Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятия семьи в социологии






Для того чтобы подробнее разобраться в данном вопросе, рассмотрим начала саму суть “семьи”. Семьей называется основанное на кровном родстве, браке или усыновлении объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью за воспитание детей; члены семьи часто живут в одном доме.

Семья́ — социальная группа, обладающая исторически определённой организацией, члены которой связаны брачными или родственными отношениями (а также отношениями по взятию детей на воспитание), общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.

Семья является важнейшей ценностью в жизни многих людей, живущих в современном обществе. Каждый член общества, помимо социального статуса, этнической принадлежности, имущественного и материального положения, с момента рождения и до конца жизни обладает такой характеристикой, как семейно-брачное состояние. Для ребёнка семья — это среда, в которой непосредственно складываются условия его физического, психического, эмоционального, интеллектуального развития. Для взрослого человека семья представляет собой источник удовлетворения ряда его потребностей и малый коллектив, предъявляющий к нему разнообразные и достаточно сложные требования. На стадиях жизненного цикла человека последовательно меняются его функции и статус в семье[17].

 

Классический вариант семьи включает в себя:

· Отец – добытчик, глава семьи

· Мать – уход за домом семьей, воспитание детей

· Дети – будущее, любовь и свет.

В рекламе семьи бывают как классическими, так и нет[18].

Например:

Реклама порошка Миф. Муж готовит жене сюрприз рыбу на ужин, на рубашке остаются пятна. Появляется " миф" и жена легко с этим справляется.

В данном примере образ семьи существует и представлен в форме мужа и жены. В ней не рассматривается полноценность семьи, отсутствует информация о детях. Это и есть не классический образ семьи.

Рассмотрим пример классического образа семьи:

Мама, папа, сын и дочь поехали на природу. В машине им стало скучно, дети стали резвиться и шуметь. Тут мама находит в сумке “Fruittella”, ест сама и дает детям. В результате все счастливы и довольны. Отец улыбается и спокойно дальше ведет машину.

В данном примере вся семья представлена в полном объеме. Реклама привязана к тому, что многие семьи часто выезжают за город на природу. В результате у потенциального потребителя товара откладывается в памяти тот факт, что в случае если дети начинают скучать в машине или беситься и отвлекать, то им следует просто дать конфеты “Fruittella”.

В связи с тем, что образы семьи в рекламе строятся на основе реальных семей, существующих в нашей жизни то рассмотрим их более подробно и дадим классификацию.

При комплексном изучении семейной структуры они рассматриваются в комплексном сочетании. С демографической точки зрения выделяется несколько типов семьи и её организации.

В зависимости от форм брака:

· моногамная семья — состоящая из двух партнёров

· полигамная семья — один из супругов имеет несколько брачных партнёров

Полигиния — одновременное состояние мужчины в браке с несколькими женщинами. Причём, брак заключается мужчиной с каждой из женщин отдельно[19]. Например, в шариате есть ограничение на количество жён — не более четырёх

Полиандрия — одновременное состояние женщины в браке с несколькими мужчинами. Встречается редко, например, у народов Тибета, Гавайских островов[20].

В зависимости от пола супругов:

· однополая семья — двое мужчин или две женщины, совместно воспитывающие приёмных детей или детей от предыдущих (гетеросексуальных) браков.

· разнополая семья

В зависимости от количества детей:

· бездетная, или инфертильная семья;

· однодетная семья;

· малодетная семья;

· среднедетная семья;

· многодетная семья.

В зависимости от состава:

· простая или нуклеарная семья — состоит из одного поколения, представленного родителями (родителем) с детьми или без детей. Нуклеарная семья в современном обществе получила наибольшее распространение. Она может быть:

· элементарная — семья из трёх членов: муж, жена и ребёнок. Такая семья может быть, в свою очередь:

· полной — в составе есть оба родителя и хотя бы один ребёнок

· неполной — семья только из одного родителя с детьми, или семья, состоящая только из родителей без детей

· составная — полная нуклеарная семья, в которой воспитываются несколько детей. Составную нуклеарную семью, где несколько детей, следует рассматривать как конъюнкцию нескольких элементарных

· сложная семья — большая семья из нескольких поколений. Она может включать бабушек и дедушек, братьев и их жён, сестёр и их мужей, племянников и племянниц. [21]

В зависимости от проживания семьи:

· матрилокальная — молодая семья, проживающая с родителями жены,

· патрилокальная — семья, проживающая совместно с родителями мужа;

· неолокальная — семья переезжает в жилище, удалённое от места проживания родителей[22].

Наследование по отцовской линии означает, что дети берут фамилию отца (в России ещё и отчество) и собственность обычно переходит по мужской линии. Такие семьи называются патрилинеальные. Наследование по женской линии означает матрилинеальность семьи[23].

По мнению В. С. Торохтия, обобщая результаты предыдущих исследований, можно отметить то, что современные семьи отличаются между собой по следующим признакам:

По структуре:

· с одной брачной парой с детьми или без детей;

· с одним из родителей супругов и другими родственниками;

· с двумя и более брачными парами с детьми или без детей,

· с одним из родителей супругов и других родственников или без них;

· с матерью (отцом) и с детьми[24];

По типу главенства в семье:

· эгалитарная — семья, основанная на равенстве супругов

· авторитарная семья — базируется на экономическом господстве одного из партнёров;

По семейному быту, укладу:

· семья — «отдушина»;

· семья детоцентрического типа;

· семья типа спортивной команды или дискуссионного клуба;

· семья, ставящая на первое место комфорт, здоровье, порядок;

По семейному стажу:

· молодожёны — в браке от 1-2 месяцев до полугода;

· молодая семья — от полугода до трёх лет семейной жизни;

· семья, ждущая ребёнка — от начала перспективной беременности до появления на свет первенца;

· семья среднего супружества — от трёх до десяти лет совместного проживания;

· старшего супружеского возраста — 10-20 лет семейного стажа;

· пожилая супружеская пара — возникает после вступления в брак детей и появления внуков;

По качеству отношений и атмосфере в семье:

· благополучная семья;

· устойчивая семья;

· педагогически слабая семья;

· нестабильная семья;

· дезорганизованная семья;

По географическому признаку:

· городская семья;

· сельская семья;

· отдалённая (районы Дальнего Севера);

По типу потребительского поведения:

· семья с «физиологическим» или «наивно-потребительским» типом потребления (преимущественно с пищевой направленностью);

· семья с «интеллектуальным» типом потребления, то есть с высоким уровнем расходов на покупку книг, журналов, зрелищные мероприятия и т. д.,

· семья с промежуточным типом потребления;

По особым условиям семейной жизни:

· студенческая семья,

· «дистантная» семья,

· «внебрачная семья»;

По степени кооперации совместной деятельности:

· традиционная семья;

· коллективистская семья;

· индивидуалистическая семья.[25]

Каждую из категорий семей характеризуют протекающие в ней социально-психологические явления и процессы, присущие ей брачно-семейные отношения, включающие психологические аспекты предметно-практической деятельности, круг общения и его содержание, особенности эмоциональных контактов членов семьи, социально-психологические цели семьи и индивидуально-психологические потребности её членов.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.