Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Введение. Глава I. Теоретические аспекты изучения массового потребления как средства самопрезентации человека в современном обществе.






Оглавление

Введение………………………………………………………………………........

Глава I. Теоретические аспекты изучения массового потребления как средства самопрезентации человека в современном обществе............................

1.1. Потребительство, как средство самопрезентации человека..........................

1.2 Автомобиль, как важная составляющая имиджа и престижа человека.........

Глава II. Опыт социологического изучения самопрезентации через автомобиль………………………………………………………………………….

2.1. Мнения и оценки молодых людей об автомобиле, как средстве самопрезентации……………………………………………………………………

2.2. Анализ престижной и имиджевой составляющей молодежи, самопрезентующих себя через авто……………………………………………….

Заключение………………………………………………………………………….

Список использованной литературы……………………………………………...

Приложение № 1. Бланк анкетного опроса……………………………………….

Приложение № 2. Бланк контент - анализа………………………………………

Приложение № 3. Бланк экспертного опроса……………………………………

 

 

 

Введение

Мы считаем, что наша тема актуальна, потому что на сегодняшний день сложно представить жизнь современного человека без таких агрегатов как личное авто. Собственный автотранспорт играет значительную роль в жизни человека и необходим во многих случаях. При их наличии удается оперативно перемещаться по городу, организовать отдых и досуг, а также совершать загородные поездки. Без автомобиля человек не будет успевать за тем ритмом, в котором развивается современная жизнь. Ведь, передвигаясь на общественном транспорте, человек рискует потратить несколько часов, чтобы добраться туда, куда ему нужно. Тем более автомобиль необходим при плохих погодных условиях. В таких ситуациях, не имея собственного средства передвижения, человеку просто не захочется выходить из дома. Автомобильный транспорт играет огромную роль в формировании современного характера расселения людей, в распространении дальнего туризма, и сферы обслуживания.

Но кроме, собственно, необходимости автомобиля как средства передвижения, существует и некая имиджевая составляющая данного вопроса.

Личностное самоопределение человека во многом связано с выбором предметно-вещественной идентификации. Так, многие из нас, позиционируют и презентуют себя в пространстве через те или иные вещи, символы, атрибуты, материальную сферу. Автомобиль нередко осматривается как символом особого престижа его владельца. Существующая пословица: «автомобиль не роскошь, а средство передвижения» с одной стороны подтверждает свою справедливость в доступности автосредств, с другой стороны автомобиль служит для своего владельца средством эффективной самопрезентации.

 

На сегодняшний день для молодых людей престижно иметь свою собственную машину. Каждый из нас может сделать свой выбор автомобиля в соответствии со своими желаниями, потребностями и возможностями. Автомобиль в жизни современного человека, в том числе и молодежи, является не только средством передвижения, но и выражением своей личности и своего достатка. Выделяться среди других автомобилей, хочет почти каждый автовладелец, именно поэтому, сегодня такой популярностью стали пользоваться услуги тюнинг - салонов, которые могут из любого, даже очень старенького и малопривлекательного внешне авто, сделать превосходный уникальный экземпляр, а также объемное и качественное звучание музыки в своем личном транспорте немаловажно для молодежи. Многие молодые люди, приобретая себе личный автотранспорт, мало задумываются о том, что при повседневном его пользовании необходимо немало затрат, однако это не останавливает автовладельцев.

Таким образом, тема приобретает особую актуальность и значимость в условиях культуры потребления, возрастания интереса к материальной и имиджевой составляющей жизни, потребностям людей к самопрезентации в условиях массовизации, усредняющей обычного человека.

Степень изученности проблемы. Литературу по данному вопросу можно представить в нескольких направлениях:

Общие проблемы изучения массовой культуры и культуры потреблении.

Интерес к явлению массовой культуры возник довольно давно и на сегодняшний день существует немало исследований, теорий и концепций " массовой культуры". Буржуазная массовая культура рассматривается в работе Кукаркина А.В [10]. Здесь автор анализирует действие массовой культуры на личность, роль телевидения и рекламы в послевоенном американском обществе, а также общественную психологию, нацеленную на массовое потребление товаров и услуг.

