Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Семейно-бытовые праздники и обряды






Ниме - коллективная помочь, устраиваемая односельчанами при выполнении трудоемких и хлопотных работ. В жизни селянина много таких моментов, когда требуются коллективные усилия для своевременного выполнения тех или иных хозяйственных работ. Нужно было вывозить лес, строить дом, вовремя сжать уже осыпающийся урожай – везде на помощь приходил обычай ниме. Обычно ниме проводится в течении дня. За долгий летний день участники успевают справиться с целым загоном. Вечером в доме хозяина собираются все участники ниме. Хозяева дома в благодарность угощали всех односельчан. Тяжелая работа заканчивалась праздничным застольем.

ИМЯНАРЕЧЕНИЕ традиционное – обряд наречения новорождённого личным именем. Чуваши придавали имени большое значение, считая, что от него во многом зависит судьба человека. Антропонимия чувашская зафиксировала несколько тысяч традицион. имён. Новорождённого полагалось наречь как можно раньше, ибо, по верованиям, может упредить Эсрель и за­брать его душу. Бытовало несколько вариантов И.: 1) бабушка-повитуха при купании младенца нашёптывала ему в ухо разные имена; при каком ребёнок подаст голос, таковое принималось; 2) отец, к-рому сообщали пол новорождённого, выходил на улицу, и им выбиралось имя первого встречного; 3) в семьях, где дети часто умирали, повитуха выносила младенца во двор в начовке, давала облизать собаке; затем родители «выкупали» его через окно, нарекали ©™ппи (Соринка), Туппи (Найдёныш) и т.п.; 4) по согласованию со старшими родственниками родители выбирали имя ребёнку до его рождения. При этом для мальчиков предпочиталось имя, созвучное с именами покойных предков; считалось, что это способствует продолжению рода. Имя младенца при всех вариантах И. подтверждалось и закреплялось во время родильного обряда ача яшки (букв.младенческий суп).

С христианизацией чувашей И. происходило при крещении, однако продолжител. время употреблялось и языче­ское имя, данное при традицион. обрядовых действиях.

РОДИЛЬНЫЕ ОБРЯДЫ – обычаи и обряды, связанные с родами, защищавшие, по традиционным представлениям чувашей, жизнь младенца, предохранявшие его от болезней. Роды принимала повитуха, выступавшая первой восприемницей, приобщающей ребёнка к семье и обществу; её помощь сопровождалась заговорами и действиями, к-рым приписывались магич. функции. Услугами повитух в нек-рых случаях пользовались до сер. 20 в. Младенца она принимала на свой подол с произнесением приглашения и благословения. Считалось, что душу в момент рождения приносит ангел-хранитель Пирĕ шти, а божество смерти Эсрел здесь же караулит с целью похитить её. Чтобы душа не покинула тело, повитуха тёрла пуповину по направлению к животу младенца, затем перерезала её, у мальчика – на топорище или черенке кочедыка, у девочки – на донце прялки или ручке серпа, перевязывала льняной нитью; при этом она произносила заговоры. Пупок считался проводником между душой и телом, его старались сохранить, полагая, что он будет помогать новорождённому (прятали обычно на дне сундука). Удачей считалось рождение ребёнка «в сорочке», к-рую тоже хранили. Повитуха с наговором опускала в корытце серебряную монету, металлич. предмет, щепотку соли и купала младенца; плаценту укладывала в старый лапоть, затем её прятали: мальчика – под нижним венцом избы или конюшни, девочки – хлева. Эти и другие Р.о. и ритуал.действия выражали надежду на будущую хозяйственность, трудолюбие новорождённого. Затем повитуха помогала роженице мыться, совершая как гигиенич., так и якобы магич. очищение. Если ребёнок рождался недоношен., слабым, совершали обряд впускания в него души. После рождения ребёнка устраивали жертвоприношения духам.

Перед укладыванием младенца в колыбель бабушка или другая старшая родственница подносила его к печи и благословляла, мазала ему язык смесью сливоч. масла и мёда, чтобы речи его были мягкими и сладкими. В зыбку в качестве оберега клали какой-л. режущий инструмент (нож, ножницы).

Проводился обряд ача пµтти (букв. каша ребёнка) с участием отца, деда (или брата отца) и близких родственниц. Дед с караваем хлеба и кругом сыра чă кă т в руке молился богам и духам, обращался к предкам, испрашивая благополучие, здоровье младенцу и его матери. С сер. 19 в. этот обряд стала исполнять бабушка. Крещёные зажигали свечу перед образами и молились Богородице, не забывая помянуть предков. На стол подавали хлеб, сыр, яичницу или омлет, молочную кашу или суп. По кусочку хлеба, сыра, ложку каши выносили во двор и с молитвой приносили жертву. Мать в благодарность подносила повитухе отрез холста, мыло. Гостьи одаривали роженицу отрезами холста, для младенца клали монеты.

Имя ребёнок получал в тот же день или через нек-рое время. У чувашей бытовало несколько вариантов обряда имянаречения, к-рый с принятием христианства был постепенно вытеснен православ. крещением. В нач. 21 в. сохраняется такой элемент Р.о., как пиршество ача яшки (букв.суп ребёнка). На стол подают, наряду с другими, обрядовые блюда. Гости одаривают младенца и мать.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.