Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы научных исследований науки государственного (конституционного) права. 5 страница






 

 

55. Понятие и признаки гражданства в РФ.

Что такое гражданство: 1) это правоотношение; 2) это принадлежность лица к государству. Понятие принадлежности обычно относится к вещам, а если так, то государство может нас заложить за долги, продать и т.д. Это противоречит основным международным принципам. Нельзя гражданство считать правоотношением, т.к. для этого надо обладать правоспособностью и дееспособностью. Следовательно недееспособные не являются гражданами данного государства, например, младенцы, они не являются участниками правоотношений. Есть точка зрения на гражданство, это особая политико-юридическая связь лица с государством, которая является предпосылкой для возникновения правового статуса индивида в государстве. Признаки гражданства (исходя из точки зрения, что это связь): 1) взаимность: а) взаимность прав у государства и индивида; б) взаимные обязанности государства и индивида; в) взаимная их ответственность. 2) правовой характер государства, правовая урегулированность гражданства. Отношения гражданства регулируются федеральным законом. 3) Политический характер гражданства проявляется в том, что: а) наличие собственного гражданства является суверенными признаком любого государства; б) совокупность граждан формируется из народа государства, который является источником политической власти. 4) Протяженность во времени и пространстве. Гражданство это связь не одномоментная. Гражданство связано с территорией государства, а в ряде случаев имеет выход за пределы государственной территории. Во времени гражданство начинается с момента его приобретения и заканчивается моментом прекращения гражданства. Специфическим признаком РФ является его федеральных характер. Это значит, что у нас есть единое федеральное гражданство, т.е. в нашем случае (альтернативная федерация), что гражданин РФ является гражданином того субъекта федерации, на территории которого он проживает. Если федерация союзная – гражданин субъекта федерации является одновременно гражданином федерации в целом. Обладание гражданством - предпосылка полного распространения на данное лицо всех прав и свобод, признаваемых законом, защиты лица государством не только внутри страны, но и за ее пределами. В настоящее время все отношения, связанные с гражданством, регламентируются Конституцией РФ и Законом " О гражданстве РФ". Отношения, связанные с гражданством республик РФ, регламентируются в их конституциях и соответствующих законодательных актах. В действующей Конституции РФ наиболее важные нормы, регулирующие гражданство, отнесены к основам конституционного строя (стр. 6). Понятие гражданства сформулировано следующим образом в Законе " О гражданстве РФ": это устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. В этой дефиниции выделены главные, сущностные черты, характеризующие гражданство.
Правовой характер связи лица с государством, образующий отношение гражданства, выражается в юридическом оформлении этой связи. Гражданство - правовое, а не просто фактическое состояние.
Отношения гражданства не зависят напрямую от факта проживания человека в стране. Немало граждан РФ постоянно проживает за границей, а население РФ включает не только граждан, но и постоянно проживающих на ее территории иностранных граждан и лиц без гражданства. Все эти категории лиц составляют население страны, понятие которого характеризуется не как правовое, а как демократическое.
Гражданином государства лицо является не в силу проживания на его территории, а вследствие существующих между лицом и государством особых связей, составляющих содержание гражданства. Они основаны на юридическом оформлении отношений гражданства. Государство в законе устанавливает принципы гражданства РФ, правила, регулирующие отношения, связанные с гражданством РФ, определены основания, условия и порядок гражданства РФ. Гражданство каждого человека юридически оформляется документами, подтверждающими это гражданство. Ими являются паспорт гражданина РФ, свидетельство о рождении, иной документ, содержащий указания на гражданство.
В соответствии с Положением о паспорте гражданина РФ, утвержденным постановлением Правительства от 8 июля 1997 г., паспорт является основным документом, удостоверяющим личность гражданина РФ на ее территории. Паспорт обязаны иметь все граждане РФ, достигшие 14-ти летнего возраста и проживающие на ее территории. Определение в Законе гражданства как связи человека с государством, выражающейся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанной на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека, знаменовало собой утверждение новой концепции взаимоотношений личности и государства.

 

56. Принципы гражданства РФ.

