Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные этапы построения гипотезы.






1. На первой стадии формирования гипотезы происходит ознакомление с эмпирическим материалом, подлежащим объяснению: Выделяются факты, которые не укладываются в прежние теории или гипотезы и должны быть объяснены новой гипотезой.

2. На второй стадии ф ормулируется гипотеза, т. е. предположение, которое объясняет данные факты. Гипотетическое предположение выдвигается, как правило, в форме индуктивного обобщения изученных фактов, поэтому имеет лишь вероятностный статус. Индуктивное обобщение — это логическая операция, в результате которой на основе характеристик, общих для некоторых уже изученных фактов, делается вывод о принадлежности данных характеристик всем фактам области обсуждения в целом. Примером индуктивного обобщения является социологический опрос. Ясно, что результаты его не абсолютны, а только правдоподобны. Однако ученые могут пользоваться и другими приемами исследования: аналогией, моделированием и т.п. На этой стадии гипотеза, объясняющая проблему или указывающая на путь ее решения, формулируется в абстрактной, общей постановке. Одновременно может выдвигаться несколько объяснительных предположений, не совместимых друг с другом. Исходную формулировку обычно называют рабочей гипотезой. Дальнейшая судьба рабочей гипотезы двоякая. Не исключается, что из рабочей она может превратиться в устойчивую плодотворную гипотезу. Вместе с тем она может быть заменена другими гипотезами, если будет установлена ее несовместимость с новыми фактами.

3. Третья стадия — оценка предположений и отбор из множества догадок наиболее вероятной. На этой стадии гипотеза проверяется как на логическую непротиворечивость, особенно если она имеет сложную форму и разворачивается в систему предположений, так и на совместимость с фундаментальными принципами данной науки.

4.На четвертой стадии происходит разворачивание выдвинутого предположения и дедуктивное выведение из него эмпирически проверяемых следствий. Здесь возможна частичная переработка гипотезы, введение в нее с помощью мысленных экспериментов уточняющих деталей.

5. На пятой стадии проводится экспериментальная проверка выведенных из теории следствий. Выведенные из гипотезы следствия сопоставляются с имеющимися наблюдениями, результатами экспериментов, с научными законами. Гипотеза или получает эмпирическое подтверждение, или опровергается в результате экспериментальной проверки.

Опровержение гипотезы. Для опровержения гипотезы используется метод фальсификации ее следствий. Кратко метод фальсификации состоит в следующем. Проверяемая гипотеза присоединяется к положениям предметной теории и из результирующей расширенной теории дедуктивно выводятся ее следствия. Если следствия окажутся вдруг противоречивыми утверждениями, то теория считается фальсифицированной, а гипотеза — опровергнутой. Другой, более простой способ опровержения гипотезы — это демонстрация несоответствия следствий из проверяемой гипотезы наблюдаемым фактам реальности. Этот способ в основном применяется в гуманитарных науках и социальной практике проблематических обсуждений, диалогов, споров.

Однако эмпирическое подтверждение следствий из гипотезы не гарантирует ее истинности, а опровержение одного из следствий не свидетельствует однозначно о ее ложности в целом.Если гипотеза не доказуема, но и не опровержима, то для того, чтобы ее принять, ее следует подтвердить фактами. Особенно в социальном познании, нельзя гипотезу просто принимать на веру, даже если она и никем не была опровергнута. Для подтверждения гипотезы используется метод верификации конкретизирующих ее следствий. Этот метод заключается в проверке логической совместимости следствий и системы фактов об изучаемом предмете.

6-й этап. Превращение гипотезы в достоверное знание или в научную теорию, если подтверждаются все выведенные из гипотезы следствия и не возникает противоречия с ранее известными законами науки. Статус объясняющего закона, принципа или теории получает лучшая по результатам проверки из предложенных гипотез. От такой гипотезы, как правило, требуется максимальная объяснительная и предсказательная сила.

Все попытки построить эффективную логику подтверждения и опровержения теоретических объяснительных гипотез пока успехом не увенчались.

Гипотеза считается состоятельной, если удовлетворяет следующим логико-методологическим требованиям.

· Гипотеза должна быть непротиворечивой, т. е. предположение не должно противоречить исходному эмпирическому базису.

· Она должна быть принципиально проверяемой. Принципиальная непроверяемость гипотезы обрекает ее на вечную проблематичность и делает невозможным превращение ее в достоверное знание.

· Гипотеза считается состоятельной, если она эмпирически и теоретически обоснована. Вероятность гипотезы зависит от степени ее обоснованности и определяется количественно либо с помощью приблизительных оценочных стандартов.

· Эвристическая функция гипотезы определяется ее информативностью, которая выражается в предсказательной и объяснительной силе гипотезы — в способности отыскать новые, еще неизвестные факты и дать им рациональное объяснение.

Знакомство с общей структурой метода гипотезы позволяет определить ее как сложный комплексный метод познания направленный на решение проблемных ситуаций, установление законов, принципов и теорий.

Теория

Существует многообразие наук: точные, естественные, технические, социальные, гуманитарные. В этом многообразии есть сходство, которое заключается в общем стремлении наук к системному представлению в знании собственного мира реалий. Основная цель научного познания — дать систематизированное описание мира.

