Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Специфика литературы как вида искусства

1.Искусство как вид духовно-практической деятельности человека и семиотическая система 2. Коммуникативный, созидательный, эстетический и гносеологический аспекты искусства. 3. Носитель образности в литературе, «язык» искусства литературы. 4. Место литературы среди изобразительных и выразительных искусств. 5. Понятие «литература» в истории.

 

1.Искусство как вид духовно-практической деятельности человека и семиотическая система

Ныне мы представляем, что художественная литература, которую чаще всего называют «искусством слова», составляет один из видов искусства, культуры вообще. Но так было не всегда. Для начала разговора нам необходимо выяснить, что такое искусство само по себе, затем – определить соотношение понятий литературы и искусства и высветить историю слова «литература».

Понятие искусство многозначно. Во-первых, словом «искусство», происходящим от понятия искушенности, умелости, в русском языке обозначают любое практическое мастерство (например, кулинарное искусство).

Во-вторых, оно служит родовым понятием для таких своеобразных видов деятельности, как музыка, живопись, скульптура, театр, кино и, конечно, литература. В этом значении искусство является одной из форм отражения и художественного познания жизни. Обозначая духовно-практическую деятельность человека, искусство оказывается явлением духовной культуры, в которой требуется не просто мастерство, а эстетическое совершенство. Слагаемые искусства - это творчество и его результаты, то есть произведения.

Искусством слова в первом значении может быть названо красноречие. Различные аспекты ораторского искусства изучают на дисциплинах логика, риторика, стилистика. Но у нас далее речь пойдет о литературе как разновидности искусства только во втором, специфическом значении художественной деятельности.

Все, с чем человек имеет дело в своей жизни, является или вещами (м. б., существами – «живыми вещами»), или личностями, или знаками. Знаки – это предметы, сигналы, используемые в качестве условного символа, как, например, слова являются знаками мысли, тело актера в ходе спектакля тоже - знак. В качестве знаков могут выступать как специальные сигналы, например, слова, так и вещи или живые существа. Поэтому существуют знаковые системы мимики, жестов, интонаций, цвета, звука и т. д.

Чем отличаются знаки от вещей?

Размазывая краску по поверхности, маляр пользуется ею как вещью. Живописец применяет, быть может, ту же самую краску как изобразительно-выразительное средство, то есть как знак. Первому важно материальное применение краски, второму – эстетическое впечатление, которое она вызовет. Сущность знака заключается в том, что он собою замещает нечто, дает возможность условного обозначения, выражения какого-то реального предмета, действия.

Для искусства материалом являются только знаки, поэтому любой вид искусства представляет собой семиотическую систему (от гр. sē ma – знак). В семиотическом аспекте знак - это средство смысловой коммуникации в культуре. Если эта коммуникация осуществляется в пределах одной семиотической системы, её часто называют текст. Нередко используются выражения литература как текст, произведение как текст, икона как текст. Но в искусстве контактируют разные семиотические системы, а значит, и все искусство можно назвать громадным текстом.

2. Коммуникативный, созидательный, эстетический и гносеологический аспекты искусства

Искусство имеет разные виды и выполняет несколько функций, причем в каком-то виде искусства определенные функции доминируют. И все же большинству типов искусства, в том числе литературе, кино, музыке, живописи, свойственны 4 аспекта: коммуникативный, созидательный, эстетический и познавательный, или гносеологический.

Дадим характеристику каждой из этих функций.

Первое. Искусство – это коммуникация. Всякое произведение искусства – устанавливает духовно-эмоциональную связь между художником и читателем, зрителем, слушателем. Человек, воспринимающий произведение, вступает в незримый контакт с духовным миром автора. Для постижения этого мира очень часто необходимо оказаться в роли сотворца. Человеку приходится трудиться, делать что-то вроде гимнастики души и заново создавать бытие, которое ему предложил художник. Понятно, что абсолютно этого не достичь, но достижения и не требуется. Льву Толстому на этот случай удалось сказать так: более важно обрести “иллюзию творения”[1].

