Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы научных исследований науки государственного (конституционного) права. 4 страница






также в материальной и духовной сферах. Речь идет об обеспечении гражданам прожиточного минимума, о развитии социального обеспечения, школьного образования и здравоохранения. Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью касается каждого человека. Для реализации этого принципа важное значение имеют социальные функции каждого человека, его ответственность перед другими людьми, обществом в целом и государством. Только в этом случае принцип признания человека высшей ценностью может быть распространен в равной мере на всех членов общества. В демократическом обществе становление личности происходит в условиях свободы, заключенной в определенные рамки. К ним относится, в частности, правовая надстройка общества. Через нее принцип признания человека высшей ценностью формирует у человека определенные нормативные представления о сущности личности, несущие на себе отпечаток той правовой культуры общества, в условиях которой они возникли. Поставить эти представления на службу человеку и обществу — важная предпосылка реализации конституционного принципа признания человека, его прав и свобод высшей ценностью. Ее создание — важное условие, способствующее превращению граждан из объектов воздействия государства и общества в активно действующих субъектов.

Принцип приоритета статуса прав и свобод человека чисто в идеологическом плане. Этот принцип является вторичным по своей природе, в праве есть другие ценности, которые его обуславливают это экономическая система, народовластие и только на их базе можно говорить о правах и свободах. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью, это значит, что среди ценностей при прочих равных условиях, надо принимать такое решение, чтобы ценность прав и свобод была в выигрыше. Приоритет именно прав и свобод, но не обязанностей.

 

 

49. Конституционно-правовой статус индивида: понятие и элементы.

Правовой статус личности — система закрепленных в нормативно-правовых актах и гарантированных государством прав, свобод, обязанностей, ответственности, в соответствии с которыми индивид как субъект права (т.е. обладающий правосубьек-тностью) координирует свое поведение в обществе.

Термины «личность», «человек», «гражданин», «лицо» используются конституцией и законодательством. В социальном плане они обозначают членов общества. В политическом плане, в соответствии с конституцией, личность выступает в качестве гражданина, лица без гражданства, иностранного гражданина, беженца или вынужденного переселенца. Под правовым положением личности понимается юридический статус гражданина. Правовой статус лица без гражданства, иностранного гражданина — самостоятельные категории, однако, учитывая то, что они формируются на основе правового положения гражданина определенного государства, целесообразно говорить о правовом положении личности в целом. Понятия «правовой статус личности» и «правовое положение личности» равнозначны

Статус индивида складывается: 1) статус человека; 2) статус личности; 3) статус гражданина; 4) статус иностранного гражданина; 5) статус апатрида. 1) Характеризуется совокупностью международных правовых норм, закрепляющих определенное правовое положение человека. К ним необходимо стремится каждому государству. Человек – жив, способен к высшей нервной деятельности, то есть имеет право на жизнь и сохранение популяции. 2) Личность - человек, который осознает: а) себя в обществе; б) общество вокруг себя; в) свои действия, их последствия; г) отвечает за них. 3) Гражданин находится с государством в особой политико-правовой связи, в силу которой они приобретают взаимные права, обязанности, ответственность. Данное определение не соотносится с действительностью, так как гражданин есть всякий, а участником правоотношений должен быть правоспособный и дееспособный индивид, Þ недееспособный не может быть гражданином РФ. 4) Лица, находящиеся на территории РФ, которые не являются гражданами РФ, имеющие доказательства о нахождении в гражданстве иностранного государства. 5) Лица, немеющие доказательств о принадлежности к гражданству ни одного государства. Элементами конституционного статуса индивида являются: 1) права; 2) свободы; 3) обязанности; 4) законные интересы; 5) гарантии прав и свобод.

Существует ряд принципов конституционного статуса индивида в РФ. Эти принципы определяют основные направления политики российского государства. К ним относятся: 1) всеобщность и неотчуждаемость (государство не вправе изъять или ограничить без веских оснований конституционные права и свободы, да и сам человек не может взять на себя обязательство не осуществлять свои права); 2) равенство (равенство всех перед законом предполагает наделение государством своих граждан в равной мере правами и обязанностями без исключения, запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности); 3) непосредственное действие (права и свободы гражданина являются непосредственно действующими, и независимо от существования законодательных актов, конкретизирующих эти права, органы, представляющие различные ветви власти, обязаны их соблюдать); 4) гарантированность, защищенность государством (конституционная обязанность государства соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина состоит в создании условий для их реализации и механизма их защиты, что входит в функции всех органов государственной власти и органов местного самоуправления).

