Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Изменение векторов взаимоотношений спорта и физического воспитания, пути его интеграции






В последнее десятилетие, как справедливо замечено В. К. Баль-севичем [2], все заметнее становится тенденция изменения взаи­модействия массовой физической культуры, физического воспи­тания, спорта для всех и олимпийского спорта. Использование высоких спортивных технологий оказывается одним из главных ме­ханизмов, обеспечивающих начало сближения физической и спортивной культур, расходившихся до этого в разные стороны. Интеграция на основе общих интересов оказывается наиболее пер­спективным путем, способным устранить уже ставшее перманент­ным кризисное состояние физической культуры и спорта в совре­менном обществе. Какие технологические и концептуальные ре­шения необходимо использовать для интеграции, какие приори­теты при этом выбрать?


 




Главным инициирующим фактором являются коренные преоб­разования в современном понимании сущности человека, лично­сти и отношении к нему со стороны общества, которые пока еще не везде находят понимание со стороны правительственных и вла­стных структур. Современное представление о приоритете челове­ка как главной ценности во всей духовной и телесной неповтори­мости личности заставляет по-другому взглянуть на физическую и спортивную культуру человека, стимулируя поиск путей разреше­ния этических и правовых несообразностей при взаимодействии физического воспитания и спорта высших достижений.

Использование в физическом воспитании научно-технологичес­ких достижений спортивной культуры оказывается, по нашему мнению, наиболее перспективным путем к интеграции физичес­кой и спортивной культур.

Формирование принципиально новой концепции многолетней физической подготовки в системе физического воспитания и спорта для всех открывает новые возможности их совершенствования и способы выявления спортивного таланта.

Конверсионные проникновения элементов спортивной культу­ры в культуру физическую создают условия для интенсификации физической подготовки детей и подростков.

Результатом такого преобразования в методике физического воспитания дошкольников и младших школьников, согласно дан­ным экспериментальных исследований, оказываются темпы при­ростов показаний их физической подготовленности, соразмерные, а зачастую и превышающие таковые при спортивной подготовке. Таким образом, пространство для поиска и выявления спортив­ных талантов олимпийского уровня расширяется во много раз глав­ным образом за счет совершенно новых и чрезвычайно благопри­ятных условий для их раскрытия в разнообразных видах отдельной спортивной деятельности.

Основой же создания новой прогрессивной технологии физи­ческого воспитания может служить адаптирование известных вы­соких технологий спортивной подготовки к потребностям и усло­виям физического воспитания детей, подростков и молодежи [1].

В методологическом смысле такой подход означает необходи­мость выявления прежде всего таких принципиальных особеннос­тей спортивной подготовки, которые, во-первых, предопределя­ют ее никем не отрицаемую успешность и, во-вторых, могут быть реально использованы в практике физического воспитания.

Помимо этого, необходимо выявить особенности спортивной подготовки, которые хотя и вносят вклад в рост спортивной ре­зультативности, но уже в таких ее зонах, которые не представляют никакого интереса для целей физического воспитания.

Особо следует отметить необходимость уяснения тех аспектов спортивной подготовки, которые формируют личностную спортив-


ную культуру атлета и являются, вероятно, одним из самых высо­ких достижений спортивной культуры вообще. Сюда можно отнес­ти и методы воспитания бойцовского характера, высоких качеств спортивного рыцарства и благородства, высокую культуру трени­ровки, восстановления, самоконтроля, а также формирование со­бранности, организованности и упорства в достижении постав-. ленных целей, способности к многолетней систематической рабо­те над своим совершенствованием, умение побеждать и проигры­вать, не теряя своего достоинства и веры в будущий успех.

Важным фактором успешности внедрения спортивных техно­логий в физическое воспитание является освоение методов орга­низации учебно-тренировочного процесса и многолетней физи­ческой подготовки в рамках физического воспитания школьников. В этом смысле большое значение приобретают методы физкуль-турно-спортивной ориентации, выбор подходящего для ребенка вида спортивной, общефизической или оздоровительной трени­ровки. Важно также предусмотреть механизмы переориентации школьника на другой, более подходящий для него вид спортив­ной или физической подготовки. Категорическим требованием при «спортивных заимствованиях» в физическом воспитании является реализация индивидуального и типологического подходов к физи­ческому воспитанию ребенка, создание условий для свободного выбора им вида занятий; организация такого режима тренировок, который не вызывал бы чрезмерного переутомления, отрицатель­ных эмоций, скуки, а, напротив, постоянно стимулировал бы же­лание заниматься, прежде всего благодаря постоянному и ясно ви­димому успеху в преобразовании физического потенциала учащего­ся, в том числе и его чисто внешних эстетических характеристик.

