Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общий анализ мокроты при отеке легких, при деструктивном процессе в легком, при крупозной пневмонии, при бронхиальной астме.






Исследование мокроты

Мокрота — патологическое отделяемое органов дыхания, выбрасываемое при кашле и отхаркивании (нормальный секрет бронхов настолько незначите­лен, что устраняется без отхаркивания). В состав мокроты могут входить слизь, серозная жидкость, клетки крови и дыхательных путей, элементы рас­пада тканей, кристаллы, микроорганизмы, простейшие, гельминты и их яйца (редко). Исследование мокроты помогает установить характер патологическо­го процесса в органах дыхания, а в ряде случаев определить его этиологию.

Мокроту для исследования лучше брать утреннюю, свежую, по возмож­ности до еды и после полоскания рта. Однако для обнаружения микобактерий туберкулеза мокроту, если больной выделяет ее мало, нужно собирать в тече­ние 1—2 суток. В несвежей мокроте размножается сапрофитная флора, разру­шаются форменные элементы.

Суточное количество мокроты колеблется в широких пределах — от 1 до 1000 мл и более. Выделение сразу большого количества мокроты, осо­бенно при перемене положения больного, характерно для мешотчатых брон-хоэктазов и образования бронхиального свища при эмпиеме плевры. Изучение мокроты начинают с ее осмотра (т. е. макроскопического исследова­ния) сначала в прозрачной банке, а затем в чашке Петри, которую ставят по­переменно на черный и белый фон. Отмечают характер мокроты, понимая под этим различимые на глаз основные ее компоненты. От последних зависит и цвет мокроты, и ее консистенция.

Слизистая мокрота обычно бесцветная или слегка беловатая, вязкая; от­деляется, например, при остром бронхите. Серозная мокрота тоже бесцвет­ная, жидкая, пенистая; наблюдается при отеке легкого. Слтисто-гпойпая мо­крота желтого или зеленоватого цвета, вязкая; образуется при хроническом бронхите, туберкулезе и т. д. Чисто гнойная, однородная, полужидкая, зеле­новато-желтая мокрота характерна для абсцесса при его прорыве. Кровяни­стая мокрота может быть как чисто кровяной при легочных кровотечениях (туберкулез, рак, бронхоэктазы), так и смешанного характера, например сли-зисто-гнойная с прожилками крови при бронхоэктазах, серозно-кровянистая пенистая при отеке легкого, слизисто-кровянистая при инфаркте легкого или застое в малом круге кровообращения, гнойно-кровянистая, полужидкая, ко­ричневато-серая при гангрене и абсцессе легкого. Если кровь выделяется не­быстро, гемоглобин ее превращается в гемосидерин и придает мокроте ржавый цвет, характерный для крупозной пневмонии.

При стоянии мокрота может расслаиваться. Для хронических нагнои-тельных процессов характерна трехслойная мокрота: верхний слой слизисто-гнойный, средний — серозный, нижний — гнойный. Чисто гнойная мокрота разделяется на 2 слоя — серозный и гнойный.

Запах у мокроты чаще отсутствует. Зловонный запах свежевыделенной мокроты зависит либо от гнилостного распада ткани (гангрена, распадаю­щийся рак), либо от разложения белков мокроты при задержке ее в полостях (абсцесс, бронхоэктазы).

Из отдельных элементов, различимых простым глазом, в мокроте могут быть обнаружены спирали Куршмана в виде небольших плотных извитых бе­ловатых нитей; сгустки фибрина — беловатые и красноватые древовидно раз­ветвленные образования, встречаемые при фибринозном бронхите, изредка при пневмонии; чечевицы — небольшие зеленовато-желтые плотные комочки, состоящие из обызвествленных эластических волокон, кристаллов, холесте­рина и мыл и содержащие микобактерий туберкулеза; пробки Дитриха, сходные с чечевицами по виду и составу, но не содержащие МВТ и издающие при раздавливании зловонный запах (встречаются при гангрене, хроническом абсцессе, гнилостном бронхите); зерна извести, обнаруживаемые при распаде старых туберкулезных очагов; друзы актиномицетов в виде мелких желто­ватых зернышек, напоминающих манную крупу; некротизированные кусочки ткани легкого и опухолей; остатки пищи.

Реакция среды в мокроте, как правило, щелочная, кислой она стано­вится при разложении и от примеси желудочного сока, что помогает диффе­ренцировать кровохарканье от кровавой рвоты.

Микроскопическое исследование мокроты производится как в нативных, так и в'окрашенных препаратах. Для первых из налитого в чашку Петри материала отбирают гнойные кровянистыё, ~" крошковатые ко­мочки, извитые белые нити и переносят их на предметное стекло в таком ко­личестве, чтобы при накрывании покровным стеклом образовался тонкий полу­прозрачный препарат. Последний просматривают сначала при малом увеличе­нии для первоначальной ориентировки и поисков спиралей Куршмана, а затем при большом увеличении для дифференцирования форменных элементов. Спирали Куршмана представляют собой тяжи слизи, состоящие из центральной плотной осевой нити и спиралеобразно окутывающей ее «мантии» (рис. 27), в которую бывают вкраплены лейкоциты (часто эозинофильные) и кристаллы Шарко —Лейдена. Спирали Куршмана появляются в мокроте при спазме брон­хов, чаще всего при бронхиальной астме, реже при пневмонии, раке легкого.

При большом увеличении в нативном препарате можно обнаружить лей­коциты, небольшое количество которых имеется в любой мокроте, а боль­шое — при воспалительных и, в частности, нагноительных процессах; эозино­фильные лейкоциты (рис. 28) можно отличить в нативном препарате по однородной крупной блестящей зернистости, но легче их узнать при окраске. Эритроциты появляются при разрушении ткани легкого, при пневмонии, за­стое в малом круге кровообращения, инфаркте легкого и т. д. Плоский эпите­лий попадает в мокроту преимущественно из полости рта ине имеет диагно­стического значения. Цилиндрический мерцательный эпителий в небольшом количестве присутствует в каждой мокроте, в большом — при поражениях ды­хательных путей (бронхит, бронхиальная астма). Альвеолярные макрофаги — крупные клетки (в 2 — 3 раза больше лейкоцитов) ретикулоэндотелиального происхождения. Цитоплазма их содержит обильные включения. Последние могут быть бесцветными (миелиновые зерна), черными от частиц угля (пы­левые клетки) (рис. 29) или желто-коричневыми от гемосидерина («клетки сер­дечных пороков», сидерофаги) (рис. 30). Альвеолярные макрофаги в неболь­шом количестве имеются в каждой мокроте, их больше при воспалительных заболеваниях; клетки сердечных пороков встречаются при попадании эритро­цитов в полость альвеол; при застое в малом круге кровообращения, особен­но при митральном стенозе; при инфаркте легкого, кровоизлияниях, а также при пневмонии. Для более достоверного их определения производят так назы­ваемую реакцию на берлинскую лазурь: немного мокроты помещают на предметное стекло, добавляют 1 — 2 капли 5 % раствора желтой кровяной со­ли, через 2 — 3 минуты столько же 2% раствора хлористоводородной кислоты, перемешивают и накрывают покровным стеклом. Через несколько минут зер­на гемосидерина окрашиваются в синий цвет.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.