Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Модуль 1. Тема 1. Введение в курс криминалистики






Тема 1. Введение в курс криминалистики. Методы криминалистики. История развития криминалистики.

А. Контрольные вопросы:

1. Понятие криминалистики и ее место в системе юридических и иных наук.

2. Назначение и задачи криминалистики.

3. Преступная деятельность и криминалистическая деятельность как двуединый объект криминалистического исследования.

4. Система криминалистики.

5. Методы криминалистики.

6. История зарождения криминалистики в 18-19 столетиях.

7. История становления научных основ опознания преступников: от антропометрии до габитоскопии.

8. История развития научных основ дактилоскопии.

9. Развитие учения об отдельных видах следов.

10. Становление судебной баллистики.

11. Борьба с подлогами документов и развитие технико-криминалистического исследования документов.

12. История становления научных основ исследования почерка.

13. Развитие и использование судебной фотографии в криминалистике.

14. Криминалистические исследования в лабораториях выдающихся русских ученых.

15. Становление экспертных учреждений в России.

16.. История развития тактики следственных действий и частных методик расследования преступлений.

17. Основные этапы развития отечественной криминалистики.

 

Б. Подготовка к диспуту: Криминалистика в системе юридических наук

Нормативные правовые акты РФ: См. раздел 8.

Основная литература: 1-4.

Дополнительная литература: См. раздел 8.

Тема 2. Криминалистическое учение о следственных ситуациях.

1. Контрольные вопросы (с. 25).

2. Методологические рекомендации и справочные сведения (с. 26-28).

3. Анализ ситуации 1 и задание к ней (с. 28-30).

4. Анализ ситуации 1 и задание к ней (с. 33-34).

 

Нормативные правовые акты РФ: См. раздел 8.

Основная литература: 1-4.

Дополнительная литература: См. раздел 8.

 

Тема 3. Криминалистические версии и планово-организационное обеспечение расследования.

1. Контрольные вопросы (с.42-43).

2. Методологические рекомендации и справочные сведения (с. 43-44).

3. Анализ ситуаций 1-4 и задания к ним (с. 44-46).

4. Анализ ситуаций 1, 3 и задания к ним (с. 48-50).

5. Анализ ситуации и задания к ней (53-56).

Нормативные правовые акты РФ: См. раздел 8.

Основная литература: 1-4.

Дополнительная литература: См. раздел 8.

Тема 4. Теория криминалистической идентификации.

1. Контрольные вопросы (с. 10-11).

2. Методологические рекомендации и справочные сведения (с. 12-15).

3. Анализ ситуаций 1, 2 и задание 3 (с. 21-24).

4. Контрольные вопросы 9-19 (с.43).

5. Анализ ситуаций 1-4 и задание к ним (с.46-47)

6. Анализ ситуаций 1-3 и задание к ним (48-50).

 

 

Нормативные правовые акты РФ: См. раздел 8.

Основная литература: 1-4.

Дополнительная литература: См. раздел 8.

Тема 5. Криминалистическое изучение личности.

1. Контрольные вопросы (с. 57-59).

2. Задачи 1-7 (59-67).

3. Подготовка к синквейну: Личность преступника

 

Подготовка к рубежному контролю.

Нормативные правовые акты РФ: См. раздел 8.

Основная литература: 1-4.

Дополнительная литература: См. раздел 8.

Тема 6. Основы криминалистической техники.

1. Контрольные вопросы (с.69).

2. Задачи 1-5 (с. 69-70).

3. Справочные сведения (с.71-73).

4. Справочные сведения (с.75-79).

5. Контрольные вопросы (с.79).

6. Контрольные вопросы (с.81).

7. Задания на стр. 82-83.

8. Справочные сведения (с. 83-84, 85-87).

9. Знакомство с техническими средствами криминалистической лаборатории.

10. Подготовка к диспуту: Криминалистическая техника в раскрытии и расследовании преступлений

 

Нормативные правовые акты РФ: См. раздел 8.

Основная литература: 1-4.

Дополнительная литература: См. раздел 8.

Тема 7. Криминалистическая фотография и видеозвукозапись.

1. Контрольные вопросы (с.90).

2. Контрольные вопросы 1-6 (106-107).

3. Контрольные вопросы 1-5 (с. 110).

4. Контрольные вопросы 1-7 (с. 112).

5. Контрольные вопросы 1-3 (с. 113).

6. Изучить справочные сведения (с.91-98, с.101-103, с.105-106, с.114-115)

7. Рассмотреть и решить ситуации 1-5 и задания к ним на стр. 107-109; ситуации 1, 2 и задания к ним на стр. 111; ситуации 2-4 и задания к ним на стр. 113-114.