Развивая способность к сотворчеству, человек расширяет и границы воображения, и просторы своей души. Созидательная функция искусства в том и состоит, что оно воспитывает в человеке художника, расправляет его душу. Оно может проходить разрушительные стадии, отрицание, авангардизм, но оно не стирает из памяти эстетические завоевания. Истинные рукописи действительно не горят, они не могут кануть в Лету бесследно. Словарь В.И. Даля толкует одно из значений слова созидать удивительно возвышенно: “творить или производить, вызывать из небытия в бытие”. Искусство при таком понимании – это вызов человека небытию. И вместе с тем это – вызов преходящему, мимолетности. Всякий текст устроен так, что он существует во времени. Но подлинные художники пытаются преодолеть бренность и эмпирическое время. Свободное искусство повелевает временем и пространством. По словам нескольких писателей, оно предписывает презирать современность. Точнее, учит не принимать ее слишком всерьез, потому что важность сегодняшнего дня завтра рассеется, а послезавтра исчезнет.

В такой же степени важна эстетическая ценность искусства, оно создает красоту формы и духа, окрыляет человека.

Гносеологическая функция состоит в том, что искусство способствует образному открытию реальности, познанию мира посредством художественных образов. С помощью образа человек получает в очень емком виде разнообразную информацию, его сознание и память растут. Федерико Феллини говорил, что ему, чтобы узнать о какой-то вещи, достаточно увидеть ее в фильме. В кадр фильма входят визуальный и слуховой ряды, поэтому кинематографическое искусство очень суггестивно, оно воздействует сразу на несколько чувств. Искусство пока лучше науки представляет жизнь подсознательного в человеке. На протяжении многих тысячелетий оно пытается изучить галлюцинации, сны, природу страха, радости и самых разных эмоций и поступков. Более того, искусство способно предсказывать потрясения человеческого мира, катаклизмы, предугадывать будущее. Сколько легенд связано с пророческой силой знаменитых “Центурий” Нострадамуса!

Видный психоаналитик, изучавший разные виды искусства, Иван Дмитриевич Ермаков выразил в одном предложении мысль, объединяющую все аспекты человеческого творчества: “…Искусство, здоровое искусство, не есть уход от жизни и создание нового, независимого от действительности мира, искусство – это возможность увидеть, познать в образах в очень сконцентрированном виде (экономически) окружающую действительность и установить с нею связь, органически осознать ее”.

3. Носитель образности в литературе, «язык» искусства литературы.

В общем, родовом смысле искусство есть подражание; виды подражания различаются в зависимости от используемого материала. Греки именовали подражание словом мимесис. Литература есть подражание при помощи слова, тогда как живопись - это подражание при посредстве изображений. Каждое искусство, познавая мир, составляет особую систему его представлений, образов. Литература создает свою форму из слов, из языка. Ее материальное воплощение в звуках и буквах. Материальный носитель образности в литературе – это слово, приобретшее письменное воплощение. Литература, как живопись, способна отображать предметы, но, подобно музыке, может передать звучание, мелодию.

4. Место литературы среди изобразительных и выразительных искусств.

Если принять во внимание классификацию видов искусств на изобразительные и выразительные, то литература будет занимать в ней пограничное положение. Ведь эпические, повествовательные произведения могут быть отнесены к изобразительным искусствам, к графике, живописи, скульптуре, архитектуре. В них слово точно, называет предметы объективного мира, описывает их. Но литература, в отличие от изобразительных искусств, обладает динамичным характером. Она способна легко манипулировать временем, пространством, композиционными приемами, традициями. Впервые об этом писал историк искусства Лессинг[2]. Он же говорил, что, если живопись двухмерна, то литература существует в трех измерениях.

Лирические произведения могут войти в ряд, где важна экспрессия, высказывание внутреннего, субъективного мира, как в произведениях музыки, танца, то есть они подходят экспрессивным искусствам. Причина в том, что слово – универсальный носитель образность, оно многое унаследовало от синкретичного древнего искусства: графику линий, ритм, звукопись, способность изображать, выражать.

