Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Война — это такое взаимоотношение государств, при котором между ними ведутся военные действия и полностью прекращаются все правоотношения мирного времени. 8 страница






4. Выдача паспортов и проездных документов гражданам представляемого государства и виз или соответствующих документов лицам, желающим выехать в представляемое государство.

5. Оказание помощи и содействия гражданам (физическим и юридическим лицам) представляемого государства.

6. Исполнение обязанностей нотариуса, регистратора актов гражданского состояния и других подобных обязанностей, а также выполнение некоторых функций административного характера, при условии, что в этом случае ничто не противоречит законам и правилам государства пребывания.

7. Охрана интересов граждан (физических и юридических лиц) представляемого государства в случае преемства «mortis causa» на территории государства пребывания в соответствии с законами и правилами государства пребывания.

8. Охрана в рамках, установленных законами и правилами государства пребывания, интересов несовершеннолетних и иных лиц, не обладающих полной дееспособностью, которые являются гражданами представляемого государства, в особенности, когда требуется установление над такими лицами какой-либо опеки или попечительства.

9. Представительство граждан представляемого государства в судебных и иных учреждениях государства пребывания, если такие граждане не могут своевременно осуществить защиту своих прав и интересов.

10. Передача судебных и несудебных документов или исполнение судебных поручений.

11. Осуществление прав надзора и инспекции в отношении судов, имеющих национальность представляемого государства, и самолетов, зарегистрированных в этом государстве.

12. Оказание помощи судам и самолетам, упомянутым в п. 11.

13. Выполнение других функций, которые не запрещаются законами и правилами государства пребывания.

Указанные функции консульские работники отдельных (вне посольства) консульств выполняют в пределах согласованного консульского округа, обычно в одной или нескольких провинциях, тяготеющих к крупному городу (порту).

Итак, отметим:

1. Функции посольства и консульства в основном совпадают. И подобно посольству консульство также обслуживает нужды государства и представляет его, но в сношениях с местными властями.

2. В отличие от посольства консульство действует в узких рамках своего консульского округа. Оно может выйти за его пределы, но каждый раз с разрешения компетентных органов государства пребывания.

Экзекватура. Назначение консула на должность является внутригосударственным актом: оно составляет служебное отношение между должностным лицом и государством.

Государство, в которое назначен консул, уведомляется по дипломатическим каналам — направляется нота, которая содержит просьбу о выдаче экзекватуры. Выдача экзекватуры — это юридический акт, который означает допуск консула к месту его службы и разрешение на исполнение им своих функций и пользование положенными ему должностными привилегиями и иммунитетом. В преамбуле Конвенции о консульских сношениях 1963 г. специально подчеркивается, что «такие привилегии и иммунитеты предоставляются не для выгод отдельных лиц, а для обеспечения эффективного осуществления консульскими учреждениями функций от имени их государств».

 


Консульские привилегии и иммунитеты

Привилегии и иммунитеты консульских учреждений и должностных лиц значительно уже дипломатических. В чем их различие? Для дипломатических представительств они, как уже говорилось выше, абсолютны. Для консульских учреждений, согласно Конвенции о консульских сношениях 1963 г., имеются такие изъятия:

— в консульские помещения нельзя вступать иначе как с согласия главы консульского учреждения, назначенного им лица или главы дипломатического представительства аккредитующего государства. Однако (ст. 31-3) «согласие главы консульского учреждения может предполагаться в случае пожара или другого стихийного бедствия, требующего безотлагательных мер защиты»;

- признается свобода сношений консульства со своим правительством, однако (ст. 35-3) в случае, если компетентные власти государства пребывания подозревают, что консульская вализа содержит «что-то другое, кроме корреспонденции и документов...», они могут потребовать вскрытия вализы. Если консульство согласия на это не дает, вализа возвращается в место отправления;

- при выполнении своих функций консульство может обращаться:

а) в местные органы консульского округа;

б) в компетентные центральные органы государства пребывания, но только «если это допускается... законами, правилами и обычаями...» этого государства;

- консульские должностные лица не подлежат ни аресту, ни предварительному заключению «иначе как на основании постановлений компетентных судебных властей в случае совершения тяжких преступлений». При неопределенности понятия «тяжкое преступление» есть возможность задержать консульского работника до выяснения, тяжкое ли он совершил преступление (скажем, ДТП), или не очень;

- если против консульского должностного лица возбуждено уголовное дело, это лицо «должно явиться в компетентные органы» (ст. 41-3). Причем, исключая вопросы, связанные с его служебной деятельностью, консул «не может отказываться давать показания» (ст. 44-1). Впрочем, если он откажется это делать, то «к нему не могут применяться никакие меры принуждения или наказания».

