Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы исследования. Метод наблюдения используется для решения первой и второй из поставленных задач.






Метод наблюдения используется для решения первой и второй из поставленных задач.

Наблюдение – это целенаправленное восприятие какого-либо явления, в процессе которого исследователь получает конкретный фактический материал. Наблюдение следует проводить по заранее намеченному плану с ведением протоколов.

Пионерами использования психологического наблюдения считаются М.Я. Басов, П.П. Блонский, Ш. Бюлер, В. Штерн и другие.

В 1923 г. М.Я. Басов разработал один из базовых вариантов методики психологического наблюдения. Опираясь на понимание психики как проявления активности личности, М.Я. Басов положил в основу своей методики следующие принципы:

- максимально возможная фиксация объективных внешних проявлений, которая достигается в том случае, если регистрация объективных проявлений четко отграничивается от их психологического истолкования;

- наблюдение за процессом, а не за отдельными его моментами, путем непрерывной записи поведения на протяжении определенного отрезка времени; такая запись должна отражать все отдельные акты поведения (так называемая фотографическая запись);

- избирательность записи, то есть регистрируются только те проявления, которые существенны для данной конкретной задачи исследования, что достигается при помощи общей и специальной программы наблюдения.

Характерным признаком наблюдения, отличающим его от других методов психологического исследования, является невмешательство исследователя в изучаемое явление. В качестве объектов наблюдения могут выступать личность или группа. Если объект наблюдения - личность (человек), то, в зависимости от целей исследования, предметом наблюдения могут являться поведение, деятельность, общение. Много информации несёт и внешний облик человека - его одежда, обувь, косметика, прическа, украшения, состояние кожи и т.п. При наблюдении необходимо учитывать как совокупность признаков, так и многозначность, и ситуативность их внешних проявлений.

Любое наблюдение требует четкой формулировки его цели. Наблюдение, как правило, происходит в естественных условиях, потоке событий и именно цель организует восприятие исследователя, направляя его внимание, определяет «фокус» видения объекта, помогая избирательно отслеживать то, что необходимо.

В психологических наблюдениях наиболее типичны следующие цели:

- изучение содержательных характеристик тех или иных психических явлений (определение свойств, признаков, присущих явлению; например, вычленение признаков проявления того или иного эмоционального состояния - тревоги, агрессии и т.п.);

- изучение особенностей поведения, деятельности, общения людей, имеющих различные психические характеристики;

- изучение индивидуальных психических особенностей людей (особенностей познавательных процессов, характера, способностей, мотивов, интересов и т.д.);

- исследование причин, лежащих в основе тех или иных проблем у разных людей, в разных условиях деятельности и общения.

Цель наблюдения конкретизируется в ряде задач. «Задача - это цель, заданная в определенных условиях» (А.Н. Леонтьев). Задача всегда формулируется в контексте конкретных условий. Четко сформулированная задача позволяет исследователю не упустить из виду отдельные существенные стороны изучаемого явления; задача делает наблюдение ясным и предваряет следующий этап в организации исследования - этап построения программы наблюдения.

Программа наблюдения представляет собой подробный план проведения наблюдения. Она обязательно должна включать:

1) характеристику объекта и предмета наблюдения;

2) цель и задачи наблюдения;

3) описание ситуаций, в которых будет производиться наблюдение;

4) подробный перечень конкретных поведенческих признаков, проявление которых будет фиксироваться в ходе исследования;

5) сведения о формах и способах регистрации данных (вид записи, наличие специальной записывающей аппаратуры, бланков и т.д.);

6) временные рамки и график наблюдения.

 

Виды наблюдения. Наблюдение подразделяют:

1. По характеру направленности на самонаблюдение и объективное наблюдение.

2. По степени полноты на выборочное и сплошное. В ходе сплошного наблюдения регистрации подлежит все, что происходит в данный момент с объектом, фиксируются самые разнообразные проявления психической жизни, имевшие место в текущем временном промежутке. Внимание наблюдателя максимально рассредоточено, в его поле восприятия попадает все, что так или иначе связано с объектом наблюдения. Этот вид наблюдения требует максимально точной регистрации поведенческих признаков. Если используется письменная форма фиксации результатов, то необходимо следить за точностью речевых формулировок, так как в них, наряду с фактическими данными, встречаются обобщения и интерпретации, что снижает объективность исследования. Выборочное наблюдение предполагает восприятие и регистрацию определенного спектра признаков поведения или деятельности. Содержание и широта этого спектра зависят от цели и задач наблюдения. Исследователь из потока событий выбирает только то, что им соответствует, остальные факты и явления служат контекстом, фоном (но часто тоже фиксируются).

