Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные функции Федерального бюро медико-социальной экспертизы 4 страница






64. Основы маркетинга в здравоохранении: базовые понятия (рынок, нужда, потребность, запрос, спрос). Современная концепция маркетинга в здравоохранении.

Маркетинг - предпринимательская деятельность, которая управ­ляет продвижением товаров (услуг) от производителя к потребите­лю (пользователю) или социальный процесс, посредством которо­го прогнозируется, расширяется и удовлетворяется спрос на товары, услуги, идеи и т.д.

Медицинский маркетинг — это комплекс мероприятий, на­правленный на изучение спроса, организацию, производство и создание условий для удовлетворения потребности населения в различных видах медицинских товаров и услуг.

Маркетинг здравоохранения относят к социальному маркетингу, а все виды то­варов и услуг, связанные со здоровьем, - к социальным (обществен­ным) товарам.

Рынок является совокупностью экономических от­ношений, проявляющихся в сфере обмена товаров и услуг, в резуль­тате которых формируются спрос, предложение и цена в условиях конкуренции.

Рынок медицинских товаров и услуг — это сегмент рынка, предо­ставляющий медицинские товары и услуги для сохранения и улучше­ния здоровья населения. Он дает возможность получать и оказывать медицинские услуги, гарантирует их необходимый объем и соответ­ствующий уровень качества.

Рынок в здравоохранении включает в себя целую систему взаи­мосвязанных рынков: медицинских услуг, лекарственных препара­тов, труда медицинского персонала, научных разработок, медицин­ских технологий, медицинского оборудования и др.

Нужды (первичные потребности).

В основе маркетинга лежит идея человеческих нужд.

Нужда — это испытывае­мый человеком недостаток в чем-то необходимом. У людей множество самых разно­образных нужд. Их можно разделить на физические — нужда в пише, одежде, тепле и безопасности; социальные — в общении и привязанностях; индивидуальные — по­требности в знаниях и самовыражении. Эти нужды не изобретены маркетологами, они обусловлены человеческой природой. Когда нужда не удовлетворена, человек де­лает одно из двух:

1. либо ищет средство, с помощью которого нужду можно удовлетворить;

2. либо старается снизить потребность в ее удовлетворении.

В промышленно развитых странах люди стараются найти или создать предметы, которые помогли бы им удовлетворить возникшие потребности. В менее развитом обществе люди стараются умерить свои желания или удовлетворяют их с помощью того, что имеется в их распоряжении.

Потребности.

Второй исходной идеей маркетинга является идея человеческих потребностей.

Потребность— это нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и индивидуальностью человека.

Для некоторых южноафриканцев жареная саранча – деликатес. Голодный филиппинец будет рад молоденькому поросенку, фасоли и манго. Проголодавшийся русский человек предпочтет говядину с жареным картофелем. Потребности принимают форму объектов, способных удовлетворить нужды. Человеческие потребности растут по мере развития общества. Вместе с ними возрастает и количество объектов, вызы­вающих у людей интерес и желание обладать ими. Производители же, с одной сторо­ны, стараются расширять ассортимент товаров и услуг, способных удовлетворить эти потребности, а с другой — стимулируют появление новых потребностей.

По мере развития общества растут потребности его членов. Люди сталкиваются с все большим количеством объектов, пробуждающих их любопытство, интерес и желание. Производители со своей стороны предпринимают целенаправленные действия для стимулирования желания обладать товарами. Они пытаются сформировать связь между тем, что они выпускают, и нуждами людей. Товар пропагандируют как средство удовлетворения одной или нескольких нужд. Производительтовара или услуги не создает нужду, она уже существует. К сожалению, руковолители и предприниматели часто путают потребности с нуждами.

Если человек имеет возможность заплатить за реализацию своих потребностей, последние перехо­дят в категорию запросов.

Запросы.

Потребности людей практически не ограничены, чего не скажешь о ресурсах для их удовлетворения. Поэтому каждый человек предпочитает выбирать товары, которые имеют высшую потребительскую ценность и способны обеспечить максимальное удовлетворение с учетом своих финансовых возможностей. Если человек имеет возможность заплатить за реализацию своих потребностей, последние перехо­дят в категорию запросов.

Запрос – это потребность, подкрепленная покупательской способностью.

