Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Подростковое одиночество: сущность, причины, формы проявления






В подростковом возрасте чувство одиночества занимает значительное место: подросток обособляется, учится быть самостоятельным и ищет новые возрастные формы взаимоотношений с другими людьми. Трудности нахождения этих форм, отвержение, в свою очередь, также отражаются и проявляются в переживании чувства одиночества.

Для подросткового возраста одиночество – особое психоэмоциональное состояние аффективно-когнитивной природы, играющее важную роль в формировании его личности. Особое значение одиночества для подростка проявляется в следующем: им сопровождается развитие ряда личностных новообразований; оно является обязательной составляющей комплекса психоэмоциональных реакций в ситуациях конфликта; ряде личностных процессов одиночество служит психологическим стабилизатором эмоциональных реакций.

Однако, с другой стороны, одиночество затрудняет общение, препятствует становлению полноценных контактов и доверительных отношений, приводит к ощущению надрыва, душевного нездоровья.

В исследованиях И.С. Кона убедительно показано, что до подросткового возраста свои личностные отличия от других привлекает внимание ребенка только в исключительных, конфликтных ситуациях [14]. Его «Я» сводится к сумме оценок его разными значимыми людьми (родителями, учителем, родственниками и др.). В подростковом возрасте ситуация меняется: ориентация подростка одновременно на нескольких значимых людях делает его психологическую ситуацию неопределенной, внутренне конфликтной. Бессознательное желание избавиться от прежних детских идентификаций активизирует его рефлексию, при этом чувство своей исключительности, непохожести на других, вызывает переживания, одновременно радует и пугает подростка, а недостаток навыков самоанализа порождает острое ощущение непонятности и одиночества.

Открытие подростком своего внутреннего мира также вызывает у него немало тревожных, драматических переживаний, так как внутреннее «Я» не совпадает с внешним поведением, актуализируя проблему самоконтроля. Осознание подростком своей уникальности и неповторимости вновь соприкасается здесь с чувством одиночества. Подростковое «Я» еще неопределенно, расплывчато, поиск его нередко переживается как смутное беспокойство или ощущение внутренней пустоты, которую необходимо чем-нибудь заполнить. Отсюда растет потребность в общении и одновременно повышается его избирательность, нередко на этом этапе подросток теряет прошлые детские контакты [15].

Ощущение одиночества у подростков часто сопровождается ощущением собственной ненужности, никчемности, некомпетентности [18]. Здесь важным компонентом самосознания является самоуважение. Поскольку высокое самоуважение ассоциируется с положительными эмоциями, а низкое с отрицательными, мотив самоуважения – это потребность увеличить переживание положительных и уменьшить переживание отрицательных установок по отношению к себе. Подростки с пониженным самоуважением особенно ранимы и чувствительны ко всему, что как-то затрагивает их самооценку. Они болезненнее других реагируют на критику, смех, порицания. Их очень беспокоит плохое мнение о них окружающих. Вследствие этого многим из таких отверженных подростков свойственны: застенчивость, грусть, печаль, обида, а иногда и страх. Все это порождает склонность к психической изоляции, уход от действительности в мир иллюзий, мечты, и в случае, если все эти негативные переживания достигают крайней точки, а необходимой помощи не поступает, безусловно, увеличивается риск попыток суицида.

Другой опасной стороной возникновения в подростковом возрасте чувства одиночества влечет за собой общение, которое ряд авторов называют дефицитным или дефектным. У подростков результат такого общения может выражаться в уходах из дома, бродяжничестве, школьных прогулах или отказе от обучения, во лжи, агрессивном поведении, а также поведении, обусловленном субкультурными девиациями (сленг, шрамирование, татуировки, граффити, членовредительство и др.). Подобные формы проявления чувства одиночества, сопровождающиеся уклонением от выполнения морально-нравственных норм, непосредственно угрожающие благополучию межличностных отношений, по мнению Е.В. Змановской, определяются как деструктивное и асоциальное поведение [9].

