Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Подходы к пониманию психического развития в зарубежной психологии.




Автор, представитель Название подхода Понимание сущности психического развития Стадии психического развития Принципы, возрастные периодизации
1. Фрейд Психоаналитический, биогенетичес- кий подход Психосоциальное развитие; фактор психического развития - сексуальные инстинкты: в течение жизни человека он прогрессирует от одной эрогенной зоны к другой. Сексуальная энергия (либидо) заключена в сексуальном инстинкте, имеет выход в определенное время в определенных частях тела человека. С выходом сексуальной энергии человек получает удовлетворение. 5 стадий, характер протекания каждой стадии оказывает конкретное воздействие на формирование личностных качеств. На каждой стадии интересы ребёнка сосредоточены вокруг какой-то определённой части тела – она источник получения удовлетворения. 1. оральная (все интересы - рот), формируется самостоятельность; в обратном варианте – зависимость от родителей. Склонность к перееданию. 2. анальная – самоконтроль; в обратном варианте - непроизвольность 3. фаллическая – интерес к своему и противоположному полу 4. латентная – покой, все интересы направлены на освоение социальной роли. 5. генитальная – установление интимных отношений, влюбленность Развитие социального инстинкта
2. Э. Эриксон Эпигенетический, неопсихоана-лиз Психосоциальное развитие. Оно – результат биологического созревания, но результат развития определяется тем, что ожидает от человека общество, которому он принадлежит. Проживая жизнь, человек проходит несколько универсальных стадий, на каждой из которых решает задачи общества В центре каждой стадии конфликт человека с обществом. Развитие является продуктивным, если в человеке развиваются качества, приводящие к чувству самоэдентичности (быть самим собой) 1. орально-сенсорная – формируется самоэдентичность 2. мышечно-оральная – формируется независимость; в обратном варианте – зависимость 3. локомоторно-генитальная – инициативность; в обратном варианте – чувство вины 4. латентная – трудолюбие; в обратном варианте – чувство неполноценности 5. подростковая – принадлежность к определённому полу; в обратном варианте – непонимание сексуального поведения 6. ранняя зрелость – стремление к интимным отношениям 7. средняя зрелость – жизненная активность; в обратном варианте – изолированность, сосредоточенность на себе 8. поздняя зрелость – ощущение полноты; с обратном варианте – презрение к себе.  
3.Пиаже   Когнитивный; теория умственного развития   Психическое развитие = интеллектуальному. Главная движущая сила развития – интеллект. Навыки мыслительной деятельности приобретаются естественным путём – по мере общего развития организма. Истоки более высоких уровней мышления созревают внутри предыдущих. Основная линия развития: от аутизма через эгоцентризм к социализированной мысли. Аутизм – мышление, не подчиненное принципам реальности. Эгоцентризм – ребёнок понимает деятельность только со своей собственной позиции. Социализация – ребёнок приспосабливается к окружающим, обменивается мыслями, начинает оценивать позицию других. Развитие опознания окружающего мира происходит в игре. «Обучение в хвосте у развития»   Стадии развития интеллекта: 1 период – сенсоисторичного интеллекта (0-2 года). Все мыслительные операции – на основе деятельности с предметами. 2 период – дооперациональный (2-7 лет). Период развития наглядно-действенного мышления. Действия переходят из внешних во внутренние и становятся предоперациями ума. 3 период – конкретные операции (7-11 лет). Развитие наглядно-образного мышления. Ребёнок оперирует моделями, схемами предметов. Формальные операции (11-15 лет). Становление логического мышления. Ребёнок может строить гипотезы, делать дидактические выводы.   Основной принцип развития интеллекта  
4. Бихевио ризм. Теория оперантного научения; Социологизаторский подход     Уотсон, Скиннер   Развитие – это приобретение организмом новой реакции, благодаря подкреплению. Определённые формы поведения приобретаются посредством научения «человек таков, каким он научился быть». Общая схема развития: S®R 3 формы обучения (научения): 1. классическая. Обучение с использованием непроизвольных рефлексов. 2. научная. Посредствам наблюдения. Человек склонен, копировать, подражать кому-либо или чему-либо. 3. оперантное научение. Обучение через подкрепление. Человек контролирует своё поведение, ориентируясь на вероятные последствия. Подкрепление может быть «+» и «-».        
5. Гуманисти ческая     Маслоу, Роджерс   Развитие – процесс становления изменения личности. Основная цель жизни/развития самоактуализация, самосовершенствование. Они помогают жить осмысленно и более совершенно. Развитие становления здоровых способностей происходит в процессе удовлетворения ряда потребностей. Маслоу создаёт пирамиду потребностей, которые позволяют реализовать цель. Разным возрастным этапам соответствует удовлетворение определённых потребностей      
           

7. Культурно историческая теория Л.С. Выготского и её отечественные преемники.

В1927 г. Л. С. Выготский вместе с группой сотрудников
(А. Н. Леонтьевым, А. Р. Лурия, А. В. Запорожцем, Л. И. Божович и др.) стал проводить развернутую серию экспериментальных исследований, результаты которых позволили ему в последующем сформулировать основные
положения культурно-исторической теории – теории развития специфических для человека психических функций (внимания, памяти, мышления и т. д.), имеющих социальное, культурное, прижизненное происхождение и опосредованных особыми средствами - знаками, возникающими в ходе человеческой истории. При этом знак,
с точки зрения Л. С. Выготского, является для человека прежде всего социальным средством, своего рода «психологическим орудием». Л. С. Выготский сформулировал общий генетический закон существования любой психической функции чело века: «...Всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцену дважды, в двух планах: сперва - социальном, потом - психологическом, сперва между людьми... затем внутри ребенка... Функции сперва складываются в коллективе в виде отношений детей, затем становятся психическим функциями личности». Согласно Л. С. Выготскому два типа психического развития - биологическое и историческое (культурное), - представленные в разделенном виде в филогенезе и связанные отношением преемственности и последовательности, реально существуют в слитом виде и образуют единый процесс в онтогенезе.
Основные законы психического развития, сформулированные Л. С. Выготским
• Детское развитие имеет сложную организацию во
времени: свой ритм, который не совпадаете ритмом времени (год в младенчестве не равен году жизни в отрочестве).
• Закон метаморфозы в детском развитии (ребенок не просто маленький взрослый, а существо с качественно отличной психикой).
• Закон неравномерности развития: каждая сторона
в психике ребенка имеет свой оптимальный период развития.
• Закон развития высших психических функций «извне внутрь».

Отличительные качества высших психических функций: опосредованность, осознанность, произвольность, системность; они образуются в результате овладения специальными орудиями, средствами, выработанными в ходе исторического развития общества.
Обучение - движущая сила психического развития, которая создает зону ближайшего развития ребенка (расстояние между уровнем актуального развития и уровнем возможного развития)


Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.