Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Россия при Николае 1 и Александре 2




Россия при Николае I Император Николай 1 родился 25 июня (6 июля) 1796 г. Он был третьим сыном Павла 1 и Марии Федоровны. Получил неплохое образование, но не признавал гуманитарных наук. Был сведущ в военном искусстве и фортификации. Хорошо владел инженерным делом. Однако, несмотря на это, царь не был любим в армии. Жестокие телесные наказания и холодность привели к тому, что в солдатской среде закрепилось прозвище Николая 1 Николай Палкин. В 1817 г. Николай женился на прусской принцессе Фредерике Луизе Шарлотте Вильгельмине. Александра Федоровна жена Николая 1, обладающая удивительной красотой, стала матерью будущего императора Александра 2. Николай 1 вступил на престол после смерти старшего брата Александра 1. Константин, второй претендент на престол отрекся от своих прав еще при жизни старшего брата. Никола1 не знал об этом и сначала присягнул на верность Константину. Позже этот короткий период будет назван Междуцарствием. Хотя манифест о вступлении на престол Николая 1 был издан 13 (25) декабря 1825 г, юридически правление Николая 1 началось 19 ноября (1 декабря). И первый же день омрачился восстанием декабристов на Сенатской площади, которое было подавлено, а руководители казнены в 1826 г. Но царь Николай 1 увидел необходимость реформирования общественного строя. Он решил дать стране четкие законы, опираясь при этом на чиновничество, поскольку доверие к дворянскому сословию было подорвано. Внутренняя политика Николая 1 отличалась крайним консерватизмом. Малейшие проявления свободомыслия подавлялись. Он всеми силами защищал самодержавие. Тайная канцелярия под руководством Бенкендорфа занималась политическим сыском. После выхода в 1826 г. цензурного устава под запретом оказались все печатные издания с малейшей политической подоплекой. Россия при Николае 1 довольно сильно напоминала страну эпохи Аракчеева. Реформы Николая 1 отличались ограниченностью. Законодательство было упорядочено. Под руководством Сперанского начался выпуск Полного собрания законов Российской империи. Киселев проводил реформу управления государственными крестьянами. Крестьяне наделялись землями при переселении в необжитые районы, в деревнях строились медпункты, внедрялись новшества агротехники. Но внедрение новшеств происходило силовыми методами и вызывало резкое недовольство. В 1839 – 1843 гг. была проведена и финансовая реформа, установившая соотношение между серебряным рублем и ассигнацией. Но вопрос о крепостном праве остался неразрешенным. Внешняя политика Николая 1 преследовала те же цели, что и политика внутренняя. В царствование Николая 1 Россия боролась с революцией не только внутри страны, но и вне ее пределов. В 1826 – 1828 гг. по результатам русско-иранской войны к территории страны была присоединена Армения. Николай 1 выступал с осуждением революционных процессов в Европе. В 1849 г. он направил армию Паскевича для подавления венгерской революции. В 1853 г. Россия вступила в Крымскую войну. Но, по итогам Парижского мира, заключенного в 1856 г. страна утратила право иметь флот и крепости на Черном море, потеряла Южную Молдавию. Неудача подорвала здоровье царя. Николай 1 умер 2 марта (18 февраля) 1855 г. в Санкт-Петербурге, а на престол взошел его сын, Александр 2. Россия при Александре II (1855-1881) Правление Александра II (1855-1881 гг.) Правление Александра II стало периодом, который часто называют «эпохой реформ», уничтоживших феодальные пережитки, временем радикальных преобразований российского общества. В отличие от отца, его готовили к управлению государством. Император получил хорошее образование, а его учителями были В. Жуковский, М. Сперанский, Е. Канкрин, отмечавшие в наследнике такие качества, как доброжелательность, общительность, способности к наукам, но с другой стороны, склонность отступать перед трудностями. Александр II стал императором в 36 лет, с вполне сложившейся системой взглядов и имея опыт государственной деятельности. Вступив на престол, император вынужден был пойти по пути реформ. Предпосылки реформ Предпосылками реформ стала постоянная угроза крестьянских бунтов, политический и экономический кризис. Поражение в Крымской войне не только снизило до предела международный авторитет России, но и показало необходимость реформ в финансовой, военной, медицинской, образовательной сферах. Еще одной предпосылкой стало недовольство общества полицейским николаевским режимом и постоянная угроза социальных выступлений. В стране сложилась благоприятная для реформ ситуация - императора поддержали сторонники реформ (П. Валуев, великий князь Константин Николаевич, Д. Милютин и др.); либералы и революционное движение были не организованы и не смогли предложить альтернативного плана реформ; противники реформ после поражения в Крымской войне не отваживались выступать против преобразований. Поэтому в 1856 г. Александр II выступил перед московским дворянством со знаменитой речью, в которой заявил, что «лучше отменить крепостное право сверху, нежели дожидаться того времени, когда оно само собою начнет отменяться снизу». Отмена крепостного права Важнейшим событием правления Александра II, за которое он получил имя «Освободитель», стала реформа 1861 г., отменившая крепостное право. Подготовка отмены крепостного права началась в январе 1857 г. с создания очередного Секретного комитета, полностью подчинявшегося императору. Уже к ноябрю был составлен рескрипт, объявлявший о начале отмены крепостного права и предписывавший создать в каждой губернии дворянские комитеты для разработки предложений. Это послужило началом широких обсуждений крестьянского вопроса в печати. В феврале 1858 г. Секретный комитет был переименован в Главный комитет по крестьянскому делу, который начал рассматривать составленные губернскими дворянскими комитетами проекты. В ходе обсуждений был разработан проект, по которому крестьянам предоставляется свобода, но без наделения землей. Это вызвало активизацию крестьянского движения в 1858 г. Правительство решило пересмотреть проект освобождения крестьян и провести реформу более радикально. С целью переработки проекта в феврале 1859 г. в Петербурге были учреждены Редакционные комиссии, в которые вошли преимущественно либералы, под руководством Н. Милютина. К осени 1859 г. ими был составлен проект «Положения о крестьянах». 19 февраля 1861 г. была проведена реформа, отменившая крепостное право. Александр II подписал «Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости», согласно которому крестьяне освобождались от личной зависимости. Крестьянская реформа состояла из нескольких частей: отменялась собственность помещиков на крестьян, которые теперь могли уходить на заработки в город или наниматься к помещику на работу. Помещик терял право наказывать крестьян, они становились юридическими лицами, т. е. могли покупать землю, недвижимость, заключать сделки, открывать предприятия. Однако крестьяне оставались прикрепленными к месту жительства, были связаны круговой порукой в уплате налогов, несли натуральные повинности. Кроме того, крестьяне получали пашенные наделы по довольно сложной схеме, что тоже существенно ограничивало их передвижение. За два года должны были быть составлены уставные грамоты - соглашения между помещиками и крестьянами, оговаривавшие условия выкупа. После этого в течение 49 лет крестьяне становились «временнообязанными» и должны были выплатить помещику выкуп. Лишь после этого наделы становились собственностью крестьян. Сумма выкупных платежей определялась размерами крестьянского оброка, т. е. выкупалась не личная зависимость крестьян и не земля, а повинности. Эта сумма, положенная в банк под 6% годовых, должна была приносить помещику ежегодный доход в размере оброчных платежей. Посредником между крестьянином и помещиком выступало государство, оно платило помещику при заключении выкупной сделки около 75% выкупной суммы. Крестьяне должны были ежегодно вносить государству 6% от этой