1. В зависимости от позиции наблюдателя на включенное и не-включенное.

2. В зависимости от формы записи на фотографическое, обобщенное и интерпретационное.

3. В зависимости от ограничений, введенных наблюдателем, на формализованное и неформализованное. Формализованное наблюдение характеризуется наличием ограничений, заданных извне (самим исследователем или составителем методики). Это ограничение может касаться оценки степени выраженности фактов, набора признаков или ситуаций, в которых ведется наблюдение, результатов наблюдения. Например, наблюдение всех испытуемых по заранее определенному набору признаков. Неформализованное наблюдение характеризуется фиксацией всей наблюдаемой ситуации. Никаких ограничений в отношении самой ситуации и наблюдаемых признаков не вводится. Основной формой записи является сплошная фотографическая запись. Однако при длительном наблюдении форма записи может совершенствоваться, переходя от фотографической к выборочной по выделенным линиям анализа.

Все перечисленные виды наблюдения существуют во взаимосвязи; каждый из них имеет свои достоинства и недостатки и выбирается в зависимости от цели и задач конкретного исследования.

Сплошное наблюдение дает возможность изучения личности во всем многообразии ее проявлений, как бы «на расстоянии», не «увеличивая» ту или иную ее сторону, но при сплошном наблюдении невозможно детально исследовать конкретное психическое явление. Сплошное наблюдение является наиболее эффективным на начальном и заключительном этапе исследования.

Выборочное наблюдение позволяет в деталях изучить отдельное явление, свойство, процесс, вид деятельности, сторону поведения, но на время «закрывает» от исследователя все другие проявления психической жизни человека, отводя им место фона.

Формализованное наблюдение позволяет более точно описать наблюдаемое явление и сопоставить между собой данные различных наблюдений. Этот вид наблюдения дает возможность количественного анализа данных, но как любая схема, формализованное наблюдение значительно упрощает исследуемое явление, не позволяет увидеть всех тонкостей психической жизни.

Неформализованное наблюдение предоставляет возможность наиболее полного изучения объекта. Результаты неформализованного наблюдения информативны, но более подвержены субъективным искажениям. Сама процедура неформализованного наблюдения менее «удобна» и требует от наблюдателя высокой исследовательской культуры.

Требования к организации и проведению психологических наблюдений. Для успешной организации психологического наблюдения необходимо:

1) четко сформулировать цель и задачи наблюдения;

2) продумать ситуации, в которых будет производиться наблюдение;

3) составить программу наблюдения с указанием перечня поведенческих признаков, подлежащих регистрации в ходе наблюдения;

4) продумать способы фиксации данных; в случае необходимости разработать формализованные бланки с готовым перечнем регистрируемых признаков;

5) построить план исследования с указанием конкретных дат, ситуаций, временных промежутков, на протяжении которых будет производиться наблюдение, и задач, решаемых в ходе каждого сеанса наблюдения.

В целях успешной реализации процедуры наблюдения следует соблюдать следующие условия:

1) максимально возможная (как можно более точная, полная и объективная) регистрация внешних проявлений;

2) целостность, непрерывность наблюдения (наблюдение непрерывного процесса, а не отдельных его моментов);

3) избирательность записи (регистрируются только те проявления, которые существенны для данной конкретной задачи исследования);

4) фактологический характер записи (фиксируются только конкретные поведенческие признаки, акты без всякого их обобщения и интерпретации);

5) последовательность и систематичность наблюдения (включенность каждого сеанса наблюдения в целостную исследовательскую программу);

6) учет внешних обстоятельств, сопутствующих наблюдению (субъективные данные, связанные непосредственно со здоровьем, психическим состоянием наблюдаемого, предшествующими наблюдению событиям, значимым для данной конкретной задачи исследования);

7) проведение обработки и анализа данных только после того, как сеанс наблюдения завершен.

На первых этапах исследования следует использовать сплошное наблюдение для определения конкретного объекта, предмета, ситуации, выбора способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и обеспечивающего сбор необходимой информации. После того как объект исследования определен, применяют многократное выборочное наблюдение. Главная цель выборочного наблюдения - сбор материала для обоснованного выдвижения гипотезы. Результаты формализованного наблюдения дают возможность уточнить и конкретизировать выдвинутую гипотезу.

Научное наблюдение обладает рядом достоинств, благодаря которым оно по праву считается основным методом психологического изучения. Главное состоит в том, что методом наблюдения исследуемый изучается в естественной обстановке, психические явления предстают перед наблюдателем в природном, неискаженном виде. Существенно и то, что процедура наблюдения строго не регламентирована, и исследователь может варьировать ее в широких пределах применительно к специфике ситуаций, своим личным предпочтениям и опыту.

