Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Максимизация прибыли в условиях монополистической конкуренции.






Существуют два метода максимизации прибыли фирмой монополистической конкуренции. Первый метод: монополистически конкурирующая фирма максимизирует прибыль при цене и объеме производства, при которых МR = МC, а предельная прибыль от последней проданной единицы товара равна нулю. Второй метод: фирма максимизирует прибыль при таком объеме выработки, при котором валовой доход максимально превышает валовые издержки.

Рассмотрим первый метод максимизации прибыли фирмой. На рис. 10.4 показано краткосрочное равновесие фирмы.

Исходные условия равновесия: кривая спроса для фирмы не совпадает с кривой отраслевого спроса, но и не является горизонтальной, как при совершенной конкуренции. В условиях монополистической конкуренции каждая фирма имеет дело с понижающейся кривой спроса и предельного дохода. В этом состоит разница между совершенной конкуренцией и монополистической конкуренцией. Разница объясняется наличием дифференцированной продукции. Поскольку фирма может продавать больше по низким ценам и меньше по высоким, кривая спроса фирмы понижается. Кроме того, наличие большого количества хороших товаров-заменителей делает кривую спроса конкретной фирмы высоко эластичной.

Рис. 10.4. Максимизация прибыли монополистически конкурентной фирмой
на основе сравнения предельного дохода и предельных издержек.

Так как кривая спроса монополистически конкурирующей фирмы понижается и для увеличения сбыта она должна снижать цену, предельный доход от каждой проданной единицы товара оказывается меньше, чем от предыдущей единицы этого товара.

На пересечении кривых МR и МС находится объем производства Q, максимизирующий прибыль. Так как соответствующая цена Р превышает средние издержки, фирма зарабатывает прибыль. На рис. 10.4 это показано заштрихованным прямоугольником.

 

Рассмотрим второй метод максимизации прибыли конкурентной фирмой. Фирма максимизирует прибыль при таком объеме производства, при котором валовой доход максимально превышает валовые издержки. С учетом приведенных на рис. 10.5 ТR и ТС фирма будет способна зарабатывать прибыль в диапазоне выработки Q1 – Q3 единиц, но прибыль будет максимальной при выработке Q2 единиц. В этом случае ТR превышает ТС на максимальную величину.

 

Рис. 10.5. Максимизация прибыли
монополистически конкурентной фирмой
на основе сравнения валового дохода и валовых издержек

 

44. Другие формы несовершенной конкуренции: ценовая дискриминация, монопсония, двусторонняя монополия.

Ценовая дискриминация первой степени (или совершенная ценовая дискриминация) имеет место, когда каждая единица товара продается фирмой по цене спроса, т.е. по максимально возможной цене, которую готов заплатить покупатель. Иногда такую политику называют ценовой дискриминацией по доходам покупателя. Если монополист не проводит ценовой дискриминации, т.е. устанавливает единую цену Р*, то как видно из рис. 5.12, при объеме выпуска от 0 до Q*(при котором выполняется равенство МС=MR) дополнительная прибыль от реализации каждой дополнительной единицы (предельная прибыль, Мп) равняется разнице между предельным доходом и предельными издержками

Мп=MR — MC. Производство любого количества сверх оптимального сократило бы экономическую прибыль монополиста, которая может быть подсчитана как сумма прибылей от каждой реализованной единицы, что на рисунке соответствует заштрихованной площади АСЕ. Потребительский излишек, т.е. разница между суммой, которую покупатель готов был заплатить, и рыночной ценой Р*, изображен верхним треугольником АР*М. Если монополист проводит ценовую дискриминацию, то тогда все единицы товара продаются по их цене спроса, и следовательно, каждая дополнительно реализованная единица увеличивает совокупный доход на величину той цены, по которой она продается, т.е.

Монопсония - это разновидность рынка, на котором выступает только один покупатель товара, услуги или ресурса. Мы видим, что фирма-монопсонист нанимает меньшее количество работников (Lc) в сравнении с точкой равновесия и на совершенно конкурентном рынке ресурсов (LA) выплачивает им более низкую заработную плату (w2 < < W1). На рынке ресурсов производства с совершенной конкуренцией точка равновесия устанавливается там, где доход от предельного продукта ресурса сравнивается с его ценой.

 

 

Двухсторонней монополией называют такой тип строения рынка, при котором на стороне предложения имеется единственный продавец (монополист), а на стороне спроса — единственный покупатель (монопсонист). Наиболее распространенным примером двухсторонней монополии считают обычно город одного предприятия, в котором спрос на труд предъявляется единственным имеющимся в городе предприятием, а предложение труда осуществляется хорошо организованным и сильным профсоюзом. Чтобы максимизировать свою прибыль, он должен выбирать некоторую точку HajcpjHBOH предложения продавца. Но на рынке поведение единственного продавца как монополиста оказывается несовместимым с поведением единственного покупателя как монопсониста.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.