 

50. Права и свободы как элементы конституционно-правового статуса индивида.

Статья 2 Конституции РФ раскрывает важнейшую сторону характеристики РФ как правового государства: высшей ценностью провозглашаются человек, его права и свободы. Все остальные общественные ценности (в том числе обязанности человека) такой конституционной оценки не получили, следовательно, располагаются по отношению к ней на более низкой ступени и не могут ей противоречить. В случае коллизии прав человека и других конституционно защищаемых ценностей, в том числе и тех, которые относятся к иным основам конституционного строя, приоритет следует отдавать правам человека. Глава 2 Конституции РФ, содержащая открытый перечень прав и свобод человека и гражданина, как и гл. 1 и 9, является «защищенной», и не может быть изменена ФС РФ. Оновные права и свободы Ч и Г рассматриваются как естественные, принадлежащие каждому от рождения, они существуют объективно, а не по воле законодателя. Естественный характер основных прав и свобод означает также, что они не могут быть не только приобретены, но и переданы кому-либо, т. е. являются неотчуждаемыми. Государство не может обладать полномочиями, приобретенными за счет основных прав и свобод человека. Правовой статус – это совокупность прав, обязанностей, гарантий и ответственности соответствующего субъекта правоотношений. Конституционно-правовой статус личности – это совокупность лишь основных (конституционных) прав, свобод и обязанностей человека и гражданина; нормы КП устанавливают основы правового статуса личности. Конституционные права и свободы человека и гражданина: • являются исходным пунктом для установления других прав, свобод и законных интересов в отраслевом законодательстве; • для них характерна высокая степень обобщения и распространения; • в основе их возникновения лежат не конкретные юридические факты, а само существование (рождение) человека, состояние его в гражданстве РФ; • они обеспечиваются повышенной правовой охраной. 1. Самое общее деление прав и свобод – деление их на права человека и права гражданина – связано с дуализмом гражданского и политического общества. Как член гражданского общества человек имеет равные права со всеми другими, но как член политически организованного общества он имеет равные права только лишь с теми, кто, как и он, принадлежит к данному государству; у него больше прав и обязанностей в своей стране, чем у тех, кто к данному государству не принадлежит. 2. Понятия право и свобода – в значительной степени равнозначны. Но между ними есть и различие. «Свобода» – понятие более общее, чем «право», нередко под «свободой» понимается группа прав (в частности, политических). 3. Иногда права и свободы подразделяют на индивидуальные и коллективные. Большинство индивидуальных прав и свобод человека и гражданина могут осуществляться и коллективно, тогда как коллективные права и свободы индивидуально осуществлены быть не могут. 4. Права и свободы можно разделить на основные и дополнительные. Так, право граждан РФ на участие в управлении делами государства реализуется в том числе и через право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления. 5. Права и свободы можно разделять на общие (принадлежащие достаточно широкому кругу лиц) и особенные (частные). 6. Выделяют абсолютные права и свободы (которые ни при каких условиях не могут быть ограничены) и права и свободы, подлежащие законодательному ограничению. К первым относятся право на жизнь, достоинство личности, право на жилище, на судебную защиту, свобода совести, свобода предпринимательской деятельности, неприкосновенность частной жизни и др. Ко вторым – свобода печати, свобода передвижения, право собственности, тайна переписки и др. 7. Наиболее разработанной и традиционной является классификация прав и свобод Ч и Г по сферам проявления этих прав и свобод. Три группы: • личные (гражданские) права и свободы – это те права и свободы, которые составляют первооснову конституционно-правового статуса личности, обеспечивают конституционную защиту всех сфер частной жизни человека (круг интересов и потребностей, мысли, суждения, записи, дневники, социальные связи, интимные стороны жизни и т. п.) от непомерного и неправомерного вмешательства государства и других лиц. Большинство из этих прав и свобод носит естественный и абсолютный характер и предоставляется всем членам российского общества независимо от наличия или отсутствия гражданства РФ; • политические права и свободы – это права и свободы, обеспечивающие участие личности (как индивидуально, так и совместно с другими лицами) в жизни общества и государства, в том числе в формировании и осуществлении публичной власти. В отличие от личных прав многие политические права и свободы принадлежат только гражданам РФ (но не все: например, свобода массовой информации, право на объединение гарантируются каждому человеку независимо от гражданства РФ); • экономические, социальные и культурные права и свободы – это права и свободы, обеспечивающие реализацию и защиту жизненных потребностей человека в экономической, социальной и культурной сферах. Права и свободы этой группы, как и личные права и свободы, не зависят от гражданства и принадлежат каждому человеку. Многие права данной группы детализируются в отраслевом законодательстве: трудовом, пенсионном, семейном, жилищном и др.