8. Проверка подготовленности к интерактивному занятию: творческому заданию: Возможности цифровой фотографии в криминалистике

 

Нормативные правовые акты РФ: См. раздел 8.

Основная литература: 1-4.

Дополнительная литература: См. раздел 8.

Тема 8. Криминалистическое исследование следов.

 

Подготовка к интерактивным занятиям «Каждый учит каждого: обнаружение и изъятие следов (рук, обуви, орудий взлома, губ и т.д.) на различных объектах» на занятиях А, Б, В.

А. Первое занятие.

1. Контрольные вопросы 1-12 (с.116).

2. Контрольные вопросы 1-12 (с. 118).

3. Справочные сведения (с.120-122, 126-127).

4. Упражнения 1-3, 5, 6, 11 (с. 122-124).

Б. Второе занятие.

1. Контрольные вопросы 1-9 (с. 128).

2. Упражнение (с. 129).

3. Справочные сведения (с. 129-131, 132-135, 136-138).

4. Упражнение (с. 133).

 

В. Третье занятие.

1. Контрольные вопросы 1-7 (с. 138).

2. Задачи 1-3 (с. 138-139).

3. Справочные сведения (с. 139-140).

4. Контрольные вопросы 1-6 (с. 144-145).

5. Справочные сведения (с. 145-146).

 

Нормативные правовые акты РФ: См. раздел 8.

Основная литература: 1-4.

Дополнительная литература: См. раздел 8.

 

Тема 9. Криминалистическое исследование оружия, взрывных устройств, взрывчатых веществ и следов их применения.

 

Подготовка к интерактивному занятию (деловая игра): «Установить обстановку производства выстрела (взрыва) на занятиях А, Б».

А. Первое занятие.

1. Контрольные вопросы 1-15 (с.190-191).

2. Упражнения (с. 194-195).

3. Упражнение (с. 197-198).

4. Справочные сведения (с.200-202).

Б. Второе занятие.

1. Контрольные вопросы (с. 219-220).

2. Справочные сведения (с. 221-223).

3. Задачи 1-4 и задания к ним (с. 224-225).

4. Анализ описания места взрыва (с. 225-226).

Нормативные правовые акты РФ: См. раздел 8.

Основная литература: 1-4.

Дополнительная литература: См. раздел 8.

 

Тема 10. Криминалистическое почерковедение и автороведение.

1. Контрольные вопросы 1-11 (с.229).

2. Контрольные вопросы 1-7 (с.232).

3. Контрольные вопросы 1-7 (с.235).

4. Анализ заключения экспертизы и задание к нему (с. 235-239).

5. Контрольные вопросы 1-5 (с.240).

6. Справочные сведения (с.240-244).

7. Задания 1-4 (с. 246-247).

8. По предложенным преподавателями образцам определить: одним или разными лицами выполнены тексты.

9. Подготовка к интерактивному занятию (диспуту): Современные возможности установления свойств человека по признакам письма

 

Нормативные правовые акты РФ: См. раздел 8.

Основная литература: 1-4.

Дополнительная литература: См. раздел 8.

 

Тема 11. Технико-криминалистическое исследование документов.

1. Контрольные вопросы 1-17 (с.254-255).

2. Справочные сведения (с.257-262, 265-268).

3. Подготовка к интерактивному занятию (деловая игра на тему): «Найти признаки подделки документов» (материальный и интеллектуальный подлог)»

 

Нормативные правовые акты РФ: См. раздел 8.

Основная литература: 1-4.

Дополнительная литература: См. раздел 8.

Тема 12. Криминалистическая идентификация человека по признакам внешности.

1. Контрольные вопросы 1-31 (с.283-284).

2. Задачи и задания к ним (с.293-297).

3. Описать внешность человека по методу «словесного портрета».

4. Подготовка к интерактивному занятию: «брейн-ринг» на тему: « Кто быстрее составит субъективный портрет человека при помощи компьютерной программы «Фоторобот-4»

Нормативные правовые акты РФ: См. раздел 8.

Основная литература: 1-4.

Дополнительная литература: См. раздел 8.

Тема 13. Криминалистическое исследование запаховых следов (криминалистическая ольфактроника) и биологических объектов.

1. Контрольные вопросы 1-16 (с. 169).

2. Задачи и задания к ним (с. 171-178).

3. Упражнение (с. 178-179).

4. Решить задачу: В ходе осмотра места происшествия по факту наезда автомобиля на двух человек, с бампера автомобиля были изъяты два волоса. Определить вид судебной экспертизы и сформулировать вопросы эксперту.

