Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Рекомендации для психолога по психологическому консультированию сотрудников






На основании проведенного эмпирического исследования работников по проблеме социального взаимодействия в трудовом коллективе можно констатировать, что психологическое консультирование сотрудников в рамках организации осуществляется в неполной мере. Это подтверждается выявленными результатами исследования, а именно:

******

 

Таким образом, деятельность практического психолога в рамках организации не оптимизирована.

Как правило, психолог-консультант реализует основные направления, которые обусловлены рядом функций психологического консультирования (рисунок 6).

Рисунок 6 - Направления деятельности психолога-консультанта в организации

 

Таким образом, в деятельности практического психолога важно реализовывать все направления работы с целью получения высоких результатов в системе психологического консультирования сотрудников.

В качестве позиции практический психолог в организации может занять:

1. «Внешнюю» - приходящий психолог, который может привлекаться на определенные проекты в организации;

2. «Внутренняя» - это практикующий психолог, работающий в организации в качестве штатного сотрудника.

Соответственно, такое деление отражает специфику деятельности психолога.

«Внешний» психолог ориентирован на решение конкретной задачи или реализации определенного проекта, он более нейтрален и рационален при решении поставленной задачи, однако, недостатком является поверхностного понимание особенностей протекания психологических процессов в организации, поэтому в качестве рекомендаций даются шаблонные заготовки без учета специфики деятельности сотрудников.

Штатный психолог, понимая особенности организации, является членном коллектива, поэтому порой не может видеть ситуацию со стороны, и не может получать объективную обратную связь от сотрудников, поэтому сложно совершенствовать и оптимизировать психологическую деятельности внутри организации.

Как правило, построение психологической работы вне зависимости от занимаемой позиции, должно быть выстроено следующим образом (рисунок 7).

Рисунок 7 - Проектирование психологической работы в рамках организации

 

В настоящее время особую роль во взаимодействии образовательного учреждения и семьи выполняет психологическая служба образовательного учреждения.

По мнению Ю.Е. Алешиной, следующие ведущие принципы позволяют достичь соответствия между запросами и нуждами сотрудников и психологической деятельностью:

- принцип системного целеполагания, который заключается в рассмотрении психологической деятельности как подсистемы более общей системы, системно-образующим компонентом;

- принцип целостности, предполагающий, что психологическая служба ориентирована на организацию как на целое, а, следовательно, должна охватывать своей работой как можно большее число участников трудового процесса;

- принцип профессионально-психологической активности, предполагающий отход от классической модели индивидуального психологического консультирования «психолог – сотрудник» и переход к специфической модели психолога в образовании «психолог – руководитель – сотрудник)»;

- принцип достаточной ограниченности, который заключается в том, что выбор психологических методик в каждой конкретной организации, с одной стороны, должен быть экономичным в плане временных затрат, но, с другой стороны, должен обеспечивать полноту психодиагностических исследований основных подструктур личности;

- принцип взаимодействия, смысл которого в том, что деятельность психолога не есть простая сумма профессиональной активности, но взаимодействие со всеми основными элементами организации как системы, при этом оно (взаимодействие) должно быть направлено на достижение результата общей цели системы, которым является развитие личности субъекта трудовой деятельности;

- принцип развития, выступающий в качестве системообразующего компонента функционирования психологической службы организации [1, с. 57].

Выделенные принципы определяют смысл, цель и задачи психологической деятельности, а именно – создание оптимальных условий для эффективного профессионального развития и выполнения трудовых задач.

В целом, во всем разнообразии профессиональной деятельности психологической службы организации Л.Г. Лебедева выделяет актуальное и перспективное направления. Каждое из них предполагает свою модель организации ее работы: модель поддержки, направленную на решение актуальных проблем текущего состояния организационной системы, и модель сопровождения, нацеленную на задачи перспективного развития [22, с. 9].

Таким образом, функции и должностные обязанности психолога, работающего в службе управления персоналом:

1) Методическое обеспечение, организация и проведение регулярных работ по следующим направлениям: психодиагностика профессионально важных качеств, личностных особенностей, анализ психофизиологического состояния сотрудников, составление психологического заключения кандидатов при приеме на работу, при утверждении на руководящие должности, участие в аттестации профессионального уровня специалистов; формирование и развитие необходимых профессиональных качеств сотрудников в процессе проведения учебных мероприятий (лекций, семинаров, тренингов, деловых игр) по психологии управления, личности, делового общения и т.д.;

2) Участие психолога в работе с резервом руководящих кадров (отбор, формирование и развитие необходимых профессиональных качеств руководителей, проведение деловых оценочных тренингов, конкурсов при назначении на вакантные должности, аттестация);

3) Оказание помощи руководителям организации в решении социологических и психологических проблем деятельности организации, развития коллективов, в изучении причин конфликтов, в предотвращении и разрешении конфликтных ситуаций, консультирование руководителей по индивидуальному стилю деятельности специалистов, по психологическому обеспечению проведения переговоров, совещаний, деловых встреч;

4) Участие психолога в проверке обращений и жалоб сотрудников, анализ причин и типологии жалоб, разработка рекомендаций для устранения возникающих проблем;

5) Анализ психологических причин текучести кадров, подготовка предложений по принятию мер, способствующих адаптации новых работников и молодых специалистов;

6) Эргономическое консультирование и подготовка рекомендаций по организации рабочих мест и условий труда для различных категорий работников;

7) Соблюдение профессионально этических норм психолога, сохранение личных тайн при сообщении результатов индивидуальных психологических обследований. Доведение результатов индивидуального обследования до сведения руководителей только в виде рекомендаций по профессиональному использованию сотрудников и специалистов, принимаемых на работу;

8) Обязанностью психолога является обеспечение регулярной отчетности перед руководством по работе с персоналом о выполненных работах (составление аналитических отчетов и обзоров). Составление архивов и формирование компьютерного банка данных по результатам проведенных психологических исследований;

9) Проведение исследований, направленных на совершенствование психологической работы, подготовка методического обеспечения, внедрение новых разработок [10, с. 96].

Итак, в практической деятельности психолога необходимо применять комплексный подход психологического консультирования в рамках организации.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.