Подростки, у которых сформировалось нереалистическое представление о своих возможностях (сформирована завышенная или заниженная самооценка), сталкиваясь с действительностью, проявляют себя следующим образом: они отличаются обидчивостью, агрессивностью, недоверчивостью, агрессивностью, подозрительностью и упрямством. Это также портит отношения с окружающими, делает их неуживчивыми, трудно переносимыми в коллективе сверстников [20].

Е. Тауб и К. Кенистон указывают на то, что в подростковом возрасте отчуждение выражается в бунте, попытке трансформировать то, что отвергнуто, и в попытке самотрансформации [7]. В свою очередь, Р. Ларсон видит в одиночестве и положительные моменты, считая, что в подростковом возрасте оно способствует сопротивлению конформизму личности [19]. Благодаря одиночеству подросток учится быть независимым от нужды в постоянном социальном подкреплении, то есть через одиночество он испытывает себя как самостоятельную личность.

Как показывают исследования Л.Н. Галигузовой, в подростковом возрасте степень социального отвержения детей, склонных к одиночеству, возрастает, так как они не пользуются уважением сверстников, не умеют постоять за себя, что усугубляет их личностные и социальные проблемы [5]. Таким образом, в подростковом возрасте личность сталкивается с действительностью, часто воспринимаемой им как враждебной. Следствием этого открытия детского мира в последствие может являться одиночество и в период взрослости [37].

Одной из главных проблем подросткового возраста становится поиск возможности полностью реализовать, выразить, и, как результат, обрести себя во взаимодействии с другими людьми. Эта проблема формулируется авторами многих исследований как проблема трудностей общения. К трудностям общения, в основе которых, в отличие от застенчивости, лежит дефицит доверительного общения, можно отнести одиночество, понимаемое не как разрыв социальных связей, а как тягостное ощущение, переживание субъективной отъединенности, неудовлетворенности и поверхностности сложившихся взаимоотношений, то есть своеобразное психологическое одиночество. Речь идет об одиночестве, которое испытывает подросток, находясь в дружеской компании или семье. Подобное одиночество – опасный способ самозащиты, когда обрезаются все человеческие коммуникации и, прежде всего, узы эмоционального характера. Таким путем подростки стараются оградить идеализированный образ собственного «Я» от разоблачений, обид и насмешек. Одинокий подросток боится людей, но и в то же время жалуется, что у него нет друзей, не с кем отвести душу. Однако, в большинстве случаев он сам ведет себя пассивно, считая, что люди сами должны искать контакта, первыми пойти навстречу, позаботиться о том, чтобы он не скучал и не страдал от одиночества [27].

Стремление подростков осознать, вербализировать и каким-то образом интерпретировать свое ощущение одиночества, косвенно подтверждено в исследовании М.М.Рубинштейна. На основе анализа дневников и ретроспективных автобиографических записей 129 подростков, этим ученым было показано, что к основным переживаниям, чувствам и состояниям следует отнести чувства одиночества и покинутости, сетования: «меня никто не любит», «никто меня не понимает», тоску, ужас, страх, апатию, бурные перепады настроения, переживания несправедливости, сомнения в своих силах, борьбу с собой, обиду на окружающих, потребность в друге, потребность в любви, стыд [40]. М.М, Рубинштейн отмечал противоречивость внутренней жизни, подчеркивая, что в подростке существуют (не уживаясь, а чередуясь и противоборствуя) интерес к внешнему миру и сосредоточенность на себе; стремление к уединению и жажда общения; утверждение самостоятельности, уверенность в своих силах и сомнения, беспомощность, стремление обрести поддержку; идеализм и практицизм, в результате чего желания, идеалы и фактическое поведение нередко взаимно исключают друг друга, что часто не ощущается и не рефлексируется [40].