5. Подготовка к интерактивному занятию: «деловая игра»: «Обнаружение и изъятие запаховых и биологических следов при различных следственных ситуациях

6. Нормативные правовые акты РФ: См. раздел 8.

7. Основная литература: 1-4.

8. Дополнительная литература: См. раздел 8.

Тема 14. Криминалистическое исследование материалов, веществ и изделий – КИМВИ.

1. Контрольные вопросы 1-9 (с. 148-149).

2. Справочные сведения (с. 149-155).

3. Выполнить задания (с. 157-160).

4. Упражнения (с. 160-161).

5. Выполнить задания (с. 162-164).

6. Подготовка к диспуту: «Современные возможности криминалистического исследования материалов, веществ и изделий».

Сформулировать вопросы, выносимые на разрешение эксперта в области КИМВИ, в зависимости от вида исследуемого объекта (минимум, по 1 вопросу на каждый вид).

 

Нормативные правовые акты РФ: См. раздел 8.

Основная литература: 1-4.

Дополнительная литература: См. раздел 8.

 

Тема 15. Криминалистическое исследование компьютерных средств преступлений.

1. Каковы предмет, объекты компьютерной экспертизы.

2. Задачи экспертных исследований программных, сетевых, технических компьютерных средств.

3. Вопросы, решаемые компьютерно-технической экспертизой, способы их решения.

4. Вопросы, решаемые экспертизой средств новых информационных технологий.

5. Особенности назначения компьютерных экспертиз при расследовании преступлений.

6. Составить постановления о назначении экспертизы программных, сетевых, технических компьютерных средств.

7. Подготовка к интерактивному занятию (творческому заданию): Возможности компьютерной экспертизы в расследовании преступлений

Нормативные правовые акты РФ: См. раздел 8.

Основная литература: 1-4.

Дополнительная литература: См. раздел 8.

Тема 16. Информационно-справочное, информационно-компьютерное обеспечение криминалистической деятельности. Криминалистические и вспомогательные учеты.

1. Контрольные вопросы 1-10 (с.298).

2. Справочные сведения (с.299-302).

3. Методические рекомендации (с.303-305).

4. Решение задач (с. 314-318).

5. Проведение деловой игры: «Установление сведений об участниках, обстоятельствах совершения преступления при помощи системы криминалистической регистрации».

Рубежный контроль.

Нормативные правовые акты РФ: См. раздел 8.

Основная литература: 1-4.

Дополнительная литература: См. раздел 8.

Тема 17. Использование специальных знаний при расследовании преступлений.

А. Первое занятие.

Вопросы для самоподготовки:

1. Понятие специальных знаний и формы их использования при расследовании преступлений.

2. Применение специальных знаний непосредственно следователем, путем получения справок и консультаций, путем привлечения специалиста для участия в следственных действиях, путем производства экспертиз.

3. Общее и различия в деятельности специалиста и эксперта.

 

Задания:

1. Контрольные вопросы 1-19 на стр. 439-440.

2. Задачи 1-4 на стр. 441-443.

3. Задачи 1- 3 на стр. 443-445.

4. Подготовить синквейн «Специальные знания»

5. Изучить одно уголовное дело с критическим разбором постановления о назначении экспертизы и заключения эксперта.

6. Знание УПК РФ. Особое внимание ст.ст. 57, 58, 80, 168, 195-207.

 

Нормативные правовые акты РФ: См. раздел 8.

Основная литература: 1-4.

Дополнительная литература: См. раздел 8.

 

Б. Второе занятие

Вопросы для самоподготовки:

1. Производство экспертизы в судебно-экспертном и вне судебно-экспертного учреждения. Организация, структура и функции судебно-экспертных учреждений в Республике Башкортостан и Российской Федерации.

2. Подготовка к производству экспертизы.

3. Определение цели и объема исследования, формулирование вопросов. Подготовка материалов для экспертизы, выбор эксперта.

4. Получение образцов для сравнительного исследования. Производство экспертизы.

5. Взаимодействие следователя с экспертом в процессе экспертного исследования. Проведение повторных, дополнительных, комиссионных и комплексных экспертиз. Оценка и использование заключения эксперта.

Задания:

1. Контрольные вопросы 1-19 на стр. 439-440.

2. Задачи 1 и 3 на стр. 445-447.

3. Задача 2 на стр. 448-449.

4. Оценить заключение эксперта на стр. 449-451.

5. Задача 2 на стр. 452.

6. Задачи 1 и 2 на стр. 452-453.

7. Знание УПК РФ. Особое внимание ст.ст. 57, 58, 80, 168, 195-207.

 

Нормативные правовые акты РФ: См. раздел 8.

Основная литература: 1-4.