Потребитель рассматривает товар как совокупность опреде­ленных качеств и выбирает тот продукт, который обеспечивает оптимальное сочета­ние этих качеств, доступных за ту сумму денег, которой располагает данный индивид. Например, автомобиль Ноndа — это скорость, низкая цена и экономия горюче­го, а Мегсеdec — это комфорт, роскошь, показатель высокого общественного положе­ния. Сопоставляя свои потребности с имеющимися в распоряжении ресурсами, по­требитель предъявляет спрос на те товары, которые обеспечивают максимальное удов­летворение его потребностей.

Компании, серьезно занимающиеся маркетингом, затрачивают огромные усилия для определения нужд, потребностей и запросов своих клиентов.

Нетрудно оценить запросы конкретного общества в определенный период. Общество могло бы планировать объемы производства на следующий год, исходя из совокупности запросов предыдущего. Именно так и планировалось производство в период командно-административного управления экономикой. Однако по мере развития современного общества потребности неизбежно меняются. Людям надоедают вещи, которые ныне в ходу, они ищут разнообразия. На выбор товаров влияет также изменение цен или уровня дохода. К. Ланкастер отмечает, что товары – это по сути дела, набор свойств, и люди останавливают выбор на тех продуктах, которые обеспечивают им получение лучшего набора выгод за свои деньги.

Спрос — одно из фундаментальных понятий рыночной эконо­мики. Применительно к здравоохранению спрос (потребность) - это количество медицинских товаров и услуг, которое желает и может приобрести общество (отдельные пациенты) в данный период вре­мени по определенной цене.

Различают следующие виды спроса на рынке медицинских то­варов и услуг:

отрицательный спрос: на прививки, прием к врачам отдельных специальностей, болезненные, дорогостоящие процедуры и др.;

скрытый спрос: отдельные пациенты могут испытывать потреб­ность, которую невозможно удовлетворить с помощью имеющихся на рынке медицинских товаров и услуг, например, услуги семейного врача, одноразовые изделия медицинского назначения, сервисные услуги, индивидуальное питание в стационаре и др.;

падающий спрос: например, в последнее время упал спрос на шприцы, системы переливания крови многоразового использова­ния, гипотензивные препараты отечественного производства, поэ­тому рынок отреагировал повышенным предложением на шприцы и системы переливания крови одноразового использования, импорт­ные лекарственные препараты;

нерегулярный спрос обусловлен сезонными временными колеба­ниями. Например, спрос на СКЛ выше в весенне-летний период, чем в осенне-зимний. Обращения к отдельным врачам-специалистам зависят от сезонности некоторых заболеваний (грипп, язвенная бо­лезнь, вирусный гепатит и др.);

чрезмерный спрос: на ургентную медицинскую помощь в празд­ничные и послепраздничные дни, когда больные, страдающие хро­ническими заболеваниями, нарушают диету, режим, злоупотребля­ют алкоголем; возрастает уровень травматизма.

 

Исходя из общей теории маркетинга, выделяют следующие концептуальные подходы ведения маркетинговой деятельно­сти:

• концепция совершенствования производства;

• концепция интенсификации коммерческих усилий;

• концепция социально-этического маркетинга;

• концепция " маркетинга взаимодействия". Рассмотрим каждую из них применительно к деятельности

организаций здравоохранения.

Концепция совершенствования производства исходит из то­го, что потребители готовы приобрести те медицинские това­ры и услуги, которые широко распространены и доступны по цене. Применение этой концепции целесообразно в двух си­туациях. Первая: спрос на медицинские товары и услуги пре­вышает предложение, и крайне важно найти способ увеличе­ния их производства (например, препаратов крови, их заме­нителей, а также инфузионных растворов для внутривенных вливаний).

Вторая ситуация: необходимо снизить себестоимость про­дукции или услуг и сделать их более доступными широкому кругу потребителей (например, стоматологические услуги, со­временные методы лечения бесплодия, производство ряда ле­карственных препаратов, таких как эналаприл и др.).

Концепция интенсификации коммерческих усилий основы­вается на том, что потребители не будут приобретать меди­цинский товар и услуги в желаемом для производителя коли­честве, пока он не предпримет необходимых усилий для их реализации. Основополагающий принцип этой концепции — широкое использование рекламных средств, активный поиск покупателей, например реализация пакетов медицинских ус­луг по программам добровольного медицинского страхования.

Концепция социально ориентированного, этического марке­тинга определяет в качестве главной задачи изучение интере­сов и потребности целевых рынков и достижение наполняемости их более продуктивными и эффективными, чем у кон­курентов, способами, с одновременным сохранением и удов­летворением интересов потребителя, укреплением благополу­чия общества в целом.

