Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Текст выступления на защиту дипломной работы






Уважаемые члены государственной экзаменационной комиссии!

На ваше рассмотрение выносится дипломная работа студентки на тему: «История строительства и развития железной дороги Зауралья на материалах Музея истории Тюменского региона обслуживания Свердловской железной дороги.

Тема данной работы чрезвычайно актуальна, так как сегодня представить Россию без железных дорог просто немыслимо. Так сложились географические, исторические, экономические условия, что железная дорога стала своего рода символом России.

Целью дипломной работы является изучение истории строительства и развития железной дороги Зауралья на материалах Музея истории тюменского региона обслуживания

В соответствии с обозначенной выше целью, работа имеет следующие задачи:

1. Рассмотреть историю строительства железной дороги на участке Екатеринбург- Тюмень.

2. Выявить особенности строительства железной дороги на участке Тюмень - Омск

3. дать характеристику развитию железнодорожного транспорта и инфраструктуры Свердловской железной дороги в 20 веке

4. выделить основные этапы истории и просветительской деятельности музея истории Тюменского региона обслуживания.

5. Дать характеристику экспозиции, представить проект модернизации.

Объект исследования – история железных дорог Зауралья на участках Екатеринбург-Тюмень и Тюмень-Омск. Предмет исследования – экспозиции Музея Истории Тюменского региона обслуживания Свердловской железной дороги.

Хронологические рамки – конец XIX – ХХ вв. Хронология связана с началом строительства железных дорог Зауралья на участках Екатеринбург-Тюмень, Тюмень-Омск, временем интенсивного развития этой транспортной системы в ХХ в.

Территориальные границы исследования – участок российских железных дорог по Транссибирской магистрали (Москва-Владивосток) на участке Екатеринбург-Тюмень (Свердловская железная дорога), Тюмень-Омск (Тюмень-Ишим – Свердловская железная дорога, Ишим-Омск – Западносибирская железная дорога) (Приложение 1).

Источниковой базой исследования стали фонды и экспозиция Музея истории Тюменского региона обслуживания Свердловской железной дороги.

В работе использованы общенаучные методы исследований: описание, анализ, сравнение, обобщение, а также исторический метод познания, который предполагает исследование возникновения, формирования и развития объектов в хронологической последовательности.

Структура дипломной работы подчинена логике исследований и состоит из введения, 2-х глав, заключения, библиографического списка, приложений.

Во введении обосновывается актуальность дипломной работы, формируются цели и задачи.

Первая глава посвящена изучению истории строительства железной дороги на участках Екатеринбург-Тюмень и Тюмень-Омск, а также развитие Свердловской железной дороги в ХХ в., современное состояние железной дороги. Постройка дороги от Екатеринбурга до Тюмени была разрешена Комитетом Министров 4 марта 1883 г., и ее сооружение началось немедленно. Через два года закончилось строительство дороги от Екатеринбурга до Тюмени. Движение поездов на участке железной дороги Екатеринбург-Тюмень было открыто 5 дек. 1885 г. Первым управляющим дорогой был назначен один из ее строителей – талантливый инженер Н.С. Островский. Управляющий дорогой Николай Островский заботился о том, чтобы все станции «удивляли своим видом». Архитектор железной дороги Екатеринбург-Тюмень Фомичев заранее обговаривал с ним каждый свой проект. В связи с постройкой Великого Сибирского пути «золотой век» Тюмени закончился. Ранее поступившие грузы в Тюмень отсекались на востоке по линии этой дороги, и бывшая в тупике железнодорожном Тюмень оказалась еще и в тупике экономическом. Железная дорога стала работать в убыток, доходы купцов резко снизились, появилась безработица и, как следствие, понижение жизненного уровня населения. Решение вопроса власти города видели в продолжение железной дороги до города Омска и включения ее в транспортную сеть Сибири. В путеводителе по Сибирской дороге дается характеристика станций по Екатеринбург-Тюменской дороге на 1901-1902 гг.

16 июля 1901 г. Тюменский Городской Голова Андрей Иванович Текутьев обратился в Тюменскую Городскую Думу. Он полагал своевременным возбудить со стороны г. Тюмени ходатайство о проложении рельсового пути по линии Тюмень-Ялуторовск-Ишим-Тюкалинск-Омск. проходит через Нижний Тагил, Пермь, Екатеринбург, Сургут, Тюмень. Управление дороги В настоящее время протяженность Свердловской железной дороги составляет 7 130 км, она пролегает по территории Северо-Западного и Среднего Урала и Удмуртии. Дорога бесперебойно обеспечивает пропуск поездов из центральных и северо-западных районов европейской части России в Сибирь, в Казахстан, на Дальний Восток и в северном направлении пересекает Полярный круг. Свердловская железная дорога находится в г. Екатеринбурге

 

