Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Семинарское занятие № 2. 1. Эластичность спроса. Эластичность предложения.






1. Эластичность спроса. Эластичность предложения.

2. Ценообразование на различных типах рынков: совершенной конкуренции, монополии, олигополии, дифференциации продуктов или монополистической конкуренции.

3. Антимонопольное регулирование.

4. Положительные и отрицательные стороны рынка.

Основные понятия: ценовая эластичность спроса, ценовая эластичность предложения, совершенно эластичный спрос, совершенно неэластичный спрос, рынки чистой конкуренции, монополии, олигополии, внешние эффекты.

При подготовке к семинарскому занятию необходимо выполнить задания на сообразительность, решить ситуационные задачи и ответить на проблемные вопросы.

1. Ценовая эластичность спроса – это:

а. категория, характеризующая реакцию потребительского спроса на изменение цены товара

в. категория, характеризующая степень чувствительности потребителя к изменению цены

с. категория, которая никак не характеризует реакцию потребителя на изменение цены товара

2. Цена на услуги по лечению пародонтоза увеличилась на 8 %, а спрос на них уменьшился на 1 %. Какому типу спроса соответствует данное изменение соотношения цены на стоматологические услуги и спросу на них?

а. эластичному спросу

в. неэластичному спросу

3. Если сокращение цены товара на 2% приводит к росту спроса на него на 3%, то этот спрос:

а. абсолютно эластичный

в. абсолютно не эластичный

с. эластичный

д. неэластичный

4. По степени ограниченности конкуренции различают следующие рынки:

а. свободный (совершенной конкуренции)

в. монополистический

с. олигополистический

д. смешанный

е. все перечисленные

5. Рынок медицинских услуг представляет собой:

а. совершенную конкуренцию

в. монополистическую конкуренцию

с. олигополию

д. несовершенную конкуренцию

6. Предпосылки формирования рынка здравоохранения предполагают наличие следующих условий:

а. многообразие форм собственности и форм хозяйствования

в. конкуренцию

с. свободное ценообразование

д. централизованное планирование

7. Назовите позицию, которая не входит в структуру рынка здравоохранения:

а. медицинские услуги

в. лекарственные препараты

с. рабочая сила медицинского персонала

д. научно-технические разработки нового оборудования и методов лечения

е. транспортные услуги сторонних фирм

8. Понятие совершенной конкуренции предполагает, что:

а. существует значительное число фирм, оперирующих в отрасли и выпускающих товары

б. отсутствует для данных фирм свободный вход на данный рынок

с. имеется несколько покупателей, диктующих свою цену производителям

д. все перечисленные ответы неверны

9. Монополия - это:

а. единственный в отрасли продавец продукта, не имеющего заменителей

в. господство ряда конкурентов на рынке

с. продажа продуктов по ценам, ниже их стоимости рядом фирм

д. все перечисленные ответы верны

10. Цены на медицинские услуги являются:

а. эластичными

в. неэластичными

с. частично эластичными

11. Ценовая эластичность спроса измеряет:

а. степень чувствительности потребителей к изменениям цены

в. увеличение спроса под влиянием недостаточного производства

с. зависимость от цены

12. Если цена и выручка изменяются в противоположных направлениях, то спрос:

а. эластичен

в. неэластичен

13. Если цена и общая выручка изменяются в одном направлении, то спрос:

а. эластичен

в. неэластичен

14. На эластичность спроса влияют следующие факторы:

а. количество на рынке товаров-заменителей

в. место, которое занимает продукт в бюджете потребителя

с. принадлежность продукта к предметам необходимости или роскоши

д. длительность анализируемого периода времени

е. все перечисленное

15. Как отразится на положении кривой предложения увеличение издержек производства медицинских услуг при неизменных объемах финансирования? Обозначьте на графике точку Q2.

 


16. Жизненно важное лекарство подорожало на 7 %. Замены этому лекарству нет. Сократится ли спрос при его неэластичности?

17. На сколько процентов может сократиться спрос на лекарство при возможности его замены на более дешевое при увеличении цены на него на 10 %? Если спрос на него сократиться также на 10 %, то какому типу спроса (эластичному или неэластичному) соответствует такое снижение спроса?

18. За последние 20 лет в стране N произошло уменьшение численности населения ввиду неблагоприятной демографической ситуации. Нарисуйте график кривой спроса на медицинские услуги и отразите на нем изменение положения кривой спроса вследствие уменьшения численности населения.

 

 

Число объявленных сделок в России слияний и поглощений значительно увеличилось: со 165 по итогам 2009 года до 213 по итогам 2010 года. При этом структура сделок носит принципиально иной, чем до кризиса характер – в них преобладает российский капитал. О рынке слияний и поглощений красноречиво свидетельствует нижеприведенная таблица[2].

