Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Характеристика безналичных расчетов






2.1 Сущность и принципы организации безналичных расчетов

Безналичные расчеты – это расчеты без использования наличных денег. Они осуществляются путем перечисления денежных средств по счетам в кредитных организациях или путем зачета взаимных требований.

Современный безналичный оборот в РФ организован в соот­ветствии с несколькими основными принципами.

1. Предприятия всех форм собственности обязаны хранить свои средства на счетах в банках. В кассах предприятий разреша­ется держать лишь небольшие суммы наличных денег в пределах лимита.

2. Основная часть безналичных расчетов должна осуществлять­ся через банк.

3. Требование платежа должно выставляться либо перед от­грузкой товара, либо вслед за ней.

4. Оплата клиентом банка полученных товаров и услуг осу­ществляется банком только с согласия клиента.

5. Формы безналичных расчетов платежей, допускаемые поло­жением ЦБ РФ, выбираются предприятием по своему усмотре­нию.

Экономической базой безналичных расчетов является материальное производство. Вследствие этого преобладающая часть платежного оборота (около ¾) приходится на расчеты по товарным операциям (платежи за товары отгруженные, выполненные работы, оказанные услуги). Остальная часть платежного оборота (около ¼) – это расчеты по нетоварным операциям, т.е. расчеты предприятий и организаций с бюджетом, органами государственного и социального страхования, кредитными учреждениями, органами управления, судом и т.д.

Для проведения таких расчетов клиент открывает следующие счета в банке:

- расчетный счет открывается всем предприятиям и организациям независимо от форм собственности, которые работаю на принципах коммерческого расчета и имеют статус юридического лица. Владелец расчетного счета самостоятельно распоряжается средствами на счете, имеет самостоятельный баланс и в своей деятельности независим;

- текущий счет открывается предприятиям и организациям, которые не занимаются коммерческой деятельностью и не имеют статуса юридического лица. Обычно это общественные организации, которые находятся под контролем. Все их расходы осуществляются на основе сметы, утверждаемой вышестоящей организацией;

- простой ссудный счет открывается предприятиям для учета и погашения ссудной задолженности. Обычно такие счета открываются при разовой выдаче кредита;

- специальный ссудный счет открывается при систематической выдаче кредита надежным клиентам;

- контокоррентный счет включает в себя расчетный счет и специальный ссудный счет, расчетный счет предприятия при этом закрывается. Такие счета открываются надежным, стабильным клиентам;

- овердрафт – это счет, при котором клиент может совершать платежи, превышающие остаток средств на счете. Лимит превышения строго оговаривается в договоре, где также устанавливаются срок и процентная ставка за кредит.

Безналичные расчеты за товары и услуги, а также в связи с финансовыми обстоятельствами осуществляются в различных формах, каждая их которых имеет специфические особенности в характере и движении расчетных документов. Форма расчетов представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов, к числу которых относятся способ платежа и соответствующий ему документооборот.

Документооборот – это система оформления, использования и движения расчетных документов и денежных средств. Контроль за правильностью совершения расчетов осуществляют все участники расчетов.

 

2.2 Расчеты платежными поручениями

Платежное поручение представляет собой поручение хозяйствующего субъекта о перечислении определенной суммы со своего счета на счет другого хозяйствующего субъекта. Поручения действительны в течение 10 дней со дня выписки (день выписки в расчет не принимается). Поручения принимаются от плательщика к исполнению только при наличии средств на счете, если иное не оговорено между банком и владельцем счета. Платежные поручения по договоренности сторон могут быть срочные, досрочные и отсроченные.

Расчет платежными поручениями осуществляется по следующей схеме (рисунок 2):

 

       
   
 

 


[1] [5] [5]

Банк покупателя [2]
Банк продавца [4]
[3]

 


Рисунок 2 – Схема документооборота расчетов платежными поручениями

 

1. Покупатель (плательщик) представляет в банк платежное поручение в 4 экземплярах.

2. Банк покупателя, на основании 1 экземпляра платежного поручения списывает денежные средства со счета покупателя.

3. Банк покупателя направляет в банк продавца два экземпляра платежного поручения и денежные средства.

4. Банк продавца, используя 2 экземпляр платежного поручения, зачисляет денежные средства на счет продавца (получателя).

5. Банки продавца и покупателя выдают своим клиентам выписки из расчетных счетов и соответственно 3 и 4 экземпляры платежных поручений.

