Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общее устройство и классификация автомобильной тех­ники






Тема 1.1.Классификация и общее устройство автомобилей.

Вопросы: Назначение и классификация автомобилей. Модификация изучае­мых автомобилей. Общее устройство автомобилей. Назначение, распо­ложение и взаимодействие основных агрегатов, узлов, механизмов и систем. Краткие технические характеристики изучаемых автомобилей

Метод занятия: рассказ, беседа.

 

Время: 1 час

ХОД ЗАНЯТИЯ

 

1ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

-проверяю наличие личного состава

-довожу тему и учебные вопросы

 

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

Общее устройство и классификация автомобильной тех­ники

Понятие «автомобиль» включает в себя все многообразие марок и типов машин. Но несмотря на ряд принципиальных конструктивных отличий между ними имеется много общего: двигатель внутреннего сгорания, несущая система с подвеской и шинами, органы управления.

На автомобильных заводах конечным продуктом производ­ства могут быть как автомобили в сборе, так и отдельные их составные части, включающие в себя большое число деталей, узлов, механизмов, систем и агрегатов.

Деталь- это неделимый элемент, выполненный из целой за­готовки (куска материала). Детали, с которых начинается сбор­ка узлов, механизмов или агрегатов, называются базовыми.

Простой узел - это несколько деталей, соединенных между собой с помощью резьбовых, заклепочных, сварных и других соединений.

Сложный узел - узел состоящий из нескольких простых, сборка которых осуществляется также посредством указанных выше соединений (например, поршень в сборе с кольцами и шатуном).

Механизм - это подвижно связанные между собой детали или узлы, совершающие при помощи приложенных к ним сил оп­ределенные, заранее заданные движения (например, кривошипно-шатунный механизм).

Агрегат- это несколько механизмов или сложных узлов, объе­диненных различными соединениями в одно целое с базовой деталью (например, коробка передач).

Система- это ряд узлов, механизмов, взаимодействующих между собой и выполняющих определенные функции в процес­се работы, (например, система охлаждения).

Все механизмы, агрегаты и системы, входящие в автомобиль, можно разделить на три основные группы: двигатель, шасси и кузов.

Двигатель является источником механической энергии, не­обходимой для движения автомобиля. Наибольшее распрост­ранение на автомобилях получили двигатели внутреннего сго­рания.

Шасси объединяет все агрегаты и механизма автомобиля, предназначенные для передачи усилия от двигателя к ведущим колёсам, для управления автомобилем и его движения. Шасси состоит из трансмиссии, несущей системы и органов управления.

Трансмиссия состоит из механизмов, которые преобразуют и передают крутящий момент, подводимый от двигателя к ве­дущим колесам. В трансмиссию входят сцепление, коробка пе­редач, карданная передача, ведущие мосты, объединяющие главную передачу, дифференциал и полуоси.

Несущая система грузовых автомобилей состоит из рамы, к которой крепится передний мост (не ведущий) с амортизато­рами и установленными на нем управляемыми колесами, зад­него ведущего моста с подвеской и колесами.

Органы управления включают рулевое управление, служа­щее для изменения положения передних колес относительно рамы или кузова, что позволяет менять направление движения автомобиля, и тормозную систему, которая обеспечивает умень­шение скорости движения, быструю остановку автомобиля, а также удержания его на месте.

Кузов предназначен для размещения в нем полезного груза и людей. Грузовые автомобили имеют обычно грузовую плат­форму для груза и кабину для водителя и пассажиров. Легко­вые автомобили и автобусы имеют кузова, состоящие из сало­на, в котором размещаются водитель и пассажиры, багажного отделения и моторного отсека.

Роль рамы в несущей системе легкового автомобиля и авто­бусов выполняет кузов.

Устройство большинства автомобилей выполнено по опи­санной выше схеме. Однако применяют и другие схемы распо­ложения двигателя, шасси и кузова. Например, для повышения проходимости автомобиля ведущими делают все колеса (пол­ноприводные автомобили), что характерно для военной авто­мобильной техники. В трансмиссию таких автомобилей вводят дополнительные механизмы и агрегаты - раздаточную короб­ку с межосевым дифференциалом, которые распределяют кру­тящий момент между ведущими мостами.

