Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психолого-педагогические подходы к определению феномена одиночества






В зарубежной психологической науке исследование феномена одиночества широко представлено работами Дж. Зилберга, Х.Салливана, Ф.Фромм-Рейхман, К.Роджерса, К.Мустакаса, Р.Вебе, Э.Пепло и др. Большинство авторов считают одиночество извращенным и неприятным переживанием; и лишь немногие из них рассматривают одиночество как патологическую реакцию. Для некоторых психологов одиночество является феноменом, свойственным широким и самым различным слоям населения. В большинстве теоретических исследований подчеркивается роль различных факторов, обуславливающих одиночество.

Представители психодинамичесого подхода рассматривают одиночество как реакцию на неадекватное удовлетворение потребности в тесных человеческих связях. Так, по мнению Э. Фромма, одиночества – это антипотребность, результат разрыва единства с природой, с одной стороны, и нереализации потребности общения – с другой. И преодолеть чувство устрашающего одиночества человек может, указывал Э. Фромм, через достижения полного развития своих сил, своей способности любить, пользоваться разумом, творить красоту и наслаждаться ею [54].

Дж. Зилбург описывает одиночество как непреодолимое, постоянное ощущение и видит его причину в ранних детских впечатлениях от влияния взрослых. Ребенок рано познает любовь, но он – слабое существо, вынужденное ждать ласки от взрослых. Неудовлетворенность формирует нарциссическую ориентацию, зарождается отчужденность и бессильная агрессивность одинокого человека. Таким образом, корни одиночества оказываются заложены в самой личности. Поэтому Дж. Зилбург считал, что одиночеству подвержены люди с чертами нарциссизма, мании величия, враждебности и инфантильными чувствами всесильности [14].

По мнению Ф. Фромм-Рейхман, одиночество может способствовать развитию тяжелого расстройства личности, и даже те люди, которые способны преодолевать состояние одиночества без особых усилий, соглашаются, что это очень тревожное переживание. Она считает, что существует значимая связь между одиночеством и тревожностью, как одним из базовых свойств личности. Корни одиночества Ф. Фромм-Рейхман также усматривает в детстве, а именно в преждевременном отлучении ребенка от материнской ласки [19].

Х.С. Салливан также рассматривал одиночество как неадекватное удовлетворение потребности в человеческих контактах: в детстве – стремление ребенка к взаимоотношениям со взрослыми; в подростковом возрасте – потребность общения со сверстниками; в юности – потребность в близком партнере противоположного пола [42].

Как следствие развития личности от исходных задатков до полной сознательности, сознательное и неминуемое обособление отдельного существа из неразличимости и бессознательности стада, понимал феномен одиночества К. Юнг. По его мнению, от одиночества не избавит никакое успешное приспособление к существующему окружению, а также ни семья, ни общество, ни положение [60].

Таким образом, можно отметить, что анализ феномена одиночества сторонниками психодинамической модели связан с клинической практикой. Одиночество, в рамках этой концепции, рассматривается как патология, и внимание акцентируется на детских предпосылках возникновения этого феномена.

Особое понимание одиночества существует у представителей феноменологического подхода, наиболее известным из которых является К. Роджерс. По Роджерсу, одиночество – это проявление слабой приспособляемости личности, отчуждение ее от своих истинных внутренних чувств. Ученый полагает, что общество вынуждает индивида действовать в соответствии с определенными образцами, что ведет к противоречию между внутренним, истинным «Я» и индивида и проявлением «Я» в отношении с другими людьми [39].

Одиночество с точки зрения экзистенционального подхода в психологии проанализировал К. Мустакас, разделив одиночество на мнимое и истинное. Мнимое одиночество, по Мустакасу, может соответствовать понятию «психологическая отчужденность», своеобразная система защитных механизмов, которые отдаляют человека от решения существенных жизненных вопросов: тогда как истинное одиночество проистекает из конкретной реальности одинокого существования и столкновения личности с трудными жизненными ситуациями, переживаемыми в одиночку [19].

В отличие от большинства теоретиков, Мустакас находит в феномене одиночества положительные черты. И хотя этот ученый не отрицает, что одиночество может иметь болезненный эффект, он понимает его как продуктивное состояние человека, необходимое для творчества.

Наиболее яко проявление интеракционистский подхода к проблеме одиночества можно найти в работах Р. Вейса, рассматривающего данный феномен как интерактивное влияние фактора личности и фактора ситуации, и как результат, недостаточного социального взаимодействия, которое бы удовлетворяло основные социальные запросы личности [19]. Определяя одиночество как нормальную реакцию, Вейс подчеркивает текущие события жизни личности как ключевой фактор возникновения этого феномена.

Представители когнитивного подхода Э.Пепло, В.Серма и др. выделяют ведущую роль познания как фактора, опосредующего связь между недостатком социальности и чувством одиночества. Э.Пепло обращает внимание на теорию атрибуции, согласно которой одиночество наступает, когда индивид осознает несоответствие между двумя факторами – желаемым и достигнутым уровнем собственных социальных контактов [32].