В федеративном государстве гражданство является единым: гражданин федерации является гражданином того субъекта федерации, на территории которого он проживает. Равное гражданство означает, что независимо от способа приобретения гражданства, граждане обладают равными правами и несут равные обязанности. Сочетание принципов почвы и крови при приобретении гражданства. Принцип почвы – лицо приобретает гражданство того государства, на территории которого оно родилось. Принцип крови – лицо наследует гражданство своих родителей. Бывают коллизии принципов почвы и крови. В РФ допускается двойное гражданство на основе ФЗ и международных договоров РФ. 1. Принципы гражданства РФ и правила, регулирующие вопросы гражданства РФ, не могут содержать положений, ограничивающих права граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. 2. Гражданство РФ является единым. В силу федеративного устройства РФ этот принцип - один из важнейших и закрепляется в Конституции. Единое гражданство в федеративном государстве - необходимое условие его суверенного статуса, сохранения целостности.
3. Гражданство РФ является равным независимо от оснований приобретения. 4. Гражданство РФ имеет открытый и свободный характер. Конституция и Закон закрепляют право гражданина изменить гражданство. Гражданин РФ не может быть лишен гражданства. Запрет в Конституции РФ и в Законе о гражданстве РФ 2002 года лишать человека гражданства вытекает из права человека на гражданство, двухстороннего характера связи между человеком и государством, что предполагает расторжение этой связи как той, так и другой стороной только по взаимному согласию.
Гражданин РФ может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство). Такая возможность предоставляется в соответствии с федеральным законом или международным договором РФ. Граждане РФ, имеющие также иное гражданство, не могут на этом основании быть ограничены в правах, уклоняться от выполнения обязанностей или освобождаться от ответственности, вытекающих из гражданства РФ.
Российское законодательство исходит из принципа сохранения гражданства РФ лицами, проживающими за ее пределами. Такого рода принцип вытекает из естественного права человека избирать место своего жительства, свободно выезжать за пределы РФ и беспрепятственно возвращаться. Гражданство РФ основано на отрицании автоматического его изменения при заключении или расторжении брака гражданином РФ с лицом, не принадлежащим к ее гражданству, а также при изменении гражданства другим супругом. Этот принцип отражает сущность гражданства как индивидуальной, персональной связи лица с государством, недопустимость автоматического прекращения гражданства, без волеизъявления лица и соблюдения установленного порядка. В равной мере брак, заключенный гражданином РФ с иностранным гражданином, не предоставляет последнему российского гражданства без надлежащей процедуры. Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами. Этот принцип закреплен в Конституции РФ (ст. 61) и в Законе о гражданстве (ст. 7). В последнем предусмотрено, что государственные органы, дипломатические представительства и консульские учреждения РФ, их должностные лица обязаны содействовать тому, чтобы ее гражданам была обеспечена возможность в полном объеме пользоваться всеми правами, установленными законодательством государства их пребывания, международными договорами РФ, защищать их права и охраняемые законом интересы, а при необходимости принимать меры по восстановлению нарушенных прав граждан РФ. Конституция устанавливает, что гражданин РФ не может быть выслан за ее пределы или выдан другому государству. За преступления, совершенные российским гражданином за границей, он подлежит уголовной ответственности по законам своей страны.

57. Гражданин, иностранный гражданин, лицо без гражданства.