Дополнительная литература: См. раздел 8.

Тема 18. Тактика осмотра места происшествия.

А. Первое занятие (4 часа)

Вопросы для самоподготовки:

1. Тактика следственного осмотра.

2. Понятие и виды следственного осмотра, их характеристика.

3. Разоблачение инсценировок.

4. Применение научно-технических средств.

5. Особенности тактики других видов следственного осмотра.

6. Основные и вспомогательные способы фиксации хода и результатов осмотра.

Задания:

1. Контрольные вопросы на стр. 319-321, 348.

2. Задача 1 на стр. 330-343 и задания к ней на стр. 331, 333, 341-343.

3. Задачи 1, 2, 6, 8 и задания к ним на стр. 344-347.

4. Изучение памятки по составлению протокола осмотра места происшествия на стр. 324-328. Изучение справочных сведений на стр. 328-330. Изучение памятки составления масштабного плана места происшествия на стр. 343-344.

5. Подготовка к интерактивному занятию: Проведение инсценированного осмотра места происшествия. Роли следователя, специалиста-криминалиста, специалиста в области судебной медицины, сотрудника ОУР и понятых выполняют студенты. Повторить разделы криминалистики: “Судебная фотография”, “Трасология”, “Баллистика”.

6. По итогам проведения инсценированного осмотра места происшествия составить протокол осмотра места происшествия и схему места происшествия.

7. Знание УПК РФ. Особое внимание ст. 176-180.

Нормативные правовые акты РФ: См. раздел 8.

Основная литература: 1-4.

Дополнительная литература: См. раздел 8.

Б. Второе занятие (2 час.).

Вопросы для самоподготовки:

1. Тактика осмотра места происшествия.

2. Общие положения тактики осмотра места происшествия.

3. Участники, этапы и объекты осмотра.

4. Методы осмотра и исследования обстановки места происшествия.

5. Негативные обстоятельства и их значение.

Задания:

1. Задача 9 на стр. 347.

2. Задачи 1-4 на стр. 348-349.

3. Задача на стр. 350-351. Изучение справочных сведений на стр. 352-353.

4. Задачи 1, 2 на стр. 359-361.

5. Знание УПК РФ. Особое внимание ст. 176-180.

6. Подготовка к интерактивному занятию: Синквейн Освидетельствование

Нормативные правовые акты РФ: См. раздел 8.

Основная литература: 1-4.

Дополнительная литература: См. раздел 8.

Тема 19. Тактика следственного эксперимента.

Вопросы для самоподготовки:

1. Понятие, задачи и виды следственного эксперимента.

2. Научные основы следственного эксперимента и его общетактические положения.

3. Участники следственного эксперимента и их роль.

4. Подготовка и планирование следственного эксперимента. Использование научно-технических средств. Основные и вспомогательные способы фиксации хода и результатов эксперимента.

5. Оценка достоверности и доказательственного значения следственного эксперимента.

Задания:

1. Контрольные вопросы 1-8 на стр. 362

2. Задачи 1, 2 и задания к ним на стр. 362-363

3. Задача 1 и задание к ней на стр. 363-364.

4. Задача на стр. 366-368.

5. Задачи 1, 2 на стр. 368-369.

6. Подготовка к интерактивному занятию: инсценированный следственный эксперимент по заданной преподавателем фабуле с составлением протокола следственного эксперимента.

7. Знание УПК РФ. Особое внимание ст. 181.

Нормативные правовые акты РФ: См. раздел 8.

Основная литература: 1-4.

Дополнительная литература: См. раздел 8.

Тема 20. Тактика проверки и уточнения показаний на месте.

Вопросы для самоподготовки:

1. Понятие и сущность проверки показаний на месте.

2. Познавательная функция и психологические основы рассматриваемого следственного действия.

3. Подготовка и тактические приемы проведения проверки показаний на месте; его доказательственное значение.

4. Способы фиксации хода и результатов проверки и уточнения показаний на месте.

Задания:

1. Контрольные вопросы 9-10 на стр. 362

2. Анализ проведенного инсценированного следственного эксперимента и критический анализ составленных студентами протоколов следственного эксперимента.

3. Задачи 1, 2 и задания к ним на стр. 370-371.

4. Задача и задания к ней на стр. 371-372.

5. Подготовка к интерактивному занятию: Инсценировка проверки и уточнения показаний на месте

6. Проверка показаний на месте: самостоятельное следственное действие в целях получения новых фактических данных или конгломерат элементов других следственных действий, проводимое для того, “чтобы обвиняемый увяз в своем признании…”. Изучение статьи Каневского Л.Л. Проверка показаний на месте: правовые и нравственно-психологические основы (сборник “Южно–Уральские криминалистические чтения”. Уфа, 1999, вып. 7. с. 20-29) и монографии Ларина А.М. Криминалистика и паракриминалистика (Москва, 1996. с. 107-108). Письменный анализ высказанных точек зрения с обоснованием своей позиции.