суммы в течение 49 лет. Дворовые люди объявлялись свободными без выкупа, но в течение двух лет должны были служить своим хозяевам или уплачивать оброк. Крепостные рабочие помещичьих и казенных фабрик и заводов переводились на оброк и получали право выкупа своих прежних наделов. Государственные крестьяне (кроме Сибири и Дальнего Востока), считавшиеся лично свободными, по «Положению» сохранили за собой находившиеся в их пользовании земли. Они могли продолжать платить оброчную подать государству либо заключить с казной выкупную сделку. «Положение» делило губернии на три части (черноземные, нечерноземные и степные земли). Внутри губерний выделялись местности, которые и делились на участки между помещиками -владельцами земель и их крестьянами. Нормы дележа устанавливались так, что помещик мог выбирать самые лучшие участки в свою долю, в том числе вклинивая свои земли в середину крестьянских полей. Это привело к возникновению «чересполосицы». Реакция крестьян на реформу была разной. Так, например, в Казанской губернии начались волнения из-за распространения слухов о том, что царь даровал землю крестьянам бесплатно, а выкуп «придумали» помещики. В ходе подавления этих волнений было убито более 300 человек. В 1861 г. было зарегистрировано более 1370 выступлений, позже волна выступлений пошла на убыль. В целом освобождение крестьян было прогрессивным шагом, уничтожившим феодальный пережиток - крепостное право, что привело к денежным вливаниям в сельское хозяйство, подорвало «натуральный» уклад хозяйств, способствовало развитию капитализма. Реформы 60~х гг. XIX в. Проведение крестьянской реформы потребовало изменений и в других областях жизни. Реформа финансов. В 1860 г. был создан Государственный банк для проведения выкупных расчетов между помещиками и крестьянами. В 1862 г. единственным распорядителем казенных средств стало Министерство финансов, которое самостоятельно планировало государственный бюджет и совместно с Государственным советом утверждало сметы отдельных ведомств. Для контроля над средствами в 1864 г. был реформирован Госз^дарственный контроль, который теперь не зависел от администрации и осуществлял проверку правильности расходования бюджетных средств. В губерниях учреждались контрольные палаты, проверявшие финансовую отчетность по первичным документам, а не итоговые отчеты, как прежде. Прямые налоги частично заменялись косвенными. Реформа местного самоуправления (земская реформа). 1 января 1864 г. были учреждены земства (всесословные органы в уездах и губерниях), в компетенцию которых входили: местное хозяйство, распределение государственных податей, устройство школ, больниц, приютов, содержание тюрем и путей сообщения. Внутри земства существовал распорядительный и исполнительный секторы. Распорядительные органы - «собрания гласных» (депутатов) - занимались хозяйственными вопросами и собирались один раз в год. Исполнительные органы - «земские управы» - занимались исполнением решении распорядительного сектора. Финансирование на выполнение постановлений было смешанным: 80% средств поступало от государства, остальное - за счет местных налогов (самофинансирование). Выборы в земские распорядительные органы проводились на основе имущественного ценза, по куриям. Первая курия - депутаты от землевладельцев - состояла из владельцев земли (от 200 до 800 десятин) или недвижимости (стоимостью от 15 тыс. руб.) Вторая курия - депутаты от городов - объединяла собственников промышленных и торговых заведений (годовой оборот не менее 6 тыс. руб.). Выборы по третьей курии депутаты от крестьян -бесцензовые, но многоступенчатые. Земства избирались на три года. Председателем земского собрания должен был быть предводитель дворянства. В конце 70-х гг. земства были введены только в 35 из 59 российских губерний. В дальнейшем, на протяжении 1870-1880 гг. компетенция земств постепенно урезалась, а состав становился все более дворянским. Но, несмотря на множество недостатков, работа земств способствовала формированию гражданского сознания, решению части местных проблем образования и здравоохранения. Городскую реформу начали разрабатывать в 1861 г. Ее проект, представленный в 1864 г., долго обсуждался и переделывался. 16 июня 1870 г. было утверждено «Городовое положение», по которому в городах создавались Городская дума (законодательный орган) и Городская управа (исполнительный орган) под председательством городского головы. Функции городского управления заключались в заботе о благоустройстве города, попечительстве торговли, устройстве больниц, школ и городском налогообложении. Выборы в Городскую думу проводились по трем избирательным собраниям на основе имущественного ценза. В первое избирательное собрание входили только крупные налогоплательщики, вносившие треть городских налогов, во вторую - более мелкие, уплачивавшие другую треть, в третью - все остальные. Каждое собрание избирало представителей в Городскую думу. Городские думы находились под контролем правительственных чиновников. Городской голова (избирался Городской думой на 4 года) утверждался губернатором или министром внутренних дел, они же могли приостанавливать решения Городской думы. Судебная реформа. 20 ноября 1864 г. была проведена судебная реформа. Она включала создание новых судебных уставов, вводивших общие судебные учреждения для лиц всех сословий, с общим порядком судопроизводства, гласность и состязательность судопроизводства, равную ответственность всех сословий перед законом, независимость суда от администрации. Страна была разделена на 108 судебных округов. Новая структура суда включала в себя: мировой суд, где разбирали уголовные и гражданские дела, ущерб по которым не превышал 500 руб. Мировые судьи избирались уездными земскими собраниями, утверждались Сенатом; окружной суд, где разбирались серьезные гражданские иски и уголовные дела с участием присяжных заседателей. Сенат был высшей судебной и апелляционной инстанцией. Предварительное расследование велось судебными исполнителями. Вводилась адвокатура. Эта система дополнялась волостными судами для крестьян, консисториями для духовенства, судом для военных, высших чиновников и др. Важнейшие политические преступления находились в ведении Верховного уголовного суда, который назначался императором в исключительных случаях. В 1863 г. был принят закон, отменивший телесные наказания по приговорам судов. От телесных наказаний полностью освобождались женщины. Однако сохранялись розги для крестьян (по приговорам волостных судов), для ссыльных, каторжных и штрафных солдат. Реформа образования и печати была проведена в 1863-1865 гг. В 1863 г. издан новый университетский устав, предоставлявший университетам широкую свободу и самоуправление. Летом 1864 г. введен «Устав гимназий и прогимназий». Реформа народного просвещения провозглашала принцип общего и всесословного образования. В 1865 г. согласно реформе печати была значительно смягчена цензура, обществу предоставили право обсуждения политических событий. Военная реформа началась в 1857 г. с ликвидации системы военных поселений и сокращения срока службы нижних чинов (с 25 до 10 лет). В 60-е гг. было реорганизовано управление флотом и военно-морскими учебными заведениями, а в течение 12 лет осуществлялись преобразования в армии. В 1862 г. началась реформа военного управления. Страна была разделена на 15 военных округов с целью более оперативного руководства войсками. Были реорганизованы военное министерство и Главный штаб. В 1864-1867 гг. численность армии сократилась с 1132 тыс. чел. до 742 тыс. при сохранении военного потенциала. В 1865 г. началась военно-судебная реформа. В 60-е гг. для оперативной переброски войск была построена железная дорога к западным и южным границам России, а в 1870 г. были созданы железнодорожные войска. В армии появились новые уставы. В ходе реформы военно-учебных заведений были организованы военные гимназии и юнкерские училища для всех сословий с двухгодичным сроком обучения. Была улучшена подготовка офицерского состава. 