Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Коррекционная направленность трудового обучения в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида.






Вопросами трудового обучения занимались Пинский, Мирский, Дульнев, Кащенко, Граборов, Патрокеев, Васенков.

Процесс трудового обучения в скш 8 вида представлен в виде во первых серии уроков (1-4 классы - уроки ручного труда; 5-9 класс - проф трудовое обучение(школьные мастерские))

Проф трудовая подготовка подразделяется на профили, в скш 8 вида обычно реализуют 2. Наиболее распространенными видами являются: слесарное дело, картонажно-переплетное дело, штукатурно-малярное дело, швейное дело, столярное дело, сх труд, обувное дело.

За пределами первого варианта учебного плана в ряде школ организуется обучение по третьему варианту учебного плана, то есть открывается 10, или 10-11, или 10-12 классы углубленного проф обучения. Открываются в школах с достаточной МТБ.

Главной задачей организации трудового обучения является подготовка учащихся к трудовой деятельности и формирование ряда социально-полезных привычек. Трудовое обучение тесно связано с трудовым воспитанием, которое осуществляется как на указанных уроках, так и во время других уроков, а так же во внеурочное время: самообслуживающий труд, общественно-полезный труд, система дежурств. Трудовое обучение представляет собой формирование конкретных зунов, которые будут реализованы в учебной и иных видах деятельности. А трудовое воспитание - это формирование конкретных качеств личности, которые необходимы для включения ребенка в процесс трудовой деятельности (самостоятельность, трудолюбие, аккуратность, ответственность, дисциплинированность, умение работать в коллективе, терпеливость, усидчивость...).

В процессе трудового обучения реализуются следующие задачи:

1) происходит сообщение элементарных знаний по видам труда,

2) формируется ряд трудовых умений,

3) формируется знание о технике безопасности,

4) воспитание положительных качеств личности,

5) формирование ряда организационных умений,

6) коррекция психофизических недостатков.

Уроки проф-трудового обучения тесно связаны с рядом других общеобразовательных предметов и рядом коррекционных курсов. Прослеживается тесная связь с уроками математики. На уроках математики дети овладевают первоначальными вычислительным, измерительными навыками, которые используются на уроках проф-труд обучения. Навыки, полученные на уроках изобразительного искусства также используются на уроках проф обучения. Владение техникой чтения, приемами правильного осознанного чтения лежит в основе моделирования уроков проф-труд обучения, дети знакомятся с большим количеством новых слов, читают инструкции, названия изделий.

Теснейшим образом проф-труд подготовка связана с кор курсом СБО - много взаимосвязанных тем.

В процессе трудового обучения используется большое количество наглядности, самих реальных предметов, особым видом наглядности является предметно-операционный план (технологическая карта). Используются учебники, образцы, рисунки, чертежи, учебники, рабочие тетради. Используется непосредственно материал для изготовления, орудия и станки. Внутри каждого профиля будут использоваться свои предметы.

Среди основных методов и приемов, которые используются на таких уроках являются метод упражнения, метод демонстрации, метод объяснения и др.

Очень важным моментов организации таких уроков является то, что они являются спаренными уроками. На этих уроках часто организуется бригадная форма обучения.

В процессе трудового обучения очень важным моментом является процесс изучения школьников: на предмет выявления их психолого-пед особенностей, возможностей трудового обучения.

В начальных классах выявляют особенности и возможности детей для прогнозирования и включения детей в тот или иной вид проф обучения. Изучают особенности деятельности школьников, уровень работоспособности, сформированность мотиваций. Работоспособность школьника зависит от характера задания, от трудности, от объема. Чаще всего работоспособность снижается под влиянием утомления, в процессе трудового обучения утомление может быть связано со слабой освещенностью, шумом, запахом, быстрым темпом работ. Установлено, что при высокой мотивации утомление не влияет на работоспособность. Негативное отношение к труду может быть связано с несколькими группами причин: бытовые причины(шум, запахи, неудобное рабочее место), технологические причины (трудные задания, большой объем), вербальные трудности (трудная терминология, громкая быстрая речь учителя), физиологические трудности (хронические заболевания, нарушения зрения, слуха).

Мирский предложил схему психолого-педагогического изучения школьников с уо. Он предлагал вести наблюдение за различными этапами теоретической и практической деятельности на уроке, а именно, как усваивается теоретический материал, как дети ориентируются в задании, как усваивается план работы, как ведется отчетность, как работают с инструментами, как осуществляется разметка, каков уровень самоконтроля, как делают отчет о проделанной работе и как анализируют ошибки.

Составной частью обучения является проверка, определенная календарно-тематическим планированием.

На уроках труд обучения могут проводиться разные виды опросов (устный и письменный, причем большинство таких опросов сочетаются с практической работой), часто имеет место двойная оценка(оцениваются: теоретическая подготовка и умения использовать теорию в практической деятельности).

По окончанию обучения в скш дети сдают экзамен, где оцениваются теоретические знания и практические умения.

Кор развив значение таких уроков обозначалось еще в период первых исследований.

Кор развив задачи которые ставят перед труд обучением рассматриваются как наиболее глобальные. Дульнев показал, что трудовая деятельность будет иметь кор значение только при условии, если она педагогически специально организованна для решения кор задач. В дальнейших исследованиях было показано, что таким детям недостаточно только двигательных трудовых навыков. Большое значение имеют умения ориентироваться в задании, планировать труд деятельность и навыки самоконтроля.

Вопрос о кор направленности труд обучения рассматривал мирский. Он считал, что основная цель кор работы при обучении труду состоит в повышении уровня развития трудовой деятельности путем возможно более полного исправления ее нарушенных компонентов.

Продуктивность кор работы по мнению многие из ученых зависит от ряда условий. Наиболее важными являются:

- длительность кор воздействия

- проф характер труд обучения

В процессе организации кор развив обучения ориентируются как на общекор задачи, так и на задачи индивид кор. При решении кор задач очень важно учитывать, что у многих детей нарушение имеет комплексный характер, например, у детей с явными нлостатками моторики обнаруживаются нарушения исполнителькой стороны деятельности - Поэтому требуется проведение серии практических упражнений на отработку действий. В случаях церебрастении - требуется чередование видов деятельности. В случаях зрит патологиии - следует грамотно подходить к выбору наглядных пособий, орудий, к соблюдению технологий здоровьесбережения.

В процессе труд обучения происходит развитие всех высших психических функций и коррегируются недостатки этих процессов.

Особое значение принадлежит развитию мелкой моторики пальцев рук: в процессе практич труд деятельности у детей развивают координацию в работе пальцев рук, быстроту, ловкость при работе с мелкими деталями и предметами, развивается крупная моторика.

Развитие зрительно-пространственной ориентировки: дети осущ-ют зрительный анализ и дифференциацию многих предметов, которые имеют разное пространственное расположение, работают с чертежами, схемами.

Большая работа ведется по развитию речи: словарная работа, дети ведут производственные словарики для записи терминов, активно используют эти слова в речь, речь развивают в процессе опросов, детей учат давать отчеты о проделанной работе.

Развитие мыслительной деятельности: постоянно анализируют, сравнивают, обобщают, устанавливают логическую взаимосвязь между этапами работы, учат делать выводы и умозаключения.

Коррегируются и недостатки личности ребенка: формирование адекватной самооценки и уровня притязаний, развиваются навыки самоконтроля, волевые качества личности, происходит становление произвольной регуляции (как деятельности, так и поведения в целом).

43. Особенности организации профессионально – трудовой подготовки умственно отсталых учащихся.

43=42






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.