Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Причины одиночества, по мнению подростков.






Хотя большинство, из написавших сочинение подростков (60%), сами не любят испытывать чувство одиночества, они не считают подобное времяпрепровождение ненормальным. Многие (57%) чувствовали себя одинокими и покинутыми, но большая часть из них не испытывали страха, находясь в таком состоянии. В трех сочинениях назывались и такие причины одиночества у подростков как употребление наркотиков, глупость. В целом, исходя из полученных мнений, можно предположить, что подростки считают пребывание в одиночестве нормальным, а не противоестественным и пугающим состоянием.

Примечательно, что большинство подростков (68%) считают себя вполне коммуникабельными, приятными для общения и популярными в среде одноклассников, а также имеют достаточно большое количество дружеских связей. Для большинства опрошенных не характерно негативное отношение к себе, но при этом, у подростков все же присутствует страх лишиться общения или быть отвергнутыми сверстниками. В сочинениях подросткам также предлагалось описать одинокого сверстника. Получился такой портрет: замкнутый, погруженный в себя, мало общающийся, не любящий шумные компании. Еще часть ребят представляет одинокого сверстника как грустного, печального, несчастного и обиженного. Достаточно часто встречались такие определения одинокого подростка как тихий, незаметный, домосед, не умеющий общаться, заводить знакомства. Некоторые ребята полагают, что одинокий человек – это тот, у кого нет друзей, которого никто не любит, и от которого все отвернулись. В сочинениях встречались и такие варианты, как неудачник, нервный, «не такой как все», романтик, глупый и даже «похожий на меня». Необходимо отметить, что данные подростками описания во многом совпадают с характеристиками, выделенными в научной литературе по проблеме исследования одиночества, хотя, подростки и не употребляют таких слов, как депрессия, повышенная тревожность, самоуничижение и пассивность.

Таким образом, анализируя представления подростков об одиночестве, можно сделать следующие выводы:

Во-первых, для подростков в возрасте 14 – 15 лет пребывание в одиночестве по собственному желанию представляется вполне естественным и не вызывает тревожных мыслей или страха. В то же время, одиночество у них, как правило, ассоциируется с несчастьем, печалью и обидой. Получается, что во взгляде подростков на проблему одиночества существует та же полярность, что и в философских, психологических и педагогических исследованиях. Подростки считают нормальным состояние одиночества в том случае, если это собственный выбор человека, сделанный не под влиянием обстоятельств или окружающих, а по внутренним причинам. То есть если их сверстник выбирает одиночество не из-за собственной неуверенности или неумения общаться, не из страха перед общением и другими людьми, а по внутреннему желанию и потребности побыть одному, то это нормально и естественно. Если же подросток одинок, потому что от него отвернулись другие люди, тогда – это несчастный и обиженный человек, тихий, грустный, и незаметный. Кроме того, подросток часто осознает, что причины одиночества кроются как в близком окружении человека, которое не хочет его принимать, так и в нем самом: в его характере, особенностях поведения, манере общения и, в том числе, неумении общаться.

Исходя из результатов, полученных в ходе исследования, можно утверждать, что больше половины подростков время от времени сталкиваются с состоянием одиночества. Так или иначе, одиночество является серьезной проблемой в среде подростков. Многие подростки испытывают состояние напряженности, чувство неуверенности, когда они впервые сталкиваются с новой средой. И от того, насколько быстро пройдет период адаптации к новым условиям, социуму, насколько удачно сможет подросток влиться в новое общество сверстников, т.е. насколько он сможет перенести вставшую перед ним ситуацию, настолько он сможет решить проблему одиночества. Именно поэтому очень важно помочь человеку научиться успешно адаптироваться в новых условиях, правильно налаживать межличностные контакты в группе и развивать коммуникативные навыки именно еще в подростковом возрасте, чтобы впоследствии (например, в студенческой среде и трудовом коллективе) у него не возникали трудности такого характера.

Если говорить о конкретных видах подросткового одиночества, то наиболее частым является все же духовное одиночество, и менее частым – коммуникативное. Иными словами, чисто коммуникативные связи и контакты у подростков выражены сильнее, чем духовные. Здесь нетрудно увидеть еще одно проявление «одиночества в толпе». Коммуникативные связи в условиях современного, так называемого, компьютеризированного общества развиты у многих, а эмоциональная и духовная близость между людьми при этом отсутствует.

Одним из факторов, влияющих на возникновение подросткового одиночества, является фактор «личностного смысла», как индивидуального отражения действительного отношения личности к определенным объектам, входящим в ситуацию, осознаваемое как «значение для меня», в основе которого лежит направленность личности, уровень притязаний, ценности и ориентации, роли, образ «Я» и другие особенности самосознания [12].

Причины подросткового одиночества чаще всего проявляются в комплексе, т.е. в определенной взаимосвязи и взаимообусловленности. В этом комплексе можно выделить, например, наличие неблагоприятной обстановки в семье, конфликтные отношения со сверстниками, позицию изолированных и отвергаемых в школьном классе. Описать все разнообразие взаимосвязей причин подросткового возраста практически невозможно. Следует отметить, что причины могут существовать независимо от самой личности. Поэтому следует говорить о возможности функционирования подросткового одиночества как объективного явления.