По мнению И.А, Мещеряковой, такие переживания являются необходимой частью внутреннего мира развивающейся личности, вырываясь за пределы собственно аффективной сферы, весь круг ее отношений: «Каждому из нас нужно и приятные и неприятные переживания. Однако, затяжные периоды тяжелых переживаний опасны, особенно для подростка, еще не выработавшего средств совладения с ними» [26, с.30]. Дополняя перечень характеристик, потенциально связанных с переживаниями одиночества, Е. Головаха и Н. Панина, выделяют такую черту, как конфликтность, то есть склонность обострять не только предконфликтные, но зачастую и просто осложненные ситуации человеческих контактов.

В психолого-педагогической литературе выявлен ряд основных причин, ведущих к появлению одиночества в подростковом возрасте. Среди основных можно отметить следующие: нарушение детско-родительских отношений; нарушение отношений подростка со сверстниками; отсутствие личностно-ориентированного подхода педагога к ребенку; особенности формирующейся самооценки; ранняя социализация. Очевидно, что указанные факторы отнюдь не способствуют личностному развитию. Это, в частности, подтверждено в исследовании С.В, Малышевой, где подростки, испытывающие одиночество, оценивали себя и сверстников по всем параметрам существенно ниже, чем подростки, не испытывающие данного состояния. Кроме того, подростки, испытывающие одиночество, при описании себя использовали больше отрицательных определений [24].

С.В. Малышева и Н.А. Рождественская, изучая особенности чувства одиночества у подростков, пришли к выводу, что можно выделить четыре основные причины, обусловливающие его возникновение:

1. Осознание себя как уникальной, неповторимой, ни на кого не похожей личности. Переживание уникальности может породить мысли о том, что никто вообще не может понять другого человека, в силу чего все «обречены» на одиночество.

2. Отсутствие достаточного количества межличностных контактов со сверстниками, как ведущего вида деятельности в подростковом возрасте. Только в обществе сверстников подросток может самоутвердиться, научиться взаимодействовать в неформальной группе сверстников, почувствовать поддержку друзей, поддержать кого-то и т.д.

3. Экзистенциональный подростковый кризис «смысла жизни», приводящий к обострению чувства одиночества в этом возрасте.

4. Принудительное удержание подростков в каких-либо группах. Этот феномен часто наблюдается в детских домах: подростки не имеют возможности остаться наедине с собой, и неудовлетворенная потребность в уединении порождает у них мысли о непонимании окружающими их личностных потребностей [24].

Данные исследователи определили качественные различия в переживаниях одиночества у мальчиков и девочек, которые определяются тем, что у девочек складывается стихийный опыт эмоциональных переживаний своих чувств в общении с близкими людьми; у мальчиков такой опыт практически отсутствует.

Д.И. Фельдштейн выделяет три основные группы причин возникновения подросткового одиночества: [49]

1. Особенности самого подростка: наличие отрицательных личностных качеств; особенности самооценки и отношения к себе; плохое поведение и недисциплинированность, отсутствие интересов и недостаточные способности; успеваемость и интеллектуальные особенности; физические – внешность, наличие каких-либо дефектов, неряшливый вид и т.д.; низкий уровень развития социальных, в первую очередь, коммуникативных навыков;

2. Характеристика группы, «изолирующей» своих членов и уровень ее развития;

3. Отношение взрослых к подростку (родители, классный руководитель и др.).

О. Б. Долгинова полагают, что чувство одиночества более характерно для подростков, проявляющих: [7]

- конфликтность и неудовлетворенность характером складывающихся взаимоотношений с одноклассниками;

- наличие эгозащитных реакций поведения, сформировавшихся на основе завышенной или неустойчивой самооценки;

- высокую степень тревожности в сфере межличностных отношений;

- высокую степень социально-психологической и социально-педагогической дезадаптаций, маскируемых конфликтностью или уходом от проблем общения;

- фиксированность на трудных взаимоотношениях со сверстниками, проявляющуюся, а агрессивно-защитных или пассивных формах поведения;

- нравственные издержки в воспитании, асоциальный опыт, характерологические изменения по типу акцентуации.

По мнению И.М. Слободчикова, следует дифференцировано подходить к проблеме одиночества у подростков, и различать два его вида. Первый представляет собой вариант оппозиции, где речь идет о неком противостоянии отдельно взятого подростка и группы [42].