1 января 1874 г. издан «Устав о воинской повинности», по которому вместо рекрутского набора вводилась всеобщая воинская повинность. По достижении 21 года все мужское на селение должно было нести действительную службу. Все это позволило создать довольно сильную, подготовленную армию. Дальнейшая реформационная деятельность была прервана 1 марта 1881 г. убийством Александр II в результате террористического акта. Внешняя политика Основными задачами внешней политики России в этот период было освобождение от условий Парижского мирного договора (1856), подписанного по итогам Крымской войны. Кроме того, важными направлениями оставалось балканское, кавказское и среднеазиатское. Летом 1870 г. российское правительство решило воспользоваться ослаблением Франции и разорвало кабальный Парижский договор. Пруссия поддержала Россию и в результате возник «Союз трех императоров» (Россия, Пруссия, Австрия). Балканская проблема была связана с активизацией освободительных движений славянских народов, закабаленных Османской империей. Россия, претендовавшая на территории, охваченные восстаниями (Герцеговина, Босния, Болгария), пыталась вынудить Турцию дать этим народам конституцию. В июле 1876 г. Сербия и Черногория объявили Турции войну, что вызвало в России подъем панславизма (идеи политического объединения всех славян). В апреле 1877 г. Россия решает воспользоваться волнениями на Балканах, чтобы начать с Турцией войну. Исход русско-турецкой войны (1877-1878) решили победы русских войск в сражениях под Плевной и на Шипкинском перевале. В результате в феврале 1878 г. был заключен Сан-Стефанский мирный договор, по которому Сербия, Черногория и Румыния получали независимость, Болгария становилась автономным княжеством под двухлетним протекторатом России. Кроме того, к России отходила Южная Бессарабия, а на Кавказе - Батум и Каре. Этот договор вызвал протесты ведущих европейских стран, которые тоже претендовали на эти территории. В июле 1878 г. был подписан Берлинский трактат, перечеркнувший Сан-Стефанский договор. На среднеазиатском направлении Россия действовала более решительно. В 60-х гг. XIX в. был захвачен Ташкент, в 1867 г. здесь создается Туркестанское генерал-губернаторство. В 1868 г. завоеван Бухарский эмират. В 1873 г. - Хивинское ханство, а в 1876 г. - Кокандское ханство. До 1864 г. продолжалась Кавказская война (1817-1864) в ходе которой были присоединены территории народов Дагестана, Чечни, Адыгеи. Билет 15 Россия при Александре IIIи Николае II После убийства царя Александра 2 на престол вступил его сын Александр 3 (1881-1894). Потрясенный насильственной смертью своего отца, опасаясь усиления революционных проявлений, в начале своего царствования он колебался в выборе политического курса. Но, попав под влияние инициаторов реакционной идеологии К.П.Победоносцева и Д.А.Толстого, Александр 3, отдал политические приоритеты сохранению самодержавия, утеплению сословного строя, традиций и основ российского общества, неприязни к либеральным преобразованиям. Повлиять на политику Александра 3 могло только давление общественности. Однако после зверского убийства Александра 2 ожидаемого революционного подъема не произошло. Более того, убийство царя-реформатора отшатнуло общество от народовольцев, показав бессмысленность террора, усилившиеся полицейские репрессии окончательно изменили баланс в общественном раскладе в пользу консервативных сил. В этих условиях стал возможен поворот к контрреформам в политике Александра 3. Это четко обозначилось в Манифесте, опубликованном 29 апреля 1881 г., в котором император заявил о своей воле сохранить устои самодержавия и тем самым устранил надежды демократов на трансформацию режима в конституционную монархию - не будем описывать реформы Александра 3 в таблице, а вместо этого опишем их поподробнее. Александр III заменил в правительстве либеральных деятелей на сторонников жесткого курса. Концепция контрреформ была разработана главным ее идеологом К.Н.Победоносцевым. Он утверждал, что либеральные реформы 60-х годов привели к потрясениям в обществе, а народ, оставшись без попечительства, стал ленив и дик; призывал вернуться к традиционным основам национального бытия. Для укрепления самодержавного строя была подвергнута изменениям система земского самоуправления. В руках земских начальников соединили судебную и административную власть. Они располагали неограниченной властью над крестьянами. Изданное в 1890 г. «Положение о земских учреждениях» усилило роль дворянства в земских учреждениях и контроль администрации за ними. Значительно увеличилось представительство помещиков в земствах путем введения высокого имущественного ценза. Видя главную угрозу существующему строю в лице интеллигенции, император для укрепления позиций верного ему дворянства и бюрократии в 1881 г. издал «Положение о мерах к сохранению государственной безопасности и общественного спокойствия», которое предоставило многочисленные репрессивные права местной администрации (объявлять чрезвычайное положение, высылать без суда, предавать военному суду, закрывать учебные заведения). Этот закон использовался вплоть до реформ 1917 г. и стал инструментом для борьбы с революционным и либеральным движением. В 1892 г. было издано новое «Городовое положение», которое ущемляло самостоятельность органов городского самоуправления. Правительство включило их в общую систему государственных учреждений, поставив тем самым под контроль. Важным направлением своей политики Александр третий считал укрепление крестьянской общины. В 80-е годы наметился процесс освобождения крестьян от пут общины, которая мешала свободному их передвижению и инициативе. Александр 3 законом 1893 г. запретил продажу и залог крестьянских земель, сведя на нет все успехи предыдущих лет. В 1884 г. Александром была предпринята университетская контрреформа, цель которой заключалась в воспитании послушной властям интеллигенции. Новый университетский устав резко ограничивал автономию университетов, ставя их под контроль попечителей. При Александре 3 началась разработка фабричного законодательства, которое сдерживало инициативу хозяев предприятии и исключало возможность борьбы рабочих за свои права. Итоги контрреформ Александра 3 противоречивы: стране удалось добиться промышленного подъема, удержаться от участия в войнах, но при этом усилились социальные волнения и напряженность. Правление Николая II (1894-1917 гг.) Последний русский император - старший сын Александра III, родился в 1868 г. Его домашним образованием занимались в разное время такие преподаватели, как В. Ключевский, К. Победоносцев и др. Благодаря влиянию последнего император был убежден в том, что неограниченная монархия является единственно возможным политическим устройством для России. В исторической литературе Николаю II приписываются такие черты, как скрытность, упрямство и нерешительность. Вступление на престол Николая II произошло осенью 1894 г. В дет коронации (19 мая 1896 г.) в Москве в давке на Ходынском поле погибло около полутора тысяч человек, пришедших на торжества в честь нового императора. Эти события получили название Ходынской трагедии. Политический строй России В начале XX в. в Российской империи сохранялась архаичная система государственного управления с разветвленным бюрократическим аппаратом. Высшим государственным учреждением страны был Государственный совет, созданный еще в 1810 г. Члены Совета и ее председатель назначались царем. До реорганизации в 1906 г. Совет являла высшей законосовещательной инстанцией. Предварительное обсуждение императорских законопроектов происходило в департаментах, которые играли роль подготовительных комиссий. После обсуждения законопроекты поступали на общее собрание Государственного совета, после одобрения они представлялись царю на утверждение. Продолжал существовать Комитет министров и Совет министров, где совместно обсуждались дела, требовавшие согласования между различными ведомствами. Также при необходимости согласования действий правительственных