№ п/п
| Новые понятия
| Содержание
| |
|
|
| |
| Рене Декарт (1596-1650)
| французский философ, основатель современной европейской философии
| |
| Метод " картезанского сомнения"
| метод познания Декарта, подвергающий сомнению и критике все явления мира, которые неочевидны и неясны для разума
| |
| «Я мыслю, следовательно, я существую (Cogito ergo sum)»
| центральное положение философии Декарта, основной принцип философии Нового времени, единственное суждение остающееся перед лицом методического сомнения
| |
| Бенедикт Спиноза (1632-1677)
| амстердамский философ. Главное произведение - «Этика»
| |
| Субстанция Спинозы
| единственная, включающая в себя все, причина самой себя, Бог
| |
| Атрибуты субстанции
| признаки качества субстанции, прежде всего, мышление и протяженность
| |
| Познавательная любовь к Богу
| это соединение мысли и эмоции
| |
| " Логический монизм"
| доктрины о том, что мир в целом есть единая субстанция, ни одна из частей которой логически не способна существовать самостоятельно
| |
| Лейбниц, Готфрид Вильгельм (1646-1716)
| немецкий философ-энциклопедист, автор множества метафизических трактатов
| |
| Монада
| единица, простая неделимая субстанция, представляющая все остальные монады
| |
| Принцип тождества неразличимых
| две неразличимые между собой субстанции неизбежно становятся единой тождественной субстанцией
| |
| Принцип достаточного основания
| в бесконечной цепи явлений нельзя не найти основание, почему данное явление совершается так, а не иначе
| |
| Метафизические доказательства существования Бога
| 1) онтологическое доказательство основано на различии между существованием и сущностью; 2) космологическое доказательство - форма аргумента от первопричины, который сам происходит из аристотелевского доказательства неподвижного двигателя; 3) доказательство от вечной истины (все утверждения, которые связаны только с сущностью, а не с существованием, или всегда бывают истинны, или никогда); 4) доказательство от предустановленной гармонии состоит в том, что так как все часы без какого-либо причинного взаимодействия показывают одно и то же время, то должна быть единая внешняя причина, которая все их регулирует
| |
| Жан-Жак Руссо (1712-1778)
| выдающийся представитель французского Просвещения XVIII в., теоретик сентиментализма, первый крупный теоретик современной педагогики
| |
| Понятие естественного человека
| целостного, доброго, биологически здорового, морально честного и справедливого
| |
| Просвещение
| выход человека из состояния несовершеннолетия, в котором он находится по собственной вине. Несовершеннолетие - это неспособность пользоваться своим рассудком без руководства со стороны кого-нибудь другого
| |
| Девиз эпохи Просвещения
| Sapere aude! (Дерзай быть мудрым!) Имей мужество пользоваться своим собственным умом!
| |
| Культ Разума
| у просветителей подразумевает защиту научного и технического познания как орудия преобразования мира и постепенного улучшения условий материальной и духовной жизни человечества
| |
|
|
|
| Иммануил Кант (1724-1804)
| немецкий философ, основатель трансцендентальной философии
|
| Докритический период Канта
| период 50-60х гг., когда он писал метафизические трактаты в русле философии Лейбница и Вольфа
|
| Критический период Канта
| период после опубликования Кантом трех " Критик": " Критики чистого разума" (1781), " Критики практического разума" (1788), " Критики способности суждения" (1790). Все эти работы связаны единым замыслом и представляют собой последовательные ступени обоснования системы трансцендентального идеализма
|
| Рассудок
| это мышление, оперирующее понятиями и категориями
|
| Категорический императив
| детерминирует волю независимо от условий, это моральный закон
|
| Разум
| это высшая способность субъекта, которая руководит деятельностью рассудка, ставит перед ними цели
|
| И. Г. Фихте (1762-1814)
| ставил перед собой задачу преодолеть кантовский дуализм теоретического и практического разума, " вещей в себе" и явлений
|
| Ф. Шеллинг (1775-1854)
| в учении Шеллинга преодолевается противопоставление мира природы как мира явлений и мира свободы, как субъективного деятельностного " Я" на основе учения об их тождестве, т. е. тождества субъекта и объекта
|
| Г.В. Гегель (1770-1831)
| немецкий философ, создатель системы объективного идеализма
|
| Абсолютная идея
| это разум, мышление, разумное мышление
|
| Л. Фейербах (1804-1872)
| немецкий философ, атеист, подвергший критике христианскую теологию и человеческую систему
|
| Славянофильство
| русское философско-идеологическое течение
|
| Соборность
| определяющим признаком соборности служит принцип " единства и множественности"
|
| В. С. Соловьев (1853-1900)
| крупнейший русский философ, заложивший основы русской религиозной философии
|
| Идея всеединства
| центральная идея философии Соловьева. По его учению, бытие, сущее есть единое, всеобъемлющее
|
| Марбургская школа
| Г. Коген (1842-1912), П. Наторп (1852-1922), Э.Кассирер (1874-1945) - основные усилия были направлены на разработку трансцендентального метода познания
|
| Баденская школа
| В. Виндельбанд (1848-1915), Г. Риккерт (1863-1936) - основное внимание было сконцентрировано на разработке методологии научного познания и вытекающего из этого переосмысления роли и назначения философии
|
| Позитивизм
| философское направление, объявляющее истинным познание фактов, полученных в ходе научного эксперимента
|
| Неокантианство
| философское течение второй половины XIX в., стремившееся возродить ряд принципов философии Канта
|
| Парадигма
| положения, объединяющие сообщество ученых (единый стиль мышления, признание данным сообществом определенных фундаментальных теорий и методов исследования)
|
| «Философия жизни»
| философское направление конца XIX в. - нач. XX в., стремившееся заменить понятие «бытия» понятием «жизни»
|
| Интуиция по Бергсону
| род интеллектуального познания, посредством которого человек отождествляется с предметом, познавая его единичность и невыразимость
|
| «Сверхчеловек»
| новое понятие человека и его судьбы у Ницше
|
| Концепция " воля к власти"
| философ Ф. Ницше развивал её на основе " воли к жизни"
|
| Психоаналитическая философия
| философские изыскания 3. Фрейда и его последователей
|