Так же, как и дипломатические представительства, которые подразделяются на посольства и миссии, консульские учреждения имеют свои классы. Они зависят от уровня установленных между странами отношений и называются:

1) генеральное консульство;

2) консульство;

3) вице-консульство;

4) консульское агентство.

Им соответствуют руководители учреждений — генеральный консул, консул, вице-консул, консульский агент. Нетрудно догадаться, что в генеральном консульстве имеется весь набор упомянутых должностных лиц, а в консульском агентстве, помимо агента, других работников с консульским статусом не будет.

Поскольку консульские работники, как правило, состоят в одной с дипломатами загранслужбе, они сохраняют по внутрислужебной классификации дипломатические ранги и в своем консульском статусе предстают только перед властями принимающего их государства.

Прекращаются консульские (как и дипломатические) отношения в следующих случаях:

1. Разрыв дипломатических отношений между странами. Впрочем, консульские отношения могут сохраниться.
Прекращение консульских (дипломатических) отношений может произойти и фактически, без официальных заявлений путем взаимного отзыва персонала учреждений.

2. Возникновение между государствами состояния войны.

3. Исчезновение одного из государств как субъекта международного права, например, ГДР, Чехословакия, Советский Союз и т.п.

4. При социальной революции в одном из государств, состоящем в консульских (дипломатических) сношениях с другими государствами.

Итак, поскольку все изложенное выше основывалось на правовых и обычных нормах, относящихся к консульскому институту, можно сделать вывод, что консульское право — это совокупность принципов, норм и обычаев, регулирующих статус консульского учреждения, назначение, функции, привилегии и иммунитеты консульских должностных лиц.

Его источниками являются: международный договор, обычай и внутреннее законодательство государств. Консульское право и практика, как мы видели, тесно переплетаются с дипломатическим правом, поэтому в единстве надо брать и основополагающие юридические акты, к ним относящиеся. Основные из них следующие:

- Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г.;

- Венская конвенция о консульских сношениях 1963 г.;

- Конвенция о специальных миссиях 1973 г.;

- Венская конвенция о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 г.;

- Положение о дипломатических и консульских представительствах иностранных государств на территории страны пребывания;

- Консульский устав государства;

- двусторонние консульские конвенции страны пребывания с иностранными государствами.

Положения, относящиеся к дипломатическим и консульским учреждениям и их персоналу, можно найти в законодательных актах, касающихся торговли, мореплавания, воздушных полетов, государственных границ, таможни, компетенции внутренних органов государства и т.п.

 

 


Постоянные представительства государств при международных организациях

Одной из характерных особенностей современных международных отношений является рост числа и значения международных организаций в обеспечении мира и разностороннего сотрудничества субъектов международного права. Наиболее весома роль в деле создания и функционирования международных организаций принадлежит государствам. Государство в международной организации может быть представлено постоянным представительством и миссией наблюдателей.

Постоянные представительства при международных организациях могут открывать только государства, члены таких организаций. Государства, которые не являются членами таких организаций, но заинтересованы в их деятельности, могут иметь при них постоянные миссии наблюдателей, если это допускается учредительными документами организаций.

Следует иметь в виду, что открытие при международной организации постоянного представительства является правом государства, а не его обязанностью. Вопрос о размещении штаб-квартиры международной организации или её отделения должен быть согласован с принимающим государством, поскольку только оно может дать разрешение на это. При этом, как правило, заключается соглашение между организацией и государством пребывания.