Согласно мотивационной теории Дж. Эйсендорфа, причинами возникновения одиночества выступают: боязнь социальных оценок, застенчивость, неуверенность в себе, избегание и боязнь новизны. Это приводит к возникновению трудностей в общении подростков, к низкой социальной адаптации [5].

Дж. Фландерс сформулировал общесистемный подход к проблеме одиночества, основное положение которого состоит в том, что поведение живых организмов отражает переплетение влияния на них нескольких уровней – от клеточного до межнационального, – действующих одновременно как единая система [19]. При этом одиночество представляет собой механизм обратной связи, помогающей индивиду или обществу сохранить устойчивый, оптимальный уровень человеческих контактов. Фландерс расценивает одиночество как потенциально патологическое состояние, но считает его также и полезным механизмом обратной связи, который в конечном результате, может способствовать благополучию личности и общества.

В отечественной психологии феномен одиночества стал изучаться сравнительно недавно, и поэтому многие исследователи опираются на принципы, выделенные западными авторами. Так, в исследовании психологических проявлений феномена одиночества О.Б. Долгинова исходит из фундаментальных положений когнитивной психологии. Она дает следующее определение одиночеству: «Одиночество – это состояние, испытываемое человеком в результате осознания им собственной депривации» [7, с.20].

Одиночество как негативное переживание тоски, никчемности, отчаяния, изолированности, покинутости и скукирассматривает С.В. Малышева. Причиной одиночества Малышева называет неудовлетворенность потребностей в разделении чувств, общении и понимании человека значимыми людьми [23].

В работах представителей педагогической науки одиночество анализируется, прежде всего, с позиции внешнего воздействия, оказываемого на развивающуюся личность.

Так, еще педагог В.Я. Стоюнин писал о том, что ребенок с «образованным сердцем», то есть укрепленный нравственно и воспитанный в стремлении отдать свое сердце людям, не будет одиноким [45, с.11]. Он выделил факторы, определяющие возникновение и переживание одиночества ребенком: внешние (не зависящие от воспитанника обстоятельства, например, потеря близкого человека) и внутренние новообразования (в результате воспитания).

В качестве основного фактора, предотвращающего формирование одинокой личности, П.Ф. Каптерев выделяет родительскую семью, которая должна заботится о нравственном воспитании ребенка, принимать активное участие в его жизни, стимулировать и поощрять его социальную активность.

И.А. Бердяев в своем произведении «Самопознание» описывает следующие причины возникновения одиночества:

1) неприятие «мировой данности», ведущее к формированию неприспособленности к жизни и, в конце концов, к одиночеству;

2) особенности негативной воспитательной практики, применявшейся в детстве;

3) применение самовоспитания [3].

Рассматривая феномен одиночества, Бердяев предлагал два пути конструктивного выхода из данного состояния: обращение к религии и творческая деятельность личности.

В.А. Сухомлинский первым в отечественной педагогике дал определение одиночеству – это «очень опасная рана, …когда ребенок узнает и чувствует, что он никому не нужен» [46, с.319]. Рассматривая в качестве основания классификации одиночества особенности детско-родительских отношений, автор выделяет: «человеческое одиночество» (или старость), «духовное» и «грозное одиночество». Причинами «духовного» одиночества, распространенного в детском возрасте, педагог считает недостаточный уровень сформированности мотивов родителей (эмоциональное невежество, доминирование материальных потребностей над духовными и др.). Факторами, способствующими возникновению «грозного одиночества», согласно В.А. Сухомлинскому, являются: 1) случайное или нежелательное появление ребенка на свет, что обусловливает отношение к нему родителей и близких родственников; 2) переживание собственной ненужности родителям, возникшей вследствие изменения внутрисемейной ситуации; 3) воспитание в семье, где родители имеют садистские наклонности; 4) эгоистическая направленность родителей без учета потребностей и интересов ребенка; 5) «заласканные дети», никак не ограниченные в своей свободе попустительским воспитанием [46].

В обобщающей работе О.В. Задорожной анализируются источники, отражающие представления педагогов-мыслителей о феномене одиночества в период от античности до конца XX века. Автор выделяет четыре типа одинокой личности как объекта педагогического воздействия, различающихся по направленности, степени социальной активности, условиям воспитания и их характером:

1. «Рефлексивно-уединенное Я» (М.Монтень, П.Ф. Каптерев, Н.Л. Бердяев, П.П. Блонский). Данная личность характеризуется интровертированностью, развитым самосознанием, высоким нравственным потенциалом, особой системой ценностей, построенной посредством самовоспитания, стремлением к самосовершенствованию, а уединение здесь является необходимым условием для духовного развития.

2. «Монадный» тип одинокой личности (Ж.Ж.Руссо, Я.Корчак), характеризуемый внешней отдаленностью от других людей. В силу общих закономерностей развития (Я. Корчак), либо специально созданных условий в синзетивный период жизни ребенка (Ж.Ж.Руссо), у такой личности формируется внутреннее ощущение самодостаточности существования.