органов собирались особые совещания под председательством императора или его приближенного лица. Состав совещаний не был постоянным и созывался для обсуждения какого-либо одного вопроса. Одними из высших государственных учреждений были Сенат и Синод. Сенат окончательно потерял свое значение высшего государственного органа управления и превратился в орган надзора за законностью действий правительственных органов и высшую кассационную инстанцию по судебным делам. Синод по-прежнему оставался руководящим органом православной церкви. Постепенно в политической жизни на ведущие позиции выходит Министерство внутренних дел, которому была вверена охрана внутренней безопасности. Руководящим органом политического сыска был Департамент полиции, созданный в 1880 г. на базе III отделения полиции. В начале XX в. роль министра внутренних дел настолько выросла, что он стал своеобразным первым министром правительства. Министр внутренних дел имел право учреждать полицейский надзор, право административной ссылки, разрешения или запрещения периодических изданий, контроля за законностью и целесообразностью постановлений органов земского и городского самоуправления. Такая деятельность нередко приводила к покушениям на министров внутренних дел. Так, например, Д. Сипягин, сменивший на этом посту И. Горемыкина, стал инициатором карательных мер против рабочего и студенческого выступлений. 2 апреля 1902 г. он был убит эсерами. Вступивший в 1902 г. на пост министра внутренних дел В. Плеве одновременно стал шефом Отдельного корпуса жандармов. Плеве активно поддерживал политику «полицейского социализма» и способствовал росту антисемитских выступлений, пытаясь направить народное недовольство против «инородцев». 15 июля 1904 г. он был взорван террористом-эсером Е. Созоновым. Важную роль играло Министерство финансов, которое долгое время возглавлял С. Витте. До 1905 г. в министерстве, помимо заведования различными источниками государственных доходов и распределения их между ведомствами, было сосредоточено управление всей внутренней и внешней торговлей и промышленностью. Администрация на местах состояла из генерал-губернаторов, губернаторов, градоначальников, земских начальников. Значительную роль в системе губернского и уездного управлений играли предводители дворянства, избиравшиеся на сословных дворянских выборах. Уездный предводитель дворянства был первым лицом в уезде, он председательствовал в важнейших коллегиальных административных органах. Экономические реформы С. Витте Бурные темпы экономического подъема 90-х гг. стали возможными благодаря экономической политике министра финансов С. Витте. Талантливый финансист и государственный деятель, С. Витте, возглавив в 1892 г. Министерство финансов, обещал Александру III, не проводя политических реформ, за 20 лет сделать Россию одной из ведущих промышленно развитых стран. Для этого он использовал методы государственного вмешательства в экономику. Был усилен протекционизм, а в 1894 г. была введена винная монополия, значительно увеличившая государственный доход. В 1897 г. была проведена денежная реформа. Мероприятия по повышению налогов, рост добычи золота, заключение внешних займов позволили ввести в обращение золотые монеты вместо бумажных, купюр, что помогло привлечь в Россию иностранные капиталы и укрепить денежную систему страны. Реформой торгово-промышленного налогообложения, проведенной в 1898 г., был веден промысловый налог. Внешняя политика В конце XIX в. приоритеты внешней политики России по-прежнему были связаны с Балканским и дальневосточным регионами узлом противоречий. Будучи не готовой к активной наступательной политике, Россия стремилась не обострять отношения с европейскими государствами. Соглашение с Австро-Венгрией в 1897 г. отчасти смягчило противоречия России с ее давним соперником на Балканах, где сохранялся статус-кво. Угроза общеевропейской войны из-за обострения франко-германских и англо-германских противоречий заставила Россию выступить инициатором созыва международной конференции по обеспечению мира. В мае-июне 1899 г. и в 1907 г. в Гааге прошла конференция европейских государств, на которой были приняты конвенции о мирном разрешении международных споров и о законах войны на суше и на море. В 90-е гг. внешнеполитическая деятельность России переместилась на Дальний Восток. Усиление Японии и ееэкспансионная политика угрожали российским дальневосточным территориям. В мае 1896 г. был подписан русско-китайский договор об оборонительном союзе против Японии и о строительстве Китайско-Восточной железной дороги. В том же году был заключен договор с Японией о совместном протекторате над Кореей. В декабре 1897 г. заключен русско-китайский договор об аренде Ляодунского полуострова на 25 лет, в результате Россия получила незамерзающие порты: Дальний и Порт-Артур, где началось строительство военно-морской базы. Лето 1903 г. отмечено резким ухудшением отношений с Японией, которая требовала исключительных прав на Корею, а 24 января 1903 г. объявила о разрыве дипломатических отношений с Россией. Русско-японская война (1904-1905 гг.) Активизация внешней политики России на Дальнем Востоке и в Тихоокеанском регионе столкнула ее с интересами Японии в Китае и Корее. 27 января (9 февраля) 1904 г. японские войска напали на российскую тихоокеанскую эскадру, базировавшуюся в Порт - Артуре, однако захватить порт не смогли и начали переброску своих армий на материк. Россия, обладая в этом регионе многочисленными войсками, предпочла пассивную тактику. После длительной осады и сражений за порт 20 декабря 1904 г. был подписан акт о сдаче Порт-Артура. В 1905 г. произошли два крупнейших сражения: Мукденское - на суше и Цусимское - на море. В ходе сражений было потоплено 19 русских кораблей, погибло 5 тыс. моряков. В результате Россия потеряла флот на Дальнем Востоке. В августе 1 905 г. был подписан Портсмутский мир с Японией, по которому половина Сахалина, Порт-Артур и порт Дальний отходили к Японии, которая также получала право свободного рыболовства в русских территориальных водах. Причиной поражения России в русско-японской войне стала ее экономическая и военная отсталость, а также кризис самодержавного режима. Билет 16 1917 г. - Февральская революция Первая мировая война 1914–1917 гг. требовала колоссальных расходов. Были резко увеличены налоги, это привело к кризису финансовой системы в государстве. Оппозиционные настроения охватили интеллигенцию, армию, национальные окраины, с января 1917 г., в столице нарастают восстания рабочих. Авторитет царской власти стремительно падал. В октябре 1916 г. в Петрограде начались новые выступления рабочих, в стачках участвовало около 200 тыс. человек рабочих. В январе 1917 г. в городе общая численность бастующих уже составила более 350 тыс. человек. С середины февраля революционные выступления уже не прекращались: забастовки сменялись митингами и демонстрациями. 25 февраля забастовка в Петрограде стала всеобщей. 26-27 февраля самодержавие уже не контролировало ситуацию в столице. Революционные выступления рабочих получили поддержку солдат Петроградского гарнизона. Восстание переросло в смену политических режимов. 27 февраля 1917 года восставшим народом был создан Совет рабочих депутатов, первым председателем избран меньшевик У. В. Чхеидзе. В этот же день члены Государственной Думы на своем частном заседании образовали Временный комитет. Временным комитетом было сформировано Временное правительство во главе с князем Г.Е. Львовым. 1 марта Совет издал Приказ № 1, согласно которому войска Петроградского гарнизона подчинялись Совету и не могли быть выведены из столицы без его согласия. Попытки подавить восстание в столице силами воинских частей, снятых с фронта, успеха не имели. 