Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ВВЕДЕНИЕ. Рекомендовано Министерством






СЕРИЯ

«УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ»

В. П. Пугачев

РУКОВОДСТВО ПЕРСОНАЛОМ

ОРГАНИЗАЦИИ

Рекомендовано Министерством

общего и профессионального образования РФ

в качестве учебника для студентов нысших учебных

заведении, обучающихся по специальности

и направлению «Менеджмент"

АСПЕКТ ПРЕСС

Москва 2002


УДК 65 ББК 65.290-2 П88

Рецензенты:

зав. каф. социологии организаций социол. факультета МГУ

им. М.В. Ломоносова, докт. социол. наук,

проф. Г. Н. Бутырин;

зав. каф. занятости социально-трудовых отношений
эконом, факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, докт. эконом, наук,
проф. Р. П. Колосова

Пугачев В. П.

П 88 Руководство персоналом организации: Учебник/В. П. Пуга-
чев. — М.: Аспект Пресс, 2002.— 279 с. — (Серия «Управле-
ние персоналом»).

ISBN 5-7567-0218-0

Цель учебника — формирование социальной компетентности сотруд-
ника, культуры его организационного поведения и делового общения.

Для студентов, слушателей академий государственной службы, руко-
водителей, преподавателей управленческих дисциплин, а также всех инте-
ресующихся вопросами управления.

УДК 65 ББК 65.290-2


ISBN S-7567-0218-0


«Аспект Пресс», 1998,
2000, 2002.


Все учебники издательства «Аспект Пресс» на сайте
www.aspectpress.ru


ВВЕДЕНИЕ

Накануне XXI столетия успех любой деловой организации все в большей степени зависит от ее сотрудников. Отражением этого в области науки и образования служит бурное развитие и широкое распространение знаний в области управления персоналом. В странах с развитой рыночной экономикой изучение дисциплины «Управление персоналом» давно уже стало не только важнейшей составной частью подготовки руководителей всех уровней, но и необходимым компонентом высшего образования в целом.

Современный высококвалифицированный специалист, даже если он не руководитель, может всесторонне проявить себя в работе, лишь активно взаимодействуя с коллегами и руководством обладая необходимой культурой общения. Помочь ему в этом может изучение управления персоналом как одной из важнейших управленческих дисциплин. Данная теоретико-прикладная наука во многом формирует организационный и управленческий горизонт работника, возможности его эффективного сотрудничества с другими членами группы или команды, культуру его делового общения, т.е. обеспечивает его социальную компетентность. Последняя вместе с профессиональной компетентностью, т.е. знаниями и навыками в области специализации, характеризуют качество подготовки специалиста, потенциал эффективности его трудовой деятельности.

В высокой социальной компетентности сотрудников заинтересованы как они сами, так и вся организация. Сотрудникам социальная компетентность позволяет полнее реализовать себя, иметь плодотворные и приятные отношения с товарищами по работе и руководством, успешно решать вопросы деловой карьеры и получать удовлетворение от работы. Для организации же социально компетентные сотрудники — одно из важнейших условий реализации ее целей и делового преуспевания.

Основу социальной компетентности работников составляют их знания и навыки в области руководства персоналом. Эта дисциплина составляет ядро науки об управлении персоналом. Она изучает сквозь призму задач и функций руководства вопросы делового общения, ибо вся деятельность руководителя по управлению людьми прямо связана и реализуется через коммуникации. Знания и навыки в области взаимоотношений руководителей и подчиненных деловых отношений в целом нужны не только уже состоявшемуся и будущему руководителю, но и любому действующему в коллективе высококвалифицированному специалисту.

Руководство персоналом — достаточно универсальная с точки зрения своего распространения и применения наука. Она охватывает проблематику всех трех сфер деловой активности: государственных служб, коммерческих и некоммерческих организаций Конечно, каждая из этих областей имеет свою специфику. Однако в последние десятилетия в мире наблюдается тенденция их сближения и даже интеграции. Корпорации широко используют ценный опыт, накопленный в государственных организациях. В то же время в государственный сектор все шире проникают принципы хозяйственного расчета и конкуренции. Изменяются его философия, цели и задачи, наблюдается переход от командных принципов руководства к принципам спроса-предложения, лежащим в основе рынка. Если традиционно чиновник рассматривался как служащий государства, а уже потом общества и граждан, как беспрекословный проводник воли и решений органов и представителей власти, то сегодня он все больше воспринимается как сотрудник по оказанию услуг клиентам — гражданам, по удовлетворению их спроса и потребностей. Сближению принципов коммерческого и некоммерческого секторов способствуют также процессы приватизации, принявшие широкие масштабы не только в России и других бывших социалистических странах, но и во многих странах Запада.

Растущее сближение организационно-управленческих основ всех трех секторов деловой активности требует интеграции и отражающих их отраслей управленческих знаний, в том числе знаний в области руководства сотрудниками коммерческих и некоммерческих организаций. В течение длительного времени исследования в области руководства персоналом и преподавание соответствующих знаний осуществлялись раздробленно, в рамках различных дисциплин: экономики, психологии, социологии, наук о труде и т.д Причем такая картина наблюдалась не только в СССР, но во многом и на Западе. Это объяснялось прежде всего новизной науки об управлении персоналом, ограниченностью накопленных знаний связанной с первоначальной стадией ее развития. Сегодня в области управления человеческими ресурсами, и в частности руководства персоналом, накоплен обширный эмпирический материал разработаны достаточно эффективные методы и теории. Однако

дисциплинарная фрагментация знаний об управлении персоналом еще не преодолена.

Основная литература по данной проблематике до сих пор ориентирована либо на экономическую науку, либо на психологию либо на социологию. Такая дисциплинарная раздробленность во многом тормозит развитие управления персоналом как науки, ограничивает ее изучение в вузах и различного рода учебных заведениях для руководящих кадров.

В предлагаемом учебнике предпринята попытка интеграции разнообразных знаний в области руководства персоналом и тем самым универсализации этой дисциплины, превращения ее в необходимый компонент образования руководителя и высокообразованного специалиста любой сферы деловой активности коммерческого, государственного и общественного секторов.

Учебник «Руководство персоналом организации» — это первая часть состоящего из трех частей общего курса «Управление персоналом». Вторая часть курса — «Работа с персоналом» — будет ориентирована на деятельность служб персонала и традиционную проблематику кадрового менеджмента; третья — «Управление персоналом: тесты, тренинги, деловые игры» — содержит материалы прикладного характера, связанные с практической работой по повышению уровня подготовки специалистов.

Книга рассчитана на студентов, слушателей академий государственной службы, руководителей, преподавателей управленческих дисциплин, а также всех интересующихся вопросами управления.

Глава I






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.