7. Знание УПК РФ. Особое внимание ст. 194.

Нормативные правовые акты РФ: См. раздел 8.

Основная литература: 1-4.

Дополнительная литература: См. раздел 8.

Тема 21. Тактика обыска и выемки.

Вопросы для самоподготовки:

1. Понятие, задачи и виды обыска.

2. Психологические основы и общие положения тактики обыска.

3. Подготовка к обыску. Особенности проведения отдельных видов обыска.

4. Использование научно-технических средств.

Задания:

1. Контрольные вопросы 1-21 на стр. 373-374.

2. Задача 1 и задания к ней на стр. 374-375.

3. Задача 2 и задания к ней на стр. 376-378.

4. Задачи 1, 2 и задания к ней на стр. 381-386.

5. Задача на стр. 389-390: “Ответ на запрос жителей деревни Микулино”

6. Каждому студенту изучить уголовное дело, в ходе расследования которого проводился обыск и составить письменную справку-обобщение по вопросам, изложенным в практикуме на стр. 389.

7. Проверка подготовленности к интерактивному занятию: проведение инсценированного обыска в помещении. Роли следователя, специалиста-криминалиста, работников уголовного розыска выполняют студенты. Изучение методических рекомендаций и упражнения на стр. 378-380.

8. Подготовка к интерактивному занятию: Синквейн Выемка

9. Знание УПК РФ. Особое внимание ст. 182-184.

Нормативные правовые акты РФ: См. раздел 8.

Основная литература: 1-4.

Дополнительная литература: См. раздел 8.

 

Тема 22. Тактика допроса.

А. Первое занятие.

Вопросы для самоподготовки:

1. Понятие, задачи и виды допроса.

2. Психологические основы допроса.

3. Подготовка к допросу.

4. Следственные ситуации, возникающие при допросе.

Задания:

1. Контрольные вопросы 1-20 на стр. 391-392.

2. Задачи 2, 3, 4, 6, 7, 8, 9, 10 и задания к ним на стр. 392- 398.

3. Составить план допроса Лопатова В. и Шагурова Е. по фабуле задачи № 7 на стр. 395.

4. Каждому студенту изучить протокол допроса потерпевшего и протокол допроса свидетеля по архивному уголовному делу и составить письменные справки-обобщения по вопросам:

А) Соблюдены ли процессуальные правила при допросе?

Б) Изучена ли личность допрашиваемого при допросе (кроме анкетных данных)?

В) Участвовали ли при допросе третьи лица? Кто именно?

Г) Разъяснены ли права и обязанности допрашиваемому?

Д) Соблюдены ли процессуальные правила допроса несовершеннолетних?

Е) Особенности тактики допроса (свободный рассказ, дополнительные вопросы, использование противоречий, других доказательств)?

Ж) Какие НТС использованы при допросе?

З) Все ли вопросы, необходимые для разрешения дела выяснены при допросе? Насколько полно составлен протокол?

И) Оцените роль адвоката (если он принимал участие) при проведении допроса?

4. Подготовка к интерактивному занятию: Инсценировка допроса

5. Знание УПК РФ. Особое внимание ст. 42-45, 171-175, 187-192.

Нормативные правовые акты РФ: См. раздел 8.

Основная литература: 1-4.

Дополнительная литература: См. раздел 8.

 

Б. Второе занятие.

Вопросы для самоподготовки:

1. Психологический контакт.

2. Пределы психологического воздействия на допрашиваемого для получения объективных показаний.

3. Оказание помощи допрашиваемому в преодолении добросовестного заблуждения и припоминании забытых фактов и обстоятельств.

4. Тактика допроса свидетелей и потерпевших.

5. Тактика допроса подозреваемого и обвиняемого.

6. Тактика допроса несовершеннолетних.

 

Задания:

1. Контрольные вопросы 1-20 на стр. 391-392.

2. Задачи 1, 2, 3, 5, 6 и задания к ним на стр. 399-403.

3. Задача 14 на стр. 415-417 и задания к ней. Составить постановление о привлечении Отиева в качестве обвиняемого. Составить план допроса Отиева и подготовиться к инсценированному допросу Отиева в качестве обвиняемого. Студенты готовятся к участию в допросе в роли следователя, обвиняемого и защитника.

4. Задача 1 на стр. 418-420.

5. Знание УПК РФ. Особое внимание ст. 46-55, 171-175, 187-192.