Такая реализация принципов индивидуального и типологичес­кого подходов требует постоянного соотнесения объемов, харак­тера и интенсивности нагрузок с особенностями биологических возрастных периодов, и прежде всего учета их сенситивности для стимуляции развития того или иного физического качества и мо­торной способности, укрепления и повышения уровня функцио­нального статуса занимающегося [2].

Таким образом, речь идет о творческом переносе передовых методик, наработанных в области спорта, в практику физического воспитания. Ценностный потенциал спортивной подготовки уни­кален, поскольку прошел многократную проверку и отбор на са­мых разных уровнях спортивной подготовки спортсменов. Можно перечислить наиболее яркие и уже доказавшие эффект технологи­ческие решения спортивной подготовки.

Во-первых, это приоритет тренировки как основного спосо­ба физического преобразования потенциала человека. В физичес­ком воспитании, как правило, присутствуют нагрузки оздорови­тельного характера, которые, к сожалению, не могут вывести че-


 




ловека на новый уровень физической подготовленности, но осо­бенно важны для развития детей, подростков и молодежи. Нужно успеть использовать благодатный период возраста для выявления и дальнейшего развития тех или иных физических качеств, чему в спорте уже научились. В физическом же воспитании педагогам еще предстоит освоить новые технологические аспекты и организаци­онные формы для решения этих проблем.

Во-вторых, формирование у спортсменов ценностного отно­шения к процессу спортивной подготовки и участию в нем. Вопрос мотивации — один из сложных в привлечении людей к занятиям физическими упражнениями. В спортивной деятельности он во многом блестяще решен. Само по себе отношение человека к спортивной подготовке является важнейшей личностной ценнос­тью и в то же время общественным, общим достоянием, если рас­сматривать его как образец для подражания.

Спортсмена высокого класса не нужно зазывать на тренировку, он с увлечением сам работает над техникой, находит свои соб­ственные технологические решения, продумывает весь трениро­вочный процесс до мелочей. Часто бывает, что спортсмен являет­ся сам себе и тренером. Следует внимательно проанализировать мотивационные механизмы формирования ценностного отноше­ния спортсмена к спортивной деятельности. Полученные от такого анализа практические рекомендации позволят во многом решить актуальную проблему привлечения людей к регулярным занятиям физическими упражнениями.

В-третьих, установку большого спорта — нет мелочей — нуж­но распространить и на физическое воспитание. Например, спорт­смен должен вести дневник тренировок, серьезно относиться к своему здоровью, быть организованным, сосредоточенным на своем деле. По многим аспектам спортивной подготовки уже написаны солидные научные труды. И адаптировать к процессу физического воспитания можно многое. Конечно, речь идет не о слепом копи­ровании, а о серьезном анализе и выборе наиболее удачных кон­цептуальных идей и технологий, способных в короткое время сде­лать процесс физического воспитания интересным и эффектив­ным. Таким образом, процессы интеграции в самое ближайшее время должны пойти более интенсивно и будут способствовать эффективному оздоровлению людей и достижению высоких спортивных результатов.

Вопрос 25

. Социальные факторы, способствующие развитию физической культуры и спорта в современном обществе:

Факторов, определяющих развитие общества, несколько. К дви­жущим силам этих факторов в социологии относят, в первую оче­редь, деятельность людей, в основе которой лежит их стрем­ление к удовлетворению своих потребностей. Удовлетворенная по­требность, сам процесс ее удовлетворения порождают новые по­требности. Таким образом, изменяется и совершенствуется жизнедеятельность человека и общества. Однако откуда появляются и как возникают новые потребности, каков механизм их развития?