Литература заметно выделяется среди прочих видов искусства тем, что пользуется уже готовой и наиболее совершенной семиотической системой – естественным человеческим языком. Однако она пользуется возможностями этого первичного языка лишь для того, чтобы создавать тексты. Значения лингвистических знаков в художественных текстах становятся «именами» других – металингвистических – знаков. Поэтому литературу принято называть вторичной знаковой системой. Эти вторичные знаки чаще всего именуют мотивами.

В первичной знаковой системе, в человеческом языке случаи пропажи носа у человека не описываются, так как их не знает даже медицина. Однако в повести Н.В. Гоголя «Нос» наиболее существенным знаком выступает само исчезновение носа у майора Ковалёва, этот художественный факт становится важным мотивом. Вместе с тем ни до Гоголя, ни после него мотив пропажи носа никем не использовался.

5. Понятие «литература» в истории

Литература (лат. Littě rā tū ra – написанное, от littě ra – буква) – слово многозначное. Таким термином обозначают произведения человеческой мысли, которые закреплены в письменном слове. Проще говоря, это все книги, содержащиеся в библиотеке, включая и так называемую устную литературу, если она зафиксирована на письме. Такое значение соответствует классическому понятию изящной словесности, включавшему в себя и философию, и науку, и красноречие.

Различают документальную, техническую, научную, публицистическую, справочную, эпистолярную, художественную литературу. Но в более строгом понимании литература – это произведения письменности, художественные тексты.

Нужно понимать, что литература как явление (то есть создание художественных текстов) гораздо старше литературы как «термина».

Литература как явление возникает на почве устной народной словесности в глубокой древности и первоначально из письменности не выделяется. В Библии, “Махабхарате” или “Повести временных лет” элементы словесного искусства сосуществуют с элементами религии, мифологии, различного рода информацией. И все же эти памятники мы воспринимаем как произведения большой эстетической ценности. Ведь религиозно-мифологическая форма сознания, лежащая в их основе, по своей структуре очень близка к художественной.

В античности, в средние века искусство слова существовало прежде всего для публичного исполнения. Оно непременно должно звучать.

С появлением книгопечатания в середине 15 века это искусство обрело “литературную” (т.е. предназначенную для чтения) форму бытия. Одновременно оно стало завоевывать новые вершины и повышать свой статус в обществе.

В трудах европейских теоретиков искусства от античности до середины XVIII века в явной или в неявной форме давалось одно и тоже определение искусства и поэзии. В общем, родовом смысле искусство есть подражание (достижение жизнеподобия, Мимесис, по Аристотелю); виды подражания различаются в зависимости от используемого материала; если живопись - это подражание при посредстве изображений, то литература есть подражание при помощи слова.

В европейских языках слово " литература" в его современном значении возникло совсем недавно. Оно стало употребляться только в XVIII веке. Вытеснив термины “поэзия”, изящная словесность, “поэтическое искусство” (в значимых трактатах мыслителей: Буало “Поэтическое искусство”, Белинского “Разделение поэзии на роды и виды” используется прежняя терминология, последний даже называет поэзию высшим родом искусства).

Западная литература в современном смысле, выделившаяся из изящной словесности, возникла в XIX веке, когда распалась традиционная система поэтических жанров, существовавшая со времен Аристотеля. Поэтическое искусство, как сказано Аристотелем в его труде «Поэтика», включало в себя главным образом эпический и драматический роды. Лирический род, в котором не было ни подражания, ни вымысла считался второстепенным. В XIX столетии роль этого рода изменилась. Эпос и драма все более стали отказываться от стиховой формы и обращаться к прозе. А тот самый род, который Аристотель исключал из своей поэтики, взял реванш: именно лирическая поэзия сделалась синонимом поэзии вообще.

В 19 веке искусство слово ярко обозначило содержательное и духовное своеобразие. Оно стало осознаваться как важный вид письменности, наряду с письменностью научной, философской, публицистической. Именно в это время в культуру прочно вошли слова литература, литератор, литературный критик.

