Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 3. Виды и типы общения.






В психолого-педагогической литературе используются понятия «типы» и «виды» общения как определенные разновидности этого феномена. При этом у ученых, к сожалению, нет единого подхода к тому, что считать типом, а что видом общения. Существует мнение, что типологические особенности общения обусловлены их характером, а видовые — их предметной направленностью.

В зависимости от содержания, предметной направленности, целей и средств, общение можно разделить на несколько видов.

 

По предметной направленности правомерно говорить о психологической специфике политического ли религиозного, научного или экономического общения и др.

 

По средствам общения возможно деление на такие четыре вида:

· Непосредственное - осуществляемое с помощью естественных органов, данных живому существу: руки, голова, туловище, голосовые связки и т.д.;

· Опосредованное - связанное с использованием специальных средств и орудий;

· Прямое - предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения;

· Косвенное - осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди.

 

Критерий – канал общения – положен в основу выделения вербального и невербального общения (данные виды общения будут рассмотрены подробнее далее).

 

По характеру общение бывает формальным (деловое) и неформальным (светское, обыденное, бытовое); массовое и межличностное; межперсональное и ролевое; доверительное и конфликтное.

По содержанию:

1) материальное (обмен предметами и продуктами деятельности),

2) когнитивное (обмен знаниями),

3) кондиционное (обмен психическими или физиологическими состояниями),

4) мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями),

  1. деятельностное (обмен действиями, операциями, умениями, навыками).

По способу обмена информацией различают устное и письменное общение.

Устные виды общения, в свою очередь, разделяются на монологические и диалогические.

 

По форме – законченное / незаконченное.

 

По целям биологическое и социальное в соответствии с обслуживаемыми им потребностями,

 

Б.Т. Парыгин под типами общения понимает различия в общении по его характеру, т.е. по специфике психического состояния и настроения участников коммуникативного акта. По мнению ученого, типологические разновидности общения носят парный и одновременно альтернативный характер:

Ø деловое и игровое общение;

Ø безлично-ролевое и межличностное общение;

Ø духовное и утилитарное общение;

Ø традиционное и инновационное общение.

 

Несколько иного взгляда на описание разновидностей общения придерживается А.А. Леонтьев. Автор утверждает, что в исследовании общения неправомерно принимать за простейшую «клеточку» анализа «чистое» межличностное общение в диаде, поскольку каждый человек представляет собой совокупность (ансамбль) общественных отношений. Поэтому автор исходит из того, что общение - это процессы, осуществляющиеся внутри определенной социальной общности – группы, коллектива, общества в делом, процессы, по своей сущности не межиндивидуальные, а социальные. Они возникают в силу общественной потребности, общественной необходимости и реализуют общественные отношения. На основе этого автор выделяет три вида общения:

7. социально-ориентированное общение,

8. групповое предметно-ориентированное общение и

9. личностно-ориентированное общение.

 

Примером социально-ориентированного общения могут служить лекция, доклад, телевизионное выступление, где лектор или докладчик выступает как представитель общества и решает со своей аудиторией конкретные социальные задачи.

 

Групповое предметно-ориентированное общение также нацелено на решение социальных задач - организацию коллективного взаимодействия в процессе совместной деятельности. Это общение членов конкретного коллектива друг с другом или с представителями другого коллектива. В центре такого общения - проблемы, стоящие перед коллективом, совместная деятельность его представителей.

 

Личностно-ориентированное общение, представляющее взаимодействие одного человека с другим, далеко не однородно. Это может быть деловое общение партнеров, обслуживающее конкретную совместную деятельность, но это может быть также общение, в центре которого находится не какая-либо деятельность, личностные проблемы общающихся, например, выяснение отношений между друзьями или объяснение в любви между юношей и девушкой.

 

В литературе также выделяют следующие виды общения:

1. Контакт масок - формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника.

2. Примитивное общение, когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект.

3. Формально-ролевое общение, когда регламентированы и содержание, и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.

4. Деловое общение, когда учитывают особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.

5. Духовное, межличностное общение друзей.

6. Манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника, используя разные приемы (лесть, запугавшие, " пускание пыли в глаза", обман, демонстрация доброты) в зависимости от особенностей личности собеседника.

7. Светское общение. Суть светского общения в его беспредметности. Если один собеседник ориентируется на принцип " вежливости", а другой — на принцип кооперативности, они могут попасть в нелепую, неэффективную коммуникацию. Следовательно; правила общения должны быть согласованы и соблюдаться обоими участниками.

 

Бахтин выделял диалогическое и монологическое общения рассматривая их как типы общения. Деление общения на диалогическое и монологическое определяется, соответственно, по критерию равноправия партнеров. Взаимодействие может осуществляться на субъект-субъектном уровне (диалогическое общение) и на субъект-объектном уровне (монологическом общение).

 

Диалогическое общение осуществляется тогда, когда собеседники позитивно настроены по отношению друг к другу и воспринимают себя в качестве равноправных партнеров. Диалогическое общение всегда личностно ориентированно на собеседника и персонифицировано, т.е. ведется индивидами от своего собственного имени. При этом истинные чувства и желания субъектов являются открытыми. Оно позволяет достичь глубокого взаимопонимания, самораскрытия и самоактуализации, поэтому оно может быть еще определено (и часто определяется) как гуманистическое.

 

Монологическое общение реализуется при неравноправных позициях партнеров и представляет собой субъект-объектные отношения. Монологическое общение может быть императивным и манипулятивным. Императивное общение проявляется в стремлении одного из общающихся доминировать над другим, принуждать его к определенным действиям, контролировать его поступки. Манипулятивное общение также характеризуется субъект-объектным отношением, однако манипулятор стремится использовать партнера в качестве объекта таким образом, чтобы тот этого не заметил, прибегая к игре, притворству, лицемерию и т.д. Е.Л. Доценко, исследуя психологию манипуляции, выделил ее основные признаки: стремление и умение психологически воздействовать на других людей; отношение манипулятора к другому человеку как средству достижения собственных целей; стремление получить односторонний выигрыш; скрытый характер воздействия; использование психологической силы, игра на слабостях; мастерство и сноровка в осуществлении манипулятивных действий. Он также предлагает рассматривать манипуляцию как вид психологического воздействия, искусное исполнение которого ведет к скрытому возбуждению у другого человека намерений, не совпадающих с его актуально существующими желаниями. При этом человек, на которого направлена манипуляция, не понимает скрытой игры.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.