Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Билет № 14




1. Раскройте взаимосвязь строения и функций органов дыхания человека.
2. Охарактеризуйте грибы и лишайники. Каково их значение в природе и жизни человека?
3. Каких правил гигиены умственной деятельности следует придерживаться?

14.1 Различают внешнее и внутреннее. Внутреннее (клеточное) дыхание — это окислительные процессы в клетках, в результате которых выделяется энергия. В этих процессах обязательно участвует кислород, который поступает в организм в результате внешнего дыхания. Внешнее дыхание— это газообмен между кровью и атмосферным воздухом. Оно происходит в органах дыхательной системы. Дыхательная система состоит из воздухоносных путей (ротовая полость, носоглотка, глотка, гортань, трахея, бронхи) и легких. Каждый орган системы имеет особенности строения в соответствии с выполняемыми функциями.

I. Носовая полость делится костно-хрящевой перегородкой на две половины. В ней происходит очищение, увлажнение, обеззараживание, согревание воздуха и различение запахов. Эти разнообразные функции обеспечиваются:

1) большой поверхностью соприкосновения с вдыхаемым воздухом за счет извилистых ходов, которые есть в каждой половине полости;

2) мерцательным эпителием, из которого состоит слизистая оболочка носовой полости. Реснички эпителия, двигаясь, задерживают и выводят наружу пыль и микроорганизмы;

3) густой сетью капиллярных сосудов, пронизывающих слизистую оболочку. Теплая кровь согревает холодный воздух;

4) слизью, которую выделяют железы слизистой оболочки полости носа. Она увлажняет воздух, снижает жизнедеятельность болезнетворных бактерий;

5) обонятельными рецепторами, расположенными в слизистой оболочке.

II. Носоглотка и глотка проводят воздух в гортань.

III. Гортань — это полый воздухоносный орган, основу которого составляют хрящи; самый крупный из них — щитовидный. Кроме проведения воздуха гортань выполняет следующие функции:

1. Препятствует попаданию пищи в дыхательную систему. Это обеспечивается подвижным хрящом — надгортанником. Он рефлекторно закрывает вход в гортань в момент проглатывания пищи.

2. Формирует голос. Поперек гортани натянуты две эластичные голосовые связки, колеблющиеся при прохождении воздуха через голосовую щель: голос тем выше, чем больше частота колебаний голосовых связок.

IV. Трахея расположена в грудной клетке, впереди пищевода, и состоит из 16-20 хрящевых полуколец, соединенных связками. Полукольца обеспечивают свободное прохождение воздуха через трахею в любом положении тела человека. Кроме того, задняя стенка трахеи мягкая, состоит из гладкой мускулатуры. Такое строение трахеи не мешает прохождению пищи по пищеводу.



V. Бронхи. Левый и правый бронхи образованы хрящевыми полукольцами. В легких они ветвятся на мелкие бронхи, образуя бронхиальное дерево. Наиболее тонкие бронхи называются бронхиолами. Они заканчиваются альвеолярными ходами, на стенках которых расположены альвеолы, или легочные пузырьки. Стенка альвеолы состоит из одного слоя плоского эпителия и тонкого слоя эластичных волокон. Альвеолы густо оплетены капиллярами и осуществляют газообмен.

VI. Легкие — парные органы, занимающие почти всю грудную полость. Правое больше, состоит из трех долей, левое — из двух. Каждое легкое покрыто легочной плеврой, состоящей из двух листков. Между ними находится плевральная полость, заполненная плевральной жидкостью, которая уменьшает трение при дыхательных движениях. В плевральной полости давление ниже атмосферного. Это способствует движению легких за грудной клеткой при вдохе и выдохе.