2.3 Расчеты платежными требованиями-поручениями

Платежное требование-поручение представляет собой расчетный документ, выписанный в 3-х экземплярах, содержащий требование продавца к покупателю оплатить на основании направленных ему, минуя банк, расчетных и отгрузочных документов стоимость поставленного по договору товара. Плательщик, определив возможность оплаты полученного платежного требования-поручения, сдает данный документ в обслуживающий его банк для перечисления акцептованной им суммы на расчетный счет продавца.

Возможен прием ПТП на инкассо. Инкассо – операция, с помощью которой банк по поручению клиента получает причитающуюся сумму от другого предприятия или организации. Оплата производится с согласия (акцепта) покупателя. Акцепт может быть: положительным и отрицательным; предварительным и последующим; полным и частичным.

Положительный акцепт – это форма акцепта, при которой плательщик обязан по каждому расчетному документу заявить в письменной форме свое согласие или отказ от акцепта.

Отрицательный акцепт – это форма акцепта, при которой плательщик письменно сообщает только об отказе от акцепта; незаявленный в срок отказ рассматривается банком как соглашение на оплату.

Предварительный акцепт: плательщик дает согласие на оплату до списания денег со счета; если отказ не заявлен в течение 3-х рабочих дней, то документ считается акцептованным.

Последующий акцепт предусматривает немедленную оплату расчетных документов по мере их поступления в течение операционного дня в банк, но за плательщиком сохраняется право в течение 3-х рабочих дней заявить отказ от акцепта.

Расчеты платежными требованиями-поручениями осуществляются по схеме (рисунок 3):

 

 

Продавец (получатель)
Покупатель (плательщик)
[1]

[2]

[4] [5] [6] [10] [10]

Банк покупателя [3], [7]
Банк продавца [9]
[8]

 


Рисунок 3 – Схема документооборота расчетов платежными требованиями-поручениями

 

1. Отгрузка продукции продавцом.

2. Передача платежного требования-поручения вместе с отгрузочными документами.

3. Помещение отгрузочных документов в картотеку в банке покупателя.

4. Передача платежного требования-поручения покупателю.

5. Оформление покупателем ПТП и передача его в банк. Банк принимает его только при наличии средств на счете покупателя.

6. Передача покупателю отгрузочных документов.

7. Банк покупателя списывает сумму оплаты со счета покупателя.

8. Банк покупателя направляет в банк продавца ПТП.

9. Банк продавца зачисляет сумму оплаты на счет продавца.

10. Банк покупателя и банк продавца выдают своим клиентам выписки из расчетных счетов.

 

2.4 Расчеты аккредитивами

Аккредитив – это условное денежное обязательство банка, выдаваемое им по поручению покупателя в пользу продавца, по которому банк, открывший счет (банк-эмитент) может произвести платежи продавцу или дать полномочия другому банку производить такие платежи.

Аккредитивы подразделяются на денежные и документарные.

Денежный аккредитив – это именной документ, адресованный банком-эмитентом другому банку и содержащий приказ о выплате денег покупателю в определенный срок.

Для расчетов применяется документарный аккредитив.

Схема расчетов с помощью документарного аккредитива выглядит следующим образом (рисунок 4):

       
 
Покупатель (плательщик)
 
Продавец (получатель)


[1]

[5]

                           
   
 
   
       
     
     
 
 
 


[2] [10] [11] [3] [4] [6] [7]

Банк покупателя [12]
Банк продавца
[8]

[9]

 

Рисунок 4 – Схема документооборота при расчетах аккредитивами

 

1. Заключение договора о поставке товара.

2. Покупатель дает поручение своему банку на открытие аккредитива.

3. Авизирование (извещение) банка продавца от открытии аккредитива.

4. Авизирование (извещение) продавца об открытии аккредитива.

5. Поставка товара.

6. Передача документов.

7. Предоставление кредита продавцу его банком.

8. Пересылка документов из банка продавца в банк покупателя.

9. Перечисление денежных средств банком покупателя банку продавца.

10. Передача документов покупателю его банком.

11. Акцепт документов покупателем.

12. В случае предоставления кредита под аккредитив, снятие денег со счета покупателя его банком.

Аккредитивы бывают:

1. Отзывные и безотзывные.

Отзывной – это аккредитив, который может быть изменен ли аннулирован банком-эмитентом без предварительного согласования с продавцом, например, при несоблюдении условий, предусмотренных договором, или в случае досрочного отказа банка-эмитента гарантировать платежи по аккредитиву.

