Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Рыночный спрос и построение кривой РС.






Эффект дохода и эффект замещения. Совокупный эффект цены.

При изменении цены на благо А изменяется спрос не только на это благо, но и на товар В. Измерить это влияние можно с помощью эффекта дохода и эффекта замещения.

Эффект дохода (ЭД) – воздействие, оказываемое на спрос потребителя на благо В за счет изменения реального дохода, вызванного изменением цены блага А.

Эффект замещения (субституции) (ЭЗ) связан с тем, что подешевевшее благо, на кот снизилась цена, стало относительно дешевле по сравнению с другим благом, входящим в набор, цена на кот осталась без изменения. Правомерно ожидать, что покупатель прирост своей покупательной способности направит в первую очередь на приобретение подешевевшего блага.

Эффект субституции – прирост спроса на товар, цена кот стала относительно ниже по сравнению с др благом, входящим в набор. ЭЗ обусловлен эластичностью спроса по цене на данный подешевевший товар.

Суммарный эффект цены=ЭЗ+ЭД

Цена блага А уменьшилась с 2 д.е. до 1 д.е. При цене=2 д.е. потребитель Х покупает 4 ед блага А и расходует 8 д.е. Когда цене снизится, на 4 ед блага А затратит 4 д.е. Реальный доход, кот он получит = 4д.е.

Когда ЭЗ и Эддействуют в одном направлении, мы имеем дело с обычным (нормальным) товаром (НТ)

НТ- товары, спрос на кот находится в обратной зависимости от цены.

Но есть товары ЭЗ и ЭД, на кот действуют в противоположном направлении, - эффект Гиффена (ЭГ):

с увеличением цены на некоторые товары спрос на них не уменьшается, а увеличивается (картофель)

Товаром Гиффена наз товаром низкой карегории (речь идет не о качестве) – это товар кот занимает в корзине потреьителя значительное место и имеет кривую спроса (некоторых категорий потребителей) с положительным наклоном. С ростом цен на товары низшей категории малоимущие потребители вынуждены заменять др товары на товары низшей категории. В этом случае имеет место положительный эффект замещения над отрицательным эффектом дохода.

Рыночный спрос и построение кривой РС.

РС – спрос всех покупателей данного товара на опр. рынке за опр. период времени.

На него влияют количество потребителей на рынке, доход потребителей, цены на другие блага, вкусы потребителей.

Необходимо арифметически сложить величины спроса, который предъявляют потребители по каждой из возможных цен.

Есть несколько вариантов построения кривой РС:

1. Пусть на рынке какого-либо товара имеется несколько потребителей, каждый из которых по-своему оценивает данный товар и получает от него неодинаковую полезность. Соответственно индивидуальные кривые спроса выглядят по-разному. Всегда найдется потребитель, готовый заплатить за ед-цу товара больше других, и человек, который ценит товар менее прочих потребителей. Представим, что производитель решил устроить «голландский аукцион», т.е. стал продавать товар по одное ед-це, начиная с самой высокой цены и постепенно ее снижая. Первую ед-цу товара Q1 купит по цене Р1. Как только цена снизится, то найдется покупатель, который заплатит Р2 за вторую ед-цу товара. Продавец не будет снижать цену бесконечно, его возможности ограничены величиной издержек производства. Если изобразить множество точек, соответствующих вариантам соотношения цен и величин продаж, и соединить их, то получится кривая РС. Кривая спроса таким образом состоит из точек, отражающих резервные цены потребителей на рынке товара.

2. Кривую РС можно вывести геометрически, изобразив все кривые индивидуального спроса потребителей и сложив их по горизонтали.

Кр.рын.спроса имеет отрицат.наклон.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.