3. «Отстраненный» (отчужденный) тип личности (Т.Гоббс, В.В. Розанов, В.В. Зеньковский), характеризуется внешней пассивностью на фоне поиска причин собственного одиночества извне, что приводит к самоизоляции человека от межличностных контактов и общения, сопровождаемых ощущениями непонимания его другими людьми и собственной ненужности.

4. «Эгоистический» тип (В.Я. Стоюнин, В.А. Сухомлинский). Для этого типа характерна неадекватная оценка себя и других, а также проявление социальной пассивности субъекта, что является следствием эгоистического воспитания [8].

Как препятствие социализации развивающейся личности характеризуют одиночество В.Н. Куницына, Н.В. Казаринова и В.М. Погольша, описывая его как тягостное ощущение, переживание неудовлетворенности от взаимоотношений; острое ощущение беспокойства и напряжения, связанного со стремлением иметь недостигнутые дружеские или интимные отношения [17].

Интегрированную позицию занимает Н.Е. Покровский, который, рассмотрев множество определений одиночества, обобщил все в следующих положениях: 1) одиночество – результат дефицита качественных социальных связей и общения; 2) одиночество – внутренний, субъективный опыт, который не тождественен социальной изоляции; 3) одиночество сопровождается стрессовым состоянием психики и ни в коей мере не рассматривается человеком как приятное или желаемое [19].

Несколько обособленно стоят работы И.М. Слободчикова, анализирующего понятие социумного одиночества. Социальное поле одиночества, объясняет, в частности, феномен одиночества в толпе: каждый представитель толпы внутренне закрыт, осторожен в области проявления индивидуальных, собственных внутренних чувств и одновременно все находятся в некотором вакууме всеобщей ненужности друг другу. Этот вакуум, собственно, и есть социумное одиночество [42].

И.М. Слободчиков считает, что одинокому человеку трудно перестать быть одиноким в группе, так как он вносит в эту группу часть своего одиночества. Делая такой вывод, И.М. Слободчиков предполагает, что в рамках социального пространства, проявление одиночества будет одинаково для каждого представителя социума, вне зависимости от индивидуально-личностных характеристик.

Практический интерес для педагогов представляет собой попытка И.М. Слободчикова рассмотреть динамику состояния одиночества, выделяя следующие основные стадии:

1. Возникновение одиночества. Данный этап фактически соотносится с ситуацией рождения ребенка и первыми месяцами жизни. На этом этапе, в зависимости от различных условий и факторов, одиночество либо «оформится», конкретизируясь, проявляясь как значимое состояние, либо будет представлять латентную (скрытую) до подросткового возраста ситуацию.

2. Первая вербализация. Данный тип является отправной точкой в собственной динамике одиночества.

3. Предкритическая стадия. Данная стадия является закономерным следствием непрерывного нарастающего по качеству (и времени, т.е. количеству) состояния. При определенных обстоятельствах психоэмоциональное напряжение достигает максимума и ведет к кризису.

4. Критическая стадия. Является кульминацией состояния одиночества. Здесь речь идет уже о составляющей общего кризиса личности, который, в свою очередь, обуславливается рядом внутриличностных и социальных противоречий. Кризис одиночества представляет собой особое психоэмоциональное состояние, характеризующееся рядом специфических ощущений, таких как ненужность, брошенность, неприкаянность, тоска и др.

5. Посткритическая стадия. Является как бы повторением общего кризиса личности. При неблагоприятном исходе кризиса интенсивность одиночества значительно ниже, чем на предыдущих этапах.

Конечной точки динамика развития состояния, согласно И.М. Слободчикову, не имеет, так как этот процесс приобретает циклический характер, и дальнейшее развитие будет сочетать следующие фазы: хронизация состояния, затем предкризис и кризис.

Таким образом, рассматривая различные психолого-педагогические подходы к феномену одиночества, можно прийти к следующим выводам:

Понятие «одиночество» имеет собственное психолого-педагогическое содержание, которое нуждается в уточнении в связи с изменившейся ситуацией развития и адаптации к подростковому возрасту, являющимся важным этапом в становлении личности.

Большинство теоретических рассуждений об одиночестве связано с клинической практикой или же вытекает из уже существующих теорий. При этом многие исследователи считают состояние одиночества неприятным, но вполне нормальным переживанием, и лишь некоторые из них рассматривают одиночество как чисто патологическую реакцию. В большинстве теоретических работ подчеркивается роль наличия факторов (личностных или социальных), обусловливающих одиночество. Для основной массы специалистов одиночество является феноменом, свойственным широким и самым различным слоям населения, однако экспериментальные исследования касаются, в основном, взрослого возраста.

На основе теоретического анализа научной литературы, можно выделить три возможных вида проявлений одиночества: эмоциональное, поведенческое и когнитивное, которые являются относительно самостоятельными, но и взаимосвязаны друг с другом.

При этом анализ научной педагогической и психологической литературы позволяет утверждать, что переживание одиночества затрагивает все сферы личности, однако, в зависимости от направленности и особенностей личности, каждый раз в той или иной мере страдают разные ее составляющие.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.