Из всего многообразия автомобилей, состоящих на укомплектовании Вооруженных Сил, наиболее целесообраз­но более подробно остановиться на рассмотрении двух марок машин - это ЗИЛ-131 и КАМАЗ-4310. Это обстоятельство обусловлено тем, что несмотря на свою «старость» ЗИЛ-131 продолжает занимать ведущее место по насыщенности в под­разделениях и частях войскового звена, на этой машине мон­тируется большое число различного специального оборудо­вания. Кроме того, не смотря на существенные различия в конструкции указанного автомобиля по сравнению с другими ав­томобилями с карбюраторными двигателями, следует заме­тить, что принцип работы многих узлов, механизмов, агрега­тов этих машин и основные конструктивные решения, во мно­гом схожи.

Автомобиль КАМАЗ-4310 относится к автомобилям пос­леднего поколения, в нем учтен многолетний опыт создания машин для Вооруженных Сил. В конструкции автомобиля имеется ряд принципиально новых систем, узлов и механиз­мов, которые применяются на многих автомобилях этого се­мейства.

В настоящее время боевая и повседневная деятельность войск, эффективность применения вооружений любого вида Вооруженных Сил и рода войск без автомобильной техники практически невозможна. Военной автомобильной технике при­надлежит ведущее место в обеспечении подвижности подраз­делений и частей: она стала основным средством, используе­мым под монтаж вооружения и военной техники.

Достаточно сказать, что свыше 90% наземного вооруже­ния монтируются на автомобильной технике. Например, на армейском многоцелевом автомобиле ЗИЛ-131 предусматри­вается размещение 249 образцов вооружения и военной тех­ники, на автомобиле Урал-4320 - 381. Всего же на военной автомобильной технике возможен монтаж до 1550 различных образцов наземного подвижного вооружения и военной тех­ники.

В народном хозяйстве принята следующая классификация подвижного состава (автомобильной техники). Он подразделя­ется на грузовой, пассажирский и специальный.

К грузовому подвижному составу относятся грузовые авто­мобили, автомобили - тягачи, прицепы и полуприцепы, к пасса­жирскому - автобусы, легковые автомобили, пассажирские при­цепы и полуприцепы, к специальному - автомобили, прицепы и полуприцепы, предназначенные для выполнения различных, преимущественно нетранспортных, работ.

Грузовые автомобили, прицепы и полуприцепы различа­ются по грузоподъемности, а в зависимости от устройства ку­зовов и других конструктивных особенностей, определяющих характер их использования, подразделяются на подвижный со­став общего назначения и специализированный. Автомоби­ли, прицепы и полуприцепы общего назначения имеют нео­прокидывающийся бортовой кузов и используются для пере­возки грузов всех видов, кроме жидких, без тары

К специализированному грузовому подвижному составу относятся авто­мобили, прицепы и полуприцепы, предназначенные для пере­возки грузов определенных видов.

Автомобили - тягачи предназначены для постоянной рабо­ты с прицепами или полуприцепами и подразделяются на се­дельные автомобили - тягачи для работы с полуприцепами и автомобили - тягачи для работы с прицепами. Автомобиль -тягач в сцепке с прицепом или полуприцепом называется авто­поездом.

Пассажирские автомобили вместимостью до 8 человек, вклю­чая водителя, относятся к легковым, свыше 8 человек - к авто­бусам.

Легковые автомобили подразделяются по рабочему объему

цилиндров двигателя в литрах на следующие классы:

особо малый малый средний большой высший

до 1, 2;

от 1, 2 до 1, 8;

от 1, 8 до 3, 5;

свыше 3, 5;

не регламентируется.

На базе легковых выпускаются также грузопассажирские ав­томобили, у которых для увеличения размеров площадки, пред­назначенной для размещения груза в кузове, задние сиденья де­лаются складывающимися.

Автобусы подразделяются по габаритной длине в метрах, определяющей в зависимости от принятой планировки вмести­мость на следующие классы:

до 5, 0; 8, 0-9, 5; 10, 5-12, 0; 16, 5 и более.

особо малый

средний

большой

особо большой (сочлененный)

По назначению автобусы подразделяются на городские (внутригородские и пригородные), местного сообщения (для сельских перевозок), междугородние и туристские.