Нормативные правовые акты РФ: См. раздел 8.

Основная литература: 1-4.

Дополнительная литература: См. раздел 8.

 

Тема 23. Тактика очной ставки.

Вопросы для самоподготовки:

1.Понятие, задачи и виды очных ставок.

2.Психологические основы и общие положения тактики очной ставки.

3.Подготовка к очной ставке.

4.Использование научно- технических средств.

Задания:

1. Контрольные вопросы 1-20 на стр. 391-392.

2. Каждому студенту изучить уголовное дело, в ходе расследования которого проводилась очная ставка и составить письменную справку-обобщение по вопросам, изложенным в практикуме на стр. 389.

3. Проведение инсценировки очной ставки по фабуле, предложенной преподавателем. Роли следователя, участников, адвокатов выполняют студенты.

4. Знание УПК РФ. Особое внимание ст. 182-184.

Нормативные правовые акты РФ: См. раздел 8.

Основная литература: 1-4.

Дополнительная литература: См. раздел 8.

Тема 24. Тактика предъявления для опознания.

Вопросы для самоподготовки:

1. Понятие предъявления для опознания, его объекты и виды.

2. Тактические приемы подготовки к предъявлению для опознания.

3. Тактические приемы проведения предъявления для опознания.

4. Встречное опознание.

5. Предъявление для опознания трупа.

Задания:

1. Контрольные вопросы на стр. 421-423.

2. Задачи 1-4 и задания к ним на стр. 428-436.

3. Составление протокола предъявления для опознания по условиям задачи на стр. 437-438.

4. Каждому студенту изучить материалы уголовного дела, в котором проводилось опознание и составить письменную справку-обобщение по вопросам, изложенным на стр. 436-437 практикума.

5. Подготовка к интерактивному занятию: проведение инсценированного предъявления для опознания по предложенной фабуле. В рамках подготовки изучить методические указания на стр. 423-428.

6. Знание УПК РФ. Особое внимание ст. 193

 

Рубежный контроль – тестирование.

 

Нормативные правовые акты РФ: См. раздел 8.

Основная литература: 1-4.

Дополнительная литература: См. раздел 8.

 

 

Тема 25. Расследование убийств.

1. Контрольные вопросы 1-6 на стр. 471.

2. Задача 1 и задания к ней на стр. 474-477.

Составить письменный план расследования по фабуле этой задачи.

3. Задача 2 и задания к ней на стр. 477-479.

4. Задача 3 и задания к ней на стр.479-480.

 

Нормативные правовые акты РФ: См. раздел 8.

Основная литература: 1-4.

Дополнительная литература: См. раздел 8.

 

 

Тема 26. Расследование изнасилований.

1. Контрольные вопросы 1-15 на стр. 481-482.

2. Задача 1 и задания к ней на стр. 484-485.

3. Задача 2 и задания к ней на стр. 486-487.

4. Задача 4 и задания к ней на стр. 488-490.

5. Задача 5 и задания к ней на стр. 490-492.

6. Задача 1 и задания к ней на стр. 495-496.

7. Задача 1 и задания к ней на стр. 498-499

8. Подготовка к диспуту на тему «Криминалистика в борьбе с педофилией»

 

Нормативные правовые акты РФ: См. раздел 8.

Основная литература: 1-4.

Дополнительная литература: См. раздел 8.

 

Тема 27. Расследование краж, грабежей и разбойных нападений.

1. Контрольные вопросы 1-11 на стр. 548.

2. Контрольные вопросы 1-3 на стр. 552-553.

3. Задача и задания к ней на стр. 548-552.

4. Задача и задания к ней на стр. 553-554.

5. Контрольные вопросы 1-6 на стр. 554.

6. Задача и задания к ней на стр. 554-557.

7. Составить развернутый план расследования по фабуле задачи на стр. 554-557.

Нормативные правовые акты РФ: См. раздел 8.

Основная литература: 1-4.

Дополнительная литература: См. раздел 8.

Тема 28. Расследование получения взятки.

Контрольные вопросы

1. Криминалистическая характеристика получения взятки.

2. Следственные ситуации на первоначальном этапе расследования.

3. Выдвижение версий и планирование расследования.

4. Неотложные следственные и оперативно-розыскные действия при задержании с поличным и при иных следственных ситуациях.

5. Взаимодействие следователя с оперативно-розыскными органами. Использование оперативно-розыскной информации в процессе доказывания.

6. Особенности последующего этапа расследования.

7. Тактика обыска, допроса подозреваемого, обвиняемого, свидетелей.

8. Назначение и производство экспертиз.

