Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






VI. Основная часть






 

Первый вопрос: «Проблемы этногенеза славян. Расселение древних славян» (25 мин)

Следует рассмотреть историографию вопроса, т.е. основные гипотезы происхождения славян. Главные источники, позволяющие судить о праславянском населении Европы. Важно уяснить ту роль, которую сыграло «великое переселение народов» в расселении европейских народов.

 

Второй вопрос: «Восточные славяне в VIII – IX вв.» (45 мин)

Прежде всего, необходимо определить этногеографию восточных славян. Следует также изучить социально-экономические отношения, общественный строй, культуру и религиозные верования восточных славян накануне складывания у них государственности.

 

Заключение (10 мин)

В итоге занятия важно подчеркнуть значение курса истории для теоретической деятельности, а также для практики будущих специалистов. Следует также указать главные источники по указанной теме.

В конце занятия преподаватель отвечает на вопросы по материалу лекции и объявляет задание на самоподготовку и на семинарское занятие:

Задание для самостоятельной работы

Изучить: Сущность, формы, функции исторического знания. Методы и источники изучения истории. Понятие и классификация исторического источника. Отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное. Методология и теория исторической науки.

Задание на самоподготовку

Изучить основные понятия по теме: этногенез, индоевропейская этноязыковая семья, археологическая культура, Великое переселение народов, этногеография, ассимиляция, общинное ремесло, родовая община, родоплеменные отношения, территориальная община, вече, прямая демократия, патриархальное рабство, родовая знать, язычество, фетишизм, анимизм, тотемизм, культ предков, оборотничество, полидемонизм, политеизм.

Вопросы для самоконтроля

1. Кто такие индоевропейцы?

2. Какие источники позволяют судить о праславянском населении Европы?

3. Какую роль в расселении европейских народов сыграло «великое переселение народов»?

4. Каких славян мы называем восточными?

5. Покажите территорию, на которой расселились восточные славяне?

6. Перечислите основные занятия восточных славян.

7. Каково было политическое устройство восточных славян?

8. Объясните, почему термины «борть» и «бортничество» появляются на страницах «Правды Русской»?

 

 

Разработал _____________________________________________________

(подпись, должность, фамилия, звание) «____»______________20___года

 


Приложение (к плану проведения лекции)

 

ЗАДАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ТЕМЕ № 1

Проблемы этногенеза славян. Восточные славяне накануне складывания государственности (VIII – IX вв.)

Примечание:

Виды занятий по теме: лекция

 

Рассматриваемые вопросы:

Лекция:

1. Проблемы этногенеза славян. Расселение древних славян.

2. Восточные славяне в VIII – IX вв.: занятия, общественный строй, культура и религия.

 

Рекомендуемая литература:

Основная:

1. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России. Учебник. – М., 2009.

2. История России / Под ред. А.Н. Сахарова. Учебник. В 2-х тт. – М., 2009.

3. Дворниченко А.Ю., Кащенко С.Г., Кривошеев Ю.В., Флоринский М.Ф. История России с древнейших времен до начала ХХ века. СПб., 2006.

4. Фортунатов В.В. Отечественная история для гуманитарных вузов. М., 2009.

 

Дополнительная литература:

1. История Отечества в контексте мировой цивилизации. Хрестоматия. СПб., 2002.

2. История России: Учебно-методическое пособие к семинарским занятиям / Под ред. Г.Н. Сердюкова. М. – Ростов н/Д, 2004.

3. Хрестоматия по истории России: Учебное пособие. М., 2006.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.