51. Проблема законных интересов как элемента конституционно-правового статуса индивида.

Под защитой интереса традиционно понимается принятие соответствующих мер, направленных на предупреждение, устранение посягательства на интерес личности, а также восстановление нарушенного

интереса. Раскрытая выше двуединая природа конституционного права позволяет говорить о том, что исследуемые интересы охраняются и защищаются как исключительно конституционно-правовыми способами (позитивная нормативная охрана, ретроспективное обращение в Конституционный Суд, к Уполномоченному по правам человека, посредством деятельности общественных объединений и др.) так и с помощью других отраслей права (обращение в суд общей юрисдикции, административное обжалование, обращение за помощью в органы прокуратуры). Значит, для реализации всех существующих форм и способов защиты конституционно-правовых интересов субъект должен быть способен к участию не только в конституционных, но и в административных, гражданско-процессуальных и иных правоотношениях. Конституционное право как средство охраны изучаемых интересов представляет собой систему общеобязательных, формально определенных юридических норм, строго регламентирующих процедуру реализации интересов, не допускающих введения дополнительных условий их осуществления, а также устанавливающих меры ответственности за незаконные посягательства на конституционно-правовые интересы личности. В определении проявляется инструментальная функция конституционного права, направленная на охрану интересов посредством детальной регламентации в действующем законодательстве условий их реализации. Группу средств ретроспективной защиты составляют иные приемы и способы, которые, в свою очередь подразделяются на исковые, неисковые и универсальные. К исковым относятся средства защиты конституционно-правовых интересов личности посредством обращения субъекта в органыконституционной юстиции (Конституционный Суд РФ, конституционные, уставные суды субъектов РФ), суды общей юрисдикции всех уровней, международные судебные органы. К неисковым относится административный (внесудебный) порядок защиты интересов. Какое из средств наиболее эффективно, в применении? Может ли личность одновременно или поочередно использовать оба механизма для защиты своих конституционно-правовых интересов? Сравнение судебного и административного (внесудебного) порядка защиты конституционно-правовых интересов личности показало как положительные, так и отрицательные черты каждого из них. Так, с одной стороны, административный порядок более оперативен, специализирован и менее формализован. Судебный порядок обладает строго противоположными свойствами, но зато он представляет собой не «робкий спор униженного просителя со всесильным хозяином служебного кабинета», а открытое состязание равноправных участников судебного разбирательства Далее, следует обратить внимание на ретроспективные способы защиты конституционно-правовых интересов личности, относящихся к группе

неисковых способов. Наиболее значимыми являются защита интересов с помощью охранительных норм, посредством обращения к Уполномоченному по правам человека. Следует иметь в виду и то, что, во-первых, данное средство защиты могут использовать лишь физические лица. Во-вторых, необходимость

в этом институте возникает тогда, когда существующие институты не удовлетворяют решению поставленных контрольных задач в отношении государственного управления и защите интересов граждан от административного произвола. То есть это дополнительное, а не альтернативное средство правовой защиты в системе иных механизмов правозащитной деятельности. Универсальные средства защиты конституционно-правовых интересов личности сочетают в себе свойства позитивных и ретроспективных форм защиты. Их использование позволяет защищать конституционно-правовые интересы как до, так и после их нарушения. При этом указанные способы бывают объективными, то есть осуществляются государственными органами без участия заинтересованных субъектов в порядке общего надзора, и субъективными, где инициатива принадлежит заинтересованному субъекту. К числу объективных способов относятся деятельность Совета при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека (бывшая Комиссия по правам человека при Президенте Российской Федерации), а также прокурорский надзор за соблюдением прав и законных интересов личности. В перечень субъективных универсальных способов входят защита интересов личности посредством обращения или участия в общественных объединениях, организации и/или участии в публичных мероприятиях, а также посредством обращения в средства массовой информации. В зависимости от интересов и физического лица, и его участия в жизни общества, и государства основные права и свободы делятся на личные, политические, социально-экономические и культурные. Личные права и свободы обеспечивают охрану его жизни, удовлетворение личных потребностей. К ним, в частности, относятся право на жизнь, на охрану личного достоинства, на неприкосновенность личности, жилища, частной жизни.

