Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Необходимость и значение государственного регулирования страховой деятельности. Пути приближения законодательной и нормативной базы страхования к международным стандартам.






Переход к рыночной экономике обеспечил существенное возрастание роли страхования в общественном воспроизводстве, значительно расширил сферу страховых услуг и развитие альтернатив государственному страхованию.

Основным нормативным документом, на основе которого регулируется деятельность в этой сфере, является Закон РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» от 27.11.1992 г. № 4015-1.

Согласно статье 2 данного закона страхование – отношения по защите интересов физических и юридических лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при наступлении определённых страховых случаев за счёт денежных фондов, формируемых страховщиками из уплаченных страховых премий (страховых взносов), а также за счёт иных источников.

Страховая деятельность (страховое дело) – сфера деятельности страховщиков по страхованию, перестрахованию, взаимному страхованию, а также страховых брокеров, страховых актуариев по оказанию услуг, связанных со страхованием и с перестрахованием.

В соответствии со статьёй 953 ГК РФ, объект страхования может быть застрахован по одному договору страхования совместно несколькими страховщиками (сострахование).

Если в договоре сострахования не определены права и обязанности каждого из страховщиков, они солидарно отвечают перед страхователем (выгодоприобретателем) за выплату страхового возмещения по договору имущественного страхования или страховой суммы по договору личного страхования.

В соответствии со статьёй 967 ГК РФ, риск выплаты страхового возмещения или страховой суммы, принятый на себя страховщиком по договору страхования, может быть им застрахован полностью или частично у другого страховщика (страховщиков) по заключённому с последним договору перестрахования. При перестраховании ответственным перед страхователем по основному договору страхования за выплату страхового возмещения или страховой суммы остаётся страховщик по этому договору. Допускается последовательное заключение двух или нескольких договоров перестрахования.

Учитывая специфику страхового дела, формирование экономической информации о деятельности страховщиков (в том числе и для определения налогооблагаемых баз по отдельным налогам) производится по отдельному Плану счетов, введённому приказом МФ РФ от 04.09.2001 года № 69н.

Данный План счетов может применяться только страховщиками.

Шифры счетов имеют 2-значное цифровое обозначение, как для коммерческих организаций.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, занимающиеся страховым бизнесом, уплачивают налоги в соответствии с требованиями Налогового кодекса.

Перечень и виды налогов аналогичны тем, которые уплачиваются коммерческими банками. Так же как для коммерческих банков, для страховщиков, согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 346.12 Налогового кодекса, запрещено применять специальный налоговый режим – упрощённую систему налогообложения (УСН). Но это не означает, что все организации, осуществляющие деятельность в сфере страхования, не вправе применять УСН. Лица, осуществляющие вспомогательную деятельность в сфере страхования – страховые агенты, страховые брокеры, специалисты по оценке страхового риска и убытков, специалисты по расчётам оценки страховой вероятности (актуарии), распорядители спасательными работами и другие лица, осуществляющие прочую вспомогательную деятельность в сфере страхования, кроме обязательного социального обеспечения – вправе перейти на УСН.

Налоги, уплачиваемые страховой организацией:

как налогоплательщиком:

- налог на прибыль организаций;

- единый социальный налог;

- налог на имущество организаций;

- транспортный налог (при наличии транспортных средств);

- земельный налог (при наличии в собственности земельных участков);

- государственная пошлина (при осуществлении юридически значимых действий);

как налоговым агентом:

- налог на доходы физических лиц;

- налог на добавленную стоимость.

Основным налогом, который уплачивают страховые организации, так же как и другие участники финансового сектора экономики, является налог на прибыль организаций, поэтому для страховщиков особенности исчисления данного налога предусмотрены отдельными статьями в 25-й главе НК РФ.

Индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в сфере страхования, уплачивают налоги в общеустановленном порядке и специальных положений в Налоговом кодексе по ним не предусмотрено. При определении налоговой базы по НДФЛ учитываются особенности состава доходов и расходов, предусмотренные для организаций главой 25 НК РФ.

 

 

28. Органы контроля за страховой деятельностью и их функции. Регистрация и лицензирование страховщиков. Контроль за деятельностью страховщиков.

