Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные формы завершения конфликтов






Среди управляющих воздействий по отношению к конфликту центральное место занимает его разрешение. Далеко не все конфликты можно предупредить. Поэтому очень важно уметь конструктивно выходить из конфликта.

В конфликтологии стало традиционным завершающий этап в динамике конфликта обозначать термином разрешение конфликта. Можно использовать также и другие понятия, которые отражают специфику и полноту прекращения конфликтных действий, например, «затухание», «преодоление», «пресечение», «пригашение», «саморазрешение», «угашение», «урегулирование», «устранение», «улаживание» и др.

Сложность и многовариантность развития конфликта предполагают неоднозначность в способах и формах его завершения.

Какие формы завершения конфликтов существуют: Из указанных понятий наиболее широким является завершение конфликта, которое заключается в окончании конфликта по любым причинам. Основныеформы завершения конфликта: разрешение, урегулирование, затухание, устранение, перерастание в другой конфликт[8, C.67].

Разрешение конфликта — это совместная деятельность его участников, направленная на прекращение противодействия и решение проблемы, которая привела к столкновению. Разрешение конфликта предполагает активность обеих сторон по преобразованию условий, в которых они взаимодействуют, по устранению причин конфликта. Для разрешения конфликта необходимо изменение самих оппонентов (или хотя бы одного из них), их позиций, которые они отстаивали в конфликте. Часто разрешение конфликта основывается на изменении отношения оппонентов к его объекту или друг к другу.

Урегулирование конфликта отличается от разрешения тем, что в устранении противоречия между оппонентами принимает участие третья сторона. Ее участие возможно как с согласия противоборствующих сторон, так и без их согласия. При завершении конфликта не всегда разрешается противоречие, лежащее в его основе.

Затухание конфликта — это временное прекращение противодействия при сохранении основных признаков конфликта: противоречия и напряженных отношений. Конфликт переходит из «явной» формы в скрытую. Затухание конфликта обычно происходит в результате:

  • истощения ресурсов обеих сторон, необходимых для борьбы;
  • потери мотива к борьбе, снижения важности объекта конфликта;
  • переориентации мотивации оппонентов (возникновение новых проблем, более значимых, чем борьба в конфликте).

Под устранением конфликта понимают такое воздействие на него, в результате которого ликвидируются основные структурные элементы конфликта. Несмотря на «неконструктивность» устранения, существуют ситуации, которые требуют быстрых и решительных воздействий на конфликт (угроза насилия, гибели людей, дефицит времени или материальных возможностей). Устранение конфликта возможно с помощью следующих способов:

  • изъятие из конфликта одного из оппонентов (перевод в другой отдел, филиал; увольнение с работы)
  • исключение взаимодействия оппонентов на длительное время (отправка в командировку одного или обоих и т.п.)
  • устранение объекта конфликта (мать забирает у ссорящихся детей игрушку, из-за которой возник конфликт)
  • устранение дефицита объекта конфликта (у третьей стороны есть возможность обеспечить каждую из конфликтующих сторон объектом, к обладанию которым они стремились)

Что такое перерастание в другой конфликт?

Перерастание в другой конфликт происходит, когда в отношениях сторон возникает новое, более значимое противоречие и происходит смена объекта конфликта.

Основные формы завершения конфликта

Исход конфликта рассматривается как результат борьбы с точки зрения состояния сторон и их отношения к объекту конфликта. Исходами конфликта могут быть:

  • устранение одной или обеих сторон
  • приостановка конфликта с возможностью его возобновления
  • победа одной из сторон (овладение объектом конфликта)
  • деление объекта конфликта (симметричное или асимметричное)
  • согласие о правилах совместного использования объекта
  • равнозначная компенсация одной из сторон за овладение объектом другой стороной
  • отказ обеих сторон от посягательств на данный объект
  • альтернативное определение таких объектов, которые удовлетворяют интересы обеих сторон.

Важен вопрос о критериях разрешенности конфликта. Основными критериями разрешения конфликтов являются удовлетворенность сторон результатами конфликта, прекращение противодействия, устранение травмирующих факторов, достижение цели одной из конфликтующих сторон, изменение позиции индивида, формирование навыка активного поведения индивида в аналогичных ситуациях в будущем[6, C.365].

Важно уменьшить негативные эмоции противоположной стороны. Среди приемов выделяют такие, как положительная оценка некоторых действий оппонента, готовность идти на сближение позиций, обращение к третьей стороне, которая авторитетна для оппонента, критичное отношение к самому себе, уравновешенное собственное поведение и др.

Объективное обсуждение проблемы, выяснение сути конфликта, умение сторон видеть главное способствуют успешному поиску решения противоречия. Акцентирование внимания на второстепенных вопросах, забота только о своих интересах снижают шансы конструктивного решения проблемы.

Критериями конструктивного разрешения конфликта являются степень разрешения противоречия, лежащего в основе конфликта, и победа в нем правого оппонента. Важно, чтобы при разрешении конфликта было найдено решение проблемы, из-за которой он возник. Чем полнее разрешено противоречие, тем больше шансов для нормализации отношений между участниками, меньше вероятность перерастания конфликта в новое противоборство. Не менее существенной является победа правой стороны. Утверждение истины, победа справедливости благоприятно сказываются на социально-психологическом климате организации, эффективности совместной деятельности, служат предупреждением лицам, которые потенциально могут стремиться достичь сомнительной с правовой или нравственной точки зрения цели с помощью конфликта. Необходимо помнить, что у неправой стороны тоже есть свои интересы. Если их вообще игнорировать, не стремиться переориентировать мотивацию неправого оппонента, то это в дальнейшем чревато новыми конфликтами.

