Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие административно-процедурного производства






Тема 17. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРОЦЕДУРНОЕ ПРОИЗВОДСТВО

 

План лекции:

1. Понятие административно-процедурного производства.

2. Регистрационное производство.

3. Разрешительное производство.

4. Производство по разработке и принятию правовых актов управления.

 

Понятие административно-процедурного производства

 

Слайд № 3.

В науке административного права отсутствует единый подход к определению административных процедур, а существующие точки зрения на этот институт различны, многие из них можно сгруппировать, выделяют наиболее характерные и важные их признаки для понимания содержания административных процедур.

Часть авторов (Н.Г. Салищева, Ю.А. Тихомиров, Э.В. Талапина) подчеркивают нормативность административных процедур и их направленность на разрешение индивидуальных дел по реализации прав законных интересов граждан и организаций[1]. Другие указывают на отсутствие спора в процедурном производстве и неподчиненность граждан и организаций органам исполнительной власти (О.С. Беркутова, И.М. Лазерев и др.)[2].

На наш взгляд, более полно и точно раскрывает понятие административных процедур следующее определение: административные процедуры представляют собой вид административного процесса, под которыми понимается урегулированная административно-процессуальными нормами деятельность уполномоченных на то органов исполнительной власти, обладающих государственно-властными полномочиями по рассмотрению и разрешению индивидуальных административных дел бесспорного характера.

Несомненно, что эта деятельность направлена на реализацию прав и обязанностей, имеющихся у участников индивидуального административного дела. Проблема упорядочения административных процедур неразрывно связана с совершенствованием деятельности государственного аппарата, борьбой с бюрократизмом, повышением ответственности государственных служащих за реализацию возложенных на государство задач и функций.

Слайд № 4.

В целях классификации административных процедур их можно разделить на две группы:

1) функциональные процедуры оформляют отношения между органами власти, с одной стороны, и не подчиненными им гражданами и юридическими лицами – с другой, в целях реализации правового статуса последних;

2) организационные процедуры направлены на обеспечение нормальной работы государственного аппарата. К ним следует относить внутриорганизационные процедуры, процедуры по взаимоотношению с подчиненными органами и организациями и межведомственные процедуры (совместную деятельность органон исполнительной власти по разработке, принятию и исполнению административных актов)[3].

Продолжение слайда № 4.

В настоящей лекции будут рассмотрены только функциональные процедуры. При рассмотрении индивидуального административного дела в рамках административно-процедурного производства возможны лишь две категории участников:

1) лицо (лица), заинтересованное в реализации своих субъективных прав и обязанностей;

2) орган исполнительной власти (должностное лицо), который компетентен принять решение, позволяющее реализовать эти права и обязанности.

Слайды № 5-6.

Исходя из бесспорности индивидуальных административных дел, можно сформулировать важные и характерные для этого вида административного процесса положения:

1. Цель административно-процедурного производства – удовлетворение законных прав и интересов физических и юридических лиц (регистрация, получение лицензии и др.).

2. Инициатором административно-процедурного производства выступает, как правило, не орган исполнительной власти, а обратившееся в этот орган физическое или юридическое лицо.

3. Властной стороной в административно-процедурном производстве всегда является орган исполнительной власти (его должностное лицо).

4. Результат административно-процедурного производства представляет собой удовлетворение законных прав и интересов физических и юридических лиц либо отказ в нем.

5. При любом решении правовая оценка действий инициаторов административно-процедурного производства не дается, оценивается лишь законность их требований, что выступает условием решения органа исполнительной власти. Меры государственного принуждения по результатам разрешения дела не применяются.

Наиболее типичными видами административно-процедурного производства являются:

- регистрационное производство;

- разрешительное производство;

- производство по разработке и принятию правовых актов управления.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.