Безотзывной – это аккредитив, который не может быть изменен или аннулирован без согласия продавца, в пользу которого он открыт. Продавец вправе досрочно отказаться от исполнения аккредитива, если это предусмотрено условиями аккредитива.

2. Подтвержденные и неподтвержденные.

Подтвержденный – это аккредитив, получивший дополнительную гарантию платежа со стороны другого банка. Банк, подтверждающий аккредитив, принимает на себя обязательство оплачивать документы, соответствующий условиям аккредитива, если банк-эмитент откажется совершать платежи.

Неподтвержденный – это аккредитив, не имеющий указанной гарантии.

3. Переводные (трансферабельные) – аккредитивы, которые могут быть полностью или частично использованы несколькими хозяйствующими субъектами (плательщиками).

4. Револьверный (от англ. revolver – вращаться) или возобновляемый – это аккредитив, применяемый в расчетах за постоянные краткие поставки, осуществляемые обычно по графику, зафиксированному в контракте. Он открывается не на полную сумму платежа, а на ее часть и автоматически возобновляется по мере расчетов за очередную партию товаров.

5. Покрытые и непокрытые.

Покрытые (депонированные) – это аккредитивы, при открытии которых банк-эмитент перечисляет собственные средства плательщика (покупателя) или предоставленный ему кредит в распоряжение банка продавца (исполняющего банка) на отдельный балансовый счет «Аккредитивы» на весь срок действия обязательств банка-эмитента.

Непокрытые (гарантированные) – это аккредитивы, не имеющие указания покрытия денежных средств. Это аккредитивы, платежи по которым гарантирует банк. В этом случае плательщик обращается в свой банк с ходатайством выставить для него гарантированный аккредитив. Указанное ходатайство банк-эмитент, как правило, удовлетворяет в отношении платежеспособных, первоклассных клиентов и при условии установления между ним и банком, исполняющим аккредитив, корреспондентских отношений.

Существует такая разновидность аккредитива, как аккредитив с «красной оговоркой» - аккредитив, предусматривающий выдачу исполняющим банком продавцу авансов до определенной суммы. Им может быть любой вид аккредитива. Открывая аккредитив с «красной оговоркой», банк-эмитент обязуется возместить исполняющему банку сумму выплаченных авансов, даже если отгрузка после этого не была совершена. Банки расценивают такие аккредитивы как вид необеспеченного кредита и выдают их в редких случаях.

 

2.5 Организация расчетов чеками

В РФ в качестве источника чекового права используется Положение о чеках. Бланки чеков изготавливаются по единому образцу. Чек является ценной бумагой. Бланки чеков считаются бланками строгой отчетности. Для расчетов через учреждения ЦБ России применяются только чеки, имеющие на лицевой стороне обозначение «Россия» и две параллельные линии, обозначающие кроссирование. Кроссирование может быть общим и специальным. Держатель чека, имеющего специальное кроссирование (с пометкой «Банк» между параллельными линиями), может предъявить его лишь банку, наименование которого указано между линиями.

Чаще всего различают денежные и расчетные чеки.

Денежные чеки применяются для выплаты держателю чека наличных денег в банке, например, заработную плату, расходы на хозяйственные нужды, командировочные расходы…

Расчетные чеки – это чеки, применяемые для безналичных расходов. Такие чеки – это документы, содержащие безусловный письменный приказ владельца текущего счета (чекодателя) банку о выплате указанной в нем суммы определенному лицу или предъявителю (чекодержателю).

Расчетные чеки с грифом «Россия» могут быть покрытыми и непокрытыми.

Расчеты чеками в РФ осуществляются по следующей схеме (рисунок 5):

       
 
Покупатель (плательщик)
 
Продавец (получатель)


[4]

[5]

                       
   
 
   
         
 
 


[1] [3] [10] [6] [10]

Банк покупателя [2], [9]
Банк продавца [7]
[8]

 


Рисунок 5 – Схема документооборота при расчетах чеками

 

1. Покупатель предъявляет в свой банк заявление на получение чеков и платежное поручение на депонирование сумм или заявление в двух экземплярах для получения чеков, оплата которых гарантирована банком.

2. В банке покупателя депонируются средства на отдельном счете и заполняются чеки, т.е. проставляется наименование банка, номер лицевого счета, наименование чекодателя и лимит суммы чека.