Но в отличие от прочих видов письменности, художественная литература ставит читателя лицом к лицу не с оголённой мыслью, а с художественной действительностью, которую можно не только постигать, но и переживать, «жить», присутствовать в ней. Художественный мир произведения литературы – это новый факт, новое явление вечно творящей природы.

На исходе 19 века было очевидно, что литература в ряду искусств Франции, Англии, России занимает центральное место. В 19 веке после упадка религии и до апофеоза науки литература стала источником общественной морали. В мире конца века, все более подвластном материализму и анархизму, литература оказывалась последним оплотом против варварства.

В самом начале 20 века отличительное положение литературы зафиксировано в употребительной формуле «литература и искусство». Так, в Москве возникают журналы “Весы”, “Золотое руно”, характер которых редакторский коллектив обозначает как “художественный, литературный и критический”, тем самым четко отделяя литературу от живописи, графики, музыки, ваяния и зодчества.

К середине 20 века литература становится еще более значима. Появляется даже синтетическое понимание литературы как одной из форм художественного освоения мира, как творческой деятельности, которая принадлежит искусству.

В отличие от других видов искусства, литература постигается не в чувственном восприятии, а в интеллектуальном понимании. Искусство слова так же, как театр и кино, воспроизводит и постигает человека. Сущность литературы на многие годы определил Гегель [3]: “Главная задача поэзии будет состоять в том, чтобы способствовать осознанию сил духовной жизни и вообще всего того, что бушует в человеческих страстях и чувствах…”. В литературе 19-20 веков произошел переход от изображения, выражения и созидания чувств, умонастроений к сложному смыслосозиданию. Ведь литература заняло место, пограничное между искусством и наукой, жизнезнанием вообще. Она опередила все древние искусства по своей значимости. Поэтому некоторые явления литературы можно сопоставить с философией, историей, психологией. А художественное исследование людей, своеобразное человековедение, иногда дает знания и выводы не менее ценные, чем наука. Именно поэтому в 19 и 20 веках литература – была наиболее идеологическим видом искусства.

Литература же не только познает действительность мира. Она исследует действительность человеческого сознания. Поэтому так важна ее способность проникать в глубины чувств и мыслей. Один из писателей русской эмиграции 3-й волны Борис Хазанов отметил очень важное качество современной литературы и объяснил, на мой взгляд, как смысл написания, так и смысл чтения литературных текстов. “Литература, занятие само по себе бессмысленное, вносит в мое существование то, чего в нем нет: делает его осмысленным”[4]. Литература для меня – это спасение от чувства метафизической пустоты”[5].

Художественная литература любой эпохи обладает огромным многообразием, и все же исследователи наблюдают определенные тенденции в ее развитии, обнаруживают типологические черты произведений.

Литература делится на две основных формы: поэзию и прозу, а также на три рода – эпос, лирику и драму.

Но многие языки (например, языки Африки) до сих пор не знают родового термина для обозначения всех видов литературного творчества;

Литература 20 века и современная исключительно многоформны: сегодня трудно провести границу между тем, что является литературой, и тем, что ею не является. Черты " литературности" обнаруживаются также и за пределами литературы (начиная от каламбуров и детских считалок и кончая философскими медитациями, не говоря уже о журналистских репортажах или описаниях путешествий). А вот пример, когда произведение художественное обретает черты нелитературные. В 1931 г. появилась книга “Иисус Неизвестный”. Ее автор - Д.С. Мережковский, писатель, историк искусства, религиозный философ. Уникальность его творческой личности (а Мережковский долгие годы был претендентом на вручение Нобелевской премии) сказалась на необычности и формы, и содержания книги. Философ Б.П. Вышеславцев охарактеризовал это сочинение как “не литературу, не догматическое богословие, не религиозно-философское рассуждение, а интуитивное постижение скрытого смысла, разгадывание таинственного “символа” веры, чтение метафизического шифра, разгадывание евангельских притч” [6]