9. Выявление и устранение обстоятельств, способствующих получению взятки.

10. Подготовка к интерактивному занятию: (Брейн-ринг) Расследование взятничества в России

 

Нормативные правовые акты РФ: См. раздел 8.

Основная литература: 1-4.

Дополнительная литература: См. раздел 8.

 

Тема 29. Расследование преступных нарушений правил безопасности труда.

1. Справочные сведения на стр. 526-530.

2. Задачи 1-3 и задания к ним на стр. 530-535.

3. Задачи 1-3 и задания к ним на стр. 536-540.

4. Задачи 2, 3 и задания к ним на стр. 543-546.

Нормативные правовые акты РФ: См. раздел 8.

Основная литература: 1-3.

Дополнительная литература: См. раздел 8.

Тема 30. Расследование преступных нарушений правил безопасности дорожного движения.

Контрольные вопросы

1. Криминалистическая характеристика преступных нарушений правил безопасности движений и эксплуатации транспорта.

2. Первоначальные следственные действия и оперативно- розыскные мероприятия по делам о нарушениях правил безопасности дорожного движения.

3. Обязанности работников ДПС, первыми прибывшими на место происшествия.

4. Подготовительные мероприятия, проводимые следователем до выезда на место происшествия.

5. Общие особенности осмотра места происшествия по делам данной категории.

6. Особенности осмотра транспортного средства по делам о преступных нарушениях правил безопасности движений.

7. Первоначальные следственные действия и оперативно- розыскные мероприятия по делам о нарушениях правил безопасности дорожного движения в случаях, когда преступник скрылся с места происшествия.

8. Особенности осмотра места происшествия в случаях, когда водитель скрылся.

9. Правила фиксации результатов осмотра места происшествия.

10. Виды судебных экспертиз, назначаемых при расследовании преступных нарушений правил безопасности движения.

11. Особенности допроса очевидцев и иных свидетелей по делам о преступных нарушениях правил дорожного движения.

Задача № 1.

18 марта 2002 года в дежурную часть ГИБДД от гр. Салихова Рафаэля Рифкатовича проживающего в г. Уфа, ул. Пархоменко, дом 154, кв. 17, по телефону «02» поступило сообщение о том, что в 10 часов 20 минут на ул. Ферина, напротив дома № 12 автомобиль «ВАЗ 2110» сбил гражданина Выборнова А.Л., который в бессознательном состоянии отправлен на попутном транспорте в больницу.

Дежурный, ст. лейтенант милиции Минаев С.С. принял данную информацию, зарегистрировал её и уточнил, где находится автомобиль и его номерные знаки. В 10 час. 35 мин. на место ДТП была направлена следственно-оперативная группа в составе: старшего следователя, майора юстиции Ямалетдинова А.М., инспектора ГИБДД по выезду на ДТП ст. лейтенанта милиции Склямина С.Д. и инспектора ДПС сержанта милиции Зырянова Н.Е. для осмотра места происшествия.

Свидетель аварии Миндибаев Р.К. указал место, где находился пострадавший перед тем, как его отправили в больницу. На этом месте установили знак аварийной остановки. Выборнов А.Л. был сбит на проезжей части ул. Ферина на расстоянии 1, 5 м от кромки тротуара. На дорожном полотне в 5 метрах от угла дома № 12 начинается тормозной след. Общая длина тормозного следа, измеренная на прямой линии между началом и концом следа, составляет 20 м. Заканчивается тормозной след около тротуара, в 25 метрах от угла дома 12, обращенного к центру. Автомобиль «ВАЗ 2110» белого цвета стоит, врезавшись в столб освещения на тротуаре, с помятым капотом, разбитыми лобовыми и боковыми стёклами, повреждёнными фарами, протекающим радиатором и картером двигателя.

Очевидец Миндибаев Р.К. рассказал, что заметил потерпевшего на проезжей части в непосредственной близости перед движущимся автомобилем на расстоянии не более 30 метров. Он начал переходить улицу, где был сбит и отброшен на середину проезжей части. Затем автомобиль, совершивший наезд, въехал в столб освещения на тротуаре. Автомобиль двигался со скоростью примерно 65 км/час.