Большинство условий и факторов успешного разрешения конфликтов носит психологический характер, так как отражает особенности поведения и взаимодействия оппонентов. Кроме того, существуют исторические, правовые и др. факторы.

 

Заключение

Во всех спорах и конфликтах бывают, виноваты обе стороны, одни в том, что развязали конфликт, другие в том, что не смогли предотвратить или прекратить. Поведение сотрудников было не в пример конструктивней действий директора, но тоже имело свои минусы. Давайте их разберем.

Система отношений между руководителями и подчиненными пронизывает все. Если Вы работаете, то над вами непременно будет начальник. А значит, нужно учиться строить с ним отношения, стараясь свести вероятность возникновения столкновений к минимуму. Всегда нужно помнить, что руководство компаний редко отличается идеальным характером: сама по себе сфера управления людьми предполагает принятие непопулярных решений и возможность конфликтов. К тому же сказываются и личностные характеристики человека, занимающего кресло начальника.

Самое главное в отношениях с начальством - научиться правильной подаче информации. Постарайтесь отслеживать то, как ваш руководитель реаᴦ ᴎ ҏ ует на те или иные сообщения, и сделать так, чтобы их предоставляли так, как ему нравится.

Целью данной курсовой работы являлась разработка рекомендаций, обеспечивающих эффективное использование технологий рационального поведения в конфликтах, изучение сущности конфликтов в организации, их причин и последствий, а так же способов и методов управления ими руководителями организации и подчиненными. В курсовой работе анализ роли менеджера в управлении конфликтами в организации был проведён на примере ОАО «МТС».

Были определены основные условия преодоления конфликтных ситуаций - придерживаться в общении норм морали, этики; своевременно выполнять обязательства перед клиентом, угождать клиенту, идти на сотрудничество, находить компромисс; хорошо знать свои слабые места, чтобы в сложных ситуациях не сорваться; не поддаваться на эмоциональные провокации; не брать чужие проблемы на себя (в большинстве случаев это личные проблемы " трудного" человека); всегда сохранять уверенность и спокойствие, доброжелательный тон. По результатам исследования даны практические рекомендации в профилактике конфликтов.

Главная задача руководителя в том, чтобы уметь «войти» в конфликт и разрешить его, используя разные методы. Руководителю всегда нужно искать подлинные, глубинные причины и не путать их с внешним поводом для конфликта. Позитивное разрешение конфликта предполагает выяснение того, чего хотят, добиваются участники конфликта.

Роль конфликта зависит от того, насколько эффективно им управляют. И задача менеджера — решая конфликт, извлечь пользу для дела. Анализ конфликта в организации позволил выявить его причины, последствия, выявить оптимальный стиль поведения в подобной ситуации.

 

 

Выводы

Глава 1. Любой руководитель предприятия заинтересован в том, чтобы конфликт был как можно быстрее исчерпан, пресечен, так как его последствия могут принести немалый моральный или материальный ущерб.

Многое зависит от того, как конфликт управляется. Разрушительные последствия возникают тогда, когда конфликт либо очень мал, либо очень силен. Когда конфликт мал, то чаще всего он остается незамеченным и не находит тем самым своего адекватного разрешения. Различия кажутся очень незначительными, чтобы побудить участников провести необходимые изменения. Однако они остаются и не могут не влиять на эффективность общей работы

Глава 2. Как считает руководитель компании, главное средство в разрешении конфликтов — это действия руководителя. Для решения выявленных конфликтных ситуаций в ОАО «МТС» менеджерам организации необходимо:

- хорошо знать свои слабые места, чтобы в сложных ситуациях не сорваться.

- находить компромисс, стремиться к сотрудничеству в конфликте.

- не брать чужие проблемы на себя, когда это личные проблемы " трудного" человека.

- неаграничивать личные взаимоотношения и рабочие.

В компании ОАО «МТС» необходимо внедрить систему повышения квалификации работников при помощи прохождения работниками семинаров-тренингов, а так же внедрить систему оценок работы, что поспособствует улучшению производительности труда.

 

Список используемой литературы

1. Кибанов А.Я., Ворожейкин И.Е., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. С. 50-369.Конфликтология. 2-е изд. М.: ИНФРА-М, 2007.

2. Управление персоналом, под редакцией Кибанова А.Я., М, Инфра-М, 2003 С. 170-200.

3. Журнал " Деньги" №36 07.06.2007 С. 200-369.

4. Анцупов А.Я., Шипилов А. И. Конфликтология. М.: Юнити-Дана, 2004. -591с.
5. Моргунова Е. Бизнес-конфликтология / Е. Моргунова, Н. Рязанова // Управление персоналом. 2005. № 16. С. 11-70.
6. Самсонова М.А. Социальные технологии эффективного конфликтного взаимодействия в организации // Вестник Саратовского государственного технического университета. 2008. Т. 3. № 1. С. 262-270.
7. Цой Л.Н. Практическая конфликтология. Книга первая. М.: «Институт социологии РАН», С. 104 -230с.
8. Шевелев В.Н. Социология управления. Ростов н/Дону: Феникс, 2004. -352с.
9. Щербакова В.П. Влияние личностных качеств сотрудников на психологический климат коллектива // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2009. № 9. С. 366-369.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.