3. Покупателю выдаются чеки и чековая карточка.

4. Продавец предъявляет покупателю документы на оплату.

5. Покупатель выдает чек продавцу.

6. Продавец предъявляет чек в свой банк при реестре чеков.

7. В банке продавца зачисляются денежные средства на счет продавца.

8. Банк продавца предъявляет чек для оплаты банку покупателя.

9. Банк покупателя списывает сумму чека за счет ранее депонированных сумм.

10. Банки выдают клиентам выписки из счетов.

 

2.6 Вексельное обращение

Вексель – это письменное долговое обязательство (вид ценной бумаги) строго установленной формы, удостоверяющее безусловное обязательство одной стороны уплатить в установленный срок определенную денежную сумму другой стороне и право последней требовать этой уплаты.

Субъектами вексельного обращения являются:

1. Ремитент (векселедержатель) – владелец векселя, имеющий право на платеж по векселю.

2. Трассант (векселедатель) – лицо, выдавшее вексель.

3. Трассат (плательщик).

В процессе обращения вексель передается от одного держателя к другому с помощью передаточной надписи – индоссамента. Каждый индоссат, так же как и ремитент, несет ответственность за акцепт и платеж по векселю.

Вексельные обязательства плательщика, векселедателя и индоссатов могут быть дополнительно гарантированы полностью или частично посредством аваля – вексельного поручительства на добавочном листе (аллонже), в силу которого авалист – лицо, совершившее его, принимает часть ответственности за выполнение какого-либо из обязанных по векселю лиц.

Аллонж – добавочный лист, на котором проставляются аваль и индоссамент.

Срок платежа по векселю может быть оформлен одним из следующих способов:

1. срок на определенный день: «Обязуюсь заплатить 18 апреля 2002 года»;

2. срок по предъявлении, подлежит оплате в день предъявления, максимальный срок 1 год;

3. «во столько-то времени от составления» включает:

3.1 через определенное количество дней. Срок платежа считается наступившим в последний из этих дней, при этом день выписки векселя в расчет не принимается. Например, вексель выписан 1 апреля со сроком 20 дней. Срок погашения – 21 апреля;

3.2 через определенное количество месяцев. Срок платежа падает на то число последнего месяца, которое соответствует числу написания векселя, если в этом месяце такого числа нет, то на последний день этого месяца. Например, вексель выписан 31 марта 2002г. сроком на месяц, тогда выплата 30 апреля 2002г.;

3.3 на начало месяца (1-е число), середину месяца (15-е число) и конец месяца (последний день);

3.4 через такое-то время по предъявлению векселя. Этот способ наиболее удобен плательщику, поскольку позволяет подготовиться к платежу.

Инкассирование векселей.

Банки часто выполняют поручения векселедержателей по получению платежей по векселям в срок. Банки берут на себя ответственность по предъявлению векселей в срок плательщику и получению платежей. Если платеж поступит, вексель возвратиться должнику, если нет, вексель возвращается кредитору, но с протестом в неплатеже.

Домициляция векселей.

Банки могут по поручению клиента производить платежи по векселям в установленный срок. Эта операция противоположна инкассированию. Если в расчетах участвует кроме банка векселедержателя банк плательщика, то он является домицилянтом. Домицилянт выполняет поручение плательщика по своевременному совершению платежа по векселю. На таком векселе ставится пометка «платеж в банке» под подписью плательщика.

Банк за такие операции получает комиссионное вознаграждение, которое обычно устанавливается в процентном отношении к сумме сдаваемого на инкассо векселя.

Помимо разграничения векселей на простые и переводные они подразделяются на коммерческие, финансовые и обеспечительные.

Коммерческие векселя основаны на реальной сделке по купле-продаже товаров (услуг) в кредит, так как их выдача влечет отсрочку платежа. Коммерческие векселя передаются фактически под залог товара и обеспечиваются теми денежными средствами, которые поступают от реализации товара, приобретенного с помощью векселя. Такие векселя называют также товарными, покупательскими или покрытыми, и они составляют наиболее прочную базу вексельного оборота.

Однако помимо покрытых векселей в коммерческом обороте встречаются безденежные фиктивные векселя: дружеские, встречные, бронзовые (дутые).