Водитель Гурьянов В.К. показал, что 18 марта 2002 г. в 10 час. 20 мин. он, управляя технически неисправным автомобилем «ВАЗ 2110» г/н И 462 ЕН 02, принадлежащим ему на правах личной собственности, двигался по улице Ферина со стороны улицы Сельско Богородская в сторону улицы Тухвата Янаби. Автомобиль вёл вдоль тротуара на расстоянии 1, 5-2 метра. Скорость была около 60 км/час. Дорожное полотно было скользким из-за шедшего проливного дождя. Погода стояла пасмурная, видимость в условиях ливневых потоков воды была плохая. Встречного транспорта в момент происшествия не было. Подъезжая к дому № 12 он увидел пешехода, который переходил проезжую часть ул. Ферина справа налево по ходу движения его автомашины. Расстояние до пешехода было примерно 30-40 метров. Он нажал резко на педаль тормоза, рулевое колесо повернул резко вправо, чтобы не допустить столкновения с пешеходом. Автомобиль занесло и ударило о стоящий на тротуаре столб освещения. Наезда избежать не удалось.

Во время осмотра места ДТП следователь зафиксировал общий вид места аварии с прилегающим к нему участком дороги, начертил схему происшествия и сфотографировал место расположения машины крупным планом. Фотосъемку производил фотоаппаратом «ЗенитТТL» с объективом «Индустар-61 ЛД», при диафрагме – 11, выдержке 1/30 сек., светочувствительность плёнки 130 ед.

Осмотр начат в 10 час. 55 мин. при пасмурной погоде, дождевых осадках и температуре плюс 10 С.

Задание №1

Письменно сконструировать версии по фабуле задачи и вывести из каждой версии следствия.

Задание №2

Письменно определить обстоятельства, подлежащие установлению в ходе расследования дорожно - траспортного происшествия.

Задание №3

На основе выводов, изложенных в заданиях 1 и 2, письменно разработать единый согласованный план (ЕСП) следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ) по возбужденному уголовному делу.

Задача №2.

24 июля 2004 года в 12 час. 25 мин. водитель Юсупов А.Р., управляя личным автомобилем «ВАЗ 2106», двигался по ул. Седина со стороны ул. Ставропольской в сторону ул. Горького и на неравнозначном нерегулируемом перекрёстке с ул. Мира допустил столкновение с автомобилем ВАЗ-21099 под управлением водителя Синицина М.Д., который двигался по ул. Мира со стороны ул. Суворова в сторону ул. Красной. В результате дорожно-транспортного происшествия телесные повреждения получил пассажир автомобиля ВАЗ-21099 – Карпухин Владислав Сергеевич, 1957 г.р., в виде: сотрясение головного мозга, перелом тазобедренных костей и был госпитализирован в больницу. Водитель Юсупов А.Р. получил травму в виде ушиба грудной клетки и ему предписано амбулаторное лечение.

В ходе предъявления обвинения, обвиняемый Юсупов заявил ходатайство о выполнении следующих действий:

Истребовать медицинские документы из поликлиники, где он проходил лечение, и назначить судебно-медицинскую экспертизу.

Задание №1

1.Каковы действия следователя по заявленному ходатайству?

2.Является ли необходимым проведение судебно-медицинской экспертизы обвиняемого если телесные повреждения были получены им по его вине?

Несмотря на последовательное и грамотное расследование уголовного дела, адвокат обвиняемого Юсупова сделал заявление, что его подзащитный при въезде к перекрёстку ул. Седина и ул. Мира не снизил скорость движения, так как он был убеждён, что светофор работает, и ему горит зелёный, разрешающий движение, сигнал светофора.

Задание № 2

Какие следственные действия необходимо провести следователю для решения заявленного ходатайства.

Задание №3

Какие виды взаимодействия следователя с другими службами должны быть использованы:

А) в стадии возбуждения уголовного дела;

Б) при производстве первоначальных следственных действий;

В) в ходе дальнейшего расследования.

 

Нормативные правовые акты РФ: См. раздел 8.

Основная литература: 1-4.

Дополнительная литература: См. раздел 8.

 

Тема 31. Расследование преступлений, связанных с незаконным производством, сбытом или пересылкой наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Криминалистическая характеристика преступлений, связанных с незаконным производством, сбытом или пересылкой наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов.

2. Следственные ситуации на первоначальном этапе расследования.

3. Выдвижение версий и планирование расследования.

4. Неотложные следственные и оперативно-розыскные действия при задержании с поличным и при иных следственных ситуациях.

5. Взаимодействие следователя с оперативно-розыскными органами.

6. Тактика первоначальных следственных действий.

7. Назначение и производство судебных экспертиз. Допрос обвиняемого.

8. Особенности расследования отдельных видов преступлений, связанных с незаконным производством, сбытом или пересылкой наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов.

9. Выявление и устранение обстоятельств, способствовавших совершению этих преступлений.

Подготовка докладов.

 

Нормативные правовые акты РФ: См. раздел 8.

Основная литература: 1-4.

Дополнительная литература: См. раздел 8.

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ (5 ЛЕТ ОБУЧЕНИЯ)

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.