52. Обязанности как элемент конституционно-правового статуса индивида.

Составной частью правового статуса того или иного субъекта правоотношений наряду с правами являются обязанности этого субъекта, равно как и гарантии его прав и ответственность. Конституция РФ 1993 г не содержит специальной главы, посвященной обязанностям человека и гражданина. Вместе с тем такие обязанности в конституционном тексте содержатся главным образом в гл. 2 «Права и свободы человека и гражданина», что подчеркивает неразрывное единство двух составных частей конституционно-правового статуса личности в РФ – конституционных (основных) прав и свобод и конституционных обязанностей. Конституция РФ говорит, в частности, о следующих обязанностях человека и гражданина, конкретизированных и детализированных в отраслевом законодательстве:

1) соблюдать Конституцию РФ и законы (ч. 2 ст. 15); 2) уважать права и свободы других лиц (ч. 3 ст. 17); 3) обязанность родителей заботиться о детях, их воспитании и обязанность совершеннолетних трудоспособных детей заботиться о своих нетрудоспособных родителях (ч. 2, 3 ст. 38 Конституции РФ, Семейный кодекс РФ); 4) обязанность каждого получить основное общее образование и обязанность родителей или лиц, их заменяющих (усыновителей, опекунов, попечителей), обеспечить получение детьми образования данного уровня (ч. 4 ст. 43 Конституции РФ, Закон РФ «Об образовании»); 5) заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ч. 3 ст. 44 Конституции РФ, Основы законодательства РФ о культуре, Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» и др.); 6) платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57 Конституции РФ, Налоговый кодекс РФ); 7) сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58 Конституции РФ, Водный кодекс РФ, Лесной кодекс РФ, Федеральные законы от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», от 24.04.1995 № 55-ФЗ «О животном мире», Закон РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» и др.). 8) обязанность граждан РФ защищать Отечество (ч. 1 ст. 59 Конституции РФ, Федеральные законы от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне», от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», Федеральный закон от 25.07.2002 «Об альтернативной гражданской службе». Характеризуя обязанности как составляющую конституционно-правового статуса личности, следует иметь в виду, что: – во-первых, обязанности, в отличие от большинства прав и свобод, носят позитивный характер, т. е. устанавливаются нормативно (законами), тогда как права человека по отношению к государству имеют преимущественно естественный, внезаконотворческий характер. Таким образом, никаких «естественных», дозаконотворческих и внезаконотворческих обязанностей у человека по отношению к государству нет; – во-вторых, Конституция РФ исходит из принципа единства не только прав и свобод, но и обязанностей граждан РФ (ч. 2 ст. 6), следовательно, ни один гражданин РФ не может и не должен произвольно уклоняться или освобождаться от выполнения той или иной конституционной обязанности, которая, в отличие от права, являющегося мерой возможного поведения управомоченного лица, есть мера должного, необходимого поведения обязанного лица. Освобождение от той или иной обязанности, как и ее установление, может иметь место только на основании закона; – в-третьих, как и некоторые права и свободы, отдельные обязанности могут быть возложены не на любого человека, проживающего в РФ (например, обязанность платить налоги и сборы, сохранять природу и окружающую среду и др.), а только на граждан РФ (в частности, обязанность по защите Отечества).

 

53. Государственно-правовая правосубъектность индивида в РФ.