В здравоохранении концепции социально ориентированно­го, этического маркетинга принадлежит главенствующая роль, поскольку рынок медицинских товаров и услуг связан с удов­летворением жизненно важных потребностей человека, сохра­нением и укреплением здоровья. На этом рынке сострадание и милосердие должны доминировать над прагматизмом пред­принимательства.

С теоретическими основами этой концепции тесно связа­ны этические проблемы маркетинговой деятельности. Этика маркетинга — это целое направление в современном марке­тинге, которое можно охарактеризовать следующим образом. С одной стороны, оно изучает с этической точки зрения мар­кетинговые методы и последствия их применения, с другой — разрабатывает этические стандарты и нормы для ее оценки. К сфере ее рассмотрения относятся такие этические пробле­мы, как правдивость рекламы, честность конкурентной борь­бы, социальная справедливость ценообразования, сохранение конфиденциальности информации, гарантии безопасности то­варов для здоровья, порядочность взаимоотношений конку­рентов. Этика маркетинга имеет исключительно важное зна­чение на рынке медицинских товаров и услуг, что связано с нравственными проблемами во взаимоотношениях врач—па­циент и особой спецификой медицинских услуг, о чем гово­рилось в одной из предыдущих лекций.

С реализацией концепции социально ориентированного маркетинга тесно связано решение целого комплекса этиче­ских проблем маркетинговой деятельности.

Изучение теории зарождения и практики маркетинговой деятельности в здравоохранении позволило нам выделить сле­дующие три основные функции маркетинга в системе управ­ления здравоохранением

1. Исследование рынка медицинских товаров и услуг:

• изучение потребителей;

• анализ деятельности организации здравоохранения;

• изучение медицинского товара или услуги;

• анализ внешней и внутренней среды деятельности орга­низации здравоохранения.

2. Организация производства (разработки) новых медицин­ских товаров или услуг:

• управление качеством и конкурентоспособностью про­изведенной продукции.

3. Организация реализации произведенных медицинских товаров и услуг:

• организация системы товародвижения;

• организация системы формирования спроса и стимули­рования сбыта произведенных медицинских товаров и услуг.

Концепция " маркетинга взаимодействия". Организации, осуществляющие свою деятельность на рынке медицинских товаров и услуг, принимают во внимание интересы своих партнеров по бизнесу, предоставляя тем самым солидарную возможность реализовать их потенциал. Таким образом дости­гается благополучие потребителей, партнеров, общества в це­лом. Это наиболее приемлемая для системы здравоохранения концепция маркетинга.

65. Маркетинг в здравоохранении. «Рынок здоровья». Основные характеристики, отличающие услугу от товара.

 

Маркетинг - предпринимательская деятельность, которая управ­ляет продвижением товаров (услуг) от производителя к потребите­лю (пользователю) или социальный процесс, посредством которо­го прогнозируется, расширяется и удовлетворяется спрос на товары, услуги, идеи и т.д.

Медицинский маркетинг — это комплекс мероприятий, на­правленный на изучение спроса, организацию, производство и создание условий для удовлетворения потребности населения в различных видах медицинских товаров и услуг.

Маркетинг здравоохранения относят к социальному маркетингу, а все виды то­варов и услуг, связанные со здоровьем, - к социальным (обществен­ным) товарам.

Действуя в условиях рыночной экономики, здравоохранение, как и любая другая отрасль, подчиняется законам рынка.

Рынок является совокупностью экономических от­ношений, проявляющихся в сфере обмена товаров и услуг, в резуль­тате которых формируются спрос, предложение и цена в условиях конкуренции.

Рынок медицинских товаров и услуг — это сегмент рынка, предо­ставляющий медицинские товары и услуги для сохранения и улучше­ния здоровья населения. Он дает возможность получать и оказывать медицинские услуги, гарантирует их необходимый объем и соответ­ствующий уровень качества.

Рынок в здравоохранении включает в себя целую систему взаи­мосвязанных рынков: медицинских услуг, лекарственных препара­тов, труда медицинского персонала, научных разработок, медицин­ских технологий, медицинского оборудования и др.

Различают следующие основные понятия рынка: спрос; пред­ложение; услуга; цена; конкуренция; маркетинг.

Спрос — одно из фундаментальных понятий рыночной эконо­мики. Применительно к здравоохранению спрос (потребность) - это количество медицинских товаров и услуг, которое желает и может приобрести общество (отдельные пациенты) в данный период вре­мени по определенной цене.

