Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Интеграция и дифференциация как основные процессы исторического развития языков






К основным процессам развития и взаимодействия разных языков относят дифференциацию и интеграцию, процессы разнонаправленные и по своим результатам противоположные. Дифференциация (от лат. differentiatio — различение), или дивергенция (от лат. divergo — отклоняюсь) — процесс взаимодействия языков, в результате которого в языке возникают диалекты, превращающиеся при определенных условиях в родственные языки. Это основной путь образования семьи языков после распада общего для них праязыка — превращение диалектов или наречий некогда одного языка в самостоятельные языки. Интеграция (от лат. integratio — соединение в целое), или конвергенция (от лат. convergo — приближаюсь) — процесс, приводящий к взаимодействию, смешению или слиянию языков (или диалектов) в результате тесного их контакта. Интеграция может быть:

• добровольной — в случае утраты диалектных различий в рамках того или иного национ& чьного языка;

• насильственной - при поглощении языка побежденных языком победителей.

2. При конвергентном развитии языков возникают явления скрещивания языков — субстрат, суперстрат и адстрат.

Субстратом (от лат. sub — под, stratum — слой, пласт) называется совокупность элементов языковой системы, не связанных с законами развития данного языка, а восходящих к языку, распространенному ранее на данной территории; т. е. своеобразные " следы" побежденного языка в системе языка победителя (романские языки развились из народной латыни, которая накладывалась на разные субстраты). Характерные черты субстрата:

• субстрат — явление языка как исторической категории (искажения в речи отдельных людей или отдельных групп людей, говорящих не на родном, а на вторичном языке, не имеют отношения к проблеме субстрата);

• влияние субстрата не связано с лексикой;

• субстрата нет в " чужих" собственных именах, если и они фонетически и грамматически " не перечат" законам заимствовавшего языка;

• влияние субстрата — нарушение внутренних законов развития языка, что может сказаться в строе языка (в его морфологии и фонетике); лингвистически " валентным" влияние субстрата становится только тогда, когда вся масса данного языка в его строе (а не лексике) сдвигается с пути развития по внутренним законам;

• при скрещивании языков один из них " гибнет", подчиняясь другому, но, " погибая", вносит искажение во внутренние законы победившего языка, в его строй.

Суперстратом (от лат. super — над, stratum — слой, пласт) называется совокупность элементов языковой системы, не связанных с законами данного языка, а вводимых из языка пришлых этнических групп, ассимилированных исконным населением, т. е. это своеобразные " следы" исчезнувшего языка пришельцев, принявших язык местного населения (элементы французского суперстрата в английском языке, проникшие в него после норманнского завоевания). Субстрат и суперстрат — элементы побежденного языка в языке-победителе.

Адстратом (от лат. ad — при, около, stratum — слой, пласт) называется совокупность элементов языковой системы, отражающих результат влияния одного языка на другой в условиях длительного уществования контактов носителей этих языков. Возникает при длительном двуязычии в пограничных районах. Адстрат — нейтральный тип языкового взаимодействия: языки не растворяются друг в друге, а образуют прослойку между двумя самостоятельными языками.

 

51.Языки и диалекты на ранних этапах развития общества- были языками вида Homo sapiens, т.е. они принадлежат тому же классу семиотических систем, что и любой современный язык. Вместе с тем в рамках этой общности языки первобытной поры отличаются удивительным своеобразием. Аналоги некоторым экзотическим чертам первобытных языков могут быть обнаружены в виде остаточных следов и следствий в языках позднейших формаций и в языках так называемых " архаических" социумов в современном мире.

1. Для яз состояния первобытно общинной поры характерны множественность и дробность языков в рамках яз семьи при отсутствии четких границ между языками. На сравнительно небольших пространствах сосуществовало множество родственных языков и диалектов, образующих языковой континуум.

Это такая ситуация, когда 2 соседних языка очень похожи, близки друг к другу; языки, отстоящие друг от друга через один, похожи менее; через два — еще менее и т. д.. Именно такой языковой ландшафт —дробный — застал в 80-х гг. XIX в. Миклухо-Маклай в Новой Гвинее.

2. Для первобытной поры характерно быстрое изменение языков вследствие постоянных и глубоких языковых контактов. В первобытном бесписьменном обществе языковая история протекала бурно. Время существования одного языка могло быть непродолжительным. Не закрепленные в письменной традиции, языки легко забывались, и это никого не беспокоило. Военная победа племени не всегда означала победу языка этого племени. Победители нередко усваивали язык побежденных; нередко возникал новый гибридный язык

3. Для языков первобытной поры характерно существование групповых подъязыков — мужских, женских, а также юношеских и девичьих в период инициации. Охотничью или строительную лексику знали только мужчины, а лексикудомоводства — женщины.