Данное согласие принимающего государства на открытие постоянных представительств государств при международной организации распространяется на все государства, имеющие намерение открыть такие представительства.

Правовое положение представительств государств при международной организации определяется прежде всего уставом самой организации, а также нормами Венской конвенции о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера от 14 марта 1975 года, соглашениями о привилегиях и иммунитетах организации и другими международно-правовыми документами. Привилегии и иммунитеты, предусмотренные Конвенцией 1975 года для постоянных представительств и их персонала, аналогичны дипломатическим привилегиям и иммунитетам.

 


Специальные миссии

 

Под специальной миссией в международном праве понимается временный орган внешних сношений государства, направляемый в другое государство для выполнения конкретных задач, определяемых по соглашению между данными государствами. В настоящее время специальные миссии широко используются в практике международных отношений для участия в двухсторонних переговорах, вручения важных документов, инаугурационных торжествах, юбилейных и похоронных мероприятиях. Однако делегации государств, участвующих в работе многосторонних конференций или органов международных организаций, специальными миссиями не являются.

Деятельность специальных миссий регламентируется Венской конвенцией о специальных миссиях от 16 декабря 1969 года (вступила в силу в 1985 году).

В соответствии со статьей 2 этой Конвенции государство может направить специальную миссию в другое государство с согласия последнего, предварительно полученного через дипломатические или другие согласованные или взаимоприемлемые каналы.

Функции специальной миссии определяются по взаимному согласию между посылающим государством и принимающим государством (статья 3). Наличие дипломатических или консульских сношений не являются необходимым для посылки или принятия специальной миссии.

Специальная миссия состоит из одного или нескольких представителей посылающего государства, из числа которых это государство может назначить главу миссии. В специальную миссию может также входить дипломатический, административно-технический и обслуживающий персонал.


Принципы международного морского права

Международное морское право - это система принципов и норм, регламентирующих режим морских пространств и деятельность государств (и иных субъектов международного права) по исследованию и использованию указанных территорий.

К принципам современного международного морского права необходимо отнести:

- принцип свободы открытого моря - все государства обладают равными правами по использованию открытого моря;

- принцип исключительной юрисдикции государства флага - означает, что государство обладает полным контролем над судном, принадлежащим или зарегистрированным в государстве;

- принцип полного иммунитета военных кораблей, от иностранной юрисдикции - военный корабль государства в территориальных, внутренних водах и открытом море не могут быть подвержены вмешательству со стороны властей другого государства;

- принцип защиты и сохранения морской среды -государства при осуществлении деятельности на морских пространствах должны воздерживаться от действий, приносящих ущерб морским пространствам;

- принцип общего наследия человечества - открытое море, район морского дна являются достоянием всего человечества на равной основе вне зависимости от политического, социального и экономического строя в государстве;

- принцип ответственности государств за деятельность в Мировом океане - все государства в соответствии с международным правом обязаны нести ответственность за противоправную деятельность в Мировом океане.

К источникам международного морского права относятся:

1. Конвенция 1982 г. по морскому праву.

2. Брюссельская конвенция об охране Средиземного моря от загрязнения (1976 г.).

3. Конвенция по предотвращению загрязнения сбросами судов (1973 г.).

4. Лондонская конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов (1972 г.).

5. Конвенция об условиях регистрации морских судов (1986 г.).

6. Конвенция 1958 г. об открытом море.

7. Конвенция 1958 г. о территориальном море и прилежащей зоне и др.

 


Внутренние морские воды и их правовой режим

Внутренние воды — это воды, которые располагаются внутри страны от линии территориальных вод. Режим этих вод — национальный; он устанавливается внутренними законами. Порядок захода в них иностранных судов, в том числе военных, если иное не оговорено в международном договоре — разрешительный с выполнением правил, установленных прибрежным государством. Однако на иностранных государственных и военных судах действует юрисдикция своего государства.

 


Территориальное море (территориальные воды и их правовой режим)

 

Территориальные воды, ширина которых по конвенции 12 морских миль, отсчитываются от береговой линии при наибольшем отливе моря или, если берег сильно изрезан, от базисных линий, проведенных через наиболее выступающие в море береговые пункты. По линии территориальных вод проходит граница государства. Суверенитет прибрежного государства распространяется на воздушное пространство над территориальными водами и на морское дно. Правовой режим устанавливается национальным законодательством, но для всех судов закрепляется право мирного прохода.