Правовой статус личности отражает юридическое закрепление достигнутого обществом объема свободы личности. Он базируется на современном учении о свободе, в основе которого лежат идеи: 1. Все люди свободны от рождения, и никто не вправе отчуждать их естественные права. Обеспечение и охрана этих прав является главной обязанностью государства. 2. Свобода личности состоит в возможности делать все, что не приносит вреда другой личности. 3. Границы свободы могут быть определены законом, который соответствует праву, а право есть мера свободы. 4. Ограничение прав возможно исключительно с целью содействия достижению общего благосостояния в демократическом обществе. Личность становится субъектом права не автоматически. Она признаётся таковой законами государства и, прежде всего, его i конституцией. Для успешного реформирования общества и государства в демократическом направлении необходимо, чтобы i правовой статус личности был юридически чётким, вбирающим в себя общечеловеческие достижения в области прав человека. В трактовке правового статуса личности нет единства среди ученых. Нередко в его структуру вводятся, кроме прав, свобод, обязанностей, ещё и гражданство, законные интересы, гарантии'. Указанные категории являются либо предпосылками правового статуса, либо его условиями, сопутствуют ему, примыкают к нему, но не составляют его структуру. Известно, что интерес предшествует правам и обязанностям независимо от того, находит ли он прямое закрепление в законодательстве или просто подлежит правовой защите со стороны государства. Как категория внеправовая или «доправовая», интерес закрепляется не только в конкретных правовых предписаниях, но и в принципах права. Он способствует формированию правовой установки личности. Выделение законного интереса возможно в качестве элемента структуры социального, а не правового статуса. Гражданство как определенное политико-юридическое состояние является предпосылкой обретения индивидом правового статуса гражданина конкретного государства в полном объеме. Оно определяет формирование правового положения личности и особенностей конституционных основ его статуса. Гарантии реализации прав и обязанностей существенно влияют на содержание и социальное значение правового статуса личности. Без создания государством условий для осуществления прав, свобод, обязанностей они останутся «заявлениями о намерениях». Однако общесоциальные (экономические, политические, идеологические и др.) и специально-социальные (юридические) гарантии являются факторами реализации правового статуса личности, а не элементами структуры его системы. Имеются разные подходы к вопросу о соотношении право-субъектности и правового статуса: одни ученые считают право-субъектность предпосылкой правового статуса, другие склонны включать её в правовой статус в качестве структурного элемента, третьи — называют правосубъектность как более объемную категорию, вбирающую в себя правовой статус. Правосубъектность (праводееспособность) относится к условиям обретения правового статуса, ибо она заключена в способности лица иметь права, исполнять обязанности, нести ответственность. Однако этим её назначение не исчерпывается. Без правосубъектности невозможно определить правовой статус физического и юридического лица: специальная ность влияет на специальный статус, а индивидуальная право-субъектность в значительной степени характеризует индивидуальный статус. Правосубъектность способствует установлению отличия правового статуса от иных социальных статусов личности — экономического, политического, этнического и др. Термин «Правосубъектность» применяется к субъектам права — участникам правоотношения. Термин «правовой статус» используется для характеристики правового положения лица в целом. Предполагая наличие правосубьектности, правовой статус лица является своего рода инструментом, который систематизирует нормы о субъекте права (его права, свободы, обязанности, ответственность) и приводит их в устойчивое состояние. Поэтому Правосубъектность как важный «опорный» институт (фундамент) обретения правового статуса физическим либо юридическим лицом может быть включена в состав правового статуса. Правовой статус гражданина, иностранца или лица без гражданства непосредственно выражает его Правосубъектность, которую, как записано во Всеобщей декларации прав человека ООН, обязаны признавать все государства. Он включает в себя основные неотчуждаемые права человека, которые, как правило, закреплены в конституции демократического государства (см. о правосубъектности в главе «Правоотношения. Юридические факты»). Правовой статус личности — система закрепленных в нормативно-правовых актах и гарантированных государством прав, свобод, обязанностей, ответственности, в соответствии с которыми индивид как субъект права (т.е. обладающий правосубьек-тностью) координирует свое поведение в обществе. Термины «личность», «человек», «гражданин», «лицо» используются конституцией и законодательством. В социальном плане они обозначают членов общества. В политическом плане, в соответствии с конституцией, личность выступает в качестве гражданина, лица без гражданства, иностранного гражданина, беженца или вынужденного переселенца. Под правовым положением личности понимается юридический статус гражданина.

54. Понятие и виды гарантий конституционно-правового статуса индивида в РФ.