Различают следующие виды спроса на рынке медицинских то­варов и услуг:

отрицательный спрос: на прививки, прием к врачам отдельных специальностей, болезненные, дорогостоящие процедуры и др.;

скрытый спрос: отдельные пациенты могут испытывать потреб­ность, которую невозможно удовлетворить с помощью имеющихся на рынке медицинских товаров и услуг, например, услуги семейного врача, одноразовые изделия медицинского назначения, сервисные услуги, индивидуальное питание в стационаре и др.;

падающий спрос: например, в последнее время упал спрос на шприцы, системы переливания крови многоразового использова­ния, гипотензивные препараты отечественного производства, поэ­тому рынок отреагировал повышенным предложением на шприцы и системы переливания крови одноразового использования, импорт­ные лекарственные препараты;

нерегулярный спрос обусловлен сезонными временными колеба­ниями. Например, спрос на СКЛ выше в весенне-летний период, чем в осенне-зимний. Обращения к отдельным врачам-специалистам зависят от сезонности некоторых заболеваний (грипп, язвенная бо­лезнь, вирусный гепатит и др.);

чрезмерный спрос: на ургентную медицинскую помощь в празд­ничные и послепраздничные дни, когда больные, страдающие хро­ническими заболеваниями, нарушают диету, режим, злоупотребля­ют алкоголем; возрастает уровень травматизма.

Следующее основополагающее понятие рынка - предложение. Величина предложения определяется количеством товаров и услуг, которое производитель (продавец) желает и может продать по дан­ной цене в определенный период времени.

Применительно к здравоохранению предложение — это коли­чество медицинских товаров и услуг, которое производители могут оказать за определенный период времени населению. Предложение при прочих равных условиях также меняется в зависимости от из­менения цены: по мере роста цен производители (продавцы) пред­лагают пациентам большее количество товаров и услуг. При падении цены их заинтересованность уменьшается и соответственно умень­шается объем производимых ими медицинских товаров и услуг.

Услуга – любое мероприятие или выгода, которые одна сторона предлагает другой и которые неосязаемы и не приводят к завладению чем-либо.

Медицинская услуга — структурный элемент профилактической, лечебно-диагностической, реабилитационной, санаторно-курортной, санитарно-эпидемиологической, лекарственной, протезно-ортопеди­ческой и других видов помощи, имеющий определенную стоимость.

По условиям и месту оказания медицинские услуги можно раз­делить на оказываемые на дому, в амбулаторно-поликлинических, больничных, санаторно-курортных и других учреждениях здравоох­ранения. Медицинская услуга может быть простой и комплексной. Под простой медицинской услугой понимают неделимую услугу, на­пример, диагностическую манипуляцию, осмотр врача и др.

Комплексная услуга может быть представлена как совокупность простых услуг, отражающих сложившийся в каждом конкретном учреждении технологический процесс оказания медицинской помо­щи при данной болезни.

Кроме того, различают стандартные и индивидуальные меди­цинские услуги.

Стандартные медицинские услуги в основном оказывают по уни­фицированной технологии для подавляющего большинства пациен­тов; они имеют относительно устойчивое ценообразование.

Индивидуальные медицинские услуги обладают широким спектром манипуляций диагностических, лечебных процедур, большим на­бором лекарственных средств и изделий медицинского назначения. Они имеют дифференцированные прейскуранты цен, максимально учитывающие индивидуальность затрат при их выполнении.

Услуги имеют четыре основных качества, которые отличают их от товаров (характеристика услуг):

1. Неосязаемость услуг означает, что их невозможно транспортировать, хранить, упаковывать или изучать до покупки. Нельзя увидеть, услышать, потрогать изменение состояния своего здоровья до начала лечения, можно лишь верить в результат. Можно лишь чувствовать эффект, который появится в результате получения услуги.

2. Невозможность хранения услуг означает, что их нельзя хранить с целью последующей реализации. Например, если фирма не выполнила мойку автомобиля, на которую уходит четверть часа, то она не сможет пропустить через моечную установку, рассчитанную на одну машину, две в течение следующих 15 минут. Это время потеряно. Поэтому иногда нужно регулировать потребление, чтобы обеспечить постоянный спрос на протяжении различных периодов дня, недели, месяца, года.

3. Неотделимость от источника свойственна многим видам услуг. Контакт с потребителями неотъемлемая часть предоставления услуги. Если вы хотите, чтобы вас лечил врач, то нужно общаться с врачом.