гражданство РФ - устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Гражданами РФ являются: а) лица, имеющие гражданство РФ на день вступления в силу настоящего Федерального закона (Федеральный закон от 31.05.2002 N 62-ФЗ (ред. от 28.06.2009) " О гражданстве РФ"); б) лица, которые приобрели гражданство РФ в соответствии с настоящим Федеральным законом. иностранный гражданин - лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее гражданство (подданство) иностранного государства; лицо без гражданства - лицо, не являющееся гражданином РФ и не имеющее доказательства наличия гражданства иностранного государства В ст. 63 Конституции РФ закреплено, что Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права. В данном случае Конституция РФ исходит из норм международного права о том, что каждое государство использует право предоставления политического убежища, и никто не может рассматривать это как недружественный акт. Указом Президента от 26 июля 1995 г. утверждено «Положение о порядке предоставления политического убежища в РФ». Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства регламентирован Федеральным законом от 15 августа 1996 г. «О порядке выезда из РФ и въезда в Российскую Федерацию» (в ред. Федеральных законов от 18.07.98 № 110-ФЗ, от 24.06.99 № 118-ФЗ), (с изм., внесенными Постановлением Конституционного суда РФ от 15.01.1998 № 2-П) и международными договорами и соглашениями и Федеральным законом от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан». Административная правоспособность иностранных граждан и лиц без гражданства, приезжающих в страну, имеют свои особенности по времени (оформление документов, пребывания в стране и выезд или изменение гражданства). Административная дееспособность зависит от того, какие права и обязанности ими реализуются своими действиями на общих основаниях, а какие на основании положений, указанных в международных договорах и соглашениях. На основании ст. 62 Конституции РФ эта категория лиц пользуется всеми правами и несет обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных Федеральным законом или международными соглашениями. Иностранные граждане, в том числе и большинство граждан из стран СНГ, имеют меньший объем административной провосубъектности, чем граждане РФ. Они не могут занимать государственные должности, а также заниматься деятельностью, которая связана с принадлежностью к гражданству РФ или связана с государственной тайной. В отношении этой категории лиц допускаются ограничения в передвижении и выборе места жительства в целях обеспечения государственной безопасности. На иностранных граждан и лиц без гражданства не распространяется действие законодательства о воинской обязанности и воинской службе. Нахождение этой категории лиц также различается в зависимости от цели: на постоянное проживание с получением документов на право жительства и на временно пребывающих или проезжающих через территорию РФ транзитом. Иностранные граждане и лица без гражданства подлежат административной ответственности на общих основаниях. Кроме этого к ним могут быть применены меры административной ответственности за проживание без документов на право жительства в РФ или проживание по недействительным документам, несоблюдение установленного порядка регистрации либо передвижения и выбора места жительства, уклонение от выезда по истечению срока пребывания, несоблюдения правил транзитного проезда через территорию РФ. В соответствии с ст. 3.10 Ко АП РФ эти лица могут быть выдворены за пределы РФ.

 

58. Народовластие как принцип конституционного строя в РФ.

народовластие — это принадлежность всей власти народу, а также свободное осуществление народом этой власти в полном соответствии с его суверенной волей и коренными интересами.

Народовластие в РФ может осуществляться в двух основных формах: непосредственной и опосредованной. К первой, так называемой прямой, непосредственной, демократии относятся:

• прямые выборы;

• референдум;

• отзыв депутата представительного органа власти и выборного должностного лица (на федеральном уровне не предусмотрен);

• народная законодательная (правотворческая) инициатива (возможна только на региональном и местном уровнях);

• формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления (сход граждан, собрания и конференции граждан, публичные слушания и т. д.) и др.

Опосредованная форма народовластия (представительная демократия) связана с осуществлением власти через избранных представителей, органы государственной власти и органы местного самоуправления (в том числе и единоличные). Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Здесь необходимо иметь в виду, что, во-первых, установлены иерархия форм непосредственной демократии, их деление на высшие и иные, а во-вторых, нет градации внутри высших форм народовластия: референдум и свободные выборы являются в одинаковой степени высшими формами осуществления власти народом. Отношения, регулируемые нормами гл. 1 Конституции РФ, обеспечивают целостность общества, основанного на общих началах экономического и политического устройства. Поэтому их называют базовыми, основополагающими. Российская Федерация - Россия (провозглашается в ст. 1 Конституции РФ) есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны. Демократия в дословном переводе с греческого, как известно, означает народовластие. Демократический характер Российского государства проявляется в том, что согласно ст. 3 Конституции РФ " носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ". Конституция закрепляет основные формы реализации народом своего суверенного полновластия. В ч. 2 ст. 3 Конституции РФ подчеркивается, что народ осуществляет свою власть в форме представительной демократии через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Формами непосредственного осуществления народовластия являются: референдумы и свободные выборы; опросы общественного мнения; обсуждение проектов законов; формирование органов местного самоуправления. Представительная форма народовластия выражается в том, что интересы и волю народа представляют и выражают законные избранники народа в законодательные органы власти (Государственную думу Федерального собрания РФ, в парламенты субъектов РФ), в представительные органы местного самоуправления. Установленная законом периодичность и обязательность выборов является одной из важнейших гарантий реализации народовластия. Таким образом, народовластие осуществляется (механизм осуществления народовластия) через государство, политические партии, другие общественные объединения, органы местного самоуправления, институты непосредственной демократии. Захват власти или проявление властных полномочий рассматривается как тягчайшее преступление и преследуется по закону (ч. 4 ст.3 Конституции РФ).