Мирным называется такой проход, при котором, следуя безостановочно, иностранные суда не нарушают мир, добрый порядок и безопасность прибрежного государства, иными словами, не совершают действий, которые могут быть квалифицированы как враждебные. Статья 19 Конвенции 1982 г. перечисляет 11 видов таких действий. Основные из них:

- угроза силой или ее применение;

- любые маневры или учения с оружием любого вида;

- сбор информации в ущерб обороне или безопасности прибрежного государства;

- подъем в воздух, посадка или принятие на борт любого летательного аппарата;

- погрузка (выгрузка) товара, валюты, лиц вопреки правилам прибрежного государства;

- любая промысловая деятельность;

- проведение исследовательской и гидрографической деятельности;

- любая иная деятельность, не имеющая отношения к проходу. Подлодки проходят территориальные воды в надводном положении с поднятым национальным флагом.

Мирный проход может быть временно на недискриминационной основе приостановлен. Некоторые государства настаивают на разрешительном порядке такого прохода для военных судов (в частности, Россия). Разрешения не требуется, если на борту находится глава государства или правительства, или заход вынужденный. Еще памятны проходы без разрешения американских военных судов у берегов Крыма и в Баренцевом море, что привело к их столкновениям с нашими военными кораблями.

За проход в территориальных водах суда налогом не облагаются. На них действует национальная юрисдикция за исключением случаев:

- если на судне или судном совершено преступление, затрагивающее интересы прибрежного государства;

- если капитан судна или консул страны флага об этом просит;

- для пресечения торговли наркотиками.

В пределах территориальных вод устанавливаются таможенные, фискальные, иммиграционные и санитарные зоны. Конвенция 1982 г. расширила водные пространства для таких зон до 24 миль.

 

 


Открытое море и его правовой режим

Открытое мореэто море, которое не входит в территориальное или внутреннее море прибрежных государств. В нем осуществляются на недискриминационной основе свободы для следующих целей: судоходства, рыболовства, прокладки кабелей, трубопроводов, пролета самолетов, научных исследований. Открытым морем пользуются и внутриконтинентальные страны. Морские и воздушные суда подчиняются только юрисдикции государства флага.

Военный корабль может остановить судно только под своим национальным флагом или иностранное судно в случае пиратства или работорговли. Аналогичные действия могут применяться к судам, не имеющим национальности или занимающихся несанкционированным радиовещанием. Претензии к военным судам предъявляются по дипканалам.

Правовой режим открытого моря признает особые права государств в отношении архипелажных вод, исключительной экономической зоны и континентального шельфа, как это определено в Конвенции по морскому праву 1982 г.

Беда, однако, в том, что хотя Конвенция 1982 г. и вступила в силу, но ряд проблем морского права был решен в ней достаточно общо, многие обычаи не потеряли значимости. Таким образом, получается, что при всей видимости кодифицированности морское право все еще остается обычным правом. А это значит, что государства оставляют за собой право толковать его неясные положения. Но касается это в основном лишь новых явлений международной жизни — способа эксплуатации прилежащей экономической зоны и доступа к морским богатствам государств, не имеющих выхода к морю. Есть еще одна сложная проблема — эксплуатация минеральных ресурсов морского дна, но она пока что находится в потенции, поскольку основная масса участников международного общения не доросла до возможности вести работы на морском дне. Даже Россия по совершенно непонятным причинам приостановила свое «наступление» на дно Мирового океана.

Впрочем, неурегулированность правоотношений в морских пространствах очевидно ставит в повестку дня созыв IV Конференции ООН по морскому праву.

Спасение людей на море осуществляется безвозмездно без согласия капитана судна, терпящего бедствие. А вот спасение имущества — по его согласию и за вознаграждение.

