Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Реализация дидактических принципов в процессе обучения в специальной (коррекционной) школе VIII вида.






Урок, будучи основной формой организации учебной деятельности учащихся с нарушением интеллекта, является и основной формой правового обучения. Как отмечает Б.П. Пузанов: «Он позволяет наиболее полно реализовать задачи образовательного и воспитательного характера, использовать различные формы и методы обучения, выбирать оптимальные их сочетания при изучении тех или иных разделов курса, осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход в условиях группового обучения, реализовывать такие дидактические принципы, как научность, систематичность, доступность знаний, сознательность и прочность их усвоения, наглядность» [2. С. 90].

Основываясь на подходах Б.П. Пузанова, рассмотрим эти принципы [2. С. 90–101].

1. Принцип научности. Несмотря на то, что в курс правового обучения в специальной (коррекционной) школе включена элементарная и сравнительно небольшая по объему правовая информация, она является научной. Основной ее источник – Конституция РФ, своды законов и законодательные акты. Но, учитывая особенности познавательной деятельности учащихся с нарушением интеллекта и специфику самого предмета, материал этот дается в сокращенном и адаптированном варианте. Изучение элементов права связано с усвоением учащимися некоторых специальных терминов и понятий, что требует осмысления и обобщения на основе анализа внутренних причинно-следственных отношений того или иного явления.

2. Принцип систематичности и последовательности. Правовые вопросы начинают изучаться в курсе «Обществоведение» с 8 класса с опорой на знания, полученные в предшествующий пропедевтический период. Структура самого курса такова, что его изучение начинается со знакомства учащихся с такими основополагающими понятиями, как «государство», «право», «мораль». Затем изучается Конституция РФ. Материал 8 класса конкретизируется, уточняется в 9 классе при изучении прав и обязанностей граждан России. Теоретические положения сочетаются с практическим применением правовых знаний, а сложные понятия формируются через более простые и конкретные. Систематичность правового обучения определяется и комплексом межпредметных связей с рядом общеобразовательных предметов (русский язык, чтение, история, география), профессионально-трудовой подготовкой, всей системой учебно-воспитательной работы школы.

3. Принцип доступности. Правовой материал необычайно сложен для учеников специальной (коррекционной) школы. Чтобы элементы права сделать более доступными, необходимо продумать объяснение каждого понятия и положения, приводить примеры разнообразных ситуаций из жизни, обращаться к опыту самих учащихся, учить их переходить от моральной оценки поступка к юридической оценке преступления.

4. Принцип сознательности усвоения знаний. Реализуя этот принцип, учитель должен помнить, что основная задача правового обучения и воспитания – не только сообщение учащимся определенной суммы правовых знаний, но и превращение этих знаний в повседневную норму поведения. Для иллюстрации тех или иных норм и законов целесообразно использовать примеры из окружающей жизни, разбирать реальные ситуации, убеждающие школьников в необходимости правовых знаний. Б.П. Пузанов подчеркивает: «Принятие решения в создаваемой педагогом ситуации требует сознательного применения имеющихся знаний, а положительное решение проблемной ситуации показывает ученикам необходимость получаемых знаний» [2. С. 98]. Большую помощь учителю в подборе практических задач правового (юридического) содержания может оказать сборник задач с методическими рекомендациями Н.И. Элиасберги, А.А. Чухмана[8].

5. Принцип наглядности. Наглядные пособия, используемые в процессе правового обучения, играют важную образовательно-воспитательную и коррекционно-развивающую роль. В сочетании с объяснением учителя, считает Б.П. Пузанов: «Они создают предпосылки для включения самых различных источников восприятия, анализаторов, что делает процесс усвоения более эффективным» [2. С. 99]. Изучение ряда тем курса «Обществоведение» требует работы с различными схемами, таблицами, плакатами, экранными пособиями. Поэтому необходимо их правильно отбирать для уроков, учитывая, с одной стороны, что все изданные наглядные пособия предназначены для общеобразовательной школы, а с другой – что большинство из них устарели по содержанию и не соответствуют изменившейся ситуации в развитии современной России. В специальной (коррекционной) школе учитель к урокам обществоведения чаще всего готовит наглядные пособия сам (например, схему «Органы государственной власти в России», основные элементы которой подготовлены заранее в виде небольших табличек – плакатов). Наборы «разрезных» учебных плакатов позволяют обращаться к ним как на разных этапах урока, так и при изучении ряда тем.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.