы приобрести, сохранить и увеличить долю на рынке»
М.Мескон «Выраженная компетентность заключается в том, что фирма делает что-то лучше, чем ее конкуренты, то есть сохраняет конкурентоспособность, позволяющую фирме привлекать и сохранять потребителей»

 

В нынешней экономике не редко термин «конкурентоспособность» используется для определения категорий разных уровней: конкурентоспособность фирмы, товара, отрасли, общества, государства. (табл.!!!)

Таблица!!!

Объект оценки конкурентоспособности Субъект оценки Уровень менеджмента конкурентоспособности Критерии оценки, проводимые мероприятия
Товар Покупатель, товаропроизводитель Оперативно- тактический Критерием конкурентоспособности предприятия являются потребительские оценки товаров, выпускаемых предприятием. Для топ- менеджмента сферой управления являются характеристики конкурентоспособности товаров, обеспечивающих улучшение их рыночных позиций
Предприятие Товаропроизводитель Стратегический Конкурентоспособность предприятия определяется рыночным успехом (рост объема оборота, доля на рынке, прибыль, рентабельность и др.) Для топ- менеджмента сферой управления является формирование стратегии (технических, технологических, инновационных, организационных, экономичсеких и др.) по сохранению и развитию конкурентных преимществ
Бизнес Инвесторы, акционеры, товаропроизводител, Инвестиционный Конкурентоспособность предприятия характеризуется инвестиционной привлекательностью бизнеса, определеяемой стоимостью бизнеса, ростом курса акций и др.
Государство Международные аналитическиецентры Государственный стратегический Конкурентоспособность оценивается независимыми международными организациями в зависимости от принятых моделей оценки (индексы GGI, BCI)

 

9ая страница Также отметим, что с характеристикой «конкуренция» тесно рассматривается и понятие «конкурентное преимущество». Конкурентное преимущество со стороны субъекта рынка- это его активы и многочисленные характеристики, гарантирующие ему преимущества над соперниками на рынке товаров и услуг.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.