Однако наблюдение имеет ряд особенностей, которые важно знать.

Наблюдение включает в себя восприятие, понимание и оценку наблюдателем других людей. Но, во-первых, наблюдаемый человек не безразличен и не пассивен по отношению к наблюдателю, он стремится изменить представление о себе в сторону, благоприятную для своих целей. Во-вторых, внимание наблюдателя направлено на смысловую и оценочную интерпретацию результатов. В-третьих, наблюдение слито с эмоциональными компонентами мотивационно-смысловой сферы наблюдателя. В связи с этим при наблюдении возникают благоприятные условия для проявления эффекта ореола, проекции, первичности, каузальной атрибуции и стереотипизации.

Далее, наблюдение имеет дело со спонтанно возникшими явлениями и берет их в той ситуации, в которой они сами оказались, что не всегда отвечает задачам исследования. С помощью наблюдения трудно установить причинно-следственные зависимости и количественные характеристики наблюдаемых явлений. Поэтому при применении метода наблюдения необходимо учитывать возможное влияние вышеперечисленных особенностей.

Беседа – самостоятельный или дополнительный метод исследования, применяемый с целью получения необходимой информации или разъяснения того, что не было достаточно ясным при наблюдении. Это метод получения информации на основе словесной коммуникации.

Беседа может использоваться на первом этапе для сбора первичной информации об испытуемом, инструктаже, мотивации и на последнем этапе - в форме интервью. Беседа также может дополнять результаты наблюдения.

Применение этого метода имеет возрастные ограничения, связанные с особенностями возраста детей, так как до определенного возраста ребенок не всегда может дать словесный отчет о своих переживаниях, чувствах, объяснить свои предпочтения и действия. Способность к внеситуативно-личностному общению со взрослым проявляется у ребенка лишь к середине дошкольного возраста.

В ходе беседы испытуемый также может сознательно или неосознанно искажать информацию, в связи с чем возрастает значение невербальных (несловесных) средств общения, интерпретация которых предъявляет дополнительные требования к квалификации исследователя, его мастерству и профессиональной зрелости.

Объектом беседы является человек, предметом могут стать самые различные психические явления, отношения и стороны жизни человека. В зависимости от конкретных целей в качестве предмета беседы могут выступать:

- индивидуально-психологические свойства личности (особенности познавательной сферы, способностей, характера);

- особенности мотивационной сферы (потребности, интересы, склонности);

- система социальных отношений личности;

- самосознание (Я-концепция, самооценка, самоотношение);

- смысловая сфера личности (ценности, смыслы, экзистенциальные проблемы) и т.д.

Одним из основных критериев отнесения беседы к определенному типу являются особенности предварительной подготовки стратегии и программы и характер ее стандартизации, т.е. тактика проведения беседы.

Стратегия – это составленный в соответствии с целями и задачами беседы набор смысловых тем и последовательность движения между ними.

Стандартизация означает строгость, определенность и неизменяемость набора и форм вопросов психолога во время беседы. Чем выше степень стандартизации беседы, тем более жесткой и ограниченной является тактика.

Типы беседы:

1. Полностью контролируемая, предполагающая жесткую программу, стратегию и тактику.

2. Практически свободная, для которой характерны отсутствие заранее сформулированной программы и наличие инициативной позиции в беседе у того, с кем она проводится.

3. Стандартизованная, имеющая жесткую программу, стратегию и тактику проведения. Данный тип беседы применяется, когда психолог уже установил сотрудничество с собеседником и исследуемая проблема несложна, носит частичный характер.

4. Частично стандартизованная, при которой программа, стратегия и тактика менее жестко оформлены. Ее применяют также при относительно несложной проблеме и наличии сотрудничества между психологом и исследуемым.

Оба эти типа беседы (3 и 4) дают возможность сравнения разных людей, являются более емкими в отношении времени, могут опираться на меньший клинический опыт психолога и ограничивать непреднамеренное воздействие на испытуемого.

Недостатком данных типов бесед является то, что они представляются не вполне естественной процедурой, сковывающей непосредственность и вызывающей к действию защитные механизмы.

5. Свободная беседа – это беседа, при которой программа и стратегия заранее не определены, или определены только в основных чертах, тактика свободная. Данный тип беседы применяется психологом в случае достаточно длительного общения с собеседником.