К специальному подвижному составу относятся пожарные автомобили, автолавки, автомобили с компрессорными уста­новками, автокраны, уборочные автомобили и т.д.

Автомобильный подвижной состав подразделяется также на дорожный, предназначенный для работы на дорогах общей сети, и на внедорожный - для использования вне дорог общей сети По степени приспособленности для работы в различных услови­ях различают дорожный автомобильный подвижной состав обычной проходимости, предназначенный, в основном, для ра­боты по благоустроенным дорогам, и повышенной проходимо­сти - для систематической работы по неблагоустроенным доро­гам и в отдельных случаях - по бездорожью.

Все автомобили по общему числу колес и числу ведущих ко­лес условно обозначают формулой где первая цифра - число колес автомобиля, а вторая-число ведущих колес, причем каж­дое из сдвоенных ведущих колес считается за одно колесо. На­пример, 4х2-двухосный автомобиль с одной ведущей осью (ГАЗ-53А, ЗИЛ-130), бхб-трехосный автомобиль со всеми ведущими осями (ЗИЛ-131, КАМАЗ-4310), 6x4 - трехосный автомобиль с двумя ведущими осями (КАМАЗ-5320).

По роду потребляемого топлива и виду двигателя автомоби­ли разделяют на карбюраторные (бензиновые), дизельные, газо­генераторные, газобаллонные, электрические (электромобили), паровые, газотурбинные.

Принята следующая система обозначения (индексации) подвижного состава. Каждой новой модели автомобиля (при­цепного состава) присваивается индекс, состоящий из четы­рех цифр, где первые две цифры обозначают класс автомо­биля (прицепа, полуприцепа) по рабочему объему двигателя для легковых автомобилей, по длине для автобусов и по пол­ной массе для грузовых автомобилей (прицепов, полуприце­пов). Вторые две цифры - модель. Модификация модели име­ет дополнительную пятую цифру, обозначающую порядко­вый номер модификации. Перед цифровым индексом ставят буквенное обозначение завода - изготовителя. Две первые буквы индексов, присвоенные автомобилям и автобусам, при­ведены в таблицах 1.8, 1.9.

Таблица 1.8. Система обозначений легковых автомобилей и автобусов

Легковые автомобили Автобусы
Рабочий объем двигателя Индексы Габаритная длина, м Индексы
До 1, 2 От 1, 2 до 1, 8 От 1, 8 до 3, 5 Свыше 3, 5 11 21 31 41 До 5 от 6, 0 до 7, 5 от 8, 0 до 9, 5 от 10, 5 до 12 16, 5 и более 22 32 42 52 62

 

Например, легковой автомобиль с рабочим объемом дви­гателя 1, 45 л, выпускаемый Волжским автозаводом, обозна­чается ВАЗ-2103; автобус с габаритной длиной 7, 15 м, вы­пускаемый Павловским автобусным заводом-ПАЗ-3201; гру­зовой бортовой автомобиль полной массой 15, 2 т, выпус­каемый Камским автомобильным заводом КАМАЗ-5320 и т.д.

Таблица 1.9. Система обозначений грузовых автомобилей

 

  Индексы
Полная С Седель- Самосва- Цистерны Фургоны Специ-
масса, т бортовой ные лы     альные
  платфор- тягачи        
  мой          
До 1, 2            
1, 2 до 2            
2, 0 до 8, 0            
8, 0 до 14, 0            
14, 0 до 20, 0            
20, 0 до 40, 0            
Свыше 40, 0            

Для прицепного состава выделены следующие индексы (две первые цифры из четырех, которыми обозначается прицепной состав):

Прицепы Полуприцепы

81 82 83 84 85 86 87
91 92 93 95 96 97 99

Легковые

Автобусные

 

Грузовые (бортовые)

Самосвальные

Цистерны

Фургоны

Специальные

В зависимости от полной массы прицепного состава для него существуют группы индексов моделей (третья и четвер­тая цифры), которые помещены в таблице 1.10. Например, полуприцеп-фургон Одесского автосборочного завода для пе­ревозки животных, имеющий полную массу 9 т, обознача­ется ОдАЗ-9725

 

Таблица 1.10.Система обозначения прицепов, полуприцепов и






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.