Традиционно считают, что совокупность литературных произведений, созданных на определенном языке или в определенных государственных границах, составляет национальную литературу. Но это не всегда так, пример – отечественная литература после 1917 г. разбилась надвое: стала советской и зарубежной. Национальные литературы образуют мировую, или всемирную литературу. Однако на место единой литературы явились многочисленные типы дискурса. Явился дискурс журналиста, адвоката, политика, литератора. Если говорить о литературе как объекте изучения, то сказать можно следующее. В действительности есть лишь единое поле исследований, которое в настоящее время разделено между семантиками и филологами, социо- и этнолингвистами, специалистами по философии языка и психологами[7].

Поэтому возникают разные определения термина литература. Функциональные, структурные, поэтические.

Наиболее многочисленны функциональные определения литературы (указывающие на ту роль, которую она играет). Метафизик Хайдеггер, определяя сущность литературы, утверждает, что искусство есть произведение истины в действительность или что литература есть обоснование бытия через слово.

Современные теоретики литературы, особенно на Западе (Цветан Тодоров), полагают, что современное искусство подражает не реальным, а вымышленным предметам, не нуждающимся в фактическом существовании. Они дают структурное определение литературе, называя ее вымыслом (fiction). Это определение было дано с точки зрения красоты; представление о том, что литература должна " нравиться", с 18 века берет верх над представлением о том, что она должна " наставлять". Мнение ученых возникло из представлений самих писателей. Такую позицию (независимость искусства, ее собственная значимость) когда-то отстаивали немецкие романтики, затем ее унаследовали символисты; она будет определяющей для всех символистских и постсимволистских движений в Европе. В этой позиции берет начало поэтическая функция - это такая функция, которая сосредоточивает внимание на " сообщении" ради него самого. До сих пор это определение остается господствующим, даже если и получает различные формулировки.

Если отвлечься от научного звучания истории дефиниции литература и показать звучание эмоциональное, то можно обратиться к таким суждениям.

Как узнать плохая литература, бездарный писатель или нет? Живописец и композитор проходят вполне определенный (всем видный) путь обучения. Их профессионализм легко доказать. А чем отличается хороший писатель от плохого?

Литературу окружает ореол иллюзорной общедоступности. О музыке и живописи говорят определенные классы искусствоведов, о литературе - все, кому захочется. Но Искусство слова не доступно каждому. Не каждый может воспринимать художественное произведение, и далеко не каждый способен создать литературный текст. Как сказал Готфрид Бенн, можно научиться эквилибристике, научиться плясать на канате, орудовать противовесом, ходить на ногтях - но ворожить словом вы или можете, или не можете.

Живописное произведение можно посмотреть, потрогать, оно занимает место в пространстве. А где располагаются, пока не опубликованы, роман или эссе?.. Литературе нужно постоянно доказывать свою важность. Доказательство - в идее полезности, или востребованности. Критик Олег Дарк говорит за писателей: “Мы нужны. Как Фирс. Без нас вы беспризорны. Неуверенность литературы в себе колеблется, может расти и убывать. Но литература все время, хотя и в разной степени, стремится выйти за свои пределы, занять место " в жизни" ” [8]. Литература – это опасная игра. Она может катастрофически отразиться на течении жизни писателя. Многих творцов, будь то Мопассан, Гоголь, Маяковский или кто-то еще, она поглотила целиком. Мопассан сошел с ума и грезил своими персонажами. Гоголь создавал свой образ вне литературы с помощью литературы. Маяковский искренне полагал, что поэзию можно приравнять к штыку. Порабощенные литературным писанием попадают в ситуацию игроков, которые без конца проигрывают и не могут остановиться. Но этот недуг происходит от желания и надежды сделать то, что еще никому не удавалось. Рядовой человек, живущий “обыкновенной жизнью” и не выходящий за ее границы, может быть ею доволен. Литератору же необходима духовная кульминация, метафизический прорыв. Именно поэтому литератор не может не быть маргинальной фигурой. Писатель живет в своем времени и вопреки ему. Движение литературы на обочину усиливается потому, что люди меньше обращают внимания на прозу и поэзию. Современная жизнь более занимательна и у людей остается мало времени, чтобы читать книги. Но в своей претензии быть нужной литература права.