Проведение исследования на констатирующем этапе экспериментальной работы позволило сделать нам следующие выводы:

Ключевым звеном возникновения одиночества являются внутренние причины, имеющиеся в самом подростке, а именно в его личностных особенностях, в структуру которых входят направленность, характер, чувства и способности, вся система навыков, привычек и знаний, индивидуальный жизненный опыт, особенности внешнего вида. Несомненно, что некоторые личностные характеристики ведут к одиночеству. Например, неадекватная оценка, застенчивость, тревожность, некоммуникабельность и т.д. Так, в результате диагностики был выявлен ряд подростков, обладающих свойствами крайней неуверенности в себе, малообщительны, замкнуты. Из-за неуверенности в себе, они не могут выстроить адекватные, равные взаимоотношения со сверстниками. Также, в результате отсутствия благоприятного межличностного общения со сверстниками, появляются напряженность и тревожность, которые и создают чувство неполноценности, подавленности, либо, наоборот, агрессивности. Учащиеся с низким уровнем коммуникативных связей в дальнейшем в дальнейшем становятся все больше отчужденными, эгоцентричными. У некоторых их них такие качества не сформируются, но, тем не менее, они будут стремиться к уединению.

Причины некоммуникабельности подростков можно описать следующим образом:

1. Неспособность оставаться одному. Оставшись один, подросток теряется, не знает, чем заняться, испытывает скуку и пустоту.

2. Низкое самоуважение, выраженное в заниженных самооценках. Это побуждает избегать контактов, появляется ощущение безнадежности.

3. Социальная тревожность, неуверенность в общении, застенчивость, постоянное ожидание насмешек или осуждений со стороны окружающих, как правило, одноклассников – все это побуждает к «уходу в себя».

4. Своеобразная «коммуникативная неуклюжесть», отсутствие необходимых навыков общения, неумение вести себя в сложных межличностных ситуациях (знакомство, ухаживание, конфликты и др.), часто в сочетании с низкой эмпатией. Это порождает разочарование и обманутые ожидания.

5. Общее недоверие людям, восприятие их враждебными и эгоистичными. В этом случае возникает не только избегание контактов, но и озлобление, горечь.

6. Внутренняя скованность, неспособность к самораскрытию, чувство непонятности потерянности. Ведет к разыгрыванию чужих ролей.

7. Несоответствие нарастающей потребности в любви и в то же время неумение, неспособность завязать личные отношения, постоянные разочарования, выбор неподходящих партнеров. В результате возникает чувство бессилия, обреченности и неполноценности.

8. Страх быть отвергнутым, связанный с пониженным самоуважением и неудачным прошлым опытом, боязнь новых разочарований. Все это также усугубляется безотчетным чувством вины, склонностью приписывать все неудачи собственной несостоятельности.

9. Сексуальная тревожность, субъективное, часто необоснованное сознание своей внешней непривлекательности или беспомощности. Усугубляется стыдом и затрудняет все прочие несексуальные отношения.

10. Боязнь эмоциональной близости приводит к уклонению от углубления дружеских отношений, предполагающих взаимное самораскрытие. Боязнь быть пойманным, застигнутым врасплох, отказ от принятия ответственности.

11. Пассивность, постоянные колебания, неопределенность в оценке собственных чувств. Отсутствие настойчивости, инициативы в развитии и укреплении личных отношений, настороженность к попыткам такого рода со стороны окружающих.

12. Нереалистические ожидания, ориентация на слишком жесткие нормы и требования. Нетерпимость и нетерпеливость, не позволяющая межличностным отношениям обрести устойчивость, окрепнуть, а также излишний максимализм подростка, критичность, склонность разрывать отношения без достаточных оснований.

Таким образом, интимно-личностное общение со сверстниками для подростков является очень важным информационным каналом и серьезным фактором преодоления одиночества, а также:

- Общение – специфический вид межличностных отношений, оно необходимо подростку, так как формирует у него навыки социального взаимодействия, умение подчиняться и, в то же время, отстаивать свои права.

- Общение – особая форма эмоционального контакта и эмоциональной разрядки. Оно приносит подросткам чувство солидарности, эмоционального благополучия, самоуважения.

Отсутствие умения полноценно общаться приводит к выпадению подростков из группы сверстников, что само по себе затрудняет их социальное и личностное развитие. Они часто становятся жертвами агрессивности, а иногда и жестокости со стороны сверстников. Подростки, не входящие в компании сверстников, как правило, отличаются заниженной самооценкой. У них чаще наблюдаются душевные расстройства и случаи противоправного поведения. Такие подростки оказываются в «группе риска», нередко попадают под влияние асоциальных группировок. Часто они плохо учатся в школе, в то время как ребята из групп с позитивными моральными установками могут учиться лучше. Тем самым, включение в компании с негативными установками приводит к асоциальному поведению и образу мыслей. Напротив – включение в группы с позитивными установками способствует социальному, личностному и даже духовному росту, обеспечивает здоровую адаптацию во взрослом обществе.

Данные положения имеют принципиальное значение. Вовремя диагностируя и выявляя недостатки в вышеназванных личностных особенностях учащихся, социальные педагоги и психологи имеют возможность заранее обнаружить предрасположенность подростка к состоянию одиночества, точно определить причины его возникновения, что, в свою очередь, позволяет вести определенную профилактическую и коррекционную работу по его устранению.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.