Современная психология считает, что новые потребности воз­никают в результате саморазвития человека, механизм которого состоит в воздействии на тот или иной предмет. Преобразуя его, человек воздействует на самого себя, он как бы будит дремлющие в нем силы. Вообще жизнь во всех ее формах обязательно предпо­лагает себя в будущем. Это заложено и в строении живого, и в характере потребностей человека. Потребность всегда предполага­ет некоторый объект (свой предмет), который, по существу, еще надо встретить; потребностное состояние «предполагает» свою смену (в случае успешного осуществления потребностного цикла) состоянием удовлетворения. Даже само существование живого в любой данный момент есть опережающее отражение возможности существования в момент последующий. Одним из приоритетных показателей развития человека является его потребностная сфера. В то же время неудовлетворенность человека самим собой, своими делами дает ему импульс к совершенствованию себя, своей дея­тельности, своего окружения. Стремление улучшить ситуацию, устранить помехи, добиться нового качества и движет человеком и обществом.

Механизм формирования потребностей лежит и в основе инди­видуальных, присущих каждому человеку движущих сил, состав­ляя вместе основу движущих сил общества. Такими индивидуаль­ными движущими силами являются ценностные ориентации, мо­тивация, потребности и удовлетворенность результатами деятель­ности.

Социальная жизнь людей развивает общественные потребнос­ти, которые как бы стоят над личностными, регулируют их, де­терминируют их развитие, формируют новые. Удовлетворение об­щественных потребностей требует организации новых социальных структур, образования новых социальных институтов, совокупность которых составляет сферы общества — экономическую, соци­альную, политическую и духовную. В каждой из этих сфер развива­ются и функционируют собственные движущие силы.

Движущими силами социальной сферы общества выступают потребности в подготовке людей к совместной общественной жиз­ни, потребности в социализации и интеграции подрастающего поколения в общественную жизнь, объединение людей в группы и общности для совместной деятельности в той или иной области, потребности в адаптации населения к постоянно изменяющимся условиям жизни, регулирование и социальный контроль обществен­ной жизни.

Физическая культура относится к социальной сфере общества. В ее основе лежат социальные потребности в физическом совершен­ствовании людей, в формировании у них двигательных навыков и умений, в оздоровлении, реабилитации, рациональной организа­ции свободного времени. Этими потребностями и продиктована необходимость организации особого социального института — физической культуры. Необходимость и стремление людей к удов­летворению социальных потребностей в физкультурной деятель­ности составляет одну из основных движущих сил, определяющих развитие физической культуры.

Общественная жизнь складывается из взаимодействия всех сфер и областей общества, составляющих в целом единый социальный организм. При этом трудно выделить такую область жизнедеятель­ности общества, которая была бы абсолютно приоритетной. Тем не менее такие социальные институты, как экономика, культура, политика, во многом определяют уровень социальной жизни лю­бого общества. Движущие силы этих ведущих сфер общества воз­действуют на другие, существенно детерминируя их развитие, в одних случаях замедляя его, в других, — наоборот, ускоряя. Таким образом появляются интегральные общественные факторы: соци­ально-экономические, социально-политические, социально-культурные, обусловливающие функционирование и развитие как общества в целом, так и каждого его компонента. В физической культуре воз­действие экономических, политических, духовных факторов осо­бенно заметно. Предмет физкультурной деятельности — физичес­кое состояние человека, его телесность, физическое здоровье, т.е. то, без чего не может процветать ни одна сфера общественной деятельности. Любому человеку, независимо от того, какова его профессия, необходимо в первую очередь иметь хорошее, крепкое здоровье. Физическая культура посредством физического совершен­ствования, оздоровительного, рекреативного воздействия оказы­вает влияние и на экономическую, и на политическую, и на ду­ховную жизнь общества. Исследование физической культуры в си­стеме современного социума является одним из важных направле­ний социологических исследований, поскольку они дают ответы на вопросы: какое место занимает физическая культура в обществе, как она взаимодействует с другими социальными институтами?

Представить механизм существования и функционирования движущих сил общества, и в частности физической культуры, до­статочно сложно, мы попытались нарисовать лишь общую карти­ну этого процесса. Детальное рассмотрение роли и значимости ве­дущих факторов позволит оценить их влияние, а значит, и влия­ние общества на процесс развития физической культуры как со­циокультурного явления.