2 марта 1917 г. в Пскове Николай II подписал акт отречения от престола в пользу своего брата Михаила Александровича. Последний не принял престола, предоставив решению вопроса о государственном устройстве России будущему Учредительному собранию, созыв которого должно было обеспечить Временное правительство. После крушения монархии для всех политических классов, партий и их политических лидеров впервые в российской истории открылась возможность прихода к власти. Эту борьбу в период с февраля по октябрь 1917 г. вели более 50 политических партий. Особенно заметную роль в политике после февраля 1917 г. играли кадеты, меньшевики, эсеры, большевики. У каждого были свои цели и тактика дальнейшего развития России. 1917 г. - Октябрьская революция Смена политического режима привела к образованию двоевластия в лице Советов и Временного правительства. Официально было Временное правительство, сформированное из представителей буржуазных партий, среди которых преобладали кадеты. Его возглавлял один из видных деятелей либеральной буржуазии князь Г.Е. Львов. Советы, располагавшие поддержкой вооруженных революционных солдат, а также таких массовых организаций трудящихся, как фабрично-заводские, деревенские комитеты, были органами народной демократии и неофициальной, но вполне реальной властью. В руководстве Советов, однако, преобладали представители умеренных социалистических партий: меньшевики и эсеры. Временное правительство и коалиция стоявших за ним сил выступили за переход на западный буржуазно-демократический путь развития. Парламентская республика с разделением властей, правовое государство и гражданское общество, рынок как способ функционирования экономики, а следовательно, неизбежная социально-классовая дифференциация и развитие частной собственности — таковы были составные элементы программы Временного правительства. Партия меньшевиков руководствовалась теорией марксизма в ее классическом варианте и потому была близка к типу западной социал-демократии. За восемь месяцев пребывания Временного правительства у власти оно неоднократно находилось в состоянии кризиса. Первый кризис разразился в апреле, когда Временное правительство заявило о продолжении Россией войны на стороне Антанты, что вызвало массовый протест народа. Кризис был преодолен путем формирования в мае 1917 г. нового правительства, в состав которого вошли б министров — социалистов (А.Ф. Керенский, М.И. Скоблев, Г.И. Церетели, А.В. Пешехонов, В.И. Чернов, П.Н. Переверзев) в качестве представителей Советов. Второй кризис вызвало предпринятое в июне наступление на фронте. Народные массы активно стали поддерживать лозунги большевиков о взятии власти Советами и прекращении войны. Аналогичная ситуация послужило началом третьего правительственного кризиса в июле 1917 г. во время выступления солдат Петроградского гарнизона, вызванного известиями о возможном их направлении на фронт. Попытки изменения персонального состава правительства, формирование его на непартийной основе не привели к стабилизации политической обстановки в стране. Для России лета и осени 1917 г. характерны развал транспорта, закрытие предприятий, безработица и неудержимо прогрессирующая инфляция. Доверие народа в этих условиях постоянно колебалось от одной политической партии к другой. Временное правительство, меньшевики и эсеры утрачивают популярность и в апреле – июне 1917 г возросло влияние большевиков в массах. Тем временем, при поддержке финансово-промышленных кругов и главой Временного правительства А.Ф. Керенским, генерал Л.Г. Корниловым готовиться военный переворот, с целью сбалансировать неустойчивое положение правительства. 28 августа был сформирован Комитет народной борьбы с контрреволюцией из представителей меньшевиков, эсеров и большевиков. Комитет занимался распределением оружия и боеприпасов по частям Петроградского гарнизона. Эти действия обеспечивали значительное превосходство левых сил и парализовали возможные выступления корниловских войск. В этих условиях Керенский обвинил Корнилова в антиправительственном мятеже. К концу августа 1917 г. угроза мятежа была ликвидирована. В.И. Лениным на VI съезде (26 июля — 3 августа 1917) Партии большевиков подымает вопрос о вооруженном восстании, конечной целью которого являлось свержение правительства и завоевание политической власти. В свою очередь правые силы активизируют усилия по установлению в стране военной диктатуры. Керенский, маневрируя, стремился заручиться у лидеров Советов поддержкой на создание сильной Директории, которая 1 сентября 1917 г. провозгласила Россию республикой. На заседаниях 10 и 16 октября 1917 г. Ленин сумел убедить членов ЦК в необходимости вооруженного восстания. С этого момента большевистский ЦК развернул подготовку к восстанию. При Петроградском Совете, председателем которого в сентябре 1917г. стал Л.Д. Троцкий, был создан Военно-революционный комитет. По существу это был легальный орган восстания. В свою очередь правительство в лице А.Ф. Керенского предпринимает некоторые усилия по подавлению возможного выступления левых сил. В столицу стягиваются верные правительству войска. Внутри ЦК большевиков были разногласия по вопросу о сроках восстания (до II съезда Советов или после него). Попытки правительства остановить разворачивающееся революционное выступление рабочих и солдат Петрограда оказались безрезультатными. Вечером 24 октября большевики начали вооруженное восстание. В течение ночи и последующего дня — генштаб, телеграф, вокзалы и другие объекты - находились в руках восставших. Утром 25 октября Военно-революционный комитет Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов объявил Временное правительство низложенным. Позднее того же дня начал работу II Всероссийский съезд Советов. Из 670 делегатов, среди которых 390 — большевики, 160 — эсеры, 72 — меньшевики, 507 поддержали переход власти в руки Советов. Съезд принял два основных документа. «Декрет о мире» содержал предложение всем воюющим народам и правительствам немедленно начать переговоры о справедливом и демократическом мире. «Декрет о земле», согласно которому вся земля передавалась в общенародное достояние, частная собственность на землю отменялась, каждый мог обрабатывать землю только своим трудом на основе уравнительного землепользования. Власть на местах передавалась в руки местных Советов. На съезде был сформирован новый состав ВЦИК — 101 человек. В него вошли 62 большевика, 29 левых эсеров. Сформировано правительство из большевиков, на однопартийной основе — Временный Совет Народных Комиссаров во главе с В.И. Лениным. Первыми советскими наркомами стали Л.Д. Троцкий, А.И. Рыков, В.П. Милютин, И.В. Сталин и другие, всего 13 человек. События 25-26 октября (7-8 ноября) 1917 г. открыли новую страницу в истории народов Российского государства. Гражданская война и военная интервенция 1918-1922 Гражданская война началась в октябре 1917 г. и закончилась разгромом белой армии на Дальнем Востоке осенью 1922 г. В течение этого времени на территории России различные социальные классы и группы вооруженными методами решали возникшие между ними противоречия. К основным причинам начала гражданской войны можно отнести несоответствие целей преобразования общества и методов их достижения, отказ от создания коалиционного правительства, разгон Учредительного собрания, национализацию земли и промышленности, ликвидацию товарно-денежных отношений, установление диктатуры пролетариата, создание однопартийной системы, опасность распространения революции на другие страны, экономические потери западных держав при смене режима в России. Весной 1918 г. в Мурманске и Архангельске высадились английские, американские и французские войска. В пределы Дальнего Востока вторглись японцы, во Владивостоке высадились англичане и американцы - началась интервенция. 25 мая произошло восстание 45-тысячного чехословацкого корпуса, который перебрасывался во Владивосток для дальнейшей отправки во Францию. Хорошо вооруженный и укомплектованный корпус растянулся от Волги до Урала. В условиях разложившейся российской армии, он стал единственной реальной силой на тот момент. Поддержанный эсерами и белогвардейцами корпус выдвинул требования свержения большевиков и созыва Учредительного собрания. На Юге была образована Добровольческая армия генерала А.