Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Расчет открытых конических передач
Открытые конические передачи в приводе применяют для передачи вращения между пересекающимися валами. Как и для открытых цилиндрических передач для них свойственны малые окружные скорости м/с и сравнительно большие габариты. Колеса выполняют прямозубыми из нормализованных или улучшенных сталей с твердостью поверхности зубьев до 350 НВ. 3.3.1 Проектировочный расчет открытых конических передач, так же, как и расчет открытых цилиндрических передач, ведут по критерию усталостной прочности зубьев при изгибе. Исходными данными для расчета являются: – вращающий момент на конической шестерне, Н× м; –передаточное число передачи; – частота вращения конической шестерни, об/мин. Рекомендуется следующий порядок действий: По табл. 3 выбирают материал. Рекомендуемые марки стали: 45, 35Л, 40Л, 40ХЛ и др., допускающие отливку заготовок колес больших диаметров. Твердость шестерни принимают на 20...30 НВ выше твердости колеса. Назначают число зубьев шестерни = 20...25 и определяют число зубьев колеса . После округления до целого значения находят фактическое (окончательное) значение передаточного числа: . Определяют допускаемое напряжение изгиба для зубьев шестерни по приближенной формуле , где – предел выносливости зубьев при изгибе, табл. 5. Находят эквивалентные числа зубьев шестерни и колеса по формулам ; , где , – углы начальных конусов. Для ортогональной передачи ; . Далее из табл. 11 выбирают коэффициенты формы зуба и . Вычисляют вспомогательный параметр , где коэффициент ширины зубчатого венца относительно внешнего конусного расстояния, как и в случае закрытых передач, обычно принимают равным 0, 285. В соответствии с наиболее близкой схемой конических передач, приведенных в п. 2.3.2 на рис. 8, выбирают ветвь графика на рис. 9, по которой находят коэффициент концентрации нагрузки , который сам по себе в дальнейшие расчеты не входит, но позволяет определить коэффициент концентрации нагрузки при расчете на усталостную прочность зубьев при изгибе : . Находят предварительное значение модуля зацепления в среднем сечении зубьев: , (24) где вспомогательный коэффициент = 14; – опытный коэффициент, учитывающий понижение изгибной прочности зубьев конических передач в сравнении с цилиндрическими передачами, обычно принимают = 0, 85; коэффициент ширины зубчатого венца относительно среднего делительного диаметра шестерни находят по формуле . Вычисляют внешний модуль зацепления: . Полученное значение округляют до ближайшего большего в соответствии с табл. 10. Уточняют средний модуль по скорректированной величине внешнего модуля зацепления: . Значение среднего модуля округлению не подлежит. 3.3.2 Определяют основные размеры конической пары: - внешнее конусное расстояние ; - расчетная ширина зубчатого венца колеса . Значение округляют до ближайшего из ряда Ra40 нормальных линейных размеров (табл. П3); - внешние делительные диаметры пары: ; ; - средние делительные диаметры пары: ; ; - внешняя высота головки зуба ; - внешняя высота ножки зуба ; - внешние (габаритные) диаметры окружностей вершин зубьев ; ; - окружная скорость передачи . По результатам расчетов заполняют табличную форму:
3.3.3 Определяют силы в зацеплении конической пары: - окружная сила (на среднем диаметре колес) ; - радиальная сила на шестерне ; - осевая сила на шестерне ; - радиальная сила на колесе ; - осевая сила на колесе . Значения сил в зацеплении заносят в форму:
3.3.4 Проверочный расчет на усталостную прочность при изгибе зубьев начинают с определения уточненных значений допускаемых напряжений изгиба для шестерни и для колеса (см. п. 2.1). Затем находят расчетные напряжения изгиба для зубьев колеса и шестерни: ; (25) , где = 0, 85; коэффициент входит в формулу (24); коэффициент 1 для прямозубых колес; коэффициент зависит от значения коэффициента : при твердости поверхности зубьев колеса (2) менее 350НВ; при более высокой твердости. В свою очередь коэффициент выбирают по табл. 9, принимая степень точности конической передачи, равной 9 при окружной скорости 1, 5 м/с, и равной 8 при 1, 5 4 м/с. Проводят проверку по условиям: ; . Допускается перегруз до 5%. 3.3.5 Проводят проверочный расчет на прочность при изгибе максимальной нагрузкой. С этой целью для каждого из колес пары в соответствии с п. 2.2.8 находят максимальные допускаемые напряжения изгиба и . Далее определяют расчетные максимальные напряжения изгиба: ; , где коэффициент перегрузки определяют по графику режима работы привода в техническом задании. Для каждого из колес пары проводят проверку по условию . В случае невыполнения условий проверок следует предпринять одну из следующих мер по обеспечению прочности зубьев: - при прежних размерах зубчатой пары выбрать другой материал с более высокими механическими характеристиками, и, следовательно, с более высокими значениями допускаемых напряжений; - при прежнем материале пересчитать размеры передачи, выбрав внешний модуль зацепления большего номинала.
|