Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности изобразительной деятельности умственно отсталых учащихся.






Уроки изо позволяют вообще развивать интерес к изобразительной деятельности и к учебной деятельности в целом.

Развитие интереса связано с организацией познавательной деятельности детей: учащиеся должны понимать, что они рисуют, нужно создавать условия для ориентировочно-исследовательской деятельности, чтобы дети сами участвовали в анализе объекта. В процессе рисования у детей очень важное значение имеет пропедевтический(подготовительный) период, в рамках которого создаются условия для использования следующих приемов: рисование по точкам, рисование в воздухе, рисование на бумаге в клетку, рисование на обычном листе бумаги, обведение предметов по контуру, составление контура предметов из палочек, построение различных форм, нахождение идентичных форм и цветов, дорисовывание симметричных изображений, восстановление контура. Кроме графических упражнений используются задания на пространственную ориентировку, на последовательное размещение предметов. Работа по формированию интереса к рисованию предполагает определенную этапность. На первом этапе: развитие начальных форм сенсорных процессов, используются серии упражнений, дидактических игр, которые предполагают определенную степень ручной умелости, это задания на называние, узнавание, различение предметов. На втором этапе: интерес достигается за счет правильной демонстрации объекта изображения, наибольший интерес вызывают значимые и знакомые предметы, форма и строение демонстрируемых предметов должны соответствовать возможностям детей, рекомендуется использовать объекты разной сложности, большое значение на этом этапе имеет правильная педагогическая оценка, нужно учитывать серьезные недостатки развития, обращается внимание на аккуратность. На третьем этапе: связан с организацией самой познавательной активности, здесь важное значение имеет наличие ориентировочно-исследовательской деятельности, сюда включено осязательное или словесно-двигательное ознакомление с предметом, кроме того ребенок задает вопросы по этому виду деятельности.

Большинство детей с уо любят рисовать и с радостью соглашаются на просьбу что-нибудь нарисовать, но данным учащимся характерны специфические затруднения:

1) несовершенство/ошибочное построение форм изображаемых объектов

2) неправильное соблюдение пространственных отношений

3) нарушение логической взаимосвязи отдельных предметов

4) неправильное расположение рисунка на листе бумаги

5) неправильная передача величинных отношений изображаемых предметов

6) схематичность изображения.

Причинами затруднений являются следующие:

- Разнообразные зрительные расстройства

- Недоразвитие двигательной сферы

- Общие особенности интеллектуального развития

- Недостатки эмоциональной сферы

В целом тематика рисунков у этих детей весьма ограничена, часто первоначальный замысел не отражается в рисунке. Отмечается несоответствие между реальностью и изображением. В тематических рисунках наблюдается механическое повторение одного и того де изображения, отмечаются нелепости в рисунках. Допускают много ошибок при рисовании с натуры, особенно их много, когда отсутствует руководство со стороны учителя. В рисунках часто добавляют элементы. В рисунках декоративного характера присутствуют элементы в чередовании элементов, в изображении самих элементов, отсутствует композиционная стройность, симметрия красок. По окончании работы дети часто не заинтересованы качеством выполнения работы. Дети часто не разграничивают главных и второстепенных деталей рисунка. Несоответствие цвета в рисунке натуральному цвету предмета, часто тяготеют к выбору ярких, насыщенных цветов.

Грошенков выделил 4 уровня усвоения зунов, исходя из неоднородности состава учащихся и в зависимости от этапа обучения

1) сотрудничество, сотворчество ученика и учителя, коррекция выполняемых учеником действий, учитель должен стимулировать, поощрять ребенка, создавать игровую ситуацию

2) возможности, при которых усвоение нового материала осуществляется на стадии восприятия, осмысления и запоминания при максимальной помощи учителя, т е дети выполняют задания по подражанию, по показу

3) помощь учителя, которая выражается в подробных объяснениях и указаниях, контролировании выполняемых ребенком операций

4) наличие самостоятельности учащихся в работе над рисунком, ученик без помощи учителя может установить порядок выполнения рисунка, когда начинает использовать в процессе рисования уже известных приемов.

Задачи и содержание уроков изобразительного искусства в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида.