Социально-экономические факторы.Трудно переоценить значе­ние и роль экономики, которую она играет в жизнедеятельности любого человека и общества в целом, поскольку люди прежде всего Должны биологически обеспечивать свою жизнь — есть, пить, оде­ваться, иметь жилье. Чтобы все это иметь, необходимо трудиться, производить материальные блага, распределять их, т. е. сознатель­но преобразовывать окружающую среду в полезные для жизни объекты. Известно, что в процессе труда происходит и формирова­ние самого человека, развиваются его способности, формируются умения и навыки, а вместе с ними возникают и потребности. Это делает производство основой, фундаментом жизнедеятельности людей любого общества.

Экономика влияет на развитие всех компонентов общества, в свою очередь на социальную сферу и через нее — на другие сторо­ны социальной жизни. Своего рода преобразование экономичес­кой деятельности в социальную получило в социологии название социально-экономического фактора. Физическая культура, явля­ясь неотъемлемой частью социума, имеет также социально-эконо­мические факторы, определяющие ее существование и развитие, которые выражаются в ее экономической обусловленности и эко­номическом обеспечении.

Физическая культура интенсивно воздействует на экономичес­кую сферу жизни государства и общества — на качество рабочей силы, на структуру потребления и спроса, на поведение потреби­телей. Для того чтобы повысить благосостояние общества, необхо­димо обеспечить интенсивный рост экономики, зависящий от многих факторов, среди которых ведущие — качественный уро­вень рабочей силы и высокий производительный труд. Системати­ческие занятия физическими упражнениями, существенно повы­шая физическую работоспособность человека, сказываются благо­приятно на умственной деятельности. Во многих случаях это связа­но с влиянием физической деятельности на организм человека, способствующей развитию общей выносливости, совершенство­ванию волевых и моральных качеств, которые при прочих равных условиях делают более успешной трудовую деятельность. Много­численные исследования свидетельствуют, что систематические физкультурные занятия значительно продлевают трудоспособный возраст человека, увеличивают продолжительность его жизни. В со­временном обществе, когда население многих цивилизованных стран неуклонно стареет, а количество родившихся детей имеет постоянную тенденцию к снижению, проблемы продления трудо­способного возраста имеют первостепенное значение.

Роль физкультурных занятий в здоровье нации, в том числе и в российском обществе, общепризнанна. Доказательством могут слу­жить новые спортивные сооружения, выпуск качественных спортив­ных товаров. Таким образом, именно экономика создает условия для эффективной физкультурной деятельности. Зависимость мате­риальной базы от развития экономики очевидна. Первоначально физкультурная деятельность не требовала организации особых ус­ловий и обходилась естественными средствами — дорожками для бега, водоемами для плавания и т.д. Затем появляются специальные приспособления, гимнастические снаряды, площадки, ста­дионы, бассейны, залы для спортивных игр, катки, лыжные трас­сы и т.д. Физкультурная практика начинает создавать искусствен­ную среду — тренажеры, приспособления, позволяющие выпол­нять упражнения специальной тренировочной направленности. Развитие экономики обусловило возможность для подготовки и содержания специалистов по физической культуре, а также фи­нансовое, кадровое, научное обеспечение в обслуживании физ­культурной деятельности.

Важнейшими условиями активной самостоятельной физкуль­турной деятельности является экономическое благополучие лю­дей, их удовлетворенность предметами первой необходимости. Эко­номика обеспечивает нужный для человека уровень благосостоя­ния, создает предпосылки для появления свободного времени и средства для его рационального проведения.

При исследовании социально-экономических факторов физкуль­турной деятельности используются социологические методы. Чаще всего — метод анализа документов: всевозможных отчетов, перио­дических изданий, статистических данных.