Хозяйственная деятельность государств в открытом море осуществляется в соответствии с международными конвенциями: по рыболовству; по китобойному промыслу; по отстрелу тюленей и морских котиков; по сохранению живых ресурсов Антарктики. Такая деятельность должна следовать нормам конвенций по борьбе с загрязнением морской среды. И, кстати, этим вопросам — экологическим — Конвенция по морскому праву 1982 г. уделяет много внимания. Ряд экологических конвенций заключен на региональном уровне (Средиземное море, Балтика, Черное море и др.).

 


Континентальный шельф

Континентальный шельф — это морское дно и его недра, простирающиеся за пределы территориальных вод на расстояние 200 морских миль от берега или далее до края подводной окраины материка (но не более 350 миль, отсчитываемых от территориальных вод, или глубины, превышающей 2500 м).

Прибрежное государство осуществляет суверенные права в целях разведки и разработки природных ресурсов шельфа. Пользование этими правами не должно ограничивать свободу судоходства или создавать иные помехи другим государствам.

С согласия прибрежного государства другие государства могут прокладывать подводные кабели и трубопроводы, проводить научные исследования, в которых, кстати, нельзя отказать, если они проводятся на удалении более 200 миль от береговой черты. С 1 декабря 1995 г. в России вступил в силу Закон о континентальном шельфе.

Статья 76 Конвенции 1982 г. под континентальным шельфом понимает:

1) естественное продолжение материка до его внешней окраины, на расстояние 200 морских миль от прямых исходных линий, от которых определяется ширина территориального моря;

2) если естественное продолжение подводной окраины материка простирается на расстояние более 200 морских миль, то континентальный шельф простирается далее 200 морских миль, но не далее 100 морских мили от 2500-метровой изобаты, которая представляет собой линию, соединяющуюглубины в 2500 метров, но общая протяженность континентального шельфа не должна превышать 350 морских мили;

3) если естественное продолжение материка простирается на расстояние менее 200 морских миль, то континентальный шельф простирается на расстояние 200 морских миль от исходных линий, принятых для отсчета ширины, территориального моря.

Статья 77 Конвенции 1982 г. определяет суверенные права прибрежного государства на континентальном шельфе:

- разведку и разработку его природных ресурсов;

- создание искусственных островов и сооружений;

- проведение научных исследований на шельфе. Все государства имеют право пользоваться правами,

закрепленными в ст. 77 Конвенции 1982 г., лишь при условии явно выраженного согласия прибрежного государства. Ст. 79 Конвенции 1982 г. предоставляет право всем государствам, без согласия прибрежного государства, но с учетом его интересов, прокладывать подводные кабели и трубопроводы на континентальном шельфе.

 


Исключительная экономическая зона

Особенности правового режима экономической зоны регламентируются, в частности, в ст. 5 Конвенции 1982 г. по морскому праву. Под экономической зоной понимаются морские пространства, находящиеся за пределами территориального моря и простирающиеся на 200 морских мили, отсчитываемых от исходных линий, от которых отсчитывается ширина территориального моря (ст.57 Конвенции 1982 г.).

Прибрежное государство в экономической зоне осуществляет следующие суверенные права (ст. 56 Конвенции):

а) в целях разведки, разработки и сохранения природных ресурсов, как живых, так и неживых, в водах, покрывающих морское дно, на морском дне и в его недрах, а также в целях управления этими ресурсами, и в отношении других видов деятельности по экономической разведке и разработке указанной зоны;

б) юрисдикцию, предусмотренную в соответствии с положениями Конвенции, в отношении:

- создания и использования искусственных островов, установок и сооружений;

- морских научных исследований;

- защиты и сохранения морской среды;

в) другие права и обязанности, предусмотренные Конвенцией.

Остальные виды деятельности в экономической зоне возможны только с согласия прибрежного государства.

 


Международное воздушное право

Международное воздушное право - это самостоятельная отрасль международного права, регулирующая отношения между государствами по поводу использования воздушного пространства и организации международных воздушных сообщений.

В предмет правового регулирования международного воздушного права входят следующие блоки общественных отношений:

1) отношения по поводу организации международной аэронавигации;

2) отношения по поводу деятельности иностранных воздушно-транспортных предприятий;

3) отношения по поводу обеспечения безопасности международных полетов воздушных судов государств.