59. Сферы, уровни и формы реализации народного суверенитета.

Народный суверенитет это: 1) Верховенство, независимость и единство воли народа; 2) Право народа выбирать себе правителей, которые в наибольшей степени должны отвечать его интересам. Воля народа является источником политической власти в целом и народ в целом является носителем политической власти как таковой. Народ является источником государственной власти, но носителем ее быть не может, т.к. носитель власти это тот субъект, который обладает конкретными полномочиями по реализации функций государства. Народ в целом такими полномочиями не обладает, а ими обладают только органы государственной власти. Народный суверенитет имеет несколько сфер реализации: а) в экономической сфере народный суверенитет реализуется путем создания необходимых экономических укладов и форм собственности, т.е. создания определенной экономической системы; б) в политической сфере реализуется путем создания политических институтов власти и политической системы в целом; в) в социальной сфере означает создание социальной структуры общества и проведения социальной политики; г) в культурной сфере проявляется в создании народом своей культуры, в защите ее и развитии. Народный суверенитет реализуется на трех уровнях: 1) уровень государственно-властный: а) федеральной власти; б) субъектов федерации. 2) Уровень местного самоуправления или муниципальный уровень, существуют дальнейшие подуровни, но это особенность РФ; 3) Не государственный уровень, т.е. уровень гражданского общества или не государственной части политической системы. В политической сфере народный суверенитет реализуется в двух основных и одной промежуточной форме. 1) прямая форма, уровень непосредственной демократии. Здесь народный суверенитет реализуется путем проведения референдумов (плебисцитов) и свободных выборов; 2) опосредованная или представительная форма реализации народного суверенитета означает реализацию воли народа через местное самоуправление и органы государственной власти; 3) промежуточная форма - это конференции граждан. По своим полномочиям конференция сходна с референдумом, но по способу проведения ближе стоит к представительным формам и проходит путем участия представителей граждан. Народный суверенитет имеет несколько сфер реализации: а) в экономической сфере народный суверенитет реализуется путем создания необходимых экономических укладов и форм собственности, т.е. создания определенной экономической системы; б) в политической сфере реализуется путем создания политических институтов власти и политической системы в целом; в) в социальной сфере означает создание социальной структуры общества и проведения социальной политики; г) в культурной сфере проявляется в создании народом своей культуры, в защите ее и развитии. Народный суверенитет реализуется на трех уровнях: 1) уровень государственно-властный: а) федеральной власти; б) субъектов федерации. 2) Уровень местного самоуправления или муниципальный уровень, существуют дальнейшие подуровни, но это особенность РФ; 3) Не государственный уровень, т.е. уровень гражданского общества или не государственной части политической системы. В политической сфере народный суверенитет реализуется в двух основных и одной промежуточной форме. 1) прямая форма, уровень непосредственной демократии. Здесь народный суверенитет реализуется путем проведения референдумов (плебисцитов) и свободных выборов; 2) опосредованная или представительная форма реализации народного суверенитета означает реализацию воли народа через местное самоуправление и органы государственной власти; 3) промежуточная форма - это конференции граждан. По своим полномочиям конференция сходна с референдумом, но по способу проведения ближе стоит к представительным формам и проходит путем участия представителей граждан.

 

60. Формы прямой (непосредственной) реализации народного суверенитета.

