Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 1 (2 часа). Предмет, основные категории и структура психологии и педагогики






ОПОРНЫЕ

КОНСПЕКТЫ ЛЕКЦИЙ

По дисциплине

«ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА»

Казань, 2007

Лекция 1 (2 часа). Предмет, основные категории и структура психологии и педагогики

Лекция 1. Понятие, предмет и основные категории психологии и педагогики

Y (греч) – «пси»
Часть 1. Психология

“Психология” (греч. psyche - душа, logo s - знание) - дословно означает «знание о душе».

Современная психология: цель методы

• академическая (научная) знание научные (наблюдение, эксперимент)

• практическая помощь и польза научно обоснованные, систематизированные

• житейская помощь и польза ненаучные, интуитивные

Психология — наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности.

Рождение психологии как науки – 1879 г., Лейпциг – В.Вундт открыл первую лабораторию экспериментальной психологии.

Предмет изучения психологии – психика.

Психика есть свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном субъективном отражении человеком (или животным ) объективного мира, необходимое человеку для активной деятельности в нем и управления своим поведением.

Сознанием называют высшую форму психики, необходимую для организации общественной и индивидуальной жизни людей, для их совместной трудовой деятельности.

y процессы и состояния – познавательные, эмоциональные, волевые, мотивационные

y свойства – темперамент, характер, способности, направленность личности

В психике представлены и упорядочены события прошлогопамяти), настоящего (в совокупности образов, переживаний, умственных актов) и возможного будущегопобуждениях, намерениях, целях, фантазиях, грезах). У человека психика носит как осознанный, так и неосознанный характер.

Реальные психические явления не доступны непосредственному наблюдению и изучению (латентны), они проявляют себя через деятельность, поведение, через те или иные более или менее заметные реакции.

Методы научной психологии (по Б.Г.Ананьеву).


I группа - организационные методы.

сравнительный метод

лонгитюдный метод

комплексный метод

II группа - эмпирические методы.

наблюдение и самонаблюдение;

экспериментальные методы;

психодиагностические методы (анкеты, опросники, тесты, социометрия, интервью);

анализ продуктов деятельности;

биографические методы

III группа - методы обработки данных.

количественный (статистический)

качественный

IV группа — интерпретационные методы.

* генетический

* структурный







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.