 

Рынок слияний-поглощений

восстанавливается после спада

Эти процессы свидетельствуют о консолидации активов новой российской элиты. Львиная доля сделок связана с топливно-энергетическим сектором и горнодобывающей промышленностью. С учетом сделок в химпроме они составили 62 % от всех объемов сделок слияний и поглощений. Еще 20 % пришлось на телекоммуникации, 12 на потребительский сектор. По прогнозам аналитиков российские слияния и поглощения будут осуществляться все активнее. Если эти процессы объясняются необходимостью модернизации, то почему необходимость модернизации российской экономики влияет на ускорение процесса слияний и поглощений?

19. Моторное топливо зимой 2011 года стоит столько же, сколько в период пиковых цен на нефть в 2008 году. Особенно значительно подорожало дизельное топливо (на десятки процентов), приблизившись по стоимости к 95-му бензину (самому дорогому). Цены одновременно подняли «Газпром нефть», «Роснефть», «Лукойл». Как вы считаете, есть ли в действиях монополий признаки сговора?

Если ФАС докажет ценовой сговор, то компаниям грозит штраф до 9 % годового объема продажи нефтепродуктов.

20. Известно, что государство на случай неурожая, в целях предотвращения резкого роста цен на продовольствие, создает государственный интервенционный фонд (ГИФ). Ввиду неурожая 2010 г. зерно из ГИФа распределяется между экономическими агентами. Распределение осуществляется двумя способами: через биржевые торги (куда допускаются все желающие) и вне конкурса по губернаторским спискам (это узкий круг, как правило, крупных компаний, имеющих важное знание для экономики регионов). При этом зерно, реализуемое через торги, дороже, чем то, которое распределяется вне конкурса.

а. является ли такая распределительная система прозрачной?

в. создают ли существующие механизмы реализации зерна из ГИФа равную конкуренцию среди участников рынка?

с. могут ли они повлиять на уровень цен?

21. В 2010 году объем производства кофе в мире снизился со 128, 1 млн. до 120, 6 млн. мешков. Эксперты связывают спад с природными катаклизмами: землетрясениями и тропическими штормами в Центральной и Южной Америке, в результате которых увеличилась влажность, что крайне негативно отразилось на качестве кофе. Однако относительно 2011 года прогнозы аналитиков оптимистичны: производство возрастет до 133-135 млн. мешков за счет высокого урожая арабики, который ожидается в Бразилии, Колумбии и странах Азии. Как сокращение производства кофе отразилось на его цене на мировом рынке? Постройте график кривой предложения и покажите, как изменится положение на графике кривой предложения в том случае, если прогнозы аналитиков относительно урожая кофе 2011 сбудутся?

22. В последние два года потребление кофейных миксов «три в одном» и «два в одном» в России резко сократилось, а натурального кофе – молотого и в зернах – увеличилось, и динамика роста выше прежней. В то же время в 2010 году, как уже отмечалось выше, в странах – производителях кофе урожай был ниже прежнего. Надо ли в этих условиях наращивать производственные мощности компаниям по обжарке и фасовке натурального кофе? Поясните свой ответ.

Справка

Самые кофейные страны Скандинавии

потребление кофе на душу населения в 2009 г.[3], кг/чел

 

Финляндия   11, 98
     
Норвегия    
     
Италия   5, 87
     
Эстония   5, 53
     
США   4, 13
     
Алжир   3, 61
     
Австралия   3, 48
     
Южная Корея   1, 93
     
Украина   1, 91
     
Россия   1, 33
                       

 

23. В последние два года сахарный рынок находится на подъеме. Дефицит на нем, по прогнозам экспертов, сохранится. Мировые цены сейчас на тридцатилетнем максимуме. Как аграрные компании могут заработать на благоприятной конъюнктуре рынка?

24. Трудно себе представить, чтобы Госдума обсуждала закон, допустим, о технологиях проведения нейрохирургических операций. Всем понятно, что это узкопрофессиональная тема. А о величине наценок в розничной торговле судят очень многие и высказываются за их ограничение вне связи с издержками. Можно ли добиться ограничения роста цен путем установления некоего потолка торговых надбавок. К каким последствиям это может привести?