Во второй главе рассматриваются основные этапы истории и культурно-образовательной деятельности Музея истории Тюменского региона обслуживания Свердловской железной дороги, дается характеристика экспозиции, представлен проект ее модернизации. 3 ноября 1967 г. в торжественной обстановке Музей истории железнодорожного транспорта Тюменского региона был открыт для посещения. Его экспозиция состояла из 4 разделов, раскрывающих следующие темы: «История строительства железной дороги в нашем крае», «В пламени боев 1905-1919 гг.», «Тюменские железнодорожники в годы войны 1941-1945 гг.», «Культура и быт тюменцев». После постройки в 1976 г. нового Дворца культуры, музей был переведен в большое, светлое помещение площадью 160 кв. м. Были смонтированы новые стенды, обновлены темы прежней экспозиции, музей был укомплектован современным инвентарем и оборудованием. Работу музея возглавил ранее работавший на узле председателем райпрофсожа М.П. Хлыстунов (1976-1982 гг.) – старейший из ветеранов, бывший политработник. В сентябре 1988 г. музей возглавил Владислав Тимофеевич Коптелов (1988-2006 гг.), проработавший 44 года в путевом хозяйстве Ишимского и Тюменского отделений. Он хорошо знал структуру железнодорожного транспорта, обладал необходимыми техническими знаниями, владел информацией об эксплуатации и работе предприятий железнодорожного транспорта от ст. Называевской до Богдановича, от Тюмени до Тобольска. В 2009 г. Совет ветеранов Тюменского отделения дороги предложил на должность смотрителя музейных фондов кандидатуру Якова Егоровича Чепик – ветерана труда железнодорожного транспорта, проработавшего на руководящих должностях Тюменского отделения более 52 лет. Я.Е. Чепик удалось оживить работу музея, который стали посещать журналисты. В дальнейшем, в рамках реализации мероприятий по формированию системы корпоративного управления холдинга «Российские железные дороги», во исполнение приказа ОАО «РЖД» от 29.04.2010 № 70 «Об упразднении отделений Свердловской железной дороги», Тюменское отделение дороги, как структурное подразделение было сокращено. Музей был переведен в подчинение Свердловскому дорожному центру научно-технической информации и библиотек Свердловской железной дороги – филиала ОАО «Российские железные дороги». Заведующей Тюменским музеем истории железнодорожного транспорта была назначена инженер отдела пути Тюменского региона Оношкина Галина Сергеевна, работающая в этой должности до настоящего времени

В заключении подведены общие выводы работы:

История развития железнодорожной инфраструктуры в Зауралье началась с 1861 г. и продолжается по настоящее время. Дорога Екатеринбург-Тюмень была построена благодаря инициативе выдающихся людей того времени: Е.В. Богдановича, А.Ф. Поклевского, городского главы П.И. Матягина и многих др. купцов и предпринимателей города Тюмени, видевших в постройке дороги процветание своего края. Для открытия дороги много сделал А.И. Текутьев, выполнявший с 1899-го по 1911 г. обязанности Городского головы г. Тюмени. «Оборотистый купец, крупный предприниматель, имевший значительный капитал, Текутьев отличался большой общественной активностью, был патриотом родного города. 30 января 1907 г. ему было присвоено звание «Почетный гражданин Тюмени». Воодушевившись идеей строительства дороги, А.И. Текутьев был верен ей до ее воплощения. Опираясь на Городскую Думу, он сделал все для того, чтобы Комиссией о новых железных дорогах была выбрана для постройки на средства казны именно Тюмень-Омская дорога. При сооружении дороги старались держаться бережливости и пытались построить ее как можно скорее. Поэтому все данные по постройке пути довольно скромны (одна колея – остановочные пункты один от другого на значительном расстоянии). Сам железнодорожный путь был построен технически настолько упрощенно, насколько это было возможно.

В 1913 г. построена трасса Тюмень-Омск, приобщая к культуре новый район, имела и общегосударственное значение. Появление железных дорог национального значения стало новым этапом в развертывании товарно-денежных и социальных отношений. Они ускорили развитие производства, разложение натурального хозяйства, способствовали вовлечению сельскохозяйственных и особенно зернопроизводящих районов в сферу товарного обмена. Им принадлежала важная роль в выравнивании цен на российских региональных рынках. С развитием железнодорожного транспорта улучшились показатели российской экономики.

В 1953 г. после объединения Свердловской и Пермской железных дорог Свердловская магистраль стала одной из крупнейших в стране. Инфраструктура Свердловской железной дороги справляется с поставленными задачами и обеспечивает функционирование железнодорожного транспорта (Приложение41). Российские железные дороги играют значительную роль в экономике России. Железнодорожный транспорт будет оставаться ведущим видом транспорта страны, Свердловская железная дорога тому пример. Развитие транспортной системы

Каждый километр железной дороги, разъезд и станция в Зауралье имеют свою историю, связывающую нашу общую историю с историей железной дороги. Зная ее, будем знать историю края, местности, отсюда вытекает любовь к своей земле, Родине, патриотизм и нравственность людей. Эти задачи и должны решать наши музеи, что в силу своих возможностей и делает музей истории Тюменского региона обслуживания Свердловской железной дороги. Музей, имеет богатую историю, солидный опыт научно-исследовательской, экспозиционной и культурно-образовательной деятельности. Он обладает прекрасными коллекциями по истории строительства железной дороги на участках Екатеринбург-Тюмень и Тюмень-Омск.

Данная работа помогла оценить историю и работу железнодорожного транспорта и инфраструктуры в современной России и Тюменской области. Музей истории Тюменского региона обслуживания Свердловской железной дороги играет важную роль музейном деле Тюменской области, сохраняя историко-культурное наследие края.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.