Таким образом, строение органов дыхательной системы соответствует функциям, которые они выполняют. Грибы — это отдельное царство организмов, занимающих промежуточное положение между растениями и животными. С животными их сближает гетеротрофный способ питания, наличие хитина в оболочках клеток, запас питательных веществ в виде гликогена, образование в результате обмена веществ мочевины. В то же время грибы, подобно растениям, имеют неограниченный рост, ведут неподвижный образ жизни, поглощают питательные вещества путем всасывания. Грибы делятся на высшие и низшие. У низших вегетативное тело — грибница — состоит из одной разросшейся клетки, у высших — грибница многоклеточная. Размножаются грибы спорами.



Значение грибов в природе заключается в том, что шляпочные грибы и многие виды высших растений пребывают в состоянии взаимовыгодного сосуществования. Грибница оплетает корни деревьев и трав, образуя микоризу. С помощью микоризы растение получает дополнительные минеральные вещества, а гриб — органические вещества, образованные растением в результате фотосинтеза. Обширна группа паразитических грибов: трутовики, спорынья, головня, фитофтора, парша и др. Они вызывают заболевания растений и снижают их урожайность.

Некоторые заболевания животных и человека (стригущий лишай, молочница) также имеют грибковую природу.

Одноклеточные грибы — дрожжи — используются человеком в хлебопекарной и пивоваренной промышленностях. Из плесневелых грибов получают антибиотики (пенициллин).

Лишайники также относятся к царству Грибы, т.к. их тело образовано нитями грибницы и одноклеточными зелеными водорослями. Объединение в одном теле грибов и водорослей привело к тому, что лишайники обладают новыми морфологическими, физиологическими и экологическими особенностями. Они могут поселяться и расти на совершенно бесплодных субстратах, например, на скалах, песке. Нити грибницы усваивают влагу из атмосферы или с поверхности субстрата, а зеленые водоросли обеспечивают лишайник органическими веществами, которые образуются в результате фотосинтеза.

 

14.3. Каких правил гигиены умственной деятельности следует придерживаться?
Учеба — основной вид деятельности школьника, поэтому правила гигиены умственной деятельности являются неотъемлемой частью его режима дня.

Режим дня — это целесообразно организованный, соответствующий возрастным особенностям распорядок суточной деятельности, который предусматривает повторяющийся изо дня в день автоматизм жизненных процессов.

Значение режима дня в том, что организм с течением времени привыкает к определенной работе, выполняемой в определенное время, т.е. вырабатывается система условных рефлексов. Эта система разгружает кору головного мозга, т.к. автоматические действия регулирует подкорка. Таким образом, кора головного мозга максимально высвобождается для умственной деятельности.

Для максимальной эффективности умственной деятельности необходимо:

1. Уметь концентрировать свое внимание на выполняемой работе.

2. Правильно рассчитывать время работы: после часа работы должен быть двадцатиминутный перерыв со сменой вида деятельности (физическая нагрузка).

Билет № 15
1. Объясните взаимозависимость строения и функций органов пищеварения.
2. Дайте краткую характеристику голосеменных и определите их значение в природе и жизни человека.
3. Какое значение закаливания организма? Охарактеризуйте способы закаливания.

15.1
Пищеварительная система обеспечивает организм питательными веществами. Органы пищеварения делятся на пищеварительный канал, по которому проходит пища (ротовая полость, глотка, пищевод, желудок, тонкий и толстый кишечник), и пищеварительные железы (слюнные, поджелудочная, печень). Каждый орган вносит свой вклад в пищеварительную функцию (см. таблицу).