4. Изменчивость означает непостоянство качества услуги. Например, качество ремонта автомобиля зависит от квалификации механика, качество юридического обслуживания от квалификации юриста. Качество различно даже в тех случаях, когда обслуживание осуществляет один и тот же человек. Изменения могут быть вызваны его настроением или неспособностью клиента четко изложить свои потребности в услугах, а также отсутствием стандартизации производства услуг. Воздействие этих особенностей наиболее велико при личном обслуживании.

Това́ р — любая вещь, которая участвует в свободном обмене на другие вещи, продукт труда, способный удовлетворить человеческую потребность и специально произведённый для обмена. Предметы, произведённые для личного потребления, в экономическом смысле товарами не являются.

Цена — это та сумма денег, за которую «покупатель» может ку­пить, а «продавец» готов продать этот товар или медицинскую услугу. Цена — это своего рода компромисс экономических интересов участ­ников рынка.

С учетом того, что цена органично связана с предложением и со спросом, выделяют следующие понятия: цена спроса, цена предло­жения, цена равновесия.

Цена спроса — такая рыночная цена при таком состоянии спроса и предложения, когда складывается рынок покупателя. По этой цене «покупатель» способен купить медицинскую услугу или товар. Выше этого предела цена подняться не может, так как у пациентов не будет возможности ее приобрести.

Цена предложения — рыночная цена при таком состоянии спро­са и предложения, когда складывается так называемый рынок про­давца. Это цена, по которой «продавец» предлагает свою услугу или товар. При этом цена предложения должна окупить затраты на про­изводство медицинского товара и услуги.

При равенстве спроса и предложения на рынке устанавливается так называемая цена равновесия. При снижении цены спрос увеличи­вается, так как люди хотят приобрести больше товаров или услуг, и, наоборот, при увеличении цены спрос может пойти на спад.

Главным звеном рыночного механизма является конкуренция.

Конкуренция — состязание между экономическими субъектами, борьба за рынки сбыта товаров и услуг с целью получения более вы­соких доходов, других выгод.

Конкурентная борьба за экономическое выживание и процвета­ние — закон рыночной экономики.

66. Основы менеджмента в здравоохранении. Принципы, функции, методы и стили управления. Характеристика уровней управления в здравоохранении

Менеджмент – «искусство управлять интеллектуальными, финансовыми, сырьевыми, материальными ресурсами в целях наиболее эффективной производственной деятельности».

Cистема управления любого объекта по существу имеет 3 уровня:

• - стратегический (главный врач),

• - тактический (заместитель главного врача);

• - оперативный (заведующие отделениями);

Задачами стратегического уровня являются:

• - обеспечение достижения поставленных целей в запланированных объемах и в обозначенные сроки;

• - совершенствование деятельности ЛПУ;

• - разработка новых целей на основе прогноза ситуации во внешней среде и учета возможностей ЛПУ.

Тактический уровень ответственен за оптимальное распределение ресурсов с выбранной стратегией, организацию и контроль достижения текущих результатов по отдельным направлениям деятельности учреждения.К ресурсам включают: кадры, финансы, основные фонды и материально-техническое оснащение лекарствами. Самым сложным для управления признаны кадры – большие различия в профессиональной подготовке, демографических параметрах, личностных особенностях, выраженный динамизм в потребностях предопределяют выделение специальной функции управления—работы с кадрами, задача и функции которой по праву должны стать предметом специального рассмотрения.

Оперативный уровень обеспечивает эффективное выполнение производственных процессов в отдельных подразделениях, что определяется соответствием с технологией и оптимальным использованием ресурсов.

Механизмы управления включает в себя способы воздействия руководства на исполнителей, обеспечивающие наилучшее выполнение работниками своих производственных задач. Выделяют следующие способы воздействия: принципы, методы, функции и цели управления.

Методы управления. Методы управления делятся на 3 основные группы:

  1. организационно-распорядительные (административные)
  2. экономико-математические;
  3. социально-психологические.

 

Главная цель всех методов – комплексное воздействие на работника, в результате чего он стремится лучшим образом выполнить производственные задачи.

В основе управленческой деятельности лежат организационно распорядительные методы (административные) при этом организационное воздействие отражает статику управления и проявляется в форме следующих документов:

- нормативные документы, утверждающих структуру учреждения, штаты, порядок и правила деятельности ЛПУ, устав учреждения,

договоры, контракты и др.

Распорядительные документы, отражают динамику управления, т.к. касаются исполнительной деятельности. Формами распорядительного воздействия являются приказ, распоряжение, рекомбинации. В управлении здравоохранением используется достаточно большое число способов административного воздействия, в том числе:

- стабилизирующие или регламентирующие методы устанавливают определенные правила, точные предписания к действию и рамки деятельности. К стабилизирующим методам относятся: положения (об учреждении здравоохранения, о подразделении ЛПУ, о комиссиях ЛПУ и т.д.), нормы нагрузки, нормативы, штатное расписание ЛПУ и др.

- распорядительные методы направлены на решения конкретных задач в ситуациях, которые не предусмотрены установленными и действующими положениями и правилами. Следует отметить, что в управлении могут использованы две формы реализации распорядительного метода:

- документальная (директивы и постановления);

-устная (устные приказы, распоряжения и указания);

- дисциплинарные методы воздействия включают не только строгое соблюдение плановой, производственной и финансовой дисциплины, но и установление ответственности: личной и коллективной, моральной и материальной, служебной и гражданской.

В настоящее время в нашей стране приоритет имеют экономические методы. Они основаны на применении экономического стимулирования коллективов, создании материальной заинтересованности отдельных членов коллектива в достижении поставленной цели. Эти методы позволяют путем активизации экономических интересов объекта управления ориентировать его деятельность в направлении эффективного использования имеющихся ресурсов без непосредственного постоянного вмешательства субъекта управления (то есть руководителя).

Это объясняется тем, что низкие заработные платы не обеспечивали удовлетворение базовых потребностей человека, к которым относят потребность безопасного физического существования и безопасность всего накопленного человеком.

Применение экономических методов стимулирования вызвало напряжение во взаимоотношениях между членами коллектива. Кроме того, из западного менеджмента известно, что по мере удовлетворения базовых потребностей в целом для работника, все большее значение начинают приобретать потребности более высокого уровня: принадлежность к социальной группе, потребность в уважении и в самоутверждении. Это потребовало расширения использования социально-психологических методов, в том числе разработки методов мотивации.

Соиально-ппсихологические методы управления представляют собой совокупность способов по осуществлению воздействия на духовные интересы работников, формирование их мировоззрения. Они основаны на межличностных отношениях и использовании социально-психологических закономерностей развития личности и трудовых коллективов.

Социально-психологические методы управления можно разделить на две группы:

- прямые методы;

-косвенные методы;

Прямые методы социально-психологического воздействия включают:

- внушение (целенаправленное воздействие путем влияния на психику человека);

-убеждение (аргументирование с помощью логических средств);

-подражание (воздействие на основе личного примера);

-вовлечение (воздействие путем использования гражданских чувств и социально-психологических мотивов);

-принуждение (применение авторитета и власти руководителя);

-побуждение (повышение морально-общественной значимости предстоящей работы);

Косвенные методы различаются формами опосредованного воздействия, они создают заранее заданную ситуацию, в рамках которой выполняется работа.

Это опосредование может осуществляться:

-условиями труда, то есть созданием определенной ритмичности, привлекательности и степени нагрузки;

-элементами системы управления: положениями, должностными инструкциями, организационной структурой, формами контроля и стимулирования;

-путем создания соответствующего социально-психологического климата в коллективе.

В условиях централизованного управления наблюдается соответственно превалирование организационно-распорядительных методов, что зачастую формирует командное администрирование; если акцент и ориентир в первую очередь на экономические методы, это может привести к смещению целей и преобладанию личных целей над профессиональными, социально-психологические методы в целом способствуют развитию личности.

Стиль управления – это система сложившихся отношений между руководителями и коллективом по поводу принятия и реализации управленческих решений.

Стиль управления формируется и под влиянием преимущественно используемых руководителями методов управления. Принято выделять 3 основных стиля:

- авторитарный стиль управления характеризуется минимальной контактностью руководителя с коллективом, жесткостью в выработке и реализации решений. Решение подчиненным навязывается, мотивация осуществляется посредством угроз. Деятельность подчиненных строго регламентируется.

-либеральный стиль управления представляет собой полную противоположность авторитарному. Руководитель каждое решение согласовывает с коллективом, идет на бесконечные уступки формальным и неформальным лидерам и группам. По существу коллектив управляет руководителем.

-демократический стиль управления или система группового участия в управлении основаны на активном привлечении подчиненных как к определению целей организации или подразделений, так и к контролю за их достижениями.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.