Финансовые векселя являются непосредственным следствием договора займа, когда одна сторона получает от другой некоторую сумму денег, выдавая взамен вексель. Разновидностью финансовых векселей являются казначейские векселя – краткосрочные обязательства государства со сроками погашения 3, 6 или 12 месяцев, выпускаемые в обращение с целью покрытия бюджетного дефицита. Финансовый вексель, плательщиком по которому выступает банк, называется банковским векселем.

Обеспечительные векселя используются в качестве средства обеспечения своевременности и точности исполнения обязательства по какой-либо другой сделке. В банковской практике такие векселя используются в качестве обеспечения по ссудам. Такой вексель не предназначен для дальнейшего оборота, он хранится на депонированном счете заемщика и, если платеж совершается в срок, немедленно погашается. В противном случае банк получает право собственности на вексель и предъявляет его должнику к оплате.

 

2.7 Организация расчетов пластиковыми карточками

Пластиковые карты – заменители денежных знаков во всех выполняемых функциях; прогрессивная форма безналичных расчетов.

Пластиковые карты изготавливаются на основе спецификации, разработанной международной организацией по стандартизации, которая устанавливает размеры карт (85, 6 x 53, 9 x 0, 76), требования к картам при механических, химических и физических воздействиях.

Существуют следующие виды пластиковых карт:

- обыкновенные – на лицевой стороне карты помещаются сведения о владельце (имя, ПИН, наименование изготовителя, фирменный знак), на оборотной – подпись владельца. Данная карта является самой простой с фиксированной покупательной способностью;

- магнитные – те же сведения, а также на оборотной карте находится магнитная полоса, хранящая до 100 байтов (символов) информации, считываемой специальным устройством;

- электронные в виде микропроцессорных – выглядят аналогично, но оснащены чипом, обладающим объемом памяти до 8 килобайт; с их помощью можно восстановить до 200 последних операций и лазерных, имеющих лазерное сканирование.

Участниками карточного обращения являются:

1. банк-эмитент, выпустивший пластиковую карту;

2. клиент – физическое или юридическое лицо, заключившее договор с банком-эмитентом;

3. эквайер – кредитная организация, осуществляющая расчеты с предприятиями торговли, применяющими пластиковые карты, и операции по выдаче наличных денег держателям пластиковых карт;

4. процессинговый центр – структура, обеспечивающая информационное и технологическое взаимодействие между участниками расчетов.

Физическим лицам могут выдавать следующие типы карт:

1. расчетная карта – банковская карта, выданная владельцу средств на банковском счете, использование которой позволяет держателю пластиковой карты распоряжаться денежными средствами, находящимися на его счете, в пределах расчетного лимита для оплаты товаров или услуг и/или получения наличных денежных средств (дебитные или дебетовые);

2. кредитная карта – банковская карта, использование которой позволяет осуществлять операции в размере предоставленной эмитентом кредитной линии и в пределах расходного лимита.

Юридическим лицам могут выдаваться расчетные и кредитные корпоративные карты, дающие право физическим лицам – работникам данной организации пользоваться ее счетами.

Широко распространяются зарплатные пластиковые карты. Счета этих карт открываются только в рублях, на остаток начисляются проценты.

 

2.8 Организация межбанковских расчетов

Основой безналичных расчетов являются межбанковские расчеты. Расчеты между банками на территории России производятся через рассчетно-кассовый центр (РКЦ) ЦБ РФ. Для расчетов каждому учреждению банка в РКЦ открывается корреспондентский счет. Банки должны обеспечивать своевременное поступление на свой корсчет средств в размерах, необходимых для проведения платежей.

Банковские операции по расчетам могут осуществляться и по корреспондентским счетам банков, открываемых друг у друга на основе межбанковских соглашений.

Клиринговые расчеты – один из механизмов безналичных расчетов. Клиринг (англ. – очистка, расчистка) – способ регулярных безналичных расчетов, основанный на определении и зачете взаимных денежных требований и обязательств. Все расчеты осуществляются несколько раз в день во время клирингового сеанса. При проведении клиринговых операций происходит подсчет позиций (соотношений требований и обязательств) каждого участника сделки.

Равенство требований и обязательств называется закрытой позицией, а неравенство – открытой позицией. Открытая позиция считается длинной, если требования превышают обязательства, и короткой – если обязательства превышают требования.

Межбанковские клиринговые расчеты могут выполнять центральные банки через клиринговые расчетные палаты, специальные клиринговые банки, крупнейшие коммерческие банки или клиринговые отделы крупных банков.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.