Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Моральные проблемы распределения дефицитных ресурсов здравоохранения






 

Сфера здравоохранения совершенно обоснованно призна­ется жизненно важной, притом в буквальном смысле слова, и для отдельного человека, и для общества в целом. На протяже­нии своей жизни каждый человек обращается, и притом неод­нократно, к помощи и услугам тех, кто профессионально занят в этой сфере, причем нередко его регулярный, а то и постоян­ный контакт с ними длится долгие месяцы и даже годы.

Но количество и продолжительность таких контактов че­ловека со сферой здравоохранения – лишь одна сторона дела. Другая же, и не менее важная, состоит в том, что такие контак­ты, как правило, оказывают на человека – пациента – очень и очень глубокое воздействие. Ими порой определяется возмож­ность сохранения его дальнейшей жизни либо ее качество и полноценность. В этой сфере на него оказываются воздейст­вия, подчас самым радикальным образом меняющие его физи­ческие и психические качества. Именно потому сфера здравоо­хранения считается сферой, в которой реализуются (во всяком случае, должны реализовываться) такие фундаментальные пра­ва человека, которые мы назваем «экзистенци­альными».

К числу таких прав человека в современном мире от­носят и право на охрану здоровья. Оно получило свое юридичес­кое закрепление в многочисленных международных актах и декларациях, конституциях и законодательствах всех цивили­зованных стран мира.

«Декларация прав и свобод человека и гражданина», при­нятая Верховным Советом РСФСР в 1991 г., а затем включен­ная в текст Конституции России, принятой в 1993 г., провоз гласила право граждан на охрану здоровья и на медицинскую помощь. Здесь, конечно, следует отметить, что аналогичные права провозглашались и в предыдущих наших Конституциях, однако нынешняя (в отличие от предыдущих) является зако­ном прямого действия.

Для нашей темы важно, что в последнее время Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ) выдвигает и стремится реализовать существенно более масштабную и сложную задачу – разнообразные программы охраны здоровья должны быть до­полнены стратегией «Здоровье для всех». Это предполагает су­щественное улучшение качества медицинской помощи и обес­печение ее всеобщей доступности, (Отметим, что в сознании миллионов российских граждан право на охрану здоровья по сути дела понимается как всеобщее право на получение бесплат­ной медицинской помощи.)

На протяжении столетий эта помощь не была, разумеется, общепризнанным правом, она была привилегией лишь состоя­тельных слоев населения. Только со второй половины прошло­го века постепенно начало складываться представление о праве на охрану здоровья как о неотъемлемом праве каждого человека, независимо от его имущественного статуса, гражданского поло­жения, этнической или конфессиональной принадлежности.

Прибегнем к такому очевидному допущению: если у чело­века есть деньги, то он может купить себе автомобиль; если де­нег нет – придется обходиться без него. Хотя такая ситуация и может затруднить жизнь, само по себе она не является ограни­чением гражданских свобод и прав. Невозможность же полу­чить квалифицированную медицинскую помощь вследствие недостаточной материальной обеспеченности в современном мире трактуется как серьезное нарушение прав человека и как проблема не только медицинской этики, но и государственной политики.

Системы здравоохранения, которые реально не обеспечи­вают доступность определенного минимума медицинской по­мощи для всех граждан, не могут считаться справедливыми. По утверждению одного из ведущих американских специалистов в области биоэтики Роберта Витча, «фундаментальной предпо­сылкой современной медицинской этики является понимание того, что охрана здоровья должна быть правом человека, а не привилегией для тех, кто может себе это позволить». Это сужде­ние выражает одно из магистральных направлений развития здравоохранения в XX веке.

После октября 1917 г. в нашей стране была предпринята попытка обеспечить право на охрану здоровья каждого человека (впрочем, довольно долго это право не распространялось на представителей так называемых «эксплуататорских классов»). Следует признать, что в данном направлении (несмотря на все недостатки) был достигнут серьезный прогресс. Охрана здоро­вья населения, особенно малообеспеченных слоев, существенно улучшилась в послеоктябрьский период. Резко снизились смертность и заболеваемость, возросла продолжительность жиз­ни. Удалось победить либо поставить под контроль многие опас­ные инфекционные болезни. Была создана более доступная, чем в царской России, система оказания медицинской помощи.

История отечественного здравоохранения дает примеры того, как ориентация на профилактику, широкое проведение оздоровительных и санитарно-протинеэпидемических мер поз­волили в короткое время ликвидировать массовые инфекцион­ные заболевания, повысить санитарную культуру населения, что, в том числе, дало возможность не допустить распростране­ния эпидемий в годы войны.

У нас был накоплен немалый опыт развития сельского здравоохранения, особенно его районного звена, что прибли­зило квалифицированную медицинскую помощь к широким слоям населения.

Именно в нашей стране впервые в мире было создано ми­нистерство здравоохранения, что свидетельствовало о призна­нии этой сферы объектом государственной политики. В даль­нейшем подобные структуры возникли сначала в Великобрита­нии, а потом и во всех других странах мира.

Говоря о том положительном, что, несомненно, нес в себе предшествующий опыт отечественной системы здравоохране­ния, следует отметить, что принципы ее организации были признаны ВОЗ как весьма эффективные для начальной стадии построения систем национального здравоохранения.

Не случайно история здравоохранения нашей страны привлекает внимание других стран, а государственные меро­приятия в области здравоохранения и социального обеспече­ния такой страны, как, скажем, Великобритания, во многом основаны на опыте развития нашего здравоохранения.

Социалистические (по своему происхождению) идеи здра­воохранения получили, особенно после Второй мировой вой­ны, широкое развитие во многих западноевропейских странах, обеспечив гарантированный доступ к медицинской помощи определенного объема и качества практически для всего насе­ления этого региона. Со второй половины 60-х гг. начались реформы здравоохранения в США, также мотивированные представлением о том, что охрана здоровья является не приви­легией, а правом человека.

Развитие доступной и бесплатной амбулаторно-поликлинической, скорой и стационарной видов помощи было несо­мненным социальным благом для населения, пока они не до­стигли критического уровня деформации в обеспечении бес­платности и, соответственно, доступности квалифицирован­ной медицинской помощи.

В целом, несмотря на глубокие исторические, идеологиче­ские и теоретические различия в представлениях о правильном устройстве и функционировании системы здравоохранения, в современном мировом сообществе достигнуто единство в по­нимании того, что доступность медицинской помощи как ба­зисное право человека на охрану здоровья является важнейшей компонентой справедливости общественного порядка в целом.

 

 

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА № 21

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.