4. XIX — XX вв. исследователей архаических социумов поражало, как много в племенных языках названий для всего конкретного и единичного, что позволяло аборигенам в зримых, слышимых, осязаемых подробностях представлять в речи внешний мир, — и это при заметных лакунах в сфере общих родовых обозначений.

4. коммуникация на основе звукового языка включает в себя самое широкое использование языка жестов

5. Для языков первобытной поры характерно табуирование слов и выражений. => быстрое обновление словаря племенных языков. Для народов, находившихся на примитивной ступени развития, были типичны языки, на которых говорили малое число людей.

52 Образование языков народностей при рабовладельческом и феодальном строе. Язык ранних гос-в Первые гос образования возникают примерно в то же время, когда у народа появляется письменность. Возникает частная собственность, углубляется обществ разделение труда, на смену обычному праву, суду старейшин приходят писанные законы и профес институты власти. эти процессы воздействовали и на характер яз коммуникации, и на сами языки. При этом различия рабовладельческой и феодальной формаций для истории языков представляются менее значимыми, чем их общие черты: все это ранние формы государственности, ранние века письменности, ручной труд в производстве

1. Для язык ситуаций в средние века характерен особый вид культурного двуязычия, которое образуют, с одной стороны, надэтнический язык религий и книжно письменной культуры, а с другой местный (народный) язык, обслуживающий обиходное общение, в том числе отчасти и письменное. Эта черта языковых ситуаций связана с преобладанием в средние века религиозного мировоззрения, существованием мировых религий

2. В истории язык ситуаций феодальная эпоха —диалектной дробности и обособленности. Так отражается в языке феодальная раздробленность, слабость эконом связей в условиях натура хоз-ва. Интенсивная миграция племен первобытной поры прекратилась; образовались государства с более прочными границами. При этом границы диалектов совпадали с границами феод земель. Вместе с тем в феод пору складываются и наддиалектные формы общения. Позже на основе койне формируются народные лит языки — такие, как хинди, французский, русский.

3. Для феодальной поры характерна иерархичность и регламентированность, книжно-литературного общения. Таковы черты самого феод общества — с его сложной соц структурированностью (четкое разделение общества на клир и мир; многоярусная церковная и светская иерархия; вассалитет — сюзеренитет феодалов; цехи и гильдии ремесленников и купцов; прикрепленность крестьян к земле); сложным этикетом отношений между людьми; сложной системой эстетических правил, условностей, приличий.

4. В сравнении с современной культурой, для средних веков характерно более пристальное внимание к слову. Это черта культур, развившихся на основе религий Писания. Книжные люди средневековья видели в слове ключ к познанию тайн бытия, записанных в священных текстах. В способности человека записать и прочитать текст виделась волнующая тайна, раскрывающая человеческую сущность.

Восточные деспотии (вавилонская, древнеперсидская), а также афинское и римское государства со всеми их завоеваниями представляют собой конгломераты народов и языков, объединенных одной государственной властью. При множестве языков тот или иной из них становился общим на известный период времени, но для большинства народов был вторым языком. Античной культуре было свойственно государственное и культурное единоязычие — в Афинском государстве преобладали среди других родственных греческих диалектов греческий койне, а в Риме среди разнообразных италийских языков — латинский.

В раннем средневековье возникают варварские, или " готические" империи, пестрые по своему составу — племенному и языковому. Разнородные элементы этих государств слабо связывались лишь военными нуждами. Усиление отдельных феодов (уделов) раздробляло и ослабляло государство в целом. В этот период складываются поместно-территориаяьные диалекты из разных подплеменных наречий. Диалектное распределение населения не совпадает с имевшимся ранее племенным делением, так как феодализм уничтожил племенное объединение людей и племенное дробление языков, а породил тенденцию к разделению людей и дроблению языков на основе территориальных, экономических и политических связей. Эти диалекты-наречия служили разговорным языком, особым для каждого удела, но общим для всех классов его населения. Но для государственных нужд требовался общий наддиалектный язык. В качестве такого литературного языка в средневековую эпоху использовались мертвые, закрепленные письменностью языки:

• в странах Востока — язык Корана, арабский;

• в западноевропейских государствах — классическая латынь;

• у славян — старославянский.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.