Справка

Сначала сезона цены на продовольственную пшеницу выросли почти в два раза, а на фуражный ячмень – почти в четыре

 

 

Таблица 1[4]

Сфера ответственности антимонопольных органов: Россия и зарубежные страны

Сфера ответственности/ Страна Россия Великобритания ЕС США Нидерланды
Антимонопольный орган Федеральная антимонопольная служба Competition Commission UK @ Office of Fair Trading Competition Commission of European Union Federal Trade Commission @ Antitrust Department, Ministry of Justice The Netherlands Competition Authority
Ограничение конкуренции со стороны крупных продавцов + + + + +
Ограничивающие конкуренцию соглашения + + + + +
Предварительный контроль слияний + + + + +
Ограничение конкуренции +        
Недобросовестная конкуренция + +   + +
Государственные закупки +        
Государственная помощь +        
Защита прав потребителей   +   +  
Законодательство о рекламе +        
Отраслевое регулирование (энергетика и/или транспорт) + +   + +

 

Полномочия российского антимонопольного органа гораздо шире задач, которые стоят перед зарубежными антимонопольными органами (см. таблицу 1). В его задачи входит не только предотвращение ограничений конкуренции (так называемое жесткое ядро антитраста – борьба с картелями, исключающей практикой крупных компаний, предварительный контроль слияний), но и защита конкуренции от государства (сфере государственных закупок, государственной помощи и, в принципе, любых решений органов исполнительной власти), обеспечение добросовестной конкуренции и специфическое отраслевое регулирование.

При этом бюджет ФАС никак не больше, чем у ее зарубежных аналогов. По данным за 2009 год, годовой бюджет ФАС составляет около 1068 млн. рублей, или около 36 млн. долларов. В том же году годовой бюджет одного из двух антимонопольных органов Великобритании – Комиссии по конкуренции, которая делит гораздо более скромный объем полномочий с Управлением по справедливой торговле, - достиг 22 млн. фунтов стерлингов, или около 33 млн. долларов. Бюджет Федеральной торговой комиссии США, которая разделяет полномочия в области антимонопольной политики с Антитрестовским департаментом министерства юстиции США, - 291 мнл. Долларов.

Таким образом, выполнение широкого набора полномочий не обеспечено соответствующими ресурсами. Речь идет не только и не столько о финансах (само по себе увеличение бюджета ведомства не означает повышение эффективности его работы). Однако в любом случае расширение сферы ответственности антимонопольного органа объективно не позволяет ему одинаково результативно работать по всем направлениям.

Сопоставление числа дел, возбуждаемых зарубежными и российскими органами конкурентной политики, показывает, что и в сфере жесткого ядра антитраста – предотвращение ограничивающих конкуренцию соглашений, предотвращение одностороннего ограничения конкуренции крупными компаниями и предварительный контроль слияний – масштабы деятельности ФАС шире (см. таблицу 2).

Таблица 2[5]

Число дел о применении антимонопольного законодательства: международные сопоставления

Год Ограничения конкуренции со стороны крупных продавцов Ограничения конкуренции с помощью соглашений Предварительный контроль слияний
  Россия: 1296 США: 147 Россия: 105 Россия: ~20 000 США: 3094 ЕС: 131
  Россия: 1378 США: 148 Россия: 156 ЕС: 30 Россия: ~ 20 000 США: 1014 ЕС: 211 Великобритания: 267 Нидерланды: 69
  Россия: 1639 США: 82 Россия: 359 ЕС: 37 Россия: 5821 США: 1656 ЕС: 347 Великобритания: 84 Нидерланды: 129

 

Какие выводы позволяет сделать приведенная статистика? Можно ли сказать, что в деятельности ФАС подавляющую долю занимают дела, связанные с жестким ядром антитраста? Как можно было бы повысить эффективность деятельности ФАС?

26. Закон «О защите конкуренции» ввел два равноправных критерия монопольно высокой цены: превышение цены над ценой сопоставимого, но конкурентного рынка и превышение цены над экономически обоснованными издержками и прибылью. Считаете ли вы второй критерий монопольно высокой цены экономически обоснованным? Поясните свой ответ.

 

Проблемные вопросы

1. Как бы вы охарактеризовали рынок нефтепродуктов в России (монополия, олигополия)?

2. Какие естественные монополии, функционирующие в России, вам известны?

3. Как бы вы охарактеризовали рынки каждого из следующих товаров (как монопольный, олигополистический, с монополистической конкуренцией, с совершенной конкуренцией):

а. водопроводной воды

в. пива

с. природного газа

д. бензина

4. Что представляет собой спрос? Сформулируйте закон спроса.

5. Что такое предложение. Какая зависимость существует между ценой и предложением?

6. Что означает равновесная цена?

7. Что представляет собой эластичность?

8. Чем отличается эластичность спроса по цене от эластичности предложения по цене?

9. Чем отличается рынок совершенной конкуренции от рынка несовершенной конкуренции.

10. К какому типу рынка относится рынок стоматологических услуг?

11. Зависит ли спрос на стоматологические услуги от цен на них?

12. Чем олигополия отличается от монополии?

13. Определите различия между совершенной и несовершенной конкуренцией.

14. Рынок медицинских услуг является рынком совершенной или несовершенной конкуренции?

15. К какому типу рынка относится рынок фармпрепаратов?

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.