Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Стратегия управления стрессом






Управление стрессом может осуществляться как на уровне организации, так и на уровне работника.

Управление стрессом на уровне организации может осуществляться по следующим взаимосвязанным направлениям:

- подбор и расстановка кадров;

- постановка конкретных и выполнимых задач;

- проектирование работ;

- взаимодействие и групповое принятие решений;

- программы оздоровления работников.

Подбор и расстановка кадров. Известно, что различные по характеру и содержанию работы в разной степени влияют на создание стрессовой ситуации. Кроме того, и работники по-разному реагируют на такого рода ситуации: одни подвержены стрессу в значительной, другие – в гораздо меньшей степени. Поэтому при подборе и расстановке кадров эти факторы должны быть приняты во внимание, чтобы впоследствии избежать негативных экономических и социальных явлений.

Постановка конкретных и выполнимых задач, даже достаточно сложных, не только снижает опасность возникновения стресса, но и обеспечивает высокий уровень мотивации работников. Кроме того, позитивным фактором является постоянная обратная связь между руководителем и подчиненными относительно выполнения конкретных работ (например, оценка сроков выполнения и качества промежуточных этапов работы).

Проектирование работ будет эффективным лишь при наличии индивидуального подхода к каждому работнику.

Так, многие работники (особенно молодежь) предпочитают творческую работу, позволяющую принимать самостоятельные решения. Однако другим работникам выполнение однообразных рутинных операций, сохранение привычного темпа и методов труда приносят наибольшее удовлетворение в работе и помогают избежать стресса.

Взаимодействие и групповое принятие решений. Как уже отмечалось, стресс часто возникает в том случае, когда работник не имеет четко установленных задач, не знает, чего от него ждут в работе, на основе каких показателей и критериев будут оценены ее результаты. Если же работник участвует в обсуждении и принятии стоящих перед организацией (подразделением) задач, то создаются условия для самостоятельного планирования работы, развития самоконтроля и тем самым для предупреждения и развития стресса.

Программы оздоровления работников – это обеспечение полноценного питания сотрудников, занятий спортом, разнообразных форм проведения досуга, а также осуществление специфических программ поддержки (например, лиц, страдающих алкоголизмом).

Управление стрессом на уровне работника. Не только общество и организация должны позаботиться об уменьшении потенциальных источников стресса – многое зависит от самого работника. Рекомендации, как избежать стресса, – простые, но достаточно надежные средства, способствующие предупреждению стресса. Как известно, предупредить негативное явление всегда легче, чем иметь дело с его последствиями. Наиболее распространенными рекомендациями относительно предупреждения стресса являются:

- умение правильно распределять свое время (например, составить список наиболее приоритетных задач, проанализировать затраты времени на выполнение различных видов деятельности, рационально использовать время и изыскивать дополнительные резервы времени);

- занятия спортом и физическими упражнениями;

- овладение навыками тренировки, техникой самогипноза и другими методами релаксации.

Многое зависит от самого работника и в плане создания благоприятных социальных факторов, способствующих предупреждению стресса. Это, в первую очередь, налаживание дружеских отношений в семье, создание атмосферы поддержки и доброжелательства в отношениях с друзьями и коллегами по работе.

Специалисты менеджмента стран зрелой рыночной экономики рекомендуют людям, страдающим от дистресса, методы управления стрессами, снижающие его уровень:

- анализ приоритетов в работе дома и в организации: что надо делать сегодня и прежде всего, что можно сделать позднее, а что сделать в том случае, если найдете время;

- не будьте «безотказным» человеком, пересматривайте полученные задания и аргументируйте свои возможности;

- старайтесь налаживать хорошие отношения с окружающими. А с людьми, от которых зависит Ваше благополучие и не стрессовое состояние, – особенно эффективные и надежные отношения; научите их уважать Ваши приоритеты, рабочую нагрузку и давать аргументированные поручения;

- обсуждайте связанные с заданиями вопросы, выбирая не стрессовые тактику и стратегию;

- обязательно ежедневно находите время для отдыха, расслабления, приятных мыслей, чтобы освежить свой мозг;

- не становитесь в позу жалующегося, обсуждая чувство скуки или отсутствия интереса к тому или иному виду деятельности, знайте себе цену;

- умейте управлять изменениями, происходящими в Вас и координировать их с другими изменениями, например, происходящими в организации.

 

Выводы

1. Конфликтология, как область менеджмента, в последнее время получила повсеместное развитие. Предметом её комплексного изучения являются – общие закономерности возникновения, развития и завершения конфликтов. Объект конфликтологии – социальные и внутриличностные конфликты, зооконфликты.

2. Конфликты классифицируются: по сферам проявления, по направленности воздействия, степени выраженности конфликтного противостояния, в зависимости от нарушенных потребностей, по действию на функционирование группы/организации, по содержанию.

3. Конфликт представляет собой процесс, развивающийся во времени, который можно разделить на предконфликтный период, конфликтное взаимодействие и послеконфликтный период.

4. Существует множество методов управления конфликтами: внутриличностные, структурные, межличностные, переговоры, методы агрессивных действий.

5. Организационная конфликтология рассматривает несколько уровней конфликтов: внутриличностный, межличностный конфликтов, внутригрупповой, межгрупповой, внутриорганизационный уровни.

6. Стресс – это состояние эмоционального (душевного), поведенческого расстройства, связанное с неспособностью человека целесообразно и разумно действовать в сложившейся ситуации. М. Мескон, М. Альберт и Ф. Хедоури, указывая на причины стресса, выделяют четыре организационных фактора: перегрузка, конфликт ролей, неопределенность ролей, неинтересная работа.

 

Вопросы для повторения

1. Охарактеризуйте типологию конфликтов по трем типам.

2. Опишите и приведите примеры видов социальных конфликтов.

3. Приведите классификацию конфликтов по сферам проявления, направленности воздействия и степени выраженности конфликтного противостояния.

4. Дайте классификацию видов конфликтов в зависимости от нарушенных потребностей, по содержанию, действию на функционирование организации и/или группы.

5. Охарактеризуйте динамическую и игровую модели конфликта.

6. В чем сущность графической и сетевой моделей конфликта?

7. Опишите структурные методы управления конфликтами.

8. Модель Томаса – Киллмена: критерии, стили поведения в конфликте, актуальность и целесообразность применения стилей.

9. Перечислите последовательность действий по эффективному управлению конфликтами.

10.В чем заключается стратегия разрешения конфликтов по Бертинаско?

11.Каковы причины организационных конфликтов?

12.Перечислите уровни и приведите примеры организационных конфликтов.

13.Назовите организационные факторы стресса по Мескону, Альберту и Хедоури.

14.Укажите принципы нестрессового стиля жизни.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.