Свободная беседа ориентирована на конкретного собеседника, позволяет получить множество данных не только прямым, но и косвенным образом, поддерживать контакт с собеседником, обеспечивает высокую спонтанность проявления значимых признаков.

Она характеризуется высокими требованиями к профессиональной зрелости, компетентности и уровню психолога, его опыту.

Некоторые исследователи в рамках метода беседы выделяют клиническую беседу - способ исследования целостной личности, при котором в ходе диалога с испытуемым исследователь стремится получить максимально полную информацию о его индивидуально-личностных особенностях, жизненном пути, содержании его сознания и подсознания. Клиническая беседа проводится в особо оборудованном помещении и нередко включается в контекст психологической консультации или психологического тренинга.

Требования, предъявляемые к беседе:

- исследователь должен иметь перед собой четкую и конкретную цель беседы, но эта цель не должна быть известна испытуемому;

- исследователь должен подготовить программу беседы и подробную разработку ее тактики (системы и типов вопросов), вопросы, составленные исследователем должны соответствовать целям беседы, их необходимо запомнить;

- перед проведением беседы необходимо установить с испытуемым доверительные отношения;

- беседа должна проводиться непринужденно, тактично, ненавязчиво, ни в коем случае не носить характер выспрашивания;

- предварительно стоит продумать способы фиксации данных (ведение протокола, использование технических средств и т. д.); фиксироваться должно не только содержание беседы, но и характер ее протекания: эмоциональные реакции испытуемого, длительность пауз, особенности мимики, жестов, поз.

Структура беседы.

Все типы беседы имеют ряд структурных постоянных блоков, этапов беседы, не имеющих жестких границ, переходы между которыми являются плановыми и постепенными:

- Вводная часть беседы, играет очень важную роль. Именно на этой стадии беседы необходимо заинтересовать собеседника темой предстоящего разговора, пробудить желание участвовать в нем, сделать понятной значимость его участия в беседе. Этого можно достигнуть посредством апеллирования к прошлому опыту собеседника, проявлением доброжелательного интереса к его взглядам, оценкам, мнениям. Испытуемому сообщается также о примерной продолжительности беседы, ее анонимности, и, если это представляется возможным, то о целях и дальнейшем использовании результатов. Именно во вводной части беседы происходит первая проверка ее стилизации: словарный состав, стиль, концептуальная форма высказываний должна вызывать и поддерживать у собеседника положительную реакцию и желание давать полную и истинную информацию. Продолжительность и содержание вводной части беседы зависят от целей, задач исследования, а также от того обстоятельства, будет ли она единственной с данным собеседником или у нее возможно продолжение. На начальной стадии беседы особую роль для установления и поддержания контакта играет невербальное поведение психолога, свидетельствующее о понимании и поддержке собеседника.

- Второй этап характеризует наличие острых открытых вопросов по теме беседы, вызывающих как можно больше свободных высказываний собеседника, изложение им своих мыслей и переживаний, что позволит в дальнейшем исследователю накопить определенную фактическую событийную информацию.

- Третьим этапом беседы становится подробное исследование содержания обсуждаемых проблем посредством перехода от общих открытых вопросов к конкретным. Это кульминация беседы, один из самых сложных ее этапов. Эффективность данного этапа определяется умением психолога задавать вопросы, слушать ответы, наблюдать за поведением собеседника.

- Завершающая фаза - окончание беседы. На данном этапе в той или иной форме делаются попытки ослабить напряжение, возникающее в ходе беседы, выражается признательность за сотрудничество.

Во время беседы используются вербальные (словесные, речевые) и невербальные (неречевые, несловесные) средства общения.

К вербальным особенностям общения в беседе следует отнести основные классификации типов вопросов. Известно, что между вопросом и ответом существует достаточно строгая смысловая и формальная координация. Вопрос строится в зависимости от потенциального ответа.

В классификации типов вопросов на основе широты предполагаемых ответов выделяются три группы:

1. Закрытые вопросы, на которые ожидается ответ «да» или «нет». Они обращены ко всему объему содержащегося в них смысла. Использование вопросов такого типа осуществляется со строго определенной целью - расширить или сузить первоначальное сообщение говорящего, нацелить на принятие решения. Примерами вопросов этого типа могут быть: «Это все, что Вы хотели сказать?»; «Это трудно?»; «Предпочитали бы Вы это сделать сами?». Вопросы этого типа ведут к созданию напряженной атмосферы в беседе, переключают фокус общения с говорящего на слушающего, заставляют говорящего занимать защитную позицию, нарушают ход его мыслей.

