Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Программа и основные этапы эмпирического исследования






На основании проведенного теоретического анализа по проблеме психологического консультирования работников по вопросам социального взаимодействия в трудовом коллективе была сформулирована цель экспериментального исследования: экспериментально проверить возможности психологического консультирования работников по проблеме социального взаимодействия.

Исходя из сформулированной цели исследования, были определены задачи экспериментального исследования:

1. Осуществить диагностику работников по проблеме гендерной аттракции в деловых отношениях в ситуации конфликта;

2. Разработать рекомендации для психолога по психологическому консультированию сотрудников.

Поставленная цель и задачи исследования обусловили формулирование гипотезы: мужчины и женщины имеют индивидуально-психологические особенности в деловых отношениях в ситуации конфликта, проявляя спонтанную агрессивность, раздражительность, застенчивость.

В психологическом исследовании приняло участие 25 сотрудников одного коллектива (25 человек, из них: 13 женщин и 12 мужчин). Возраст испытуемых – от 24 до 35 лет.

Анализ психологической литературы показывает, что на организацию экспериментальной работы оказывает влияние система принципов, которая отражает общие требования к организации и проведению эксперимента. В своем исследовании мы опирались на следующие принципы:

- принцип системного подхода, ориентирующий исследование на раскрытие целостности объекта, выделение его внутренних связей и отношений;

- принцип личностного подхода, предполагающий отношение к человеку как личности, как самосознательному субъекту собственного развития, как к субъекту воспитательного взаимодействия;

- принцип деятельностного подхода, который связан с фундаментальным научным положением о том, что развитие личности происходит только в деятельности. Деятельностный подход позволяет раскрыть цели, средства, а также результат психологической работы в рамках проведения диагностики особенностей социального взаимодействия в трудовом коллективе с использованием психодиагностических методик.

Данными принципами мы руководствовались при проведении экспериментального исследования особенностей социального взаимодействия в трудовом коллективе.

Поставленная цель исследования обусловила использование следующих методов исследования:

1. Теоретические методы - анализ, обобщение научной литературы по изучаемой проблеме;

2. Эмпирические методы – психодиагностические:

- Тест-опросник самоотношения (В.В. Столин, С.Р. Пантелеев);

- Опросник В. Стефансона;

- Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири; - Фрайбургский личностный опросник;

- Тест конфликтного поведения (К. Томас).

3. Методы математической статистики (ранговая корреляция Спирмена). Обработка произведена с помощью программной среды Microsoft Office Excel 2007.

Представим подробнее психодиагностический материал исследования.

 

Тест-опросник самоотношения (В. В. Столин, С. Р. Пантелеев) позволяет выявить три уровня самоотношения, отличающихся по степени обобщенности:

1) глобальное самоотношение;

2) самоотношение, дифференцированное по самоуважению, аутсимпатии, самоинтересу и ожиданиям отношения к себе;

3) уровень конкретных действий (готовностей к ним) в отношении к своему

«Я».

Опросник состоит из 57 утверждений.

При обработке теста полученные баллы переводятся накопленные частоты (%). Полученный показатель соотносят с уровнем развития.

0 – 45 – Низкий уровень по шкале

45-55 – Средний уровень по шкале

более 55 – Высокий уровень по шкале

Для изучения представлений о себе был использован опросник В. Стефансона. Опросник состоит из 60 вопросов. Достоинством методики является то, что при работе с ней испытуемый проявляет свою индивидуальность, реальное «я», а не «соответствие — несоответствие» статистическим нормам и результатам других людей. Возможна и повторная сортировка того же набора карточек, но в других отношениях: социальное «я» (каким меня видят другие?); идеальное «я» (каким бы я хотел быть?); актуальное «я» (какой я в разных ситуациях?); значимые другие (каким я вижу своего партнера?); идеальный партнер (каким бы я хотел видеть своего партнера?).

Полученные баллы по каждой тенденции поведения соотносится с уровнем следующим образом:

0 – 3 балла – низкий уровень;

4 – 7 баллов – средний уровень;

8 – 10 баллов – высокий уровень.