Не смотря на то, что длительность переживания в подростковом возрасте имеет широкую градацию, оно укладывается в следующие основные категории:

- временное, приходящее состояние одиночества и сопутствующее ему грустное и подавленное настроение – нормальное явление человеческой жизни, которого никто не может избежать;

- ситуативное одиночество обусловлено особыми жизненными обстоятельствами: резкой переменой условий жизни и круга общения, кризисными точками индивидуального развития, охлаждением или распадом некогда значимых личностных отношений и т.д. Каким бы острым не было переживание этого одиночества, с течением времени оно проходит, уступая место новым отношениям и эмоциональным привязанностям;

- хроническое одиночество преследует личность постоянно и воспринимается его как нечто неустранимое: «Одиночество – моя судьба».

Одна из главных психологических трудностей одиноких подростков заключается в том, что у некоторых из них вырабатывается склонность объяснять свои неудачи в общении не конкретными ситуативными причинами, а своими, якобы неизменными личными чертами. Эта пораженческая установка парализует установление новых человеческих контактов с учетом прошлых ошибок [16].

Подростковое одиночество имеет собственную динамику. Так, в своем исследовании Д. Колмэн предлагал 11-13 и 15-17 летним мальчикам и девочкам дописать неоконченные предложения: «Когда нет никого вокруг…» и «Если человек один…» [25]. Классификация ответов на положительные и отрицательные показала, что от раннего подросткового возраста к юношескому число положительных суждений растет, а негативных уменьшается. Если подросток боится остаться один, то юноша начинает ценить уединение. То есть, если подростки обычно трактуют понятие одиночество как некое физическое состояние («нет никого вокруг»), то юноши наполняют его психологическим смыслом, приписывая этому состоянию не только отрицательные черты, но и положительную ценность. В работе Д. Рассела также показано, что с возрастом одиночество убывает. Кроме того, что по мере взросления подростков, их отношения с друзьями становятся более открытыми, причем между девочками возникает более тесный эмоциональный контакт, чем между мальчиками [19].

Обыденное сознание склонно считать самым одиноким возрастом старость, когда человек теряет близких, вынужденно оставляет привычную деятельность и т.д., но с возрастом человек приобретает необходимые коммуникативные навыки, облегчающие жизнь даже в самых тяжелых ситуациях. Подросток этого еще не умеет. По данным всех довольно многочисленных массовых опросов, острее и чаще всего испытывают одиночество самые молодые, 12-16 и 20 летние. Тем не менее, они не знают, что такие переживания массовые [15]. О.Б. Долгинова показала, что подростки кажутся сами себе более одинокими и чувствительными, нежели их сверстники. Очень часто они называют одиночеством скуку, неумение занять себя, отсутствие «своей» компании [7].

Следует отметить, что подростковое одиночество имеет многофункциональный характер: это своеобразный способ проверки опытным путем ценности сложившихся отношений, и проба самостоятельных, путь и средство самопознания и, одновременно с этим – очень глубокое переживание. Чувство одиночества невозможно однозначно оценить в категориях «хорошо-плохо», «благотворно-пагубно» и т.д. [17].

Таким образом, проведенный анализ причин, порождающих подростковое одиночество, позволяет выделить в качестве основных фактора развития – самопознание, рефлексию, самоконтроль, самоуважение и самооценку. Отсутствие опыта внутренней жизни ведет к ощущению пустоты и сопровождается отрицательными переживаниями. Выделены определенные личностные параметры и формы проявления одиночества в подростковом возрасте. Следовательно, одиночество подростка – сложная проблема, обусловленная социальными, экономическими, культурными и психологическими факторами. Испытываемые подростками негативные переживания влияют на процесс социализации и формирования личности, становятся одной из основных причин их социальной дезадаптации. Ощущение собственного одиночества нередко приводит к формированию нигилистического отношения личности к обществу, к развитию у нее форм поведения, направленных на противоборство с ним или уход от него.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.