2. Открытые вопросы - это вопросы, которые требуют какого-либо объяснения. Благодаря использованию вопросов этого типа собеседник имеет возможность без подготовки, по своему усмотрению, строить содержание ответов. Это вопросы типа «кто», «что», «как», «сколько», «почему». Например: «Каково Ваше мнение по данному вопросу?», «Что Вы собираетесь делать летом?».

3. Выясняющие вопросы - являются обращением к говорящему за уточнением. Они вынуждают собеседника размышлять, тщательно обдумывать и комментировать то, что уже было сказано. Например: «В этом ли состоит проблема, как Вы ее понимаете?»; «Что Вы имеете в виду?». Для выяснения содержания ответа собеседника более удобным предоставляется не формулирование вопросов, а прием перефразирования, когда говорящему передают его же сообщение, но словами слушающего. При перефразировании выбираются только главные, существенные моменты сообщения. Цель перефразирования - собственная формулировка сообщения говорящего для проверки его точности. Перефразирование можно начать следующими словами: «Как я понял Вас...»; «Как я понимаю, Вы говорите...»; «Другими словами, Вы считаете...»; «По Вашему мнению...».

В другой классификации типов вопросов существенным является характер связи вопросов с исследуемым, обсуждаемым предметом. В ней выделяются следующие типы вопросов:

1. Прямые - непосредственно касающиеся исследуемого предмета, например: «Боязно ли Вам обращаться к незнакомому человеку?».

2. Косвенные - более опосредованно касающиеся исследуемого предмета, оставляя испытуемому широкий выбор ответа, например: «Как Вы поступаете, когда Вам бывает боязно обратиться к незнакомому человеку?».

3. Проективные - касаются той области, в которую включен исследуемый предмет («Все ли боятся обращаться к незнакомым людям?»). К ним нужно добавлять вспомогательные вопросы («Ну, а как Вы?»).

В беседе следует соблюдать следующие правила, а именно следует избегать:

- наводящих вопросов, которые своей формулировкой подсказывают ответ: «Вы, конечно, любите читать книги?»;

- вопросов, первая часть которых содержит любую оценочную позицию или точку зрения экспериментатора: «Я знаю, что такие уверенные в себе люди, как Вы, легко общаются. Не так ли?»;

- вопросов, носящих произвольный, непроверенный, альтернативный характер: «Вам легко знакомиться с другими людьми или Вам это трудно сделать?», так как испытуемый может придерживаться третьей точки зрения;

- вопросов, слишком широко сформулированных относительно предмета обсуждения: «Как Вы относитесь к другим людям?».

Невербальное общение в процессе беседы включает в себя такие формы самовыражения, которые не опираются на слова и другие речевые символы. Оно спонтанно и проявляется бессознательно. Невербальное общение содержит несколько составляющих:

- выражение лица - мимика - выразительные движения мышц лица, как показатель чувств и настроений человека;

- визуальный контакт, помогающий регулировать беседу. Визуальный контакт глаз позволяет сосредоточить внимание, означает заинтересованность в беседе. Собеседники избегают визуального контакта при обсуждении сложных и неприятные вопросов;

- интонация и тембр голоса. Можно оценить тон голоса, скорость речи, заметить отклонения в построении фразы, частоту пауз. Эти вокальные выражения, наряду с отбором слов и выражением лица, очень важны для понимания сообщения. Чувства собеседника отражаются в тоне голоса; сила и высота голоса несут дополнительную информацию о сообщении говорящего. Речевые недостатки (возросшая скорость речи, ошибки и повторение слов) более выражены при неуверенности собеседника в себе, в состоянии волнения или при попытках обмануть;

- позы и жесты, которые помогают определить установку и чувства человека;

- межличностное пространство показывает, насколько близко или далеко собеседники находятся по отношению друг к другу. Чем больше собеседники заинтересованы друг в друге, тем ближе они располагаются. Социальное расстояние для неформальных социальных и деловых отношений составляет от 1, 2 до 2, 7 м, причем верхний предел более соответствует формальным отношениям.

Анализ содержания вербального и невербального общения позволяет правильно интерпретировать содержание беседы и повышает уровень достоверности ее результатов.

Достоинства и недостатки метода беседы.

Достоинства метода беседы заключаются в следующем:

- возможность одновременного исследования различных сторон личности испытуемого;

- возможность быстрого сбора информации как об одной личности, так и о группе;

- возможность повторного проведения с целью изучения динамики изменений.

Недостатки метода беседы состоят в следующем: возможно нарушение объективности, т.к. подбор материала для беседы, составление вопросов, установление контакта с испытуемым, и интерпретация содержания беседы находятся в значительной зависимости от личности, умений и профессионального опыта исследователя.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.