Для исследования представлений субъекта о себе и идеальном «Я», а также для изучения взаимоотношений в малых группах была использована методика диагностики межличностных отношений Т. Лири. С помощью данной методики выявляется преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке. Опросник содержит 128 оценочных суждений, из которых в каждом из 8 типов отношений образуются 16 пунктов, упорядоченных по восходящей интенсивности.

По специальным формулам определяются показатели по основным факторам:

Доминирование = (I-V)+0, 7*(VIII+II-IV-VI);

Дружелюбие = (VII-III)+0, 7*(VIII-II-IV+VI).

Максимальная оценка уровня – 16 баллов, но она разделена на степени выраженности отношения. В таблице 1 представлена нормативная шкала оценивания по методике.

Таблица 1 – Нормативная шкала оценивания уровней развития октант по методике Т. Лири

Баллы Уровень развития
Менее 0 Очень низкий
0-4 Низкий
5-8 Умеренный
9-12 Высокий
13 и более Экстремальный

Также в обработке методики представлены дифференцированные показатели соотнесения по октантам, которые представлены в таблице 2.

Таблица 2 - Нормированные показатели по октантам по методике Т. Лири

№ октанты Название октанты Баллы Уровень
I Авторитарный 13-16 Высокий
9-12 Средний
0-8 Низкий
II Эгоистичный 13-16 Высокий
0-12 Средний
III Агрессивный 13-16 Высокий
9-12 Средний
0-8 Низкий

Продолжение таблицы 2

IV Подозрительный 13-16 Высокий
9-12 Средний
0-8 Низкий
V Подчиняемый 13-16 Высокий
9-12 Средний
0-8 Низкий
VI Зависимый 13-16 Высокий
9-12 Средний
0-8 Низкий
VII Дружелюбный 9-16 Высокий
0-8 Средний
VIII Альтруистичный 9-16 Высокий
0-8 Средний

Фрайбургский личностный опросник - личностный опросник, созданный главным образом для прикладных исследований с учетом опыта построения и применения опросников 16PF, MMPI, EPI. Шкалы опросника сформированы на основе результатов факторного анализа и отражают совокупность взаимосвязанных факторов. Общее количество вопросов в форме В – 114. Вопросы сформулированы в форме утверждений, на которые испытуемый должен дать ответы «да» или «нет». Опросник содержит 12 шкал: спонтанная агрессивность, депрессивность, раздражительность, общительность, уравновешенность, реактивная агрессивность, застенчивость, открытость,

экстраверсия–интроверсия, эмоциональная лабильность, маскулинизм–феминизм.

Тест конфликтного поведения (К. Томас) предназначен для изучения личностной предрасположенности к конфликтному поведению и выявления определенных стилей разрешения конфликтной ситуации. Для России тест адаптирован Н.В. Гришиной. Стимульный материал представляет собой 30 пар утверждений, в каждой из которых испытуемому необходимо выбрать то, которое более точно описывает его типичное поведение в конфликтной ситуации. Результаты обрабатываются с помощью «ключа». Количество баллов, набранных индивидом по каждой шкале, дает представление о выраженности у него тенденции к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях (соперничества, сотрудничества, компромисса, избегания или уступки). Доминирующим считается тип (-ы), набравший (-ие) максимальное количество баллов.

Выбранные методы исследования позволяют раскрыть особенности изучаемого феномена и целесообразно сочетаются с природой изучаемого явления в структуре личности.

Разработанная методологическая основа и поставленные цель, задачи исследования определили ход экспериментального исследования, которое проводилось в несколько этапов:

Первый этап (организационный) – изучение проблемы исследования в психологической литературе, определение понятийного аппарата исследования, проектирование экспериментального исследования, выбор психодиагностического инструментария и определение выборки испытуемых, методов обработки результатов исследования.

Второй этап (констатирующий) – осуществление констатирующей части эксперимента. Проведение психологического исследования с использованием психодиагностических методов.

Третий этап (завершающий) – обработка результатов исследования, формулировка выводов, оформление результатов исследовательской работы, а также подтверждение или опровержение выдвинутой гипотезы исследования о том, что мужчины и женщины имеют индивидуально-психологические особенности в деловых отношениях в ситуации конфликта, проявляя спонтанную агрессивность, раздражительность, застенчивость с помощью ранговой корреляции Спирмена. В завершении представлены выводы по достижению поставленной цели и реализации выдвинутой гипотезы исследования.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.