И.Деникина, которая нанесла поражение Советам на Северном Кавказе. Войска П.Н.Краснова подошли к Царицыну, на Урале казаки генерала А.А.Дутова захватили Оренбург. В ноябре-декабре 1918 г. в Батуми и Новороссийске высадился английский десант, французы оккупировали Одессу. В этих критических условиях большевикам удалось создать боеспособную армию за счет мобилизации людей и ресурсов и привлечения военных специалистов царской армии. К осени 1918 г. Красная армия освободила города Самару, Симбирск, Казань и Царицын. Значительное влияние на ход гражданской войны оказала революция в Германии. Признав свое поражение в Первой мировой войне, Германия согласилась аннулировать Брестский мирный договор и вывела свои войска с территории Украины, Белоруссии и Прибалтики. Антанта стала выводить свои войска, оказывая белогвардейцам лишь материальную помощь. К апрелю 1919 г. Красной армии удалось остановить войска генерала А.В.Колчака. Загнанные в глубь Сибири, они были разгромлены к началу 1920 года. Летом 1919 г. генерал Деникин, захватив Украину, двинулся к Москве и подошел к Туле. На Южном фронте сосредоточились войска первой конной армии под командованием М.В.Фрунзе и латышские стрелки. Весной 1920 г. под Новороссийском «красные» разгромили белогвардейцев. На севере страны против Советов вели боевые действия войска генерала Н.Н.Юденича. Весной и осенью 1919 г. они предприняли две безуспешные попытки захватить Петроград. В апреле 1920 г. начался конфликт Советской России с Польшей. В мае 1920 г. поляки захватили Киев. Войска Западного и Юго-западного фронтов предприняли наступление, но добиться окончательной победы не удалось. Сознавая невозможность продолжения войны, в марте 1921 г. стороны подписали мирный договор. Завершилась война разгромом генерала П.Н.Врангеля, который возглавил остатки деникинских войск в Крыму. В 1920 г. образовалась Дальневосточная республика, к 1922 г. она была окончательно освобождена от японцев. Причины победы большевиков: поддержка национальных окраин и российских крестьян, обманутых большевистским лозунгом «Землю крестьянам», создание боеспособной армии, отсутствие общего командования у белых, поддержка Советской России со стороны рабочих движений и компартий других стран. Билет 17 СССР при И. В. Сталине. 1. Первое послевоенное десятилетие в СССР вошло в историю как период " позднего сталинизма", который совмещал в себе, с одной стороны, прежние, " сталинские" методы управления, с другой — попытки приспособить систему к послевоенной реальности, осознание прагматичными соратниками Сталина необходимости будущих реформ. В экономике период позднего сталинизма стал временем двух первых послевоенных пятилеток: - Четвертой: 1946 — 1950 гг.; - Пятой: 1951 - 1955 гг. Главной задачей экономики было восстановление разрушенной войной страны. Восстановление шло обычными сталинскими административно-командными методами: - ежедневным, без выходных, трудом до 2 — 3 ч. ночи; - сверхнапряжением управленческого аппарата; - обширным использованием принудительного труда. Если до войны в качестве " рабов социализма" использовались миллионы обычных граждан, осужденных по ничтожным поводам, то после войны их заменили пленные немцы и " перемещенные лица ". " Перемещенные лица" — граждане СССР, по какой-либо причине в годы войны перемещенные за пределы СССР. Чаще всего ими были советские пленные, узники концлагерей, " остарбай-теры", угнанные в Германию. Таких лиц насчитывалось более 5 млн человек. Большинство из них силами НКВД-ОГПУ были принудительно возвращены в СССР, где получили " поражение в правах". Они были объявлены изменниками Родины, осуждены и направлены в лагеря, уже советские (многие, отбыв в 1941/42 — 1945 гг. в немецких концлагерях, были вынуждены сидеть в советских лагерях до 1953/57 гг. — по 12 — 15 лет в целом). Заключенные использовались на восстановлении на­родного хозяйства. Так же как и более половины объектов индустриализации (первых пятилеток) было построено заключенными, более половины объектов после войны было восстановлено заключенными и пленными немцами. Помимо восстановления хозяйства, в экономике были сделаны следующие шаги: - в 1947 г. была проведена конфискационная денежная реформа, в ходе которой были изъяты довоенные деньги, а взамен было выпущено ограниченное количество денежных знаков, в результате чего тотальная нехватка почти всех товаров уравновесилась поголовной бедностью населения; - наряду с этим государство регулярно проводило " займы" у населения путем выпуска облигаций; - экономика по-прежнему была милитаризована (поскольку ждали новой войны), в результате чего в СССР практически от­сутствовала промышленность народного потребления — вплоть до 1960-х гг. население СССР жило в крайне примитивных бытовых условиях. Существенной проблемой для СССР стала проблема демобилизации. В 1945 г. СССР обладал гигантской армией в 11, 2 млн человек. 1. К 1948 г. было демобилизовано более 8 млн человек. В СССР сложился новый социальный тип — " человек в гимнастерке", который нес в общество особую культуру. Великая Отечественная война оказала сильное влияние на менталитет общества: - миллионы советских людей побывали за границей и увидели дру­гой мир; - народ " повзрослел", появилось достоинство народа-победителя. Руководство СССР было вынуждено с этим считаться: - снизился уровень репрессий в отношении простых граждан, как и осуждений по ничтожным поводам (кроме того, в этом не было и необходимости из-за большего числа пленных немцев и перемещенных лиц); - общество стало более свободным и менее дисциплинированным — начальство " закрывало глаза" на опоздания, пьянство на работе; граждане стали более свободно высказываться; - в 1947— 1950 гг. в СССР была отменена смертная казнь. 3. Международная обстановка (реальная опасность ядерного нападения на СССР) поставила перед руководством СССР задачу скорейшего создания собственного ядерного оружия. В 1945 — 1949 гг. от решения этого вопроса зависело само выживание советского государства. Для реализации этой цели в 1945 г. был создан особый орган Спецкомитет, наделенный чрезвычайными полномочиями во главе с Л.П. Берией. В Спецкомитет вошли лучшие физики-ядерщики страны (Капица, Курчатов, Сахаров и др.), военные руководители, разведка. Работу Спецкомитета обеспечивали десятки тысяч заключенных, работавших на урановых рудни­ках и участвовавшие в испытаниях нового оружия. Несмотря на сложность задачи, СССР в течение всего 4 лет создал собственное ядерное оружие, что сделало готовящееся ядерное нападение на СССР бессмысленным. Решающую роль в успехе советского атомного проекта сыграли советские разведчики, добывшие в США значительную часть информации о технологии изготовления американской атомной бомбы. Большую роль внесли физики И. Курчатов и А. Сахаров, а также руководитель проекта Л. Берия, без чьего организаторского талан­та и воли, СССР вряд ли бы получил атомную бомбу в столь короткие сроки. Деятельность Спецкомитетабьша продолжена и после 1949 г. В 1953 г. СССР провел испытания собственной термоядерной (водородной) бомбы, во много раз превышающей по мощности атомную. Также шла успешная разработка советских баллистических ракет. 