Также массовая культура рассматривается как особый тип культуры заменившей собой традиционные формы народной культуры Ф. Ницше, М. Вебером, Н. Бердяевым, З. Фрейдом, Э. Фроммом, К. Юнгом и многими другими. Основательна точка зрения Л. И. Ростовцевой, рассматривающей поведение потребителей с позиции социологии культуры. Изучая поведение потребителей с точки зрения смысложизненных ориентации, таких как гедонизм и аскетизм, Л. И. Ростовцева обосновывает необходимость формирования новой модели потребительской культуры в рамках аксиологического подхода [16].

В исследование А. В. Костиной «Массовая культура как феномен постиндустриального общества», рассматривается генезис массовой культуры, взаимодействие массовой, элитарной и народной культуры в постиндустриальном обществе, отмечена неразрывная связь массовой культуры с новейшими коммуникационными технологиями.

Литература, посвящённая престижу и имиджу. Литература по данному направлению особо популярна в последние годы, формируется даже отдельное направление – имиджеология. Охарактеризуем ключевые источники. Имидж и этикет делового человека рассматривается в работе И. Алехиной. В книге большое внимание уделяется имиджу деловых людей: ведению деловых переговоров, приему делегаций, правилам поведения за столом на протокольных мероприятиях и т.д. [1].

Также к числу классиков в изучении имиджа мы можем отнести работы Л. Брауна, Б. Джи, Г. Г. Почепцова. В их работах раскрываются секреты достижения успеха при помощи имиджа, обсуждаются составляющие имиджа и восприятие его обществом, определены основные правила сохранения эффективного делового имиджа человека, предлагаетсясистематическое изложение соци­ально-психологической проблематики, связанной с явлением имид­жа, раскрываются перспективы построения общей социально-психо­логической теории имиджа [5, 7, 15].

Кроме того, существуют работы, посвященные отдельным направлениям в изучении имиджа: имидж отечественного шоу-бизнеса (В. В. Белобрагин) – описание современного отечественного шоу-бизнеса, в том числе и самых популярных музыкантов и артистов ХХ—ХХI веков, в виде журналистских интервью [4]; имидж науки и образования в исследованиях Е. А. Володарской, Петрова Е.А., Шкурко Н.М[6, 14].; политический имидж в работах Зазыкина В.Г., Белоусовой И. Э., Егоровой С.Е [8]. Имидж бизнесменов рассматривался в работах Ф. А. Кузина. Также общие проблемы имиджеологии отражены в работах Панасюка А.Ю., Перелыгиной Е.Б., Петровой Е.А [12, 13, 14].

Социологические маркетинговые исследования, посвященные популярностью иных автосредств среди населения. Исследованиями в области качества и эффективности на автомобильном транспорте, дорожном хозяйстве, государственном регулировании автотранспортной деятельности, как в нашей стране, так и за рубежом занимались В.Г. Артюхов, А. А. Бачурин, Е.В. Будрина, В.П. Бычков, А.В. Вельможин, Н.А. Волгин, В. А. Гудков, А.Э. Горев, Л.К. Горский, О.П. Гуджоян, Э.Р. Домке, В.Б. Ефимов, В.И. Кушлин, Э. Кемп-белл, Л.В. Миротин, А.П. Насонов, Н.В. Пеньшин, И.В. Спирин, Й. Шумнетер и др.

Также приведем некоторую статистику популярности авто среди населения России. В августе 2014 года российский авторынок вырос еще на 15%. По данным Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в последний летний месяц в России было продано 258 тысяч 761 автомобиль, что почти на 34 тысячи больше, чем за аналогичный период прошлого года. Всего же с января по август на территории России было реализовано уже порядка 1.9 млн новых авто.

Самой популярной автомобильной маркой в России, если смотреть на объем продаж, остается отечественная Lada. Всего, по данным АЕБ, в прошлом месяце было продано 51 тысяча 149 штук, что не значительно, всего на 0.41%, но больше, чем за аналогичный период прошлого года.