Правовой статус личности — система закрепленных в нормативно-правовых актах и гарантированных государством прав, свобод, обязанностей, ответственности, в соответствии с которыми индивид как субъект права (т.е. обладающий правосубьек-тностью) координирует свое поведение в обществе. Термины «личность», «человек», «гражданин», «лицо» используются конституцией и законодательством. В социальном плане они обозначают членов общества. В политическом плане, в соответствии с конституцией, личность выступает в качестве гражданина, лица без гражданства, иностранного гражданина, беженца или вынужденного переселенца. Под правовым положением личности понимается юридический статус гражданина. Правовой статус лица без гражданства, иностранного гражданина — самостоятельные категории, однако, учитывая то, что они формируются на основе правового положения гражданина определенного государства, целесообразно говорить о правовом положении личности в целом. Понятия «правовой статус личности» и «правовое положение личности» равнозначны Гарантии – меры обеспечения прав и свобод субъекта. Подразделяются на фактические (политические, экономические, социальные) и юридические. Юридические гарантии установлены в законе. Они подразделяются на: 1) материально-правовые; 2) процедурные; 3) процессуальные. 1) Закрепление правовых норм, наиболее значимых для государства в целом. Выделяют: экономико-правовые (закреплены в законодательных основах экономической системы); социально-правовые (пр.соц.полит.); политико-правовые; культурно-юридические. 2) Закрепленные нормами КП процедуры решения конкретных вопросов. 3) Закрепление в юридических нормах порядка защиты нарушенных прав и свобод. Все гарантии могут быть общими (распространяются на несколько прав и свобод) и специальные (распространяются на конкретные права и свободы). Выделяют различные виды прав и свобод, прежде всего права: гражданские, политические, личные, экономические, социальные, культурные, экологические.

Правовой статус личности отражает юридическое закрепление достигнутого обществом объема свободы личности. Он базируется на современном учении о свободе, в основе которого лежат идеи: 1. Все люди свободны от рождения, и никто не вправе отчуждать их естественные права. Обеспечение и охрана этих прав является главной обязанностью государства. 2. Свобода личности состоит в возможности делать все, что не приносит вреда другой личности. 3. Границы свободы могут быть определены законом, который соответствует праву, а право есть мера свободы. 4. Ограничение прав возможно исключительно с целью содействия достижению общего благосостояния в демократическом обществе. Личность становится субъектом права не автоматически. Она признаётся таковой законами государства и, прежде всего, его i конституцией. Для успешного реформирования общества и государства в демократическом направлении необходимо, чтобы i правовой статус личности был юридически чётким, вбирающим в себя общечеловеческие достижения в области прав человека. В трактовке правового статуса личности нет единства среди ученых. Нередко в его структуру вводятся, кроме прав, свобод, обязанностей, ещё и гражданство, законные интересы, гарантии'. Указанные категории являются либо предпосылками правового статуса, либо его условиями, сопутствуют ему, примыкают к нему, но не составляют его структуру. Известно, что интерес предшествует правам и обязанностям независимо от того, находит ли он прямое закрепление в законодательстве или просто подлежит правовой защите со стороны государства. Как категория внеправовая или «доправовая», интерес закрепляется не только в конкретных правовых предписаниях, но и в принципах права. Он способствует формированию правовой установки личности. Выделение законного интереса возможно в качестве элемента структуры социального, а не правового статуса. Гражданство как определенное политико-юридическое состояние является предпосылкой обретения индивидом правового статуса гражданина конкретного государства в полном объеме. Оно определяет формирование правового положения личности и особенностей конституционных основ его статуса. Гарантии реализации прав и обязанностей существенно влияют на содержание и социальное значение правового статуса личности. Без создания государством условий для осуществления прав, свобод, обязанностей они останутся «заявлениями о намерениях». Однако общесоциальные (экономические, политические, идеологические и др.) и специально-социальные (юридические) гарантии являются факторами реализации правового статуса личности, а не элементами структуры его системы.

Имеются разные подходы к вопросу о соотношении правосубъектности и правового статуса: одни ученые считают правосубъектность предпосылкой правового статуса, другие склонны включать её в правовой статус в качестве структурного элемента, третьи — называют правосубъектность как более объемную категорию, вбирающую в себя правовой статус.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.