Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 17. Доходы и расходы государственного бюджета






Бюджетные отношения воплощаются в бюджетном фонде страны, кото­рый имеет разветвленную структуру. Конкретная величина бюджетного фонда зависит от централизации ресурсов в руках государства и методов ведения хозяйства. Как у любого фонда у государственного бюджета есть доходная и расходная части.

Доходы государственного бюджета - это экономические отношения, возникающие у государства с предприятиями, учреждениями, гражданами в процессе формирования бюджетного дохода страны. Формой проявления доходов как экономической категории, являются различные виды платежей, а материальным воплоще­нием - финансовые средства, поступающие в бюджетный фонд.

Под налоговыми доходами понимаются обязательные, безвозмездные, безвозвратные платежи в пользу бюджета. К налоговым доходам относятся также штрафы и пени, уплаченные за нарушения налогового законодательства. К неналоговым доходам относятся доходы от государственной или муниципальной собственности, доходы от платных услуг, оказываемых соответствующими органами государственной власти, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации.

По социально-экономическому содержанию доходы ГБ можно разделить на

· доходы от предприятий и организаций разных форм собственности

· доходы от государственного имущества и угодий

· доходы от государственной экономической и других видов деятельности

· поступления от личных доходов граждан

В зависимости от порядка зачисления в бюджет различают доходы, закрепленные за бюджетом каждого уровня - собственные и регулирующие.

Закрепленные доходы - доходы, которые полностью или в твердофиксированной доле (в процентах) на постоянной или долговременной основе в установленном порядке поступают в соответствующий бюджет. Регулирующие доходы бюджетов - федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты субъектов Российской Федерации или местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на 3 года) по разным видам таких доходов. При распределении налоговых доходов по уровням бюджетной системы налоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации должны составлять не менее 50 процентов от суммы доходов консолидированного бюджета РФ.

Кроме того, в доходы бюджетов может поступать финансовая помощь

Финансовая помощь от бюджета другого уровня бюджетной системы Российской Федерации в форме дотаций, субвенций и субсидий либо иной безвозвратной и безвозмездной передачи средств подлежит учету в доходах того бюджета, который является получателем этих средств.

Д отации - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации на безвозмездной и безвозвратной основах, для покрытия текущих расходов.

Субвенция - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов;

Субсидия - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов;

Расходы государственного бюджета - экономические отношения, возникающие у государства в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использованием по отраслевому и территориальному назначению для удовлетворения общегосударственных потребностей.

Расходы ГБ РФ и их распределение зафиксированы в структуре и составе бюджетной классификации.

Кроме того, расходы ГБ сгруппированы по экономическому признаку, т.е. расходы сведены в единые экономические категории, отражающие разграничение средств, направляемых на текущие или капитальные расходы. Это более детальное распределение расходов по их предметному признаку, например ЗП, начисления, все виды хозяйственных расходов, выплаты населению, именуемые трансфертами и другие категории. Кроме того, расходы делятся на защищенные и незащищенные статьи бюджета.

Между всеми видами расходов существует взаимосвязь, которая позволяет перейти от одной структуры государственных расходов к другой. Каждый раздел объединяет расходы на соответствующие цели всех министерств и ведомств, которые их осуществляют. Как правило, раздел реализуют несколько министерств и с другой стороны, министерства участвуют в выполнении нескольких разделов. Поэтому бюджет определенного федерального органа представляет собой сумму всех его затрат по соответствующим разделам.

Консолидированный бюджет РФ – свод бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ.

Характеристика по составу:

Консолидированный бюджет РФ - федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ.

Консолидированные бюджеты субъекта РФ – бюджет субъекта РФ и консолидированные бюджеты муниципальных образований.

Консолидированный бюджет муниципального образования – бюджет муниципального образования и бюджеты муниципальных образований, находящиеся на его территории.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.