В своем развитии международное воздушное право прошло три периода.

Первый период (до первой, мировой войны) характеризовался формированием теорий воздушного права. В указанный период было выдвинуто две концепции - теория открытого воздуха и теория суверенитета государств над воздушным пространством над своей сухопутной и водной территорией. Однако ни одна теория не стала основной.

Второй период (с начала первой мировой войны до 1944 г.) характеризовался поражением теории «свободы воздуха» и выходом на международно-правовую арену теории суверенитета государств над воздушным пространством. Указанная теория нашла закрепление в Парижском (1919 г.), Мадридском (1926 г.), Гаванском (1928 г.) договорах о воздушной навигации.

Третий период (с 1944 г. по настоящее время) - характеризуется рождением новых разделов воздушного права: права международного воздушного транспорта, регулирование международных воздушных сообщений, права международной воздушной безопасности. Важной вехой в развитии воздушного права стала принятая в 1944 г. в г. Чикаго конвенция о международной гражданской авиации. Указанная конвенция является кодифицированным актом отрасли, положившей основу для дальнейшего ее развития.

Принципами международного воздушного права являются:

1. Принцип суверенитета государства над воздушным пространством над своей сухопутной территорией.

2. Принцип «свободы открытого воздуха» над территориями с международным режимом (над открытым морем и Антарктикой).

3. Принцип безопасности гражданской авиации.

4. Принцип недискриминации при осуществлении коммерческой деятельности авиакомпаний.

Основными источниками международного воздушного права являются: Парижская (1919 г.), Мадридская (1926 г.), Гаванская (1928 г.) конвенции о воздушной навигации, Чикагская конвенция о международной гражданской авиации (1944 г.); Конвенция об ущербе, причиненном иностранными воздушными судами третьим лицам на поверхности (1952 г.) и др.

 


Международное космическое право

Формирование международного космического права берет начало с момента запуска первого искусственного спутника Земли 4 октября 1957 г. В 1958 г. Генеральная Ассамблея ООН учредила Специальный комитет по использованию космического пространства в мирных целях, а 12 декабря 1959 г. Комитет ООН по использованию космического пространства. Однако деятельность этих органов не была эффективна. Поэтому в 1961 г. Генеральная Ассамблея ООН принимает резолюцию «Международное сотрудничество в использовании космического пространства в мирных целях», которая учредила Комитет ООН по космосу. На указанный Комитет возлагались:

1) содействие продолжению на постоянной основе исследований космического пространства;

2) организация взаимного обмена и распространения сведений об использовании космического пространства;

3) поощрение национальных научно-исследовательских программ в области изучения космического пространство;

4) изучение правовых проблем, которые могут возникнуть при исследовании космического пространства.

Предметом правового регулирования международного космического права являются следующие блоки отношений:

а) отношения по установлению режима космического пространства и небесных тел;

б) отношения по использованию космического пространства и небесных тел;

в) отношения по сотрудничеству государств в исследовании космического пространства и небесных тел.

Под международным космическим правом понимается отрасль современного международного права, регулирующая отношения между государствами по поводу установления правового режима космического пространства и небесных тел, использования и исследования космического пространства и небесных тел.

Международное космическое право основывается на принципах:

- принцип осуществления исследования и использования космического пространства только на благо и в интересах всего человечества;

- принцип открытости исследования и использования космического пространства и небесных тел всеми государствами на основе равенства;

- принцип недопустимости национального присвоения космического пространства и небесных тел;

- принцип исследования и использования космического пространства и небесных тел в соответствии с международным правом;

- принцип ответственности государств за ущерб, причиненный в результате космической деятельности.

Источниками международного космического права являются:

- Договор 1963 г. о запрещении испытания ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой;

- Договор 1967 г. о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела;

- Соглашение 1968 г. о спасении космонавтов, возвращении космонавтов и объектов, запущенных в космическое пространство;

- Конвенция 1976 г. о регистрации объектов, запущенных в космическое пространство;

- Конвенция 1972 г. о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.