4. В 1946 — 1953 гг. в государстве наметились постепенный отход от диктатуры пролетариата и переход к общенародному государству, медленнаядебольшевизация и депролетаризация страны. - государство стало отказываться от введенных большевиками оригинальных терминов и возвращаться к общемировым (так, с 1946 г. наркомы стали называться, как и до революции — министрами, наркоматы — министерствами, Совнарком был переименован в Совет Министров СССР, ранее Рабоче-крестьянская Красная Армия (РККА) стала называться Советской армией (без ссылки на ее рабоче-крестьянский характер), и т. д.; с 1952 г. ВКП(б) — КПСС, Политбюро — Президиумом партии); - в армии, спустя 25 лет, вновь введены погоны и изменена военная форма (отменены нашивки на воротнике, остроконечные буденовки, бурки; введена общепринятая форма и фуражки); - с 1944 г. в качестве гимна страны перестал использоваться " Интернационал" — пролетарский общемировой гимн, вместо него был написан Гимн Советского Союза (" Союз нерушимый") на слова С. Михалкова и музыку А. Александрова и Эль-Реги-стана; - вводится новый стиль строительства — помпезные небоскребы, например здание Московского университета, МИДа СССР; - резко сократились гонения на религию, была восстановлена должность Патриарха Всея Руси; - советские спортсмены стали участвовать в Олимпиадах и других международных соревнованиях; - вершиной этого процесса стал отказ партии от термина " большевик" и изменение названия партии — вместоВсесоюзная коммунистическая партия (большевиков) она стала называться просто коммунистической партией (без ссылки на большевизм) — Коммунистическая партия Советского Союза — КПСС. Также новым явлением внутренней политики стало сближение И.В. Сталина с прагматичными и " буржуазно мыслящими" соратниками — Л. Берия и Г. Маленковым, которые были свободны от " советских" стереотипов. В отличие от других " старых" соратников Сталина, Л. Берия и Г. Маленков не были убежденными марксистами и смотрели на мир с точки зрения здра­вого смысла. Их отличало здоровое отношение к капитализму, критическое восприятие советского общества. Прежние соратники " глубоко советской" закваски (Молотов, Каганович, Ворошилов и др.) были отодвинуты Сталиным от рычагов управления и в начале 1950-х гг. попали в опалу. 5. В конце 1940-х — начале 1950-х гг. в СССР наметились две тенденции: - с одной стороны — попытка реального отстранения партии от прямых управленческих функций, медленное зарождение гражданского (небольшевистского) общества; - с другой стороны — вторая (после 1937 — 1938 гг.) волна массовых политических репрессий. Крупнейшими политическими процессами послевоенного времени (" второй волны") стали: - " Дело врачей"; - " Ленинградское дело". Поводом к развязыванию " Дела врачей" (1948 — 1953 гг.) стала неожиданная смерть А.А. Жданова в результате врачебной ошибки. А.А. Жданов, руководитель Ленинградской партийной организации (после СМ. Кирова) в 1934 — 1948 гг. стал одним из самых влиятельных руководителей в СССР в конце 1940-х гг. Кроме того, А.А. Жданов являлся свояком И.В. Сталина (сын Жданова был женат на дочери Сталина), и пользовался наибольшим доверием И.В. Сталина. В 1948 г. А.А. Жданов умер в результате врачебной ошибки (был поставлен неправильный диагноз и не был распознан инфаркт). После смерти А.А. Жданова все врачи СССР, лечащие высших руководителей, были объявлены потенциальными " убийцами в белых халатах". В ходе " Дела врачей" были физически уничтожены вра­чи И.В. Сталина, обвиненные в намерении убить Сталина врачебными методами. Почти каждый врач в СССР находился под подозрением. " Ленинградское дело" было развязано в 1949 — 1950 гг. Оно стало продолжением дела врачей. Практически все руководство Ленинградской партийной организации было обвинено как в убийстве Жданова, так и в подготовке государственного переворота, направленного против И.В. Сталина. Поводами к началу " Ленинградского дела" послужили следующие факторы: - чрезмерная независимость и автономность Ленинградской парт-организации; - открытое высказываемое ленинградскими руководителями намерение возродить реальную государственность РСФСР; - идеи ленинградского партийного руководства организационно выделить компартию РСФСР (РСФСР, в отличие от других союзных республик, до 1990 г. своей компартии не имела), создать реальные высшие органы РСФСР, наряду с союзными, разделить столицы СССР и РСФСР, перенести столицу РСФСР в Ленинград; - самовольное проведение в 1949 г. в Ленинграде торговой ярмарки. В ходе " Ленинградского дела", в 1950 г. в СССР была восстановлена отмененная после войны смертная казнь и казнено большая часть партийных руководителей Ленинграда во главе с А. Кузнецовым. Помимо " Дела врачей" и " Ленинградского дела", проходили и иные репрессии: - в 1948 — 1953 гг. в СССР началась кампания государственного великорусского шовинизма, началось преследование " безродных космополитов" (людей, не отождествляющих себя ни с какой национальностью); - одновременно началось скрытое преследование евреев, был убит неформальный лидер советских евреев Михоэлс, вынашивались планы депортации евреев на Дальний восток; - была велика вероятность обвинения в шпионаже и физического уничтожения ключевых довоенных соратников Сталина — Молотова, Ворошилова и др. Под конец жизни И.В. Сталин увлекся идеей постепенного отстранения партии от власти (размежевания партии и госаппарата, освобождения партии от функций непосредственного управления), и построения мощного государства на основе русской национальной идеи. В рамках данной политики усилилась роль государственных органов (Совета министров СССР, союзных республик, исполкомов советов). Была ослаблена роль партийных комитетов на всех уровнях, преимущественно они стали заниматься кадрами и идеологией. Высшим постом в СССР стала должность Председателя Совета Министров СССР. Неконституционный пост Генерального секретаря ЦК КПСС был упразднен, Сталин стал Председателем Совета Министров СССР и одним из нескольких Секретарей ЦК. Должность Секретаря ЦК сама по себе уже не имела прежнего значения. Аналогичные процессы смещения центра власти проходили на местах. Рассматривались варианты восстановления русской символики, разработки новой Конституции. Смерть И.В. Сталина 5 марта 1953 г. остановила как процесс дебольшевизации СССР, так и предотвратила новые репрессии. Похороны Сталина превратились в беспрецедентное траурное шоу, устроенное Л. Берия и Г. Маленковым. Десятки человек погибли во время уличных давок. И.В. Сталин был забальзамирован и похоронен в Мавзолее рядом с В.И. Лениным, после чего Мавзолей стал называться Мавзолеем Ленина — Сталина. В СССР началась борьба за власть между соратниками И.В. Сталина. Билет 18 СССР при Н.С. Хрущеве и Л.И. Брежневе Смерть Сталина (5 марта 1953 г.) произошла в то время, когда возможности политической и экономической системы уже исчерпали себя, породив серьезные социально-экономические и политические трудности в обществе. Поэтому сталинские преемники должны были осуществить несколько взаимосвязанных задач, среди которых выделялись главные: обеспечение преемственности социально-политического курса, распределение важнейших партийно-государственных постов, осуществление некоторых реформ. Внутриполитическая жизнь страны характеризовалась продолжением борьбы за власть. Был сокращен состав Президиума ЦК. Г. Маленков получил пост Председателя Совета Министров и возглавил Секретариат ЦК. Его заместителями стали: Л. Берия, возглавлявший МВД, В. Молотов, занимавший пост министра иностранных дел. Н. Хрущев не имел никаких государственных должностей, занимая второе, а затем первое место в Секретариате ЦК. Наиболее реальным претендентом на власть был Берия, однако высшее руководство не могло допустить его усиления. Берия был обвинен в шпионаже в пользу мирового капитализма и расстрелян. Позиции Маленкова ослабились с падением Берии, с которым он был связан как организатор послевоенных репрессий. Хрущев, напротив, сумел укрепить своей авторитет: контролируя партийный аппарат, он начал расставлять на ведущие позиции своих сторонников. В начале 1955 г.Г.