Другое дело, что у многих современников происходит переоценка литературы. В восприятии нескольких поколений она заменяется массовой литературой, общедоступными текстами для развлечения толпы, в которой и младший школьник и продвинутый программист и великовозрастный пенсионер – все одинаково поймут и одинаково оценят. Серьезная литература напоминает человеку о своей душе, о душах других людей, об автономности и культуре личности и только в последнюю очередь – об инстинктах. Развлекательная литература сделает их главным предметом изображения.

 

Литература

1. Мельников Н. Г. Массовая литература // Введение в литературоведение. Литературное произведение: основные понятия и термины / Под. ред. Л. В. Чернец. М., 1999. С. 177–191.

2. Основы литературоведения: Учеб. пособие для филологических факультетов пед. ун-в / Под общ. ред. В. П. Мещерякова. М.: Московский лицей, 2000. С. 13–16.

3. Теория литературы: Учеб. пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений: В 2 т. / Под ред. Н. Д. Тамарченко. М.: Изд. центр «Академия», 2004. Т. 1. С. 16–20.

4. Чернец Л. В. Литературное произведение как художественное единство // Введение в литературоведение. Литературное произведение: основные понятия и термины / Под. ред. Л. В. Чернец. М., 1999. С. 153–177.

 

Дополнительная литература

1. Борев Ю. Эстетика. М., 1981.

2. Аристотель. Об искусстве поэзии. М., 1987.

3. Волков И. Ф. Теория литературы: Учеб. пособие для студентов и преподавателей. М., 1995. С. 6–38.

4. Вышеславцев Б.П. Д.С. Мережковский. “Иисус Неизвестный” // Современные записки. Париж, 1934. Т. 55. С. 431–432.

5. Гегель Г. Эстетика. М., 1971. Т.3. С. 355.

6. Дарк О. Лакей и его лакей. https://www.russ.ru/krug/ [Дата публикации 12 февраля 2001 года.]

7. Лессинг Г.Э. Лаокоон, или о границах живописи и поэзии. С. 176.

8. Татаркевич В. Античная эстетика. М.: Искусство, 1977. С. 31–32; 219–244.

9. Тодоров Ц. Понятие литературы // Тодоров Ц. Семиотика. М., 1983. С. 355–369.

10. Толстой Л. О Литературе. М., 1955. С. 598

11. Тынянов Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1975.

12. Федотов О. И. Введение в литературоведение: Учеб. пособие. М.: Академия, 1998. С. 21–26.

13. Хазанов Б., Глэд Д. Допрос с пристрастием. Литература изгнания. М., 2001. С.42–44.

14. https://www.cultinfo.ru/fulltext/1/001/008/070/739.htm


[1] Толстой Л. О Литературе. М., 1955. С. 598.

[2] Лессинг Г.Э. Лаокоон, или о границах живописи и поэзии. С. 176.

[3] Гегель Г. Эстетика. М., 1971. Т.3. С. 355.

[4] Хазанов Б., Глэд Д. Допрос с пристрастием. Литература изгнания. М., 2001. С. 42.

[5] Хазанов Б., Глэд Д. Допрос с пристрастием. Литература изгнания. М., 2001. С. 44.

[6] Вышеславцев Б.П. Д.С. Мережковский. “Иисус Неизвестный” // Современные записки. Париж, 1934. Т. 55. С. 431–432.

[7] Тодоров Ц. Понятие литературы // Тодоров Ц. Семиотика. М., 1983. С. 355-369.

[8] Дарк О. Лакей и его лакей. https://www.russ.ru/krug/ [Дата публикации 12 февраля 2001 года.]

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Гиперболическая модель роста надежности | Пример 1.1.




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.