Одно из первых социологических исследований в сфере физи­ческой культуры было направлено на изучение роли, места и со­циально-экономической эффективности физкультурной деятель­ности в социальной жизни. С 1963 по 1975 г. в Северодонецке — городе, где активно развивалось физкультурно-спортивное движе­ние («Город здоровья и спорта»), были проведены комплексные обследования трудящихся ряда промышленных предприятий, в том числе и массовые социологические опросы, которые позволили научно обосновать экономическую эффективность систематичес­ких занятий физическими упражнениями. Аналогичные исследо­вания и развернутый социальный эксперимент были осуществле­ны в башкирском городе химиков Салавате. При обследованиях на предприятиях подмосковного красногорского механического за­вода, свердловского Уралмаша, Каменск-Уральского металлурги­ческого завода и некоторых других были выявлены новые формы организации физкультурных занятий на промышленных предпри­ятиях типа «Цеха здоровья», «Сектора здоровья», которые способ­ствовали снижению уровня заболеваемости трудящихся и повы­шению их производительности труда. Данные исследования пока­зали, что каждый регулярно занимающийся физкультурной дея­тельностью работник приносил своему предприятию дополнитель­но 440 рублей прибыли в год.

Социально-политические факторы.Политика — это управление обществом при помощи государства, его политических институ­тов. Политическая деятельность связана с обретением, удержани­ем и использованием власти. Суть ее состоит в использовании вла­сти, в способности оказывать определяющее воздействие на поведение людей с помощью силовых структур. Отсюда социально-по-литческий фактор — воздействие политики на социальные про­цессы, на те или иные социальные факты, на образ жизни и пове­дение людей, социальных общностей. В сфере политики находится все общество в целом и составляющие его социальные институты. Не является исключением в этом смысле и физическая культура.

Роль политики в сфере физической культуры состоит в регули­ровании правовых и идеологических аспектов физкультурного дви­жения, в определении его статуса в обществе. Таким образом, по­литическая сфера общества создает условия для организации физ­культурной деятельности людей. Она обеспечивает право заниматься ею в соответствии с интересами и потребностями населения. В то же время государственная политика может играть и стимулирую­щую роль, предоставляя льготные условия для развития тех соци­альных функций физической культуры, которые выгодны госу­дарству.

В России, как показывают исследования Н. А. Пономарева [18], специальная физическая подготовка войск впервые была введена в вооруженных силах по инициативе и в интересах правящих клас­сов в конце XVIII в. Вначале специальная физическая подготовка вводится в суворовской армии, а затем организуются занятия по гимнастике в кадетских корпусах. В середине XIX в. были созданы специальные курсы для подготовки преподавателей военно-физи­ческого воспитания. Привилегированные учебные заведения, та­кие, как известный Царскосельский лицей, вводят занятия по гим­настике, фехтованию и танцам. Для этого строятся специальные гимнастические залы.

Физическая культура и спорт широко используются в пропа­гандистских целях, для популяризации политических лидеров, партий, движений, в предвыборных и других кампаниях. Таким образом, совершенно очевидно, что физическая культура служит политике. В современных государственных структурах есть офици­альные организации, управляющие физической культурой, кото­рые контролируют, поддерживают и стимулируют физкультурную активность людей.

Социокультурные факторы.Воздействие духовной сферы обще­ства на общественную жизнь складывается из культурной жизни общества, из социокультурных факторов. К таким факторам отно­сятся общественное сознание, ментальность общества, нравствен­ные нормы, художественные взгляды и предпочтения, религиоз­ные верования, наука и искусство. Духовная сфера общества — это формирование мировоззрения, знаний, идей и взглядов, образ­цов поведения, представлений и верований, их распространение через образование, воспитание, посредством массовой информа­ции, путем проведения массовых мероприятий и другой социаль­ной работы.

В задачи социологии входит изучение социокультурных факто­ров как основных составляющих развития общества. Социология физической культуры, в свою очередь, изучает их воздействие на физкультурную деятельность и обратное воздействие физической культуры на духовную жизнь общества. Действие социокультурных факторов состоит в формировании ценностного отношения к физ­культурной деятельности различных групп населения, в упорядо­чении этой деятельности, придании ей организационно-управлен­ческого характера. Немаловажно для социологии физической куль­туры исследование эффективности этих процессов.