Маленков был снят с поста Председателя Совета Министров из-за обвинения в причастности к фабрикации «ленинградского дела», в слабом руководстве сельским хозяйством, др. Политические реформы Н, Хрущева После, отстранения Маленкова фактически главой государства становится Хрущев. XX съезд КПСС в феврале 1956 г. и выступление на нем Н. Хрущева с докладом о культе личности Сталина стали поворотным пунктом в истории, началом частичной десталинизации и демократизации жизни страны. В докладе приводились примеры беззаконий сталинского режима, которые связывались в основном лишь с деятельностью отдельных конкретных личностей, но о существовании тоталитарной системы вопрос не ставился. Это выступление укрепило авторитет Хрущева, что вызвало недовольство других партийных лидеров. В июне 1957 г. на Пленуме ЦК Ворошилов и Каганович попытались отстранить Хрущева от руководства. Но благодаря поддержке партийных лидеров представители оппозиции были осуждены коммунистами как «антипартийная группа». На том же Пленуме Хрущев добился введения в состав Президиума ЦК новых лиц, поддержавших его в трудный час, - Брежнева, Жукова, Игнатова и др. Продолжая свою реформаторскую линию, Хрущев успел сделать радикальные шаги в перестройке правящей партии. На XXII съезде в октябре 1961 г. были внесены изменения в Устав КПСС, которые касались демократизации самой партии, условий приема в нее, расширения прав местных партийных организаций, расширения прав союзных республик. В 1957 г. восстанавливались права депортированных при Сталине народов, в конце 50-х гг. стали возникать различные формы общественного самоуправления и т.д. Экономические реформы Н. Хрущева (50-е - середина 60-х гг.) Достигнув с помощью курса на некоторую либерализацию режима относительной политической стабильности, Хрущев столкнулся с трудноразрешимыми экономическими проблемами. Реформы было решено начать с сельского хозяйства. Предполагалось повысить государственные закупочные цены на продукцию колхозов, расширить посевные площади за счет целинных и залежных земель. Освоение целины на первых порах дало прибавку продовольствия. С другой стороны, оно проводилось в ущерб не только традиционным зерновым районам, но было научно не подготовлено. Поэтом}' вскоре целинные земли пришли в упадок. С марта 1955 г. началось реформирование планирования сельхозпроизводства. Целью провозглашалось сочетание централизованного руководства сельским хозяйством срасширением прав и хозяйственной инициативы на местах, т. е. децентрализация управления республик. Почти 15 тыс. предприятий было передано в ведение республиканских административных органов. В 1957 г. правительство приступило к упразднению отраслевых министерств и их замене территориальными органами управления, В республиках создавались СНХ (Советы народного хозяйства). Центральным аппаратом управления народным хозяйством становились СНХ СССР, ВСНХ СССР. В конце 1962 г. проведена одна из самых неудачных реформ: партийные организации были разделены на промышленные и сельские. В развитии промышленности большое внимание уделялось развитию легкой промышленности, результатом стал рост валовой продукции пищевой промышленности в 1, 5 раза. Значительное место в общей стратегии Хрущева отводилось научно-техническому прогрессу в развитии тяжелой и легкой промышленности. Серьезными недостатками экономических реформ стали управленческие просчеты, увеличение расходов на военные нужды, политизация и идеологизация в управлении народным хозяйством. Широко известны такие эксперименты как так называемые «рязанский мясной эксперимент», «кукурузная эпопея», выселение ученых-аграрников из Москвы в деревни, др. Нарастание кризисных явлений привело к социальной дестабилизации (подавление выступления рабочих в Новочеркасске в 1962 г., разгон демонстрации студентов в 1958 г.). С целью снижения напряженности власти пошли на увеличение зарплаты в госсекторе, удвоение размеров пенсий, снижение пенсионного возраста, сокращение продолжительности рабочего дня. Кризис системы управления был налицо, однако Хрущев возложил всю вину на сельские партийные организации. Ситуация усугубилась значительным ростом бюрократического аппарата, смешением! функций, дублированием решений и т.д. Те же последствия имела и реформа центрального аппарата управления народным хозяйством (создание совнархозов). Таким образом, экономические и политические реформы Хрущева и носили ограниченный характер демократизации и. сводились к формальном структурной реорганизации, что неизбежно влекло кризисные явления. Кризис реформ привел к возникновению консервативных тенденции и восстановлению некоторых элементов тоталитаризма. Линия Хрущева на единоличное правление партийным и государственным аппаратом была расценена партийным и государственным аппаратом как стремление к новой диктатуре. В результате в октябре 1964 г. на Пленуме ЦК Хрущев был смещен с занимаемых постов в партии и правительстве. Внешняя политика Либерализация внутренней политики сопровождалась либерализацией внешнеполитического курса. Советским руководством была выдвинута концепция о необходимости мирного сосуществования государств. СССР выступал с предложениями о сокращении вооружения и прекращении ядерных испытаний. Однако эти инициативы не были поддержаны западными державами, продолжавшими наращивание военного и потенциала НАТО. Для осуществления противовеса этому союзу, а также для военного сотрудничества социалистических стран и СССР в мае 1955 г. была создана Организация Варшавского Договора (СССР, Польша, Чехословакия, ГДР, Венгрия, Румыния, Болгария, Албания), и, смотря на консолидацию, внутри «социалистического лагеря» наблюдались противоречия, вылившиеся в антисоветские выступления (восстановление в Венгрии, 1956 г., и берлинский кризис, 1961 г.). Вслед за «берлинским кризисом» последовал «карибский» ракетный кризис, поставивший мир на грань ядерной катастрофы. После победы на Кубе революционных сил во главе с Ф. Кастро США развернули подрывную войну против нового кубинского режима. В 1962 г. СССР решил помочь Кубе и разместил на острове ракеты с ядерными боеголовками. Узнав об этом, американские военные начали готовить немедленное нанесение ядерных ударов по кубинским и советским территориям с территорий США и Турции. Ситуацию в последний момент удалось разрешить только после прямых переговоров американского президента Дж. Кеннеди и Н. Хрущева (22-27 октября 1962 г.). Карибский ракетный кризис стал кульминацией «холодной войны», после которого начался процесс улучшения отношений СССР и капиталистических стран и переход от противостояния к «мирном сосуществованию». На рубеже 50-60-х гг. СССР проявлял активность в отношениях со странами «третьего мира» (Юго-Восточная Азия, Ближний Восток), поддерживая коммунистические движения в Южном Вьетнаме, Лаосе, Таиланде, Малайзии, Бирме. Активно развивались отношения с Индией и Индонезией, Камбоджей, Непалом, Египтом, Алжиром, которые Советское правительство классифицировало как «развивающиеся страны социалистической ориентации». СССР стремился экономически и политически поддержать правительства этих государств с целью изоляции их от капиталистических стран. СССР при Брежневе Партийно-государственная система После смещения Н. Хрущева, в октябре 1964 г., на Пленуме ЦК КПСС генеральным секретарем ЦК стал Л. Брежнев: Председателем Совета Министров СССР - А. Косыгин; членом Президиума, ответственным за идеологическую сферу, - М. Суслов. Вся власть, в том числе и законодательная, концентрировалась в руках исполнительных органов: высшего, постоянно функционирующею органа государственной власти, - Президиума Верховного Совета высшего исполнительного органа - Совета Министров СССР, а на местах - исполкомов Советов. Верховном}' Совету СССР, состоящему из Совета Союза и Совета Национальностей, подчинялись Верховные Советы союзных и автономных республик, Советы областей, городов и районов Основной особенностью партийно-государственной системы СССР' стало увеличение бюрократического аппарата, который к 80-м гг. увеличился до 18 млн. человек и стал одним из самых больших е мире. При Брежневе значительные размеры получил его личный секретариат. Усилился акцент на кадровую работу, восстановлена прежняя дохрущевская структуру партийных, комсомольских и профсоюзных органов. Восстановлены региональные, областные и районные комитеты партии вместо прежних измышленных и сельских. Были упразднены совнархозы и созданы крупные государственные комитеты (Госкомцен, Госснаб, Госкомитет по науке и технике). В 1977 г. была принята новая («брежневская») Конституция СССР, которая упрочила контроль партии над государственными

Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.