Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Актуальные аспекты формирования здорового образа жизни






Здоровый образ жизни - это деятельность, наиболее характерная, типичная для конкретных социально-экономических, политических, экологических и прочих условий, направленная на сохранение и улучшение, укрепление здоровья людей.

Аспекты здорового образа жизни:

1. Режим труда и отдыха.

2. Физическая активность и закаливание.

3. Основы рационального питания.

4. Психогигиена и психопрофилактика.

5. Половое воспитание и сексуальное здоровье.

6. Профилактика СПИДа.

7. Правильное экологическое воспитание.

8. Самолечение.

9. Алкоголь, его влияние на организм.

10. Курение. Вред для здоровья.

11. Наркомания, токсикомания.

12. Личная и общественная гигиена.

13. Основы рациональных знаний.

14. Своевременное обращение за медицинской помощью и умение оказать первую доврачебную помощь.

Пути формирования здорового образа жизни вытекают из понимания его функциональной структуры. Ключом к ним можно считать медицинскую активность, т.е. деятельность людей. Связанную со своим и общественным здоровьем и направленную на охрану, укрепление, воспроизводство здоровья, т.е. положительную медицинскую активностью.

Существует два направления формирования здорового образа жизни:

- создание, развитие, усиление, активизация позитивных для здоровья условий, факторов, обстоятельств, по существу, формирование потенциала общественного здоровья;

- преодоление, уменьшение факторов риска.

Ниже сгруппированы в основном большие факторы риска, о которых говорилось ранее.

Формирование здорового образа жизни

Создание и развитие Преодоление факторов риска:

факторов здоровья:

- высокой трудовой активности, - низкой трудовой активности,

удовлетворенности трудом; неудовлетворенности трудом;

- высокой медицинской активности; - низкой медицинской активности;

- физического и душевного комфорта, - пассивности, дискомфорта,

гармонического развития физических нейроэмоциональной и психической

и интеллектуальных способностей; напряженности;

- активной жизненной позиции, - низкой социальной активности,

социальной активности, невысокого культурного уровня;

социального оптимизма, высокого

культурного уровня;

- экологической активности, - загрязнения внешней среды,

экологически грамотного поведения, низкой экологической активности;

деятельности по оздоровлению

внешней среды;

- высокой физической активности; - низкой физической активности,

гиподинамии;

- рационального, сбалансированного - нерационального,

питания; несбалансированного питания;

- дружных семейных отношений, - потребления алкоголя, курения,

устроенности быта; наркотических и других

токсических веществ;

- других факторов здорового образа - напряженных семейных

жизни отношений, нездорового быта;

- других факторов нездорового

образа жизни.

Оба эти аспекта (направления) взаимно связаны, но на практике дело нередко ограничивается лишь борьбой с факторами риска, которые лежат на поверхности, достаточно хорошо известны и измеряемы (обычно это большие факторы риска). Гораздо сложнее создавать факторы здорового образа жизни. Однако не в разграничении аспектов заключается проблема, а в конкретных планах, программах формирования здорового образа жизни, в их реализации, в частности, через получившие широкое распространение так называемые программы здоровья.

Государственные программы:

Президентская программа «Дети Беларуси» на 2006-2010гг.;

Государственная программа развития специализированной медицинской помощи на 2004-2007гг.;

Программа развития первичной медико-санитарной помощи в Республике Беларусь на 2003-2007гг. Пост. СМ РБ от 16.12.2002г.№1749;

Государственная программа по формированию здорового образа жизни населения Республики Беларусь на 2002-2006гг.Пост. СМ РБ от 26.10.2001 №1553;

Государственная программа «Здоровье народа» на 1999-2005гг. Пост.СМ РБ от 23.03.1999г. «393;

Государственная программа комплексных мер противодействия злоупотреблению наркотическими средствами и психотропными веществами и их незаконному обороту на 2001-2005гг.;

Государственная программа национальный действий по предупреждению и преодолению пьянства и алкоголизма;

Государственная программа по предупреждению инвалидности и реабилитации инвалидов на 2001-2005гг.;

Государственная программа ВИЧ-инфекции на 2001-2005гг. Пост.СМ РБ от 29.12.2000г. №2041;