Механизм формирования ценностного отношения во многом обусловлен уровнем общественного мнения в отношении полезно­сти физической культуры и спорта, пропаганды, рекламы, каче­ством физкультурного образования и воспитания, обучения физи­ческим упражнениям. Особое место здесь занимает политическая идеология. Например, призыв к осуществлению лозунга о нацио­нальной безопасности путем оздоровления нации, и в первую оче­редь молодого поколения, является сейчас одним из важнейших стимулов в развитии физической культуры и спорта в обществе.

Институт религии, как показывает история развития общества, играл значительную роль в данном процессе, когда спортивная победа рассматривалась как дар богов. В современном обществе цер­ковь также старается придать религиозную окраску различным со­ревнованиям; религиозные амулеты, молитвы спортсменов перед стартом — обычные явления для нынешних спортивных соревно­ваний

Результаты научных исследований, доказывающие эффектив­ность влияния физических упражнений на здоровье занимающих­ся, их физическое состояние и подготовленность, также могут ори­ентировать людей на положительное отношение к физкультурной деятельности.

Социокультурные факторы определяют направление движения в развитии физической культуры, придают ей целесообразность, наполняют духовностью, идеологией и ценностным смыслом.

В то же время и физическая культура оказывает воздействие на духовную жизнь общества. Достаточно вспомнить героев русских сказок, художественных произведений, которые, как правило, от­личаются не только силой духа, но и выносливостью, быстротой, крепким телосложением. Телесная красота во все века ценилась как одна из эстетических ценностей. В основе любого конкурса кра­соты телесность рассматривается как один из главных признаков. Красивые, здоровые люди определяют атмосферу благополучия общества и являются залогом его процветания.

Социология физической культуры дает возможность изучать влияние социокультурных факторов на развитие этой сферы жиз­ни общества, находить количественные характеристики его оценки путем использования социологических методов, от общеизвест­ного — опроса до метода социального эксперимента.

Вопрос 26

Если говорить о теле как социальной структуре, то он выделяет четыре аспекта: («технику тела», «экспрессивные движения тела», «этос тела» или отношение к собственному телу, контроль инстинктов и потребностей).

Анализ литературы по вопросам телесности позволяет выделить внешние и внутренние составляющие телесности.

Внешние проявления телесности:

  • форма тела;
  • украшения тела (татуировка, перья, костюмы и т.д.);
  • экспрессивные движения тела, т.е. положения тела, жесты, выражения лица и т.д.;
  • «техника тела» (социальное нормирование движений)
  • (способы ходьбы и бега, ритм шагов, движение рук и ног, способы основных двигательных действий).
  • телесная дистанция (проксемика).

Внутренние проявления телесности:

  • отношение к собственному телу (принятие - непринятие);
  • физическая подготовленность и физические качества;
  • состояние внутренних органов и систем;
  • контроль за проявлением биологических программ (инстинктов и потребностей).

Различие трех пространств – природного, социального и культурного, - в которых пре­бывает человек позволяет ставить вопрос и о соответствующих уровнях су­ществования, проявления, использования человеческого тела. И.М.Быховская [2] помимо природного и социального тела («социальная структура» по К.Хайземанну) выделяет и культурное тело

Под «природным телом» понимается биологическое тело индивида, подчиняющееся законам существования, функционирования, развития жи­вого организма.

«Социальное тело» — результат взаимодействия природного тела с соци­альной средой: с одной стороны, это проявление его объективных, спонтан­ных влияний, стимулирующих реактивные и адаптивные “ответы” тела; с другой, оно производно от целенаправленных воздействий на него, от созна­тельной адаптации к целям социального функционирования, инструмент, ис­пользования в различных видах деятельности.

Под «культурным телом» подразумевается продукт культуросообразного формирования и использования человеком своего телесного начала.

Под культурным телом мы понимаем такую телесность, которая формиру­ется у спортсмена, пожарного, спасателя, манекенщицы, актера и т.д. в про­цессе осознанного формирования в процессе подготовки к специализирован­ной деятельности.

В обществе существует феномен преобразования человеческого тела, ко­торый изучается рядом гуманитарных наук: философией, антропологией, социологией, психологией и др. Всесторонняя культивация тела с целью приспособления чело­века для тех или иных общественных функций осуществлялось еще с древ­ности. И развитие человека в обществе перестало быть чисто природным и стихийно социализируемым процессом, оно стало относительно управляемым.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.