Форма прямого народовластия – одна из форм прямого выражения мнения народа, но мнение выражаемое в ходе прямого народовластия, окончательное, и оно сразу же приобретает властно-значимый характер. I) Референдум – народное голосование по наиболее важным вопросам государственного, муниципального, регионального значения. В голосовании принимают участие граждане РФ, имеющие активное избирательное право. Плебисцит – разновидность референдума, который проводится по вопросам об изменении государственной принадлежности территории. Референдумы бывают разные. По территории выделяют: 1) территориальный (проводится среди населения определенной территории, может быть федеративным, региональным, местным, то есть муниципальным, при его проведении воля населения служит выражением государственного интереса); 2) экстерриториальный (проводится среди определенной группы населения независимо от территории, по его итогам должно приниматься решение органом власти). Референдум регистрируется: на уровне федерации – ФЗ «О референдуме»; на уровне субъекта РФ – законами субъекта; на муниципальном уровне – постановлением МСУ «О местном референдуме». По степени обязательности выносимого решения референдумы бывают: 1) обязательные (в РФ решения референдума всегда обязательны); 2) консультативные (существуют в других странах, по их итогам принимают нормативные акты, то есть такие референдумы нужны, чтобы выявить мнение населения по определенному вопросу). II) Собрания и сходы граждан. Они осуществляются на уровне местного самоуправления. По функциям напоминают и выборы, и референдум. В них участвуют граждане данной территории, обладающие активным избирательным правом. Закрытое голосование. Принимаются акты местного характера и формируются органы местного самоуправления. III) Выборы – формирование органов гос. власти и МСУ путем голосования за выдвигаемых кандидатов. Выборы осуществляются на трех уровнях (каждый имеет свои градации): 1) общефедеральный; 2) субъекта РФ (региональный); 3) МСУ. IV) Конференция граждан находится между прямыми и представительными организациями, т.к. по кругу вопросов идентична сходу или местному референдуму, решение конференций тоже окончательные, но способ формирования этого органа скорее представительные, поскольку делегаты избираются. Существуют формы прямого выражения мнения народа, не являющиеся формами прямого народовластия. I) Народное обсуждение. В одном случае применяется для доработки проектов, наиболее важных нормативных актов перед их принятием на референдуме, либо представительным органом гос. власти. Во втором случае вынесенные проекты публикуются в открытой печати, каждый может направлять свои замечания в соответствующие органы, либо в СМИ (эти замечания никого ни к чему не обязывают).II)Народная законодательная инициатива–это разновидность нормотворческой инициативы, которая вносится не уполномоченным на то лицом или органом, а населением в лице инициативной группы, которая собрала установленное законом количество подписей. Законопроект посылается в Парламент. ФЗ по этому поводу нет, так как не знали сколько подписей собирать. Можно было бы собрать столько подписей, сколько живет избирателей в избирательном округе по избранию определенного органа власти. Не стоит забывать, что это только инициатива, следовательно это не значит, что орган гос. власти примет эту инициативу. У нас народная законодательная инициатива существует в завуалированной форме, когда собираются подписи для референдума (ведь есть же его повестка). III) Манифестации (митинг, уличное шествие, собрание, пикет, демонстрация).Митинг и собрание – это скопление людей в определенном месте для выражения своего мнения. Различия между ними: 1) состав собрания персонально определен, проводится регистрация участников, а на митинге нет заранее определенного представительства; 2) решения митинга никого не обязывают, а распоряжения собрания обязательны для всех участников; 3) митинг, как правило, на открытом воздухе, а собрание – в закрытом помещении, но не всегда. Демонстрации и уличные шествия – это продвижения масс населения по заранее определенному маршруту. Демонстрация сопровождается активными и пассивными формами пропаганды и агитации (транспаранты, флаги, звуковое сопровождение). При уличном шествии имеется цель – привлечь внимание к митингу, который будет проводиться. Уличное шествие всегда заканчивается митингом, пикетом и не сопровождается никакими формами агитации и пропаганды. Пикетом у нас называется то, что за рубежом обозначает демонстрацию. За рубежом же пикет – это группа людей, осуществляющая функции охраны порядка при проведении массовых мероприятий или забастовок, он там постоянно должен двигаться. У нас это стоячая демонстрация. За рубежом не нужно разрешения для пикета, в отличие от нашей страны. Для проведения всех видов манифестаций нужно получить разрешение, то есть поставить в известность власти. Получается, что, с одной стороны, написано «право», а, с другой стороны, нормативная база (указ Президента). В нем говорится о том, что нужно за 10 дней направить в органы МСУ той территории, где проводится, уведомление с указание: а) что проводится; б) где проводится; в) когда; г) предполагаемое количество участников; д) повестка дня.

 

61. Референдум: понятие, сущность, виды. Акты референдума, их сущность.