Государственная программа Республики Беларусь по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на 2001-2005гг. и на период до 2010г.;

Государственная программа «Сахарный диабет» на 2004-2008гг.;

Государственная программа профилактики и снижения травматизма;

Государственная программа развития специализированной медицинской помощи на 2004-2007гг, утв. Пост.СМ РБ от 08.01.2004г. №2;

Государственная программа социально-экономического развития и возрождения села. Раздел «Здравоохранение»;

Программа государственных гарантий обеспечения граждан бесплатной медицинской помощью;

Государственная программа «Туберкулез»;

Государственная программа «Онкология»;

Национальная программа иммунопрофилактики на 2001-2005гг.

Коль скоро формирование здорового образа жизни становится основой, универсальным средством первичной профилактики и, следовательно, базой стратегии охраны и укрепления здоровья, оно должно стать стержнем всех программ здоровья, всех профилактических территориальных и отраслевых программ. Осуществление мер первичной профилактики должно быть важнейшей обязанностью всей сети лечебно-профилактических учреждений и особенно служб первичной медико-социальной помощи. Учреждения здравоохранения должны рассматриваться как форпосты формирования здорового образа жизни, и это относится, прежде всего, к центрам здоровья, центрам профилактики.

Важнейшая функция и задача всех органов и учреждений, всех организаций, которые должны заниматься формированием здорового образа жизни и, прежде всего, учреждений первичной медико-санитарной помощи - эффективная пропаганда здорового образа жизни.

Пропаганда должна основываться не столько на санитарном просвещении, сколько на средствах гигиенического воспитания, т.е. не на пассивном восприятии медицинских и гигиенических знаний, а на обучении гигиеническим навыкам, соблюдению правил и норм поведения и активном их проведении в жизнь в конкретных условиях.

Существенным препятствием для успешного формирования здорового образа жизни остается низкая гигиеническая культура значительной части населения. Это свидетельствует о невысокой общей культуре, так как гигиеническая грамотность и культура - часть общей культуры и образованности людей.

Формирование здорового образа жизни имеет своей конечной целью совершенствование условий жизни и жизнедеятельности на основе валеологического обучения и воспитания, включающих изучение своего организма и своей личности, освоение гигиенических навыков, знание факторов риска и умение реализовать на практике весь комплекс средств и методов обеспечения здорового образа жизни. Осуществляя сознательную и целенаправленную здравотворческую деятельность, создавая среду обитания и деятельности, влияя на внешние условия, человек приобретает большую свободу и власть над собственной жизнью и обстоятельствами жизни, делая саму жизнь более плодотворной, здоровой и долголетней. Чтобы достичь этого, человек должен, прежде всего, стать носителем идеи здоровья как основного жизненного приоритета.

Следующим этапом должно стать формирование определенной организации самосознания человека, ориентированного на понимание роли и места различных средств, методов и форм здорового образа жизни и на умение применить их в своей жизнедеятельности. Под валеологической культурой следует понимать осознание человеком ценности здоровья в ряду жизненных приоритетов и определяющее его бережное отношение к своему здоровью и к здоровью окружающих людей.

Формирование здорового образа жизни осуществляется через информацию, получаемую человеком извне, и через коррекцию образа жизни благодаря обратной связи, анализу собственных ощущений, самочувствия и динамики объективных морфофункциональных показателей, их соотношения с имеющимися у него валеологическими знаниями.

Формирование здорового образа жизни представляет собой длительный процесс и может продолжаться всю жизнь. Обратная связь от наступающих в организме в результате следования здоровому образу жизни изменений срабатывает не сразу, положительный эффект перехода на рациональный образ жизни иногда отложен на годы. Вот почему, к сожалению, довольно часто люди лишь «пробуют» сам переход, но, не получив быстрого результата, возвращаются к прежнему образу жизни. В этом нет ничего удивительного. Так как здоровый образ жизни предполагает отказ от многих ставших привычными приятных условий жизнедеятельности (переедание, комфорт, алкоголь и др.) и, наоборот, - постоянные и регулярные тяжелые для неадаптированного к ним человека нагрузки и строгую регламентацию образа жизни. В первый период перехода к здоровому образу жизни особенно важно поддержать человека в его стремлении, обеспечить его необходимыми консультациями (так как в этот период он постоянно испытывает дефицит знаний в различных аспектах обеспечения здорового образа жизни), указывать на положительные изменения в состоянии его здоровья, в функциональных показателях и т.п.

Путь каждого человека к здоровому образу жизни отличается своими особенностями, но это не имеет принципиального значения - важен конечный результат. Эффективность же здорового образа жизни для данного человека можно определить по ряду следующих критериев:

1. Оценка морфофункциональных показателей здоровья: уровень физического развития, уровень физической подготовленности.

2. Оценка состояния иммунитета: количество простудных и инфекционных заболеваний в течение определенного периода; при наличии хронического заболевания - динамику его течения.

3. Оценка адаптации к социально-экономическим условиям жизни: эффективность профессиональной деятельности; активность исполнения семейно-бытовых обязанностей; широта и степень проявления социальных и личностных интересов.

4. Оценка уровня валеологических показателей: степень сформированной установки на здоровый образ жизни; уровень валеологических знаний; уровень усвоения практических знаний и навыков, связанных с поддержанием и укреплением здоровья; умение самостоятельно построить индивидуальную траекторию здоровья и программу здорового образа жизни.

Общественное здоровье нельзя сводить к совокупности показателей здоровья отдельных людей, хотя такую статистическую операцию при желании осуществить можно: рассчитать среднюю величину какого-либо показателя здоровья групп людей или нескольких показателей, даже их комбинаций. Общественное здоровье - иной уровень определения здоровья. Это - характеристика одного из важных свойств, качеств, аспектов общества как социального организма. С таких позиций говорят об общественном здоровье как о богатстве общества, общественном богатстве, т.е. факторе, без которого не может создаваться вся совокупность материальных и духовных ценностей.

Пока общепризнанные показатели и критерии общественного здоровья не разработаны. Даже ВОЗ, стремящаяся выйти за рамки понимания здоровья лишь как состояния, свободного от болезней и дефектов, и подчеркивающая его социальную сущность (физическое, психическое и социальное благополучие), до сих пор не предложила краткого и емкого определения общественного здоровья, хотя ее бывший многолетний генеральный директор Х. Маллер пытался определить его. Он связывал это понятие с возможностью для людей реализовать «продуктивный в социальном и экономическом плане образ жизни». Эксперты ВОЗ пытались конкретизировать это понятие, рассмотрев сотни критериев и показателей и остановившись на группе немногих: таких, как удельный вес затрат на здравоохранение по отношению к валовому национальному продукту, доступность так называемой первичной медико-санитарной помощи (ПМСП); численность населения, пользующегося безопасным в гигиеническом смысле водоснабжением; процент вакцинированных при профилактике инфекционных болезней; состояние питания детей; процент родившихся с низкой

 

массой тела (менее 2500 г); детская смертность и средняя продолжительность предстоящей жизни и др. Однако такие показатели и критерии скорее говорят об обусловленности здоровья.

Еще раз обратим внимание на попытку Х. Маллера расшифровать понятие «общественное здоровье» или, как он говорил, «здоровье для всех», используя критерий «продуктивного образа жизни». Используя такое толкование, можно сказать: общественное здоровье - такое состояние, такое качество общества, которое обеспечивает условия для образа жизни людей, не обремененных заболеваниями, физическими и психическими расстройствами, т.е. такое состояние, когда обеспечивается формирование здорового образа жизни.

Не останавливаясь далее на определении общественного здоровья, подчеркнем, что наиболее подходящими критериями его определения представляются понятия «образ жизни», «здоровый образ жизни». Это положение не исключает поиска конкретных критериев и показателей общественного здоровья.

Поскольку понятие «общественное здоровье» примыкает к таким понятиям, как «общественное богатство», «образ жизни», представляется возможным пользоваться понятием «потенциал общественного здоровья» (ПОЗ), «индекс общественного здоровья» (ИОЗ), «индекс здорового образа жизни» (ИЗОЖ).

Индекс общественного здоровья (ИОЗ) можно представить как соотношение удельного веса факторов здорового и нездорового об- раза жизни; ИЗОЖ - как процент лиц, ведущих здоровый образ жизни. Потенциал общественного здоровья - это мера здоровья людей, накопленного обществом, и его резервов, создаваемых активным, здоровым образом жизни. Его можно определить удельным весом здоровых людей. Не касаемся конкретных формул, которые могут быть выражены цифрами, показателями, могут носить характер мо- делей (математических, логических и пр.). ПОЗ можно рассчитать при определении потерь здоровья (по данным медико-демографических и медико-статистических показателей) в группах здоровья населения. Например, если в первой группе - здоровых - таких потерь за год нет, условно считается, что в них ПОЗ равен 100%; во второй группе - практически здоровых лиц, но с факторами риска здоровью - потеря здоровья оценивается в 5-10%; в третьей группе - больных - потери - 10-20%. Таким образом, в популяции потери здоровья составят 30% и более, значит, остаток или ПОЗ равен примерно 70%.

 

Понятие общественного здоровья, рассматриваемого в ракурсе условий и образа жизни, имеет прямое отношение к стратегиям и социальной политике в области охраны и улучшения здоровья народа. Уже сегодня оно (как и наука о нем, названная мною санология) позволяет полнее, всестороннее вскрыть социальную обусловленность здоровья людей, разработать действенные меры профилактики заболеваний, укрепления здоровья, развития здра- воохранения.

Нельзя забывать, что учения, концепции о здоровье и особенно общественном, значительно отстали от учений о патологии. И хотя проблема здоровья трудящегося населения занимала умы просветителей еще в эпоху Возрождения, значимость охраны здоровья еще не поднималась как обязанность всего государства, всей нации, всего общества.

Итак, в формировании здоровья (и болезней), в том числе общественного здоровья, «пальму первенства» занимает общество и все его институты. Оно через условия и образ жизни, состояние здравоохранения, внешней среды (которая во многом зависит от общества, его влияния на него) обуславливает здоровье человека - индивидуальное, групповое и общественное. Общественное здоровье как понятие более высокого, социологического уровня (его потенциал, индексы и пр.) обуславливает («снимает») состояние здоровья населения и его показатели (см. рис. 2). Речь, таким образом, идет о системе уровней здоровья: социологическом (общественное здоровье), социально-гигиеническом (здоровье населения, определяемое медико-статистическими и демографическими показателями).

До того, как говорить об обусловленности здоровья, целесообразно осветить представления о так называемом третьем состоянии - между здоровьем и болезнью, о котором писал еще К. Гален. Его называют также предболезнью, преморбидным, донозологическим состоянием. И хотя имеются некоторые отличия в толковании значений этих понятий, все они объединяются мыслью о существовании «моста», переходного состояния между болезнью и здоровьем. В медицинской статистике это состояние не регистрируется, но важно знать о доле «третьего состояния» в общественном здо- ровье. Легче и экономически эффективнее не допускать возникновения и развития заболевания, нежели преодолеть уже развившуюся болезнь. Это давно связывают с личной и общественной профилактикой, диспансеризацией, направленной на выявление

 

Рис. 2. Уровни здоровья и его показатели.

и устранение причин заболеваний и факторов риска. Таким образом, «предболезнь», «донозологическое состояние», «третье состояние» - одни из ключевых моментов не только в теории и практике патологии, но и в санологии.

До сих пор нет единого мнения о «третьем состоянии»: это еще состояние здоровья (донозологического) или начало заболевания - предболезнь. Однако различия в его понимании сказываются на определении спектра состояний между здоровьем и болезнью. Если его рассматривать как присутствие факторов риска, начальные клинические признаки заболевания (донозологическое состояние), что отвечает представлению о второй группе здоровья, то эта группа занимает примерно 20%. Если же складывать эту группу лиц с группой лиц с определенными заболеваниями, но без признаков деком-

пенсации, не потерявших трудоспособности, не нуждающихся в стационарном лечении, редко обращающихся за медицинской по- мощью, которые составляют примерно 30% населения, то «третье состояние» возрастет до 50%. К.Гален считал, что людей в этом состоянии гораздо больше, чем об этом думают. Некоторые современные авторы полагают, что «третье состояние» охватывает не менее половины населения.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.