Второй по популярности маркой в России, по итогам последнего летнего месяца, стала Chevrolet. Продажи в августе достигли отметки в 19.7 тысяч авто, что почти на 39% больше, чем в августе 2013 года. Третье место, если учитывать только продажи за август, - у корейской KIA. В прошлом месяце было продано чуть более 16 тысяч авто данной марки, что примерно на 25.5% больше, чем за аналогичный период прошлого года. В десятку лидеров также вошли: Toyota, Volkswagen, Hyundai, Nissan, Renault, Ford и Daewoo. Из десятки лидеров снижение объема продаж наблюдается только у Daewoo (-1.62% по итогам августа и -5.83% за 8 месяцев 2012 года). Что же касается рейтинга 25 наиболее продаваемых моделей легковых автомобильных марок в России, то в нем по итогам августа лидирующую позицию занимает Lada Priora. Однако спрос на эту модель в России продолжает падать, если смотреть на объемы продаж, которые, например, в августе снизились почти на 9%, до 12.6 тысяч штук. Lada Granta занимает второе место с объемом продаж в последний летний месяц в размере 12.5 тысяч новых авто. Замыкает тройку лидеров еще один автомобиль под маркой Lada – Kalina, спрос на которую падает еще более внушительными темпами, если сравнивать с той же Priora. Так, по данным АЕБ, в августе было продано 8.5 новых автомобилей Lada Kalina, что более чем на 30% меньше, нежели в прошлом году.

Тем не менее, несмотря на достаточное количество литературы по данному вопросу, мы не встретили работ, посвященных изучению самопрезентации человека через автомобиль.

Таким образом, проблему исследования составляет противоречие между необходимостью получения информации об автомобиле как средстве самопрезентации молодых людей и отсутствием социологических исследований, посвященные данному вопросу.

Объект исследования: автомобиль как средство самопрезентации.

Предмет исследования: факторы, влияющие на сознание молодых людей, самопрезентующих себя через автомобиль, а также ключевые формы и способы имиджевой самопрезентации.

Цель исследования: исследовать отношение молодых людей к автомобилям как к средству личной презентации и престижа, выявить мотивы, способствующие такому факту как выражение своей личности и своего социального статуса через автомобиль.

Задачи:

1) Исследовать общее отношение молодежи к автотранспорту, зафиксировать основные факторы, определяющие данное отношение.

2) Сопоставить основные преимущества и ограничения, достоинства и недостатки автопрома в целом в сознании респондентов;

3) Определить рейтинг наиболее привлекательных марок автомобилей среди современной молодежи.

4) Систематизировать основные утилитарные и имиджевые характеристики, влияющие на выбор автомобиля.

5) Изучить основные психологические преимущества, связанные с обладанием престижных марок автомобиля.

6) Определить влияние социально-демографических и социально- психологических характеристик, влияющих на оценку автопродукции.

 

Гипотезы:

1) Можно предположить, что эксплуатация отечественного автопрома не так долгосрочна в сравнении с импортным автопромом, что несколько подрывает его имиджевую привлекательность в глазах населения.

2) Вероятнее всего, более привлекательные марки авто для молодежи это марки японского автопрома (Honda, Infiniti, Mazda, Mitsubishi, Nissan, Subaru, Toyota)

3) Можно предположить, что владение более дорогим автомобилем, повышает самооценку индивида и на психологическом уровне ставит себя по отношению к другим в более выигрышную позицию.

4) Скорее всего, что представители мужского пола больше придают значение утилитарным характеристикам автомобиля, а представительницы женского пола обращают внимание на его имиджевые составляющие.

5) Особенности личностной самопрезентации будут связываться со следующими характеристиками: тюнинг, фотографирование с авто, объемное и качественное звучание музыки, номер автомобиля.

Научная новизна работы состоит в изучении отношения молодых людей к автомобилям как к средству личной презентации и престижа, а именно выявления мотивов, способствующих такому факту как выражение своей личности и своего социального статуса через автомобиль. В работе изучены ключевые способы имиджевой презентации через автомобиль, популярность марок авто среди молодежи.

Теоретические основы исследования базируются на работах таких авторов как:

Для написания работы пригодились следующие ключевые понятия: «самопрезентация», «имидж», «престиж», «социальный престиж».Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Основными источниками информации послужили статистические, справочные, словарные, научные и литературные материалы. В процессе написания практической части использовались эмпирические методы: анкетирование, контент - анализ и экспертный опрос. В приложении будут перечислены инструменты выбранных методов.

Теоретическая значимость работы заключается

Практическая значимость работы заключается, во - первых, в проведенном социологическом исследовании, которое посвящено изучению отношения молодых людей к автомобилям, а также ключевых характеристик имиджевой презентации через авто, во-вторых, в возможности использования материалов, представленных в исследовании, в учебном процессе преподавания таких дисциплин, как «Социология потребления», «Общая социология».

Апробация результатов исследования. Результаты исследования были апробированы и обсуждены на семинарском занятии «

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.