Не менее важны и различия между науками. В естественных науках мир описывается таким, какой он есть, а не таким, каким его можно вообразить. Напротив, в гуманитарных науках наряду с эмпирически реальным миром, предметом исследования являются альтернативно возможные миры, то есть реалии, которые могли бы быть или должны быть. Естественные науки преследуют цели объяснения тех или иных фактов эмпирически существующей реальности. Гуманитарные науки не являются в строгом смысле объяснительными системами. Цель любой социальной науки — не только объяснение, но и понимание социума в его альтернативно возможных тенденциях к развитию и совершенствованию.

Естественные науки формируются в системах научных теорий, то есть теория является формой существования научного знания, а определенная иерархически связанная система теорий образует содержание некоторой конкретной науки в целом. Различные теории определенной науки жестко связаны между собой: одни являются обобщением других, вторые — их пополнением, третьи — новой интерпретацией и т.д. Социальные теории обычно не имеют системной иерархии и жесткой связи. Они, как правило, слабо связаны друг с другом и обнаруживают стремление к индивидуальности. Поэтому их лучше называть теоретическими концепциями.

Теорией называется специальная форма систематизации научного знания. Систематизация социального и гуманитарного знания называется концепцией.

Структура научной теории или концепции включает следующие элементы.

Язык теории. Любая научная теория формулируется в терминах и выражениях собственного искусственного языка, отличного от естественного. Использование искусственных языков в научной практике значительно облегчает теоретический анализ, устраняет из теории излишние, многозначные и бессмысленные языковые выражения.

Концептуальный аппарат теории — система понятий теории. Концептуальный аппарат теории составляют исходные и производные понятия. Исходные понятия не анализируются в данной теории, а уточняются контекстуально. Производные понятия вводятся в теорию по определению.

Система законов теории. Законом научной теории называется утверждение, истинное в любых ситуациях, описываемых данной теорией. Говорить о законах можно лишь относительно некоторой определенной теории, а не о законах вообще. Понятие теоретического закона в строгом смысле применимо для точных и естественных наук, таких как математика или физика. Для гуманитарных наук лучше использовать термин «принцип». Действительно, если в естественных науках понятие закона определяет повторяющиеся события, то в гуманитарных дисциплинах принцип указывает на тенденции социальных изменений.

Логика теории. Под логикой теории или теоретической концепции понимают методы и средства введения в них теоретических понятий, условий истинности утверждений теории, правил ведения доказательства.

 


Основная литература

 

1. Берков В.Ф. Логика: учеб. для студентов высш. учеб. заведений. – Минск: 2007.

2. Бочаров В.А., Маркин В.И. Основы логики: учебник. — М., Космополис, 1997.

3. Гетманова А.Д. Логика. — М., 2005.

4. Ивлев Ю. В. Логика: Учебник для высших учебных заведений. — М., 2009.

5. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. — М., 2008.

6. Свинцов В.И. Логика. Элементарный курс для гуманитарных специальностей. — М., 1998.

7. Солодухин О А.Логика. — Ростов н/Д: Логос, 2010.

 

Дополнительная литература

 

1. Войшвилло Е.К. Понятие как форма мышления.— М:, 1989.

2. Горский Д. П. Краткий словарь по логике. — М., 1991.

3. Жоль К.К. Логика в лицах и символах. — М., 1993.

4. Иванов Е.А. Логика. Учебник. — М., 1998.

5. Ивин А.А. Искусство правильно мыслить. — М., 1990.

6. Ивин А.А. По законам логики. — М., 1983.

7. Ивин А.А. Теория аргументации: Учебное пособие.— М.: Гардарики, 2000.

8. Поварнин С.М.Спор. О теории и практике спора //Вопросы философии. 1990. № 3.

9. Рузавин Г.И. Логика и аргументация. — М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997.

10. Смаллиан Р. Алиса в стране смекалки. — М., 1987.

11. Упражнения по логике. Учебн. пособие.— М., 1993.

12. Челпанов Г.И. Учебник логики. — М., 1994.


 

Молчанов Сергей Юрьевич

ЛОГИКА

Часть II

 

Лицензия НД № 14185 от 6.03.2001 г.

Формат 60х94 1/16. Тираж 30 экз. Печ.л – 3, 5. Бесплатно

Брянская государственная инженерно-технологическая академия

241037. г.Брянск, пр. Ст.Димитрова, 3, редакционно-издательский отдел. Подразделение оперативной печати

Подписано к печати _______________________

 


[1] Силлогизм происходит от греческого syllogismos (сосчитывание, выведение следствия).

1 Энтнмема в переводе с греческого буквально означает «в уме».

[3] Чисто условное и условно-категорическое умозаключения имеют общее название: условное умозаключение (условный силлогизм), т е. умозаключение, в котором по крайней мере одна из посылок — условное суждение.

[4] Латинское название правильных модусов — modus ponnens (утверждающий) и modus tollens (отрицающий)

[5] От латинского alternare — чередоваться, каждая из двух или нескольких исключающих друг друга возможностей.

[6] Латинское название утверждающе-отрицающего модуса — modus punendo tollens (модус, который «утверждая отрицает»).

[7] Латинское название отрицающе-утверждающего модуса — modus tollendo ponens (модус, который «отрицая утверждает»).

[8] От латинского lemma — предположение.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.