Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Взаимодействие семьи и специальных образовательных учреждений в развитии, воспитании и социализации детей с умственной отсталостью.






1. Индивидуальная форма работы.

2. Классные родительские собрания.

3. Общешкольные собрания.

4. Работа с родительским активом.

Индивидуальная работа с родителями будет успешной в том случае, если учитель хорошо знает, как и чем живет семья. Хотя бы один раз в году, если есть такая возможность, учитель посещает семью каждого из своих учеников. Его интересуют условия жизни ребенка, отношение к нему родственников, отношение ребенка к членам семьи. Не имея этих сведений, учитель не сможет оказать ученику необходимой поддержки.

Приходя в семью ученика, знакомясь с условиями, в которых протекает домашняя жизнь школьника, учитель узнает, кем и где работают члены семьи, чем интересуются, как любят проводить веря, какой в семье достаток. В домашней обстановке, иногда за чашкой чая, в дружеской беседе люди становятся откровеннее. Рассказывая подробности своей жизни, вспоминая судьбы родственников, приводя некоторые подробности развития ребенка, они раскрывают то, о чем, может быть, не говорит на МПК, в беседе со школьным врачом и что так важно для установления точного диагноза ребенка. Учитель вспомогательной школы знает, как часто родители скрывают истинную причину состояния своего ребенка, особенно если это относится к наследственным заболеваниям.

Учитель может пригласить родителей в школу. Однако не всегда возможно создать для встречи необходимую обстановку: нет удобного места, нет достаточного времени, неотложные дела не позволяют учителю вести спокойную беседу. Часто приход родителей в школу бывает вынужденным: их вызывают, чтобы пожаловаться на ребенка. Такие жалобы — свидетельство педагогической беспомощности учителя. Многие умственно отсталые дети совершают проступки под воздействием мгновенной эмоции, импульсивно. Чаще всего возбуждение ребенка бывает спровоцировано обстоятельствами, и если не изменить обстановку усилиями учителя, происходит срыв в поведении. Жалобы родителям ни к чему не приведут, просто нужно быть постоянно с детьми и уметь вовремя разрядить ситуацию, принимающую неприятный оборот, вызывающую напряжение.

В школах-интернатах много специфических сложностей в работе с родителями. Если они находятся в другом поселке, городе, между учителем и родителями должна быть налажена переписка. Учитель вместе с учеником поздравляет его родителей с праздниками, может быть, с днем рождения, вместе с ребенком решает, что сообщить о жизни, учебе в школе. Часто ответ на письмо представляет для родителей большую сложность. Многие из них не умеют свободно излагать мысли. Поэтому при личной встрече необходимо, во-первых, заручиться обещанием родителей отвечать на письма, во-вторых, научить их пользоваться при ответе вопросами учителя.

Классные собрания проводятся, как правило, после окончания учебной четверти, года и разговор учителя с родителями сводится к обзору успехов и неудач учащихся. Обычно на собрания приходят те родители, чьи дети старательны и добросовестны, и не приходят те, кто боится услышать неприятные для себя замечания учителя. Классные собрания можно сделать более привлекательными для Родителей, если, например, рассказывать, что проходят Дети, в чем они испытывают трудности, кто на каком Уровне овладел материалом. Можно информировать родителей о материале, который будет изучаться в следующей четверти, о том какими видами заданий должны овладеть Дети, как им помогать. Можно познакомить родителей с Учебными книгами, показать, как дети работают с ними. Родителям не безразлично, какая внеклассная работа проводится в классе. Им интересно узнать, какие планируются экскурсии, какова их цель, какие спектакли увидят дети и т. д.

В отдельных случаях нельзя не сказать об особых трудностях поведения или усвоения материала, но с родителями таких учеников учитель должен поговорить наедине, после собрания.

Общешкольные родительские собрания проводятся 2-4 раза в году. На таком собрании родителям рассказывают о жизни школы в целом. Могут выступить директор, его заместитель, врач, старший воспитатель и другие. К собраниям приурочиваются выставки детских работ, причем всех школьников без исключения. Каждый родитель ищет на выставке работу своего ребенка, поэтому надо помочь детям подготовить работу как можно лучше.

Собрания могут начинаться или заканчиваться выступлениями школьников. Выступления должны быть короткими, яркими и с большим количеством участников. Большое впечатление остается у родителей от спектаклей, исполненных учащимися. Сказки А. С. Пушкина, Я. С. Маршака доступны для учеников всех классов, они интересны и легко запоминаются. Изготовление костюмов, декораций идет с привлечением большого количества детей. К тому же чтение части текста (и не только от автора) может быть поручено взрослому человеку (учителю). Такой спектакль придает собранию характер праздника.

На общешкольных собраниях родителей проходят выборы родительского актива.

 

Зав. кафедрой специальной

педагогики и психологии Каштанова С.Н.

 

Учебные дисциплины 1 - 4 классы:
Чтение и развитие речи (В. В. Воронкова);
Письмо и развитие речи(В. В. Воронкова);
Математика (М. Н. Перова, В. В. Эк);
Изобразительное искусство (И. А. Грошенков);
Музыка (И. В. Евтушенко);
Ритмика (О. П. Гаврилушкина, Н. Д. Соколова);
Физическая культура (В. М. Белов, В. С. Кувшинов, В. М. Мозговой);
Трудовое обучение (1-3 классы - Н. Н. Павлова, 4 класс - С. Л. Мирский);
Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности (В. В. Воронкова).

 

Учебные дисциплины 5 - 9 классов:
Чтение и развитие речи (В. В. Воронкова);
Письмо и развитие речи (В. В. Воронкова);
Математика (М. Н. Перова, В. В. Эк, Т. В. Алышева);
Природоведение (только 5 класс) (В. В, Воронкова, Л. В. Кмытюк, Т. В. Шевырева);
Биология (с 6 класса) (В. И. Сивоглазов, Т. В. Шевырева, Л. В. Кмытюк, В. В. Воронкова);
География (с 6 класса) (Т. М. Лифанова);
История (с 7 класса) (О. И. Бородина, В. М. Мозговой, В. В. Воронкова);
Обществознание (с 8 класса) (В. М. Мозговой, В. В. Воронкова);
Социально-бытовая ориентировка (С. А. Казакова, В. В. Воронкова);
Музыка (с 5 по 8 классы) (И. В. Евтушенко);
Физическая культура (В. М. Мозговой);
Изобразительное искусство (с 5 по 7 классы) (И. А. Грошенков);
Профессионально-трудовое обучение (С. Л. Мирский, Б. А. Журавлев, Л. С. Иноземцева);
Трудовая практика (10 часов с 5 по 7 класс, 20 часов с 8 по 9 классы) (С. Л. Мирский, Б. А. Журавлев, Л. С. Иноземцева).
Факультативные занятия с 5 по 9 класс (по 1 часу) отводятся на изучение предмета «Основы безопасности жизнедеятельности. Цель изучения данного предмета: познакомить учащихся с правилами поведения и действиями в чрезвычайных ситуациях; способствовать формированию морально-психологической и физической готовности к различным неожиданностям, приобретению практических навыков на основе здорового образа жизни. В 1 – 4 классах предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» изучается интегрировано в коррекционном курсе «Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности».

В учебный план включены специфические формы организации учебных занятий: коррекционные индивидуальные и групповые логопедические занятия (1-7 классы), ЛФК (1-4 классы), занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов (1-4 классы) для детей с выраженными речевыми, двигательными или другими нарушениями.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.