Референдум – народное голосование по наиболее важным вопросам государственного, муниципального, регионального значения. В голосовании принимают участие граждане РФ, имеющие активное избирательное право. Плебисцит – разновидность референдума, который проводится по вопросам об изменении государственной принадлежности территории. Референдумы бывают разные. По территории выделяют: 1) территориальный (проводится среди населения определенной территории, может быть федеративным, региональным, местным, то есть муниципальным, при его проведении воля населения служит выражением государственного интереса); 2) экстерриториальный (проводится среди определенной группы населения независимо от территории, по его итогам должно приниматься решение органом власти). Референдум регистрируется: на уровне федерации – ФЗ «О референдуме»; на уровне субъекта РФ – законами субъекта; на муниципальном уровне – постановлением МСУ «О местном референдуме». По степени обязательности выносимого решения референдумы бывают: 1) обязательные (в РФ решения референдума всегда обязательны); 2) консультативные (существуют в других странах, по их итогам принимают нормативные акты, то есть такие референдумы нужны, чтобы выявить мнение населения по определенному вопросу). II) Собрания и сходы граждан. Они осуществляются на уровне местного самоуправления. По функциям напоминают и выборы, и референдум. В них участвуют граждане данной территории, обладающие активным избирательным правом. Закрытое голосование. Принимаются акты местного характера и формируются органы местного самоуправления. III) Выборы – формирование органов гос. власти и МСУ путем голосования за выдвигаемых кандидатов. Выборы осуществляются на трех уровнях (каждый имеет свои градации): 1) общефедеральный; 2) субъекта РФ (региональный); 3) МСУ. IV) Конференция граждан находится между прямыми и представительными организациями, т.к. по кругу вопросов идентична сходу или местному референдуму, решение конференций тоже окончательные, но способ формирования этого органа скорее представительные, поскольку делегаты избираются. Предмет референдума По предмету референдумы делятся на: 1. Конституционные (референдумы по вопросам принятия конституции, или поправок к конституции - референдум 12.12.1993 г.); 2. Законодательные; 3. По международным вопросам; 4. По административным вопросам. По правовым последствиям референдумы могут быть следующего характера: Консультативные; 2. " Дозаконодательные"; 3. Совещательные; 4. " Послезаконодательные"; 5. Ратифицирующие. По юридической силе решения бывают: 1. Обязательными 2. Факультативными. По территориальному охвату бывают: 1. общенациональными, 2. региональными, 3. местными. Факультативный - это такой, который можно проводить или не проводить. Назначение факультативного референдума зависит от органа, компетентного назначать референдум на основании конституции или специального закона. Предметом может быть любой вопрос или проект государственного (самоуправленческого) решения, если это не запрещено конституцией или законом. Решения же обязательного референдума имеют высшую юридическую силу и не нуждаются в дополнительном утверждении (например - референдумы о принятии Конституции). 2. Референдум в РФ проводится на основе всеобщего равного прямого и свободного волеизъявления граждан РФ при тайном голосовании, на всей территории РФ (ст. №2 ФКЗ «О референдуме РФ»). 2. Принимать участие в референдуме имеют право все совершеннолетние (достигшие 18-летнего возраста) граждане РФ, за исключением лиц находящихся по приговорю суда в местах лишения свободы (ст. №5 ФКЗ «О референдуме РФ»). 3. Принимать участие в референдуме имеют право все граждане РФ независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств (ст. № 2 ФКЗ «О референдуме РФ»). 4. Не имеют право принимать участие в референдуме граждане, признанные судом недееспособными. 5. Все участники референдума обладают равным количеством голосов. 6. Гражданин РФ голосует за вынесенный (вынесенные) на референдум вопрос (вопросы) или против него (них) непосредственно (ст. №2 ФКЗ «О референдуме РФ»). 7. Участие в референдуме является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в референдуме, в выдвижении инициативы проведения референдума, в подготовке и проведении референдума, а также препятствовать его свободному волеизъявлению (ст. №2 ФКЗ «О референдуме РФ»). 8. Голосование на референдуме является тайным, исключающим возможность какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина РФ, в том числе наблюдения за заполнением участником референдума бюллетеня для голосования на референдуме в месте для тайного голосования (ст. №2 ФКЗ «О референдуме РФ»). 9. Вопросы, выносимые на референдум, не могут ограничивать или отменять общепризнанные права человека и гражданина. 10. Референдум не может проводиться в период военного или чрезвычайного положения на всей территории страны и в течении 3-х месяцев, после их отмены (ст. 7 ФКЗ «О референдуме»).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.