Основными органом государственной власти, осуществляющим регулирование и надзор за страховой деятельностью, длительное время являлась Федеральная служба страхового надзора (ФССН) Министерства финансов РФ. В марте 2011 года президент Российской Федерации Дмитрий Медведев подписал указ об упразднении ФССН и присоединении ее к Федеральной службе по финансовым рынкам[4].

Основными функциями ФСФР в части страхового надзора являются:

§ выдача (а также отзыв и приостановление) лицензий на осуществление страховой деятельности;

§ ведение единого Государственного реестра субъектов страхового дела (в которые включены страховые и перестраховочные компании, общества взаимного страхования, страховые брокеры и актуарии)и их объединений;

§ установление по согласованию с Министерством финансов РФ и Федеральной службой государственной статистики плана счетов и правил бухгалтерского учета, показателей и форм учета страховых операций и отчетности;

§ установление сроков публикации годовых балансов и счетов прибылей (убытков) страховщиков;

§ контроль за обоснованностью страховых тарифов и обеспечением платежеспособности страховщиков;

§ установление правил формирования и размещения страховых резервов;

§ разработка нормативных и методических документов по вопросам страховой деятельности в рамках компетенции;

§ обобщение страховой практики, представление предложений по совершенствованию законодательства РФ о страховании.

Регламентированные права ФССН состояли в следующем:

§ получение необходимой для выполнения функций информации от страховщиков, предприятий, учреждений, граждан;

§ проведение проверок соблюдения страховщиками законодательства Российской Федерации;

§ ограничение действия лицензий страховщиков, нарушающих Законодательство РФ;

§ обращение в арбитражный суд с иском о ликвидации страховщиков

Президент РФ Дмитрий Медведев сообщил о подписании указа об упразднении ФССН и разделении надзорных функций за участниками финансового рынка между ФСФР и Банком России на совещании по созданию в Москве Международного финансового центра (МФЦ). Комментируя указ, президент отметил, что обновленная служба получит «определенные возможности», «включая функции по нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере финансового рынка, за исключением банковской и аудиторской деятельности»[5]. Осенью 2012 года начал широко обсуждаться проект создания так называемого финансового мегарегулятора — органа власти, в ведение которого решено было передать регулирование и надзор над банками, страхованием и финансовыми рынками. [6].


4 Добровольное медицинское страхование — вид личного страхования. Оно позволяет получать помощь в лечебно-профилактических учреждениях (ЛПУ), не работающих по программе ОМС.

Добровольное медицинское страхование принято подразделять на индивидуальное (учитывающее сложность конкретного заболевания конкретного лица) и на коллективное (учитывающее риск возникновения определённых заболеваний у группы лиц).

Страхователями выступают физические лица (как правило по индивидуальным программам — беременность, клещевой энцефалит и т. п.) и работодатели (как правило по коллективным программам — амбулаторно-поликлиническая помощь, стационарное лечение, стоматология).

Застрахованными выступают физические лица.

Выгодоприобретателями являются лечебно профилактические учреждения.

Застрахованные получают бесплатно медицинскую помощь в учреждениях-выгодоприобретателях. Страховщик компенсирует выгодоприобретателю понесенные затраты.

В исключительных случаях (при невозможности получить помощь в ЛПУ, предусмотренному в договоре страхования) допускается возмещение страховщиком понесенных расходов непосредственно застрахованному.

Согласно российскому законодательству, обеспечением и защитой прав застрахованных граждан занимаются:

-орган законодательной власти субъекта РФ

-орган исполнительной власти субъекта РФ

-страхователи (работодатель)

Территориальный фонд Обязательного Медицинского Страхования (для соответствующей системы)

-страховые медицинские организации и их ассоциации

-орган управления здравоохранением

-профессиональные медицинские ассоциации

-лечебно-профилактические учреждения (поликлиники, больницы)

-лицензионно-аккредитационные комиссии

органы государственного контроля (прокуратура, антимонопольный комитет, Уполномоченный по правам человека, Представитель Президента РФ, Росздравнадзор)

субъекты общественного контроля (профсоюзные органы, Общество защиты прав потребителей, СМИ, гражданин)

субъекты досудебного и судебного разрешения споров.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.