Образовательные задачи:

1)формирование элементарных знаний основ реалистического рисунка, навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, декоративного рисования и умений применять в других видах деятельности

2)ознакомление учащихся с лучшими произведениями изобразительного, декоративно-прикладного, народного искусства, скульптуры, архитектуры и дизайна

3)совершенствование представлений о предметах и явлениях окружающего мира

4) формирование умений передавать в рисунке форму, строение, цвет предмета, правильно располагать элементы узора

Воспитательные задачи:

1)воспитание художественного вкуса

2)привитие навыков аккуратности

3)содействие нравственному и трудовому воспитанию

4) воспитание активного эмоционально-эстетического отношения к произведениям изобразительного искусства

Воспитательные задачи планируются исходя из содержания урока. Сам процесс рисования способствует привитию таких качеств как аккуратность, усидчивость, терпение, самостоятельность

Кор развив задачи рассматриваются в качестве основных, т к от продуктивности реализации этих задач зависит результативность образовательных задач. Реализуются:

1) коррекция недостатков познавательной деятельности путем систематического и целенаправленного воспитания и путем совершенствованием сенсорных эталонов и их положением в пространстве

2) развитие у учащихся аналитико-синтетической деятельности, а именно развитие умения сравнивать, обобщать, анализировать, планировать работу по выполнению рисунка, ориентироваться в задании

3) развитие мелкой моторики пальцев рук и коррекция недостатков

4) развитие зрительно-двигательной координации

5) расширение и уточнение словарного запаса за счет специальной лексики и совершенствование фразовой речи

В учебной программе по изо предусмотрены разные виды занятий: декоративное рисование, рисование с натуры, рисование на темы, беседы об изобразит искусстве.

Декоративное рисование предусматривает составление узоров в полосе, квадрате, круге, предполагает оформление открыток, причем данный вид рисования не требует абсолютно точного знания объекта, дети оперируют простейшими формами, элементами, подбирают цвета, следят за чередованием элементов. Основой результативности здесь выступает обеспечение правильного восприятия образца.

Рисование с натуры является сложным, т к дети не умеют самостоятельно и целенаправленно наблюдать, анализировать объект, от учителя требуется производить правильный отбор моделей, причем модели должны иметь четкое строение, не должны быть сложными для анализа и иметь адекватное цветовое выполнение, причем объекты нужно располагать ниже уровня зрения детей, у учащихся должны быть четкие представления об изображаемом предмете.

Рисование на темы одна из основных форм работы. Рисование отдельных изображений по представлению: предметов, сюжетов, иллюстрирование литературных произведений. Здесь главное заключается в том, чтобы дети припоминали, развивали воображение, будили воображение.

Беседы об изобразит искусстве. При проведении подобных бесед учитывают юбилейные даты, времена года, содержание экскурсий, содержание других уроков. Цель: развить эстетическое восприятие, а с др стороны развитие кругозора новыми сведениями.

33. Коррекционно – развивающее значение уроков изобразительного искусства.

Кор развив задачи рассматриваются в качестве основных, т к от продуктивности реализации этих задач зависит результативность образовательных задач. Реализуются:

1) коррекция недостатков познавательной деятельности путем систематического и целенаправленного воспитания и путем совершенствованием сенсорных эталонов и их положением в пространстве

2) развитие у учащихся аналитико-синтетической деятельности, а именно развитие умения сравнивать, обобщать, анализировать, планировать работу по выполнению рисунка, ориентироваться в задании

3) развитие мелкой моторики пальцев рук и коррекция недостатков

4) развитие зрительно-двигательной координации

5) расширение и уточнение словарного запаса за счет специальной лексики и совершенствование фразовой речи

Уроки изо позволяют вообще развивать интерес к изобразительной деятельности и к учебной деятельности в целом.

Развитие интереса связано с организацией познавательной деятельности детей: учащиеся должны понимать, что они рисуют, нужно создавать условия для ориентировочно-исследовательской деятельности, чтобы дети сами участвовали в анализе объекта. В процессе рисования у детей очень важное значение имеет пропедевтический(подготовительный) период, в рамках которого создаются условия для использования следующих приемов: рисование по точкам, рисование в воздухе, рисование на бумаге в клетку, рисование на обычном листе бумаги, обведение предметов по контуру, составление контура предметов из палочек, построение различных форм, нахождение идентичных форм и цветов, дорисовывание симметричных изображений, восстановление контура. Кроме графических упражнений используются задания на пространственную ориентировку, на последовательное размещение предметов. Работа по формированию интереса к рисованию предполагает определенную этапность. На первом этапе: развитие начальных форм сенсорных процессов, используются серии упражнений, дидактических игр, которые предполагают определенную степень ручной умелости, это задания на называние, узнавание, различение предметов. На втором этапе: интерес достигается за счет правильной демонстрации объекта изображения, наибольший интерес вызывают значимые и знакомые предметы, форма и строение демонстрируемых предметов должны соответствовать возможностям детей, рекомендуется использовать объекты разной сложности, большое значение на этом этапе имеет правильная педагогическая оценка, нужно учитывать серьезные недостатки развития, обращается внимание на аккуратность. На третьем этапе: связан с организацией самой познавательной активности, здесь важное значение имеет наличие ориентировочно-исследовательской деятельности, сюда включено осязательное или словесно-двигательное ознакомление с предметом, кроме того ребенок задает вопросы по этому виду деятельности.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.