Таблица

Орган Выполняемые функции Особенности строения в связи с функциями
Ротовая полость 1.Механическая обработка пищи. 2. Восприятие вкуса и температуры пищи. 3. Химическая обработка пищи: а) расщепление крахмала до более простых углеводов в щелочной среде; б) обеззараживание пищи; в) формирование пищевого комка. 32 коренных зуба. Мышечный язык покрыт слизистой оболочкой с рецепторами. В ротовую полость открываются протоки слюнных желез; слюна имеет щелочную среду и содержит ферменты, ускоряющие расщепление углеводов. В состав слюны входит лизоцим, оказывающий бактерицидное действие. Слюна содержит муцин, который склеивает частицы пищи.
Глотка, пищевод Проведение пищи. Трубкообразные органы, стенки которых содержат кольцевые и продольные мышцы. На границе с желудком находится сфинктер — привратник.
Желудок 1. Накопление пищи. 2. Переваривание пищи: а) расщепление белков; б) створаживание молока; в) расщепление эмульгированных жиров. 3. Постепенная эвакуация пищи в кишечник. Емкость желудка - 1,5-2 л. Слизистая желудка содержит железы трех типов: главные, которые выделяют ферменты, обкладочные, выделяющие хлоридную кислоту, и дополнительные, которые выделяют слизь. Между желудком и кишечником расположены кольцевые мышцы, образующие пилорический сфинктер.
Тонкий кишечник 1.Окончательное переваривание пищи: белки — аминокислоты; углеводы — глюкоза; жиры — глицерин и жирные кислоты. 2. Всасывание в кровь и лимфу продуктов расщепления. 1. В двенадцатиперстную кишку открываются протоки поджелудочной железы, которая выделяет сок, содержащий ферменты, и печени, которая вырабатывает желчь (она эмульгирует жиры). Под действием этих жидкостей расщепляются все питательные вещества. 2.Слизистая оболочка тонкого кишечника образует множество выростов — ворсинок, которые существенно увеличивают всасывающую поверхность кишки. Каждая ворсинка содержит кровеносные и лимфатические капилляры.
Толстый кишечник Всасывание воды в кровь и образование каловых масс. Железы толстого кишечника выделяют сок, который почти не содержит ферментов, но в толстой кишке обитает множество микроорганизмов, которые расщепляют клетчатку и синтезируют витамины.

 

15.2 Голосеменными называют растения, не имеющие цветков, но образующие семена. Семена у них созревают в шишках и после раскрытия шишки лежат на ее чешуйках голо, открыто. Известно около 800 современных видов голосеменных. Это преимущественно деревья, реже кустарники. Наибольшее значение и распространение среди голосеменных имеют хвойные растения (сосны, ели, лиственницы, кедры и др.)- У хвойных имеются приспособления вегетативных органов к суровым условиям жизни на суше:

Голосеменные образуют огромные площади хвойных лесов, входят в состав смешанных лесов. Они обогащают воздух кислородом, замедляют таяние снега, уменьшают весенние паводки, задерживают ветер, укрепляют почву на склонах и оврагах. В хозяйстве человека хвойные используются как строительный матерная, для изготовления мебели, бумаги. Из древесины хвойных получают канифоль, скипидар, спирт, лаки. Хвою используют в медицине как источник витамина С. Воздух хвойных лесов насыщен фитонцидами — веществами, которые убивают микроорганизмы.

Таким образом, голосеменные хорошо приспособлены к жизни на суше и играют важную роль в природе и в жизни-человека.

15.3 Закаливание — это повышение устойчивости организма к неблагоприятному воздействию факторов окружающей среды путем систематического дозированного воздействия этих факторов.

Главными факторами закаливания являются солнце, воздух и вода.

Закаливание можно проводить следующими способами:

1. Солнечные ванны. Когда на кожу воздействуют солнечные лучи, сосуды расширяются. Это повышает уровень обмена веществ. Солнечные лучи способствуют также образованию витамина Б.

2. Воздушные ванны. Прежде всего рекомендуются прогулки на свежем воздухе. Специальное закаливание начинают с 20-30-минутного пребывания в полуобнаженном виде в хорошо проветриваемом помещении, а позже на открытом воздухе в тени при температуре 20-25 °С.

3. Водные процедуры выполняются в виде обтирания, обливания, душа и купания.

Начинать закаливание можно только в том случае, если в данный момент нет острых заболеваний или обострения хронических.

Билет № 16
1. Какую роль в организме играют витамины, каковы последствия их отсутствия?
2. Охарактеризуйте особенности биологии клещей и меры защиты